РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА




СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

С.В.ПОГОДИНА

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

 

 

Рекомендовано Федеральным государственным учреждением «Федеральный институт развития образования» в качестве учебного пособия для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования

Регистрационный номер рецензии 170 от 28 апреля 2009 г. ФГУ «ФИРО»

2-е издание, исправленное и дополненное

 

 

Москва

Издательский центр «Академия» 2011

Рецензенты:

кандидат педагогических наук, профессор кафедры теории и методики преподавания изобразительного искусства Московского педагогического государственного университета С. Е. Игнатьев, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики дошкольного воспитания Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева О. И. Максимкина; заместитель директора по научно-методической работе педагогического колледжа № 15 Москвы, заслуженный учитель России Н. Ф. Климкина

Погодина С.В.

Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С. В. Погодина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 352 е., [8] вкл. л.

ISBN 978-5-7695-8386-5

Учебное пособие создано в соответствии с ФГОС СПО для специальности 050144 Дошкольное образование и может быть использовано при освоении профессионального модуля ПМ.02 «Организация различных адов деятельности и общения детей» (МДК.02.03).

В пособии рассматриваются различные виды искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, народное декоративно-прикладное искусство), приемы развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста.

Для студентов учреждений среднего профессионального образования, может быть полезно воспитателям детских дошкольных учреждений.

УДК 373.2(075.8) ББК 74.201я73

Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается

 

 

Погодина С.В., 2010

Образовательно-издательский центр «Академия», 2010

Оформление. Издательский центр «Академия», 2010

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

На современном этапе развития педагогической науки проблема формирования эстетической, духовной культуры человека, его твор­ческого становления является доминантой цивилизованного разви­тия. В образовании как явлении цивилизации также происходит ориентация на личность, ее субкультуру, что превращает искусство в важнейший фактор духовного обновления, как общества в целом, так и отдельного человека. Разрабатывая современные теории и кон­цепции образования педагогическая наука опирается на Федераль­ный государственный образовательный стандарт (ФГОС) нового поколения для учреждений среднего профессионального образования, в котором значительная роль отводится подготовке специалиста, способного организовать различные видов продуктивной деятель­ности детей, в том числе и изобразительную.

Именно поэтому очень важно в условиях среднего профессио­нального образования обеспечить возможность приобретения обу­чающимися практического опыта в определении цели, задач, содер­жания, методов и средств руководства изобразительной деятельно­стью детей раннего и дошкольного возраста. А это становится воз­можным только тогда, когда у студентов будет сформирована хорошая теоретико-методическая база, лежащая в основе организации про­цесса ознакомления дошкольников с основами изобразительного и монументально-декоративного искусства на практике.

Свободное владение методами, приемами, формами организации продуктивной деятельности формируется при условии наличия у педагога теоретических знаний и качественного уровня практической подготовки обучающихся педагогических колледжей. Теория помо­гает обогатить новыми знаниями практическую деятельность буду­щего воспитателя, разнообразить ее. Практика способствует апро­бированию теоретических положений, делая их педагогически ак­тивными. Поэтому только корреляция теории и практики является показателем овладения обучающимися всеми необходимым компе­тенциями, прописанными в ФГОС нового поколения.

В этой связи представляется важным и значимым обеспечить бу­дущих специалистов дошкольного образования необходимой систе­мой знаний, включающей вопросы психологии, педагогики, фило­софии, эстетики и, конечно, искусствоведения. На основе знаний о видах искусства можно формировать у студентов представление о детском изобразительном творчестве и особенностях организации различных видов изобразительной деятельности. Это положение от­личает данное пособие от уже существующих. Имея представление, к примеру, о выразительных средствах архитектуры, студент сможет более профессионально подойти к обучению детей особенностям создания конструктивного образа.

Основные положения теории искусства являются центральным компонентом изобразительной грамоты, которые должны включать­ся в общетеоретическую и практическую подготовку студентов. Бу­дущему педагогу необходимо свободно владеть не только методиче­скими аспектами организации детского изобразительного творчества, изобразительной деятельности, но и художественными техниками, позволяющими многосторонне раскрывать детям способы отобра­жения окружающего мира, своих впечатлений о нем.

Отличительной чертой данного пособия является предоставление студентам материала, связанного с анализом методики ознакомления дошкольников с видами изобразительного искусства. В нем показа­но, каким образом знания по отдельным видам искусства могут быть использованы в работе с дошкольниками, и какое значение они мо­гут иметь в процессе их творческого развития. Такой взгляд продик­тован тем, что гуманизация образования как одна из проблем со­временной науки предполагает сосредоточение внимания на станов­лении творческой индивидуальности каждого ребенка.

Одним из таких условий является передача художественного опыта от поколения к поколению как системы исторически сложившихся, общепринятых «художественных» свойств и отношений, выработанных многими поколениями художников и усваиваемых конкретной лич­ностью в качестве художественно-изобразительного инструментария. В художественный опыт включены как индивидуальные открытия — бессмертные произведения искусства, так и технология их создания, которая, совершенствуясь, перешла в закономерности и правила изо­бразительного искусства. Только при условии овладения основами изобразительной грамоты дошкольники смогут научиться «читать» уже созданные произведения и «писать» собственные образы.

Начинается пособие с обоснования понятия «детское изобрази­тельное творчество» и его взаимодействия с другими понятиями, после чего широко представлен анализ этапов становления творчества дошкольников в различных его видах. Изучение теории и методики ознакомления детей дошкольного возраста с видами, жанрами, тех­никами искусства является логическим продолжением ранее рас­смотренного материала.

Пособие состоит из ряда глав, которые включают в себя вопросы теории методики развития изобразительного творчества детей. Теоретический материал обобщается и конкретизируется в примерах, приводимых в ходе объяснения того или иного положения пособия. В конце каждой темы имеются вопросы и задания, позволяющие студент осуществить самоконтроль за качеством усвоения пред­ставлен ого материала. Рекомендуемая литература позволяет студен­там бол глубоко рассмотреть интересующие их вопросы.

 

 

РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА

Глава 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: