Языки программирования сервиторов

Когда я писал "Инструкции для пользователя" по работе с сервиторами, пользуясь манерой изложения, принятой в компьютерных учебниках, к применению сервиторов в рамках псевдокибернетической парадигмы относились с изрядной долей юмора. Но когда мы вступили в эпоху информационной технологии, отношение к сервиторам изменилось, и даже появились некоторые интересные идеи по расширению их использования. К одной из таких идей относится уже проводимая ранее аналогия между сигиллизированной декларацией намерения как причиной создания сервитора и компьютерным кодом, то есть инструкциями, которые выполняет сервитор. Эта идея развивалась в двух направлениях. В первом подходе код представлялся в виде контура сигилл, изображенного ниже. Основные инструкции сервитора сводились к следующему:

Усиление (I) за счет руны Отель (II), Камеи Марса (III) и руны Тир (IV). Символ бесконечности (V) обеспечивает цикличность. Смешение символов из различных систем вполне допустимо, ибо вы используете символы, которые считаете походящими, и самостоятельно создаете элементы сигилл для вашего контура.

 

Во втором подходе, связанном с первым, на действие сервитора (и на колдовство в целом) смотрят с точки зрения операционно программируемого блока. В блоках компьютерных программ часто содержатся такие варианты, как "ЕСЛИ... ТО...". Если х = 1, то y = "печатать экран". Если y не равно 1, то "никаких действий". Действия сервитора можно подчинить условию "ЕСЛИ... ТО...". Например, если выполняется конкретно заданное условие, то сервитор активизируется. Дальнейшее развитие этой идеи привело к разработке чрезвычайно подробных программных блоков, в которых задействовались сервиторы-"контроллеры", управляющие подпрограммами.

Алгоритм этой простой подпрограммы показывает, как оперирует сервитор-вирус, о котором мы говорили выше. В целом, это наводит на размышления о нашем типичном подходе к магической деятельности. Стремясь получить "результаты" магической деятельности, мы выбираем один конкретный аспект из всей многоуровневой ситуации и пытаемся (осторожно или нет) "выжать" из него все, что можно, для получения результата, более или менее соответствующего желанию, которое декларировали в нашем намерении. Некоторые действия могут быть конкретными и преследовать быстро достижимые цели, а другие действия могут быть нацелены на достижение отдаленных во времени результатов, но все равно и те и другие отличаются узкой направленностью, то есть они "вырваны" из контекста целостной ситуации. Если же вы смотрите на любую ситуацию как на программу или алгоритм, то получаете возможность учесть массу самых разных элементов, имеющих отношение к этой ситуации.

Функциональные духи

Можно работать с духами, которые по своему происхождению курируют определенные ситуации или связаны с конкретным опытом. Такие сущности подробно описаны в колдовской книге "Малый ключ царя Соломона", которая по праву считается энциклопедией духов. В ней детально исследуются типичные формы духов, их имена, сигиллы и способы их вызывания. У этих духов весьма странные имена и еще более странная внешность, но при этом они очень функциональны и полезны. Например, дух РАУМ похож на дрозда, но он способен пробуждать любовь, примирять врагов, или же разрушать города и репутации.

 

Обычно этих духов вызывают в процессе освященного веками ритуала: эти сущности приводятся в треугольник и ритуально подчиняются воле мага. Но можно вызывать духа и непосредственно, попав в определенные ситуации. Рассмотрим конкретный пример.

 

 

Каждый из нас когда-нибудь попадал в затор, будь то автомобильная пробка или медленно продвигающаяся длинная очередь. Вот было бы здорово, если бы могли свистнуть духа, который расчистил бы нам путь! Большую помощь оказывает людям дух по имени ПОТОКОТОП, который рассасывает дорожные пробки и помогает продолжить движение. Обычно он появляется в виде кошки в темных очках на скейтборде. При его появлении дует ветер и слышится завывание "нииооууу". Этот дух невозмутим и щеголеват. Его можно вызывать, когда вы оказываетесь в ситуации, которая находится в его ведении, например, в битком набитом вагоне поезда (в дикую летнюю жару), который по закону подлости сделал аварийную остановку и по всем признакам не собирается дальше ехать. В такой ситуации прислушайтесь к завыванию "нииооуу" и ждите, когда Потокотоп пронесется мимо на своем скейтборде, окатив вас призрачной прохладой бриза. Даже такой акт вызывания может снять ваше раздражение и отвлечь от желания убить болтливого соседа, ставшего вашим личным врагом, пока вы, зажатый со всех сторон потными телами, плавитесь в середине вагона. Когда дух проскальзывает мимо вас, привлеките к себе его внимание, превратившись (пусть лишь внутренне) в почти такого же невозмутимого и элегантного пижона, как сам Потокотоп, и визуализируйте на мгновение, что вы катитесь вместе с ним на скейтборде, когда он проносится сквозь затор. Затем отпустите эту "мысленную картинку" и расслабьтесь, предоставив духу возможность заняться делом. Если вам понадобится вызвать этого духа, чтобы расчистить дорогу в дорожной пробке, и он выполнит задачу (пусть даже вам удастся продвинуться вперед всего на несколько метров), вы обязаны предложить ему что-то взамен (это просто элементарная вежливость). Хотя существует много способов ублажения духов, больше всего Потокотоп любит две вещи. Во-первых, ему приятно наблюдать, как вы освобождаете место для другого человека, например, слегка отодвигаетесь и пропускаете вперед спешащего человека, или притормаживаете, давая возможность въехать в ваш ряд другой машине. А во-вторых, будьте ласковы с очередным котом, которого вы встретите. Откуда взялся Потокотоп? Жарким летним вечером, когда Британия изнывала от зноя и дорожных пробок, его создали на семинаре по магии в Лондоне. Тем вечером все, кто ехал на семинар, застряли в пути. Последовательность конструирования этого духа была следующей:

 

 

1. Общая ситуация: движение транспорта.

 

2. Функция, связанная с ситуацией: рассасывание дорожных пробок.

 

3. Имя для духа: было предложено несколько имен, и выбор пал на имя ПОТОК. Это имя намеренно "варваризовали", дополнив его зеркальным отражением, чтобы получилось имя ПОТОКОТОП.

 

 

4. Внешность духа: предлагались варианты в виде колеса или набора дорожных знаков, но образ кота, скользящего на скейтборде, был одновременно и запоминающимся и похожим на странные и нелепые формы, которые приписывались духам в колдовских книгах.

 

 

5. Нрав, или характер, духа: было решено ограничить духа такими качествами, как невозмутимость, элегантность, расслабленность, быстрота и изящество. Он должен был помогать тем, кто пытается проявить эти качества, застряв в дорожной пробке.

 

 

Звук, связанный с передвижением духа, может использоваться как мантра для его вызывания . Сигилла этого духа имеет форму круга, в центре которого расположены две противоположно направленные стрелки. Ее можно использовать в качестве талисмана и размещать на машине, мотицикле и других видах транспорта. С помощью этой сигиллы можно либо призвать этого духа, либо привлечь к себе его расположение. Взяв такой алгоритм создания духов за образец, вы можете без труда создать свой сонм полезных духов. Интересно (и весело!) заниматься этим не в одиночку, а с группой друзей, чтобы духи не только "собирались" многими людьми, но и использовались в разных сферах жизни. Чем успешнее, по сообщениям, работает дух, тем больше к нему "доверия". Не удивляйтесь, со временем узнав, что ваш дух вошел в общекультурный банк памяти. Если вы когда-нибудь встретите в "Нэшнл инквайрер" или "Фортеан таймс" сообщение о встрече с котами на скейтбордах, вспомните о нашем Потокотопе!

При таком подходе к духам мы без труда убеждаемся, что "духи находятся повсюду". Многие маги часто попадают в ловушку ложных представлений, считая, что с духами (богами, демонами, союзниками и феями) можно вступать в контакт только в магических ситуациях и никак не иначе, и что все эти духи существуют исключительно для нашего удобства и только в нашей голове. Какие иные формы и состояния могут быть связаны с духами? Я пришел к мнению, что многие модели поведения, установки и убеждения можно считать духами, в том смысле, что они могут существовать независимо от носителей этих идей, и, подобно вирусам, распространяться среди людей. Например, я начал относиться к наркотической зависимости как к духу, и несколько раз "изгонял" духа героина.

 

Кроме того, структурой для определения духов можно считать карты Таро. Мне часто приходилось наблюдать, как у двух разных людей могли находиться одинаковые колоды карт Таро, но при этом карты неуловимо отличались друг от друга. Когда вы покупаете новую колоду, от нее "пахнет свежестью" и ее надо открыть. Я научился смотреть на давно используемые колоды Таро как на коллекцию духов, которые возникают в результате взаимодействия пользователя с картами. Если вы способны поверить в то, что к каждой карте Таро подключен определенный дух, то экстраполяция приводит нас к выводу, что ко всем существующим экземплярам этой карты подключен тот или иной дух, и, работая с этой картой, вы "вызываете" всех этих духов.

 

 

Еще один момент: все мы магически обусловлены считать само собой разумеющимися духи Огня, Воды, Земли и Воздуха. Но как же быть с такими "новыми" элементами, как бензин, электричество, ядерная энергия? Какие духи возникают в результате электрических и ядерных процессов, и можем ли мы с ними взаимодействовать? Решайте сами. Итак, кибернетическая терминология, которую я употреблял при написании этой главы, привела нас к классической пантеистской модели духов. Эти духи находятся повсюду, и существуют независимо от нас. Они возникают, как сладкий вкус яблока, в результате нашего сознательного и бессознательного восприятия мира. В какой-то степени мы можем придать им форму и силу, решив, что они существуют, но помните, что они существуют и без нас. И не в каком-то мрачном "астральном" царстве, а в огромном информационном поле, в котором мы живем.

 

Глава седьмая

Магия эго

Наше ощущение собственной индивидуальности рождается из сгустков убеждений, установок, личных определений, внутренних диалогов, ограничений и отмежеваний от "остальных". Каждый день мы функционируем в чрезвычайно сложном поле общественных отношений, взятых на себя ролей, различных масок, и молчаливо соглашаемся играть по правилам Общепризнанной, или Господствующей, Реальности. Господствующая Реальность -- это мир, который, по крайней мере, с магической точки зрения, не заслуживает особого внимания. Мы уходим от этой реальности и неохотно к ней возвращаемся, считая ее "приземленной" и "материальной", словно она не может быть источником силы и наслаждения. Одно из достоинств Магии Хаоса заключается в том, что она настаивает на необходимости работы с различными гранями господствующей реальности, конечная простота и сложность которых сопоставима с простотой и сложностью фракталов.

В некоторых упражнениях Магия Хаоса намеренно побуждает принимать и использовать самые разные системы убеждений, чтобы изменять точку зрения на мир, причем, не только интеллектуально, но и на уровне эмоциональных ощущений и даже физических действий. Как и в тантрической практике, мы принимаем все, что отрицали, и тем самым раздвигаем границы того, что считаем возможным. Успешное выполнение этой практики требует колоссальной решимости, поскольку признание другой системы убеждений требует признания нового поля общественных отношений, облачения в новые маски, нового представления о себе, а также новых моделей поведения и новых эмоций. Длительная практика в сфере смены социальной парадигмы отчетливо показывает, что любое отождествление себя с некой неизменной личностью довольно условно.

Ощущение индивидуальной самобытности возникает в результате включения в сложную систему социальных взаимодействий. У нас формируются внутренние представления о себе, которым мы обязаны ощущением собственной индивидуальности. Мы можем преподносить себя с точки зрения нашей работы, статуса, расы, национальности или пола. Зачастую некий конкретный набор социальных отношений превращается в ядро нашей личности; это метка, с помощью которой мы показываем другим "кто мы такие". Чем "фрактальнее" становятся модели поведения постиндустриального общества, тем изменчивее становится личность, а это предполагает не только потенциальную свободу, но и огромное отчуждение и страх. Чем больше масштабы социальных перемен, тем сильнее стремление "упрочить" связи с историческим прошлым. Отсюда поиск "корней", "возвращение к природе", тяга к культурному романтизму и возрождению "традиций", попытки найти точку опоры, создать острова порядка среди того, что Остин Осман Спейр называл "Хаосом нормального".

В таком водовороте общественной нестабильности многие ищут покоя в рамках субкультур, стремятся укрепить ощущение индивидуальности, сливаясь с группой, которой присущ "свой стиль", или код, в виде определенной манеры одеваться, системы убеждений, установок, эмоциональных реакций и моделей поведения. Движение в ограниченной жесткими рамками определенной социальной системе ограждает нас от Хаоса, и мы черпаем силу в ощущении "единства" с коллективом, хотя в той или иной степени осознаем, насколько "далеки" от общества "большинства". Маги часто говорят о растущем чувстве "отчужденности" от общепризнанной реальности, и когда это ощущение становится доминирующим, оно легко перерастает в эготический элитизм и замкнутость. Интересно, как маги справляются с этим ощущением. Это особенно важно в рамках тантрической парадигмы и паридигмы Магии Хаоса, где вместо постоянного укрепления личности вследствие сильной приверженности определенному набору социальных отношений, то есть ограничению себя узким диапазоном выражения и развития, ставится задача разрушения личности.

Вступая в магическую вселенную, мы стремимся упорядочить Хаос. Мы входим в мистическое время, или вечное время, которое соединяет нас с прошлым через символ, образ, непрерывность. Это спасительный путь, который дает нам ощущение открытого пространства, порядка и преемственности. Там мы можем найти себя и пустить корни в структуре. Возрождение магии поддерживается двумя мощными подводными течениями. Во-первых, стремлением узнать личное и коллективное прошлое, а во-вторых, потребностью уйти от явной тирании господствующей реальности. В желании раскрыть и сохранить прошлое отражается инстинкт самосохранения. Не зная, откуда мы пришли, трудно понять, куда мы идем. Интерес к тайнам прошлого, который проявился в проведении археологических раскопок, создании музеев и т. д., начал расти еще в XIX веке. Прошлое -- это основа личной и коллективной самобытности. Прошлое вызывает ощущение непрерывности, вечности. Но история, которую мы знаем, сильно отличается от реальной истории. Прошлое можно переписать, сфальсифицировать, переиначить под наши представления о Золотом Веке, национальных границах, или вечной мудрости. История превращается в товар. Интерес к корням резко возрос в семидесятые годы XX века, и это связано с возросшей нестабильностью в тех областях, которые традиционно считались стабильными: труд, вера, технология, ремесла.

Магические вселенные возвращают нам надежду на создание метатеории, которая может описать все сущее. Такая метатеория противоречит самому духу эпохи, когда мы все больше отходим от глобальных проектов, считая любую метакартину мира иллюзорной. Внезапно все науки перестали быть гарантами определенности; лишившись возможности заполнять пустоту с помощью математики, они находят для исследования все более микроскопические миры. В эпицентре сталкивающихся и расходящихся миров всемирная мечта о Просветлении оказалась фрагментарной. Мы надеваем маски и ежедневно вступаем в различные игры со срезами реальности разных социальных миров, которые пересекают и пронизывают друг друга. Перед нами мелькают отблески чужих миров, которые отражаются в глазах тех, к кому мы не можем прикоснуться, о чьем существовании, преломленном через стереотипы и ярлыки СМИ, мы можем только догадываться. Перед нашими глазами и внутренним взором вспыхивают и гаснут образы. Превращение в мага означает постоянное изменение, модификацию личности, признание других парадигм веры и поведения, обучение новым умениям, и отказ от тех жизненных моделей, которые себя изжили и стали бесполезными. Таким образом, акцент переносится с эго, которое опирается на сохранение различий в системе разделения "я -- другие", на экзо -- "я" в непрерывном процессе динамической деятельности.

Любовь к себе

Логическим следствием этого процесса должно стать разрушение личности, то есть достижение состояния, в котором человек плавно перетекает от проявления к проявлению, избавляясь от необходимости ощущать свое "я", которое признавалось бы "другими". Именно это имел в виду Остин Осман Спейр, когда развивал свою теорию о "любви к себе". Это не самовлюбленное погружение в исследование прелестей собственного эго, а, наоборот, вакуум в ядре личности, которая вольна вступить в любой желаемый круг социальных отношений, не попадая в их ловушку и не отождествляясь с ними. Поскольку сердцевиной ощущения собственного "я" становится "любовь к себе", а не какая-то метка, которой опечатан некий конкретный стереотип поведения, убеждений и образа жизни, человек достигает состояния великой свободы передвижения и выражения, не нуждаясь в определениях самого себя. Любовь к себе вовсе не подразумевает отчуждение или уход от общепризнанной и согласованной реальности. Современная культура дает нам много рецептов ухода от основных жизненных проблем, якобы побуждая нас сопротивляться рутине повседневной реальности.

