Дерек Принс. Мужья и отцы




Предисловие

Часть I. О личном

Глава 1. Как я стал отцом

Часть II. Мужья

Глава 2. Супружество как завет

Глава 3. Роль мужа

Глава 4. Роль жены

Глава 5. Недостающий компонент

Глава 6. Духовная власть в гармоничном супружестве

Часть III. Отцы

Глава 7. Конечное откровение Бога

Глава 8. Отец как священник

Глава 9. Отец как пророк

Глава 10. Отец как царь

Глава 11. Образ двух отцов

Глава 12. Когда отцы терпят поражение

Глава 13. Возможно, вы потерпели крах?

Глава 14. Вы можете иметь успех!

Глава 15. Духовное отцовство

Глава 16. Где же духовные отцы?

Глава 17. Слово к тем, у кого нет отца

 

Предисловие

Люди слушают то, что вы говорите, но учатся из того, кто вы есть. Вы вполне можете в этом убедиться, когда читаете или слушаете Дерека Принса. Он вкладывает всю свою жизнь в труд, и мы все извлекаем из этого пользу.

Дерек написал книгу для мужей и отцов, которую следует прочитать не только им самим, но и всей семье. Да благословит его Бог за то, что он делает истину Божью доступной для всех нас.

Доктор Эдвин Льюис Коул,

основатель и президент Христианского Мужского Служения

 

Часть I. О личном

Глава 1. Как я стал отцом

Оглядываясь на свое детство и ранние годы моей жизни, мне самому удивительно застать себя за написанием этой книги. Очень немногое из того периода могло сделать меня подходящим для такой задачи.

Я родился в семье британского военного, и у меня не было ни братьев, ни сестер. Каждый родственник мужского пола, с которым я был знаком, был офицером Британской армии. В возрасте 9 лет, подобающим образом одетого в твидовый костюм и шляпу - котелок, меня отправили в подготовительную школу. После этого я продолжил учебу в Итоне, а затем в Королевском колледже в Кембридже. В течение пятнадцати лет я посещал различные школы-интернаты. За все это время я не проводил дома больше трех месяцев в году. По истечении пяти лет, проведенных в Кембридже, я написал диссертацию “Эволюционный метод определения Платона” и был избран членом совета Королевского колледжа.

В течение всех лет, пока я получал образование, у меня никогда не было учителя-женщины. В Кембридже у меня были друзья - девушки, но внутренняя сущность женского существа оставалась для меня загадкой, которую я и не пытался особенно разгадать.

Но в ситуацию, обещавшую небогатую событиями карьеру в разряженной атмосфере большого университета, бесцеремонно вмешалась вторая мировая война. Когда пришло время моего призыва в вооруженные силы, я выбрал нестроевую службу в Британском королевском армейском медицинском корпусе. В армии я решил продолжить свою академическую карьеру, изучая Библию, к которой я отнесся исключительно как к труду по философии. Во многих местах Библия казалась мне трудной для понимания, но я был решительно настроен полностью прочитать ее от Бытия до Откровения. Тогда бы у меня была соответствующая позиция, чтобы высказать о ней свое авторитетное суждение.

Спустя девять месяцев, где-то на книге Иова, я пережил неожиданную встречу с Автором Библии, Который открыл мне Себя через Личность Иисуса Христа. Эта встреча коренным образом и навсегда переменила курс моей жизни. В конце концов, я вспомнил, как Платон сам признавал: “Мы не имеем слова от Бога”, - в то время как Библия ясно претендует на то, чтобы быть именно Им - Словом Божьим. Чем больше я изучал это Слово и применял Его к своей ежедневной жизни, тем больше я убеждался, что Оно на самом деле было Божьим откровением человеку о Себе Самом.

Вскоре армейское руководство послало меня на Средний Восток. Проведя три года в пустынях Египта, Ливии и Судана, я получил назначение в Иерусалим. Там я встретил школьную учительницу - датчанку Лидию Кристенсен и женился на ней. Лидия была преуспевающей учительницей в государственной образовательной системе Дании, когда Бог призвал ее оставить все и поехать в Иерусалим. Там она открыла дом веры для детей-сирот.

Когда мы поженились с Лидией, вместе с ней в нашу семью вошли восемь девочек-сирот, для которых она стала приемной матерью и за которых я принял, с того времени и далее, ответственность отцовства. Шесть из этих девочек были еврейками, одна арабка и одна англичанка. Самой старшей было восемнадцать лет, а самой младшей три.

Будучи выходцем из семьи, где я был единственным ребенком, я неожиданно для себя оказался в необычной ситуации - стал единственным мужчиной, ответственным за десять женщин: Лидию, ее восемь девочек и няню - арабку Джамилю. Каждый из нас должен был усиленно приспосабливаться к новым отношениям. Были времена, когда я чувствовал, что та ответственность, которую я принял на себя, была слишком велика. Вне всяких сомнений, Лидия тоже наверняка время от времени задавалась вопросом, насколько правильным было ее решение выйти за меня замуж. Но каким-то образом любовь и благодать Божья всегда выводили нас из всех сложных ситуаций.

В дополнение ко всем этим притиркам в наших отношениях мы с Лидией сталкивались с различными внешними давящими обстоятельствами. В первые два года нашего супружества мы были захвачены войной, окончившейся возникновением государства Израиль. За это время нам дважды приходилось убегать из дома посреди ночи, чтобы спастись. Мы так и не смогли вернуться ни в один из наших домов.

В определенный момент нас разлучили с четырьмя старшими девочками, но Бог держал на нас Свою руку и снова собрал всех вместе, как единую семью, в Англии.

Позднее, когда все уже выросли, кроме двух самых младших девочек, мы с Лидией прожили пять лет в Кении, где я работал директором подготовительного колледжа для африканских учителей. В это время мы удочерили девятого ребенка - африканскую новорожденную девочку. Ее мать умерла во время родов, и ребенка нашли брошенным на земляном полу в африканской хижине.

Три года спустя Лидия была призвана Господом домой. Я женился во второй раз на Руфи. Мы прожили в браке двадцать лет, пока Господь не призвал домой и Руфь. Она добавила к нашему союзу еще троих приемных детей. Все они были евреи. И теперь я прихожусь отцом дюжине детей!

Будучи теплой и общительной по характеру, Руфь быстро завоевала любовь всех членов моей семьи. Она так же привнесла особенные организаторские и редакторские способности, которые чудесным образом дополнили мое собственное служение учителя Библии. За двадцать лет нашего супружества мое служение расширилось так, как я никогда даже и не мог предположить. Через книги, аудио - и видеокассеты, трансляции по радио и телевидению мое библейское учение достигло всех континентов, включая даже Антарктику. Работники моего офиса говорят мне, что теперь мы посылаем наши материалы в каждую страну, с которой почтовая служба США имеет связь. Мои книги были переведены на шестьдесят иностранных языков.

Наша семья продолжает расти так, что за этим трудно уследить. Включая прибавления, происходящие благодаря вступлению в брак или рождению детей, наша объединенная семья в данный момент насчитывает около ста пятидесяти человек! Сейчас члены нашей семьи проживают во многих странах: в Израиле, Британии, Канаде, Соединенных Штатах и Австралии. Наша большая семья так сильно разбросана по миру, что мы не всегда можем сохранять близкий контакт друг с другом, как хотелось бы. Но, несмотря на это, у нас есть чувство, что мы одна семья.

Я не был совершенным мужем, как не был и совершенным отцом, - вне всяких сомнений. Но в целом моя семейная жизнь была счастливой и успешной, за что я воздаю Богу всю славу. Из моей семейной жизни я извлек множество уроков, которыми (я верю, что Бог этого желает) хочу поделиться в этой книге.

Я оборачиваюсь и на тот период в своем служении, когда я подошел опасно близко к тому, чтобы упустить Божий план для моего брака и семьи. В то время я постоянно путешествовал от одного места служения к другому, от конференции к конференции, проповедуя большому количеству людей и получая от них хорошие отзывы. В один из вечеров на конференции я услышал слова одного проповедника: “Эксперт - это человек с портфелем, находящийся вне своего дома”. Эти слова пронзили мое сердце, словно стрела. Я подумал, насколько точно они описывают меня: “Я - человек вне дома с портфелем в руках. Все считают меня экспертом, но что фактически происходит в моем доме?”

Бог поставил передо мной совершенно новую задачу, сущность которой заключалась в том, чтобы я, прежде всего, стал искать успеха как муж и отец, чтобы позднее преуспеть в любой другой области.

