УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ ЦПМ
_____________ И.В.Ященко
«____» ____________ 2017 г 3. Учебно-тематический план№ п/п | Наименование разделов и тем | Общее количество часов | В том числе | |
теоретических | практических | |||
Ботаника | ||||
1.1 | Знакомство с водорослями. Хлоропласты и фотосинтетические пигменты. Запасные вещества. Типы размножения и жизненные циклы. Особенности систематики. | |||
1.2 | Мхи,Хвощи, Плауны, Папоротникообразные. Особенности анатомии и морфологии. Жизненные циклы. | |||
1.3 | Голосеменные и Покрытосеменные. Эволюция растений и центры происхождения. | |||
1.4 | Корень, стебель, лист: анатомическое строение. Основные ткани и способы окраски. Метаморфозы. | |||
1.5 | Цветок. Диаграмма и формула цветка. Типы соцветий. Плод. Типы плацентации. Строение семян. | |||
1.6. | Основные семейства Покрытосеменных: особенности строения и экологии. | |||
1.7 | Основы физиологии. Роль света в жизни растений. Фототропизм. Светочувствительные пигменты. | |||
1.8 | Фотосинтез. Типы фотосинтеза. Растительные пигменты. Знакомство с хроматографией | |||
1.9 | Минеральное питание растений. Транспорт веществ. | |||
1.10 | Растительные гормоны. | |||
1.11 | Физиологические адаптации растений к различным факторам окружающей среды. Регуляция цветения. | |||
1.12 | Знакомство с грибами. Основные таксономические группы. Грибы и псевдогрибы. Экологические стратегии. | |||
1.13 | Знакомство с лишайниками. Особенности строения и развития. Экология лишайников. | |||
Зоология беспозвоночных | ||||
2.3 | Знакомство с простейшими. Особенности размножения и экологии. Разнообразие простейших. Знакомство с миксомицетами. | |||
2.4 | Губки и кишечнополостные. Особенности строения и образа жизни. Жизненные циклы. | |||
2.5 | Плоские, круглые, кольчатые черви. Сходство и различие. Особенности анатомического строения. | |||
2.6 | Паразитические беспозвоночные: простейшие и черви. Жизненные циклы и хозяева. | |||
2.7 | Моллюски. Строение. Экология. Разнообразие и основные таксоны. Личинки. | |||
2.8 | Тип Членистоногие, класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Строение и экология. | |||
2.9 | Класс Насекомые. Характеристика отдельных отрядов. Типы развития. Личинки. | |||
2.10 | Тип Иглокожие. Особенности развития. Экология. Личинки. | |||
2.11 | Эволюция основных групп беспозвоночных животных. Ископаемые группы. | |||
Зоология позвоночных | ||||
3.1 | Высшие и низшие хордовые. Оболочники: особенности экологии и образа жизни. Бесчерепные. Строение и образ жизни ланцетника. | |||
3.2 | Знакомство с круглоротыми. Хрящевые и костные рыбы. Особенности экологии и поведения. | |||
3.3 | Класс Земноводные. Особенности анатомии и экологии. Разнообразие Земноводных. | |||
3.4 | Класс Пресмыкающиеся. Отряды. Особенности образа жизни | |||
3.5 | Класс Птицы. Анатомия и экология. Особенности скелета и адаптация к полету. | |||
3.6 | Класс Млекопитающие. Характеристика отдельных отрядов. Особенности экологии и образа жизни. | |||
3.7 | Навыки работы с определителем. Систематика Хордовых. Типы черепов и зубные формулы. | |||
3.8 | Эволюция позвоночных. Основные группы ископаемых позвоночных. Сравