Каждый спортсмен обязан знать порядок своих действий в особых случаях полета, систематически тренировать на земле и в воздухе эти действия по управлению дельтапланом. Действия спортсмена и РП зависят от характера особого случая и должны быть инициативными, уверенными и в первую очередь направленными на сохранение жизни спортсмена.
К особым случаям полета относятся следующие:
- попадание в опасные метеоусловия (сильная болтанка, ветер);
- потеря пространственной ориентировки;
- попадание в зону спутной турбулентности от впереди летящего дельтаплана;
- ухудшение состояния здоровья;
- попадание в режимы, при которых дельтаплан непреднамеренно теряет устойчивость и управляемость;
- затягивание в облака;
- вынужденная посадка вне посадочной площадки;
- посадка на воду;
- посадка на строения;
- посадка на линию электропередач;
- частичная поломка дельтаплана в воздухе.
Действия спортсмена при попадании в опасные метеоусловия
- Определить причину возникновения турбулентности, её зону и по возможности покинуть её;
- Изменить курс полета в сторону наикратчайшего пути выхода из зоны болтанки:
- Устранять крены. Действия спортсмена должны быть не резкими во избежание раскачки дельтаплана по крену и тангажу;
- Скорость повышенную, для запаса;
- Опасно в первую очередь на посадке, быть готовым к резкой просадке у земли
2) Посадка по ветру
- Самостраховка в случае сильного ветра может не спасти
- Доворачивать против ветра или хотя бы на 90 градусов
- Можно создать крен, сознательно зацепившись консолью о землю, и выдать ручку. Получившийся циркуль развернет вас как надо
- В последний момент отдача ручки, пробежка сколько есть сил и самостраховка.
Действия спортсмена при потере пространственной ориентировки
- Зафиксировать свое тело относительно середины трапеции;
- Скорость держать наивыгоднейшей и ждать момента выхода из облаков или появления линии естественного горизонта, наземных ориентиров;
- При появлении ориентиров спортсмен производит ориентировку и заходит на посадку.
Потеря пространственной ориентировки происходит при попадании в облака, ливневый дождь, сильную дымку, туман и другие условия, при которых не просматривается линия естественного горизонта.
Действия спортсмена при затягивании в облака
- Контроль скороподъемности и размеров потока, не докручивать до нижней кромкой облаков в условиях сильных, мощных и обширных восходящих потоков и развивающейся кучево-дождевой облачности;
- При явной угрозе улетать на максимально возможной скорости по прямой, под 90 градусов к ветру, либо в сторону хорошей погоды по ветру;
- Не улетать в горы!!!
Действия спортсмена при ухудшении состояния здоровья
Немедленно прекратить полет и произвести заход на посадку на ближайшее безопасное поле. Ухудшение состояния здоровья может произойти при продолжительном полете, в результате теплового-солнечного удара (потеря сознания), проблемы с сердцем и т.д. Не стартовать в подобном состоянии.
Действия спортсмена при попадании в режимы, при которых дельтаплан непреднамеренно теряет устойчивость и управляемость
А) при попадании в штопор, срыв аппарата: плавно прибрать ручку управления к себе, а затем выровнять дельтаплан (обычно это достигается перемещением спортсмена в сторону, противоположную возникшему крену);
Б) при вхождении в «голландский шаг», раскачка дельтаплана: плавно приотдать ручку управления от себя, можно даже «бросить» ручку управлении;
б) при попадании во флаттерное пикирование, кувырок, непознанное явление: воспользоваться средствами спасения, если таковые имеются.
В случае неизбежного падения необходимо:
- встать ногами на ручку трапеции и откинуться на зад;
- перед встречей с землей немного согнуть ноги в коленях, напрячь их и прыгнуть в трапецию.
Действия спортсмена при посадке на воду
- Рассчитать свой курс так, чтобы приводниться по возможности ближе к берегу;
- перед посадкой сделать глубокий вдох и задержать дыхание;
- после приводнения отсоединить подвесную систему и вынырнуть из-под дельтаплана.
В случае зацепления за конструкцию дельтаплана не суетиться, а спокойно произвести отцепление и вынырнуть на поверхность. Не прыгать заранее – очень тяжело определить высоту без ориентиров.
Действия спортсмена при посадке на лес
- Выбрать для посадки наиболее густую крону лиственного дерева или плотную группу деревьев одинаковой высоты;
- Не пытаться перетянуть до последнего, опасно зацепление спидбаром за верхушки деревьев;
- Посадку производить на режиме парашютирования, принимая вершины крон за поверхность земли;
- После посадки взяться за ближайшую толстую ветвь и осмотреться;
- Если дельтаплан висит непрочно и до ствола далеко, ожидайте помощи группы спасения.
Действия спортсмена при посадке на в населенном пункте, на строения
- Не перетягивать поселки на малой высоте;
- Очень внимательно смотреть насчет проводов, если точно нет – можно сесть на дорогу;
- Выбрать широкую и плоскую крышу без проводов, антенн, труб и т.п.;
-посадку совершать на ближнюю часть крыши, в случае явного перелета повторный старт;
- Попробовать сесть в дерево;
- Отличный вариант – стадион;
- В крайнем случае, выбрать самое низкое место (какой-нибудь огород, одноэтажные строения и т.д.) и садиться с парашютирования.
Действия спортсмена при посадке на линию электропередач
- Постараться перелететь ЛЭП над опорами (по верхним точкам опор идет плохо видимый провод грозозащиты);
- Сделать маневр и попытаться «поднырнуть» под провода;
- В случае явного столкновения постараться не допускать касания двух проводов сразу.
Действия спортсмена при частичной поломке дельтаплана в воздухе
- Немедленно осмотреть дельтаплан и определить повреждение;
- Немедленно бросить запаску;
- Встать ногами на ручку трапеции или растяжки под сохранившуюся часть купола и все усилия прилагать для поддержания горизонтального полета;
- Перед ударом о землю напрячь все мышцы и немного согнуть ноги в коленях и тазобедренных суставах.
Действия спортсмена по устранению столкновения с прочими препятствиями
- Систематически производить осмотр воздушного пространства;
- При обнаружении препятствий определить их положение и принять решение на маневр для предупреждения столкновения (отвернуть вправо или влево, уйти вверх или вниз).
Действия спортсмена при попадании в зону спутной турбулентности от впереди летящего дельтаплана
Создать крен и уйти в сторону. Спортсмен должен знать физическую сущность спутной турбулентности от впереди летящего или стартующего дельтаплана и стремиться пересекать ее перпендикулярно.
Действия спортсмена при вынужденной посадке вне посадочной площадки
- Выбрать площадку с наименьшим количеством искусственных и естественных препятствий;
- Определить направление ветра у земли (по дыму, пыли, деревьям, волнам и т. д.);
- При посадке на посевы и кустарник верхушки растительности принимать за поверхность земли;
- При посадке на болото или кустарник выбирать участок с наиболее густой растительностью.