Итак, я начал анализировать свои собственные мотивы. Почему я проводил так много времени в поездках? Почему я так стремился бывать на всех этих служениях? В конце концов, я распознал в своих мотивах большой элемент личных амбиций: я наслаждался, когда стоял на сцене перед большой аудиторией, я наслаждался своей репутацией “помазанного” проповедника.

Оборачиваясь на долгие годы своего публичного служения, я осознал, что меня временами больше заботила собственная репутация проповедника, чем какие-то личные и эмоциональные потребности Лидии. Иногда мой успех как служителя интересовал меня больше, чем благополучие моей семьи.

По милости Божьей в нашей семье не произошло серьезного кризиса. Кстати сказать, часто члены моей семьи были преданы мне больше, чем я того заслуживал. Сегодня я постоянно благодарю Бога за всех их! В конечном итоге, я стал видеть, что стремление удовлетворить личные амбиции за счет пренебрежения семейной жизнью, является серьезной проблемой в жизни многих людей. Некоторые считаются преуспевшими в жизни, а некоторые сами считают себя успешными людьми. Однако их внутреннее основание - сосредоточенность на себе и эгоизм - удерживает их от теплого, открытого взаимного общения, которое является сущностью плодоносных взаимоотношений в семье.

Явного кризиса в семье может и не быть, и не появится мысль о том, чтобы расторгнуть брак. И, тем не менее, семья, возможно, не дает ни чувства защищенности, ни удовлетворения, в которых нуждаются ее члены. Очень часто у отца бывает столько обязательств вне дома, что он даже не осознает, что он теряет свою семью.

Я пришел к выводу, что многим мужчинам в современной культуре необходимо посмотреть в лицо этой проблеме. Они могут иметь успех в различных сферах: в качестве президентов банков или врачей, или юристов, или компьютерных специалистов, или в игре в гольф. Они даже могут иметь успех в христианском служении, но при этом быть неудачниками в своих собственных семьях.

Я хочу сказать вам, что преуспеть в разных областях, и при этом потерпеть неудачу в качестве мужа или отца, в Божьих глазах означает потерпеть неудачу в целом. Никакой успех в любой другой области не сможет компенсировать это поражение.

Я говорил уже много раз, что сегодня проблема номер один в обществе - безответственные мужчины, мужчины, которые потерпели крах в своих двух основных обязанностях, - как мужья и отцы.

Вы можете прочесть всевозможные книги о семье, но не сможете построить по-настоящему успешную семью до тех пор, пока не поймете две основные роли: мужа и отца. Эти два понятия являются самым важным основанием, на котором можно построить действительно счастливую и гармоничную семью.

Цель этой книги - объяснить в простых и доступных словах, что же на самом деле требуется, чтобы быть успешным мужем и отцом. Вы можете оттолкнуться от этого основания, чтобы достичь настоящего успеха в любой другой области. Но превыше всего вы будете благословением для самых близких вам людей - жены и детей.

Часть II. Мужья

Глава 2. Супружество - это завет

Прежде, чем начать разговор о мужьях, необходимо заложить правильное его основание. Давайте начнем с понятия о браке, потому что только через супружество мужчина становится мужем.

Существует три самых важных постоянных типа взаимоотношений, доступных людям:

1. отношения верующего с Богом;

2. отношения между супругами;

3. отношения верующих друг с другом.

 

Дети, являющиеся плодом завета между мужем и женой, входят в рамки завета, заключенного перед Богом их родителями.

Основанием каждого из этих типов отношений является завет - самая важная связующая форма обязательств, которые описывает Библия. Длительные отношения на основании библейских принципов невозможно построить, минуя завет. Два основных отрывка Библии показывают, что супружество является заветом. В книге Притчей говорится, что мудрость “…спасет тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает речи свои, которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего”. (Притчи 2:16,17) Этот отрывок говорит о том, что женщина, которая неверна своему мужу, забывает или нарушает завет, который она заключила с ним. Таким образом, супружество является заветом между мужчиной и женщиной, заключенным перед Богом.