Наркотики, секс, фантастические проекты, общинный образ жизни, идеология сепаратизма, целительные практики, пейзажи расширенного сознания, исторический и утопический романтизм -- все это мнимые пути спасения. Пусть даже снабженные тщательно установленными дорожными знаками, эти пути ухода от жизни неминуемо заводят путника в тупик. Особенно тупиковыми оказываются революционные "пути ухода" в политике, изменении жизненного уклада или так называемой "магии". Они поддерживают, а отнюдь не расшатывают, господствующую реальность, подкармливая нас иллюзией, что мы "нашли выход". Многие такие "пути" требуют смены социальных сценариев и масок, но в действительности они просто создают временные анклавы активности в границах общепризнанной реальности. Но эта реальность неизбежно подминает под себя такие анклавы, о чем свидетельствуют "революции", когда они перерождаются в стили и модные тенденции.

Магия -- это великий "путь ухода от жизни". С помощью магических структур мы можем перенестись в мифическое время, освятить место и пространство, прогнозировать будущее милосердным или жестоким. В отличие от политических структур, которые считают, что изменение структуры влечет за собой соответствующее изменение личности, магические реальности предлагают: "Измени личность, и структура изменится". Временные индивидуалисты, все мы видим в мечтах новые башни, построенные из коренной породы господствующей реальности. Трудность возникает в тот момент, когда нам нужно убедить остальных разделить и поддержать эту мечту. Парадокс современной эры заключается в том, что персональное отождествление оказалось текучим, эфемерным и бесконечно открытым к тренировке воли и воображения. С одной стороны, это примета освобождения. Но, с другой стороны, это вызывает постоянное беспокойство и стресс. Тоска по общепринятым ценностям становится культурной силой, как для контркультуры, так и для истэблишмента. Чем более спрессованы наши пространственные и временные миры, тем с большим нигилизмом, цинизмом, и скептицизмом мы реагируем на все это сенсорное сканирование, поиски утраченного прошлого и упрощение представлений. Поиск путей ухода породил еще один рынок товаров и услуг -- наркотики, секс, оккультизм, целительство, игры сознания, политика. Нет выхода из Общества Зрелищ.

На примере Алистера Кроули, оставившего много полезного материала по исследованию границ личности, можно понять суть подхода Магии Хаоса к разрушению личности. Жизнь Кроули можно представить как бесконечное сражение между ним и господствующей реальностью, сражение за создание его персонального пространства вне рамок традиционной морали. Кроули пытался уйти от Общества Зрелища, превратив себя в Зрелище. С помощью любимых людей, учеников и сочинений он создавал свободную зону, в которой мог выразить бесчисленное множество аспектов каждого из своих "я", открывшихся ему в магической жизни. Подход Кроули к проблеме личности был экстремистским, и, возможно, его тяга к получению экстремальных ощущений отчасти порождалась его желанием создать новое общество. Подобно многим визионерам, он считал себя предвестником наступления новой фазы бытия для человечества.

Материя -- моя арена. Я бездумно создаю и разрушаю. Смейтесь и приходите ко мне.

Эрида, "Глупая книга"

В современном обществе представление об индивидуализме стало патологогически гротескным. В рамках этого представления "быть индивидуальностью" означает испытывать постоянную потребность найти наши "реальные", "высшие" или "истинные" "я". Но если "ничто не истинно" и "все разрешено", то можно прийти к выводу, что за масками и ролями, под которыми мы прячемся, скользя по социальным динамическим потокам господствующей реальности, есть лишь зияющая воронка пустоты. Парадигма Хаоса предлагает нам свободу стать многими личностями и обрести ощущение свободы. Для этого нужно не сопротивляться господствующей реальности или создавать свободные зоны за ее пределами, а радостно ее принять. В отличие от многих магических систем, которые стремятся трансцендировать или отвергнуть господствующую реальность ради познания "высших" состояний бытия, Магия Хаоса превращает господствующую реальность в арену реализации воли и желания. Воспринимая господствующую реальность с точки зрения любви к себе, мы вступаем в долгий и удивительный процесс создания на земле фрагментов будущего, которое притягивает наш взор. По определению, такой деятельностью может заниматься некая элитарная группа, поскольку мало людей на земле обладает достаточной мотивацией, стойкостью и решительностью постоянно срывать с себя слои личности ради обретения полной свободы.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.


ТОП 5 активных страниц!