И снова, в книге Малахии, Бог говорит о браке как о завете. Израильтяне жаловались: “Мы все время молимся, мы все время пребываем в Храме, так почему, Бог, Ты не отвечаешь на наши молитвы?”. Бог отвечает: “Вы скажете: “за что?”, за то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная (по завету) жена твоя”. (Малахия 2:14)

Итак, в этом отрывке Бог обращается к мужьям, которые поступают “вероломно” по отношению к своим женам, что на современном языке означает супружескую измену. Бог говорит: “Неважно, насколько часто вы молитесь или сколько времени вы проводите в церкви. Если вы неверны обязательству завета по отношению к своей жене, Я не буду слушать ваши молитвы”. Бог заявляет, что такие мужчины являются нарушителями завета.

Таким образом, как для мужчин, так и для женщин, неверность взятым на себя брачным обязательствам является нарушением завета. Именно поэтому прелюбодеяние является гораздо более серьезным грехом, чем блуд. Блуд - это сексуальная распущенность между двумя не состоящими в браке людьми. Он является грехом, но не нарушает завет. Совершая же прелюбодеяние, стороны нарушают завет. Именно это делает прелюбодеяние чрезвычайно серьезным грехом.

Тайна завета

Завет является одним из Божьих таинств. Никто не может понять завет в библейском его смысле, кроме как через откровение. Только Бог может дать нам способность понять посредством Писания, что такое завет. Автор псалма говорит: “Тайна Господня - боящимся Его, и завет Свой Он открывает им” (Псалом 24:14).

Итак, завет является одной из Божьих тайн, которые Он открывает только боящимся Его. Именно боящиеся Бога люди могут познать завет и вступить в него.

В Послании к Ефесянам 5:22-31 Павел говорит, что супружеские отношения между мужем и женой являются прообразом отношений между Христом и Его Церковью. Затем он добавляет: “Тайна сия велика…” (стих 32) Мы должны понимать особое значение слова “тайна”, которое Павел использует в этом отрывке.

Во времена раннего христианства люди имели то, что они называли “тайными религиями”. Эти религии предлагали особенные тайны только для тех, кто проходил через тщательно сохраняемый обряд посвящения. Кто не проходил этот обряд, не мог узнать их тайн. Следовательно, когда Павел говорит о супружестве как о “тайне”, он подразумевает, что мы не можем понять его истинную сущность, если не прошли через соответствующий обряд посвящения. Этот обряд совершается, когда через брачную церемонию мужчина и женщина вступают в завет друг с другом перед Богом. Они могут открыть истинную природу супружества только через готовность взять на себя брачные обязательства. Пары, не желающие выполнить это условие, могут испытать юридический и физический аспекты супружества, но его истинная природа останется для них закрытой. Оно все еще остается таинством.

Нам следует также помнить, что супружество не является просто социальным контрактом на человеческом уровне. Первоначально и прежде всего супружество является библейской идеей. Чтобы вступить в таинство брака, мы обязательно должны понимать, что Библия имеет в виду под словом “завет”. Поэтому нам будет полезно кратко изучить принципы, относящиеся ко всем заветам в Библии.

Принципы завета

Давайте посмотрим на Божье откровение о завете в отрывках Писания, взятых из Псалмов, Послания к Евреям и книги Бытия.

Приведенный ниже отрывок из Псалмов открывает нам, с какими людьми Бог вступает в завет: “Он (Господь) призывает свыше небо и землю, судить народ Свой “Соберите ко Мне святых Моих, вступивших в завет со Мною при жертве”. (Пс.49:4,5) Кто есть Божьи святые? Библия говорит, что это такие люди, которые заключили с Ним завет на основании жертвы. Каждый завет должен быть основан на жертве.

На еврейском языке, более дословно вы “разрезаете” завет, а не “вступаете” в него. Это слово вызывает образ острого ножа и пролития крови, является всего лишь еще одним напоминанием, что завет подразумевает жертву, а жертва подразумевает пролитие крови.

В Послании к Евреям 9:16-17 автор говорит, что завет или завещание вступает в силу только после смерти человека. Но греческое слово “диатеки”, переведенное на русский язык как “завещание”, на разговорном греческом языке означает “завет”. Переведенный таким образом этот стих Писания открывает нам факт огромной важности, касающийся идеи завета: “Ибо, где завет, там необходимо, чтобы последовала смерть того, кто в него вступил. Потому что завет действителен после смерти участника завета и не имеет силы, когда вступивший в него жив”. (Досл. перевод с англ.)

Таким образом, когда вы заключаете завет, то, в сущности, подписываете свой собственный смертный приговор. Это - очень серьезное событие, пожизненное обязательство. Мы видим действие заветных отношений в жизни Авраама. У Господа и Авраама были замечательные личные отношения. Однажды ночью Господь показал Аврааму, что Он даст ему в наследие землю Ханаана. Авраам спросил Его: “…почему мне узнать, что я буду владеть ею?” (Бытие 15:8) Бог ответил Аврааму: “разрезав” с ним завет. Другими словами, конечное обязательство, которое возлагает на себя Бог в любом вопросе, - это вступление в завет.

При “разрезании” этого завета Авраам получил наставление от Бога сделать нечто типичное в те времена на Среднем Востоке - зарезать определенных жертвенных животных, затем рассечь их туши на две части и разместить на некотором расстоянии напротив друг друга. Затем каждая сторона, вступающая в завет, проходила между этими частями жертвенных животных. Писание не говорит о том, как Авраам проделал это, но описывает, как это сделал Бог: “Когда зашло солнце, и наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными”. (Бытие 15:17)

В этом пламени огня Господь прошел между рассеченными жертвами. Послание к Евреям 12:29 напоминает нам, что “наш Бог есть огонь поядающий”.

Что означал акт прохождения между рассеченными жертвенными животными? Как только вы прошли между жертвами и посмотрели на них, вы говорите: “Эта смерть была моей смертью; теперь, с этого момента, я умираю для себя и живу для того, с кем я нахожусь в завете”. Авраам отрекся от своей жизни, чтобы жить в завете с Богом. Но помните, что Бог сделал для Авраама то же самое.

Каждый участник завета может выдвинуть требования на все, что имеет другой участник завета. Так это и случилось позднее, когда на основании завета Господь сказал Аврааму следующее: “…возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и принеси его во всесожжение Мне на месте, о котором Я скажу тебе”. (Бытие 22:2)

Авраам был хранителем завета. Он не стал спорить или медлить и ответил: “Хорошо, Бог. Вот он я. Я пойду на это место и предложу тебе жертву”. И рано утром на следующий день Авраам отправился в назначенное место. В самый последний момент, когда Авраам уже занес руку, чтобы вонзить нож в своего сына, Господь проговорил к нему: “Хорошо, Авраам, тебе не нужно этого делать. Теперь я знаю, что ты боишься Меня, потому что не пожалел для Меня своего единственного сына”. Это и есть завет!

Но это еще не конец истории. Спустя около двух тысяч лет Господь сказал: “Авраам и его потомки нуждаются в жертве. Есть только одна личность, которая может стать такой жертвой - Мой Сын. Авраам предложил Мне своего сына. Теперь Я предлагаю Своего Сына ему.” Это было второй половиной завета, который вступил в силу на горе Мориа. Чтобы исполнить обязательство завета, в который вступил Бог Отец, Он отдал Своего Сына Иисуса на Голгофу в качестве конечной, вседостаточной жертвы за грех.

Рассматриваемая в таком свете, история становится осуществлением заветов Бога с Его народом. Мы не можем переоценить всю важность и серьезность завета.

Теперь давайте применим вышесказанное к брачному завету. Когда христианин и христианка вступают в брак, они вместе проходят через жертву Иисуса на кресте. Каждый из них говорит, как сказал Павел: “…Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос…”. (К Галатам 2:19-20) После того, как они дали друг другу обещание, каждый оборачивается назад и смотрит на крест. Муж говорит: “Когда я прошел через эту жертву, я умер. Я отдал свою жизнь. Теперь я живу в своей супруге. Она является выражением моей жизни”. Жена говорит то же самое: “Когда я прошла через эту жертву, я умерла. Я больше не живу для себя. Теперь я живу для того человека, с которым я в завете”. Каждый полагает свою жизнь ради другого. Это является основанием христианского брака и единственным основанием, на котором супружество может быть по-настоящему счастливым.

Однако такое отношение является противоположностью тому, как многие люди сегодня относятся к браку. Именно поэтому так много семей распадается. Сегодня слишком многие вступают в брак, задаваясь вопросом: “Что я буду с этого иметь?”. С таким отношением ничего не получится. Библейское же отношение говорит: “Что я отдам?”. Так получится все!

Цель брачного завета

Адам не придумал брак. Он даже не знал, что ему нужна жена. Супружество зародилось в разуме Бога. Все правила брака, так же как и его конечное предназначение, были установлены Им.

Божьей целью супружества является единство между партнерами по браку. Но Библия делает ясным факт, что существует только одно основание для настоящего единства между людьми, неважно, мужчины это или женщины, - это завет.

Библия описывает супружество следующим образом: “Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть”. (Бытие 2:24)

Ключ к супружеству заключен в двух словах: “оставить” и “прилепиться”. Если вы не оставляете, то вы и не можете прилепиться. Если вы не желаете выйти из родительского гнезда и все начать по-новому, то вы никогда не сможете достигнуть истинного единства со своим партнером по браку.

В некоторых культурах браки распадаются, потому что культура учит, что мужчина должен прилепиться к своему отцу или матери, а не к жене. Подобная “преданность” ставит преграду между мужем и его женой.

Необходимо понимать, что супружество, каким оно описано в Библии, не является вопросом социальных традиций или культуры. Различные социальные традиции определяют, каким образом люди вступают в брак или каким должно быть его празднование. Например, на земле Израиля евреи следуют определенным обычаям в праздновании свадьбы, арабы следуют другим, а армяне - третьим. Все это разумно. Но основная сущность брака была определена Самим Богом в начале истории человечества: человек должен оставить своих отца и мать и прилепиться к жене. Это единственное основание, на котором мужчина и женщина могут достичь подлинного единства.

Сегодня распространено еще одно неправильное понимание брака. Многие люди говорят и ведут себя так, словно супружество является экспериментом. Это ошибочно. Супружество есть посвящение, а не эксперимент. Получается противоречие в терминологии, когда о браке говорят, как об “экспериментальном посвящении”. Бог высвобождает благодать, в которой нуждается мужчина или женщина, чтобы жить в единстве со своим партнером по браку, только через взаимное посвящение.

Пророческая сущность брака

Один волнующий факт, касающийся Библейского Бога, состоит в том, что Ему доставляет наслаждение открывать Себя людям. Откровение о Нем Самом является одной из самых больших драгоценностей, которые Бог предлагает нам. Библия является основным источником, через который приходит это откровение. Но, когда Бог выбирает явить Себя не только нам, а также через нас, - это становится еще большей привилегией. Бог часто действовал таким образом через пророков Ветхого Завета. Чтобы предупредить народ Иуды о грозящем ему плене, Бог сказал Иеремии наложить себе на шею ярмо (см. Иеремия 27:2). Для того чтобы показать неминуемый захват Иерусалима Вавилонской армией, Бог сказал Иезекиилю прорыть отверстие в стене и изобразить человека, бегущего из осажденного города (см. Иезекииль 12:4-5). Чтобы показать Свою прощающую любовь к Израилю, Бог сказал Осии жениться на проститутке (см. Осия 1:2). Можно привести множество подобных примеров.

Итак, один из способов, благодаря которому мы можем быть задействованы в пророчестве, это не то, что мы просто произносим пророческие слова, но то, что мы показываем нашими действиями. При рассмотрении христианского брака в таком свете супружество приобретает характер прекрасного пророческого послания.

Личные отношения между мужем и женой демонстрируют прежде всего силу единства, которого можно достичь только при заветных отношениях.

Есть еще более прекрасное послание, доносящее всем окружающим сущность настоящего христианского супружества. В Послании к Ефесянам 5:25 Павел говорит: “Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее”. Муж-христианин пользуется привилегией являть жене такую же жертвенную, отдающую всего себя любовь, какой Христос возлюбил Свою Церковь.

С другой стороны, в этом же Послании к Ефесянам 5:24 Павел говорит: “Но, как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем”. Жена-христианка в своих отношениях с мужем пользуется соответствующей привилегией являть ему такую же любовь, полную почитания, какую Церковь имеет ко Христу, ее Господу.

У современного общества нет времени, чтобы практиковать такие отношения, которые проистекают из жизни, пожертвованной для другого человека. Тем более важно, чтобы христиане своими супружескими отношениями с верностью являли отношения любви между Иисусом и Его Церковью. Иногда свидетельство нашей жизни может быть более эффективным, чем слова наших уст. Как и пророки Ветхого Завета, мы можем доносить пророческое послание не просто своими словами, но также нашими поступками.

Глава 3. Роль мужа

В самом начале человеческой истории Бог возложил на Адама, первого мужа, особенную ответственность: “И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его”. (Бытие 2:15) Английский и русский языки не доносят полного значения слова, переведенного как “хранить”. Оно происходит от слова, которое, в сущности, означает “охранять” или “защищать”. Современное еврейское слово “ночной сторож” произошло от того же корня. Бог возложил на Адама ответственность “охранять” сад. Охранять от чего? Чтобы никакой “полевой зверь” (Бытие 2:20), которому не было места в саду, не мог туда попасть.

Непосредственно следующая глава говорит, что Адам не исполнил этого поручения: змей, полевой зверь, проник в сад.

Затем Адам не исполнил еще одного поручения - защищать жену от коварного нападения сатаны. Писание не говорит нам, где находился Адам в тот момент, но ясно, что он оставил Еву одну.

В это время Ева добавила свой грех к греху мужа. Она вступила в разговор со змеем, поддалась его обольщению и вкусила от запретного плода. Она также дала от плода своему мужу, и он тоже ел.

Этот отрывок показывает, что первыми двумя грехами в человеческой истории были грехи бездействия. Адам потерпел неудачу не в том, что он сделал, а в том, чего он не сделал.

Грехи бездействия позднее привели к грехам неправильных поступков. Третий грех был совершен Евой, которая была обманута змеем, и съела от запретного плода. Она так же вовлекла в этот грех своего мужа, дав и ему съесть от плода. Основным грехом мужчины был грех безответственности. Затем грех безответственности Адама открыл дверь для греха неправильного поступка Евы.

Люди склонны думать, что грехи бездействия менее тяжки, чем грехи неправильных поступков. Но не так об этом говорит Писание. В Евангелии от Матфея 25:31-46 Иисус рассказывает пророческую притчу о суде над “овечьими” и “козлиными” народами в конце века сего. Он произносит над “козлиными” народами один из самых ужасающих судов, который вообще когда-либо произносился: “Идите от Меня проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его”. (41 стих)

Что же сделали эти народы, чтобы навлечь на себя такое ужасающее осуждение? Ответ можно дать одним словом: “Ничего”. Они не дали есть, пить, не дали одежды, они не оказали милости. Однако за эти грехи бездействия были осуждены на вечное наказание.

Двойной промах Адама и Евы послужил примером, который повторялся в каждом последующем поколении. Основной, характерный грех мужчин, - не грех неправильного поступка, а грех бездействия. Они не принимают ответственность, во-первых, за своих жен, а затем, во-вторых, - и за свои семьи. Характерный грех женщин - выходить за рамки своей власти и захватывать области, где руководство принадлежит мужчинам.

Агрессивное движение феминисток является всего лишь позднейшим из длинного ряда дурных последствий, вызванных неправильным поведением, - как мужчин, так и женщин. Однако очень важно видеть, что первоначальный промах мужчин открывает путь для женщин, чтобы те покинули свое место и стали захватывать области, где руководство принадлежит мужчинам. На мой взгляд, проблема номер один на Западе - безответственные мужчины. Точно так же как и проблемой номер один у безответственных детей являются их безответственные родители.

Поражение Адама и Евы нарушило совершенство их отношений, которого Бог желал для них. Однако их ошибка не изменила основного принципа, на котором должны были строиться их отношения по замыслу Божьему. Я бы назвал эти отношения между ними отношениями инициативы и ответной реакции. Согласно этому образцу Адам, являясь мужем, нес ответственность за проявление инициативы, а Ева, его жена, была ответственна за то, чтобы правильно прореагировать в ответ.

Позвольте мне проиллюстрировать то, о чем я говорю, на достаточно земном примере, - примере полового акта. Мужчина может быть медлительным и пассивным, в то время как женщина может использовать все свои женские хитрости. Однако в конечном результате, если мужчина не проявит инициативу, то половой акт не состоится. (Это одна из причин, по которой феминистки начинают вести гомосексуальный образ жизни. Они отказываются быть зависимыми от мужской инициативы.) Я верю, что Творец предопределил, чтобы в каждой области взаимоотношений полов был такой порядок: роль мужчины - брать инициативу в свои руки, а роль женщины - отзываться на нее.

Однако в нашей современной культуре существует много аспектов во взаимоотношениях, где этот принцип инициативы и ответной реакции игнорируется. Мужчины безответственны в своих основных обязанностях, а женщины захватили в свои руки роль мужчин. Неизбежный результат, где бы то ни было: в семье, в стране, в обществе, можно описать одним словом: “разрушение”.

Обязанности мужа

В каких же основных областях муж должен проявлять инициативу? Новый Завет говорит о шести основных областях ответственности:

1. Любить свою жену

 

Это не совет или рекомендация. Это заповедь, которая очень ясно выражена в Послании к Ефесянам 5:25: “Мужья, любите своих жен…”. Иначе говоря, если вы не любите свою жену, то вы не послушны Писанию. Этот стих говорит так же о том, как вы должны ее любить: “…как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее”. Обратите внимание, что здесь говорится не о том, чтобы принимать любовь, а чтобы ее отдавать, т. е. имеется в виду любовь, которая жертвует собой. Именно муж должен брать на себя инициативу в том, чтобы отдавать себя жене.

В современной культуре сложилось мнение о любви, как о чем-то чисто эмоциональном. Но это неполное представление. Истинная любовь высвобождается через решение воли. В Псалме 17:2 Давид говорит: “Возлюблю тебя, Господи”. Давид принял решение. Любовь к Господу высвободилась через решение его воли. Более того, для выражения слова “любовь” Давид использует родственное еврейское слово, которое можно перевести как “внутренности” или “чрево”. Это именно то, что мы в современной речи называем ощущениями, идущими изнутри. Оно включало в себя как волю Давида, так и его эмоции. Именно такую любовь муж должен проявлять к своей жене.

В библейские времена большинство браков заключалось по соглашению. Родители принимали решение - с кем их дети должны будут вступить в брак. Так до сих пор обстоит дело во многих частях мира. Однако факт, что брак заключался по соглашению, вовсе не означает, что между мужем и женой не было теплой и глубокой любви. Кстати сказать, страны, где практикуется брак по соглашению, имеют более высокий процент успешных браков, чем так называемый свободный запад, где шкала разводов иногда превышает уровень пятидесяти процентов.

То, что я говорю, вовсе не означает, что я защищаю браки по соглашению. Речь идет о том, что успешный брак в конечном счете зависит не от того, как в него вступили, а от того, как муж и жена ведут себя в дальнейшем. Если оба с верностью в сердце исполняют соответствующие обязанности, предписанные им Писанием, то супружество будет успешным и между ними будет искренняя любовь.

2. Быть внимательным и восприимчивым

 

Муж всегда должен давать жене возможность свободно выговориться и быть чувствительным к тому, что она думает или чувствует, даже когда она не может это выразить словами. Ее невыраженные чувства часто являются самыми сокровенными, и о них муж должен больше всего знать. Проблема в общении между мужем и женой, наверное, является самым распространенным и основным фактором, играющим решающую роль в распаде семьи.

Муж также должен помнить, что у его жены есть ее собственная, особенная мудрость, которую часто называют интуицией. Он может прийти к какому-нибудь выводу через трудоемкий процесс взвешивания всех “за” и “против”, и когда говорит об этом своей жене, бывает удивлен, услышав в ответ: “Я знала это с самого начала”.

3. Принимать решения

 

После свободного и уважительного обмена мнениями муж и жена подходят к моменту, где следует принять практическое решение. И здесь обязанностью мужа является принятие окончательного решения. Как правило, в случае хорошего взаимного обмена информацией жена с радостью дает своему мужу возможность принять ответственность.

4. Муж должен начать действовать

 

В целом, это является логическим продолжением процесса принятия решения, о котором мы только что говорили. Обычно именно муж является ответственным за практические шаги, необходимые для осуществления принятого решения.

Муж может нуждаться в том, чтобы передать многочисленные практические ежедневные обязанности жене, но он должен быть внимательным в том, чтобы не возложить на нее непосильную долю обязанностей в семье, особенно если эта пара имеет детей. Разделение обязанностей и труда может основываться частично на их духовных дарованиях. В дополнение жена должна иметь возможность рассчитывать на своего мужа в том случае, если она попадает в кризисную ситуацию и не знает, как с ней справиться.

5. Питать и греть

 

Отношение каждого мужа к своей жене должно быть описано одним словом: “особенное”. Каждый муж должен говорить себе: “Моя жена особенная. Нет подобной ей”. По этой причине он должен относиться к ней особенным образом - так, как он не относится ни к какой другой женщине. Это касается не только <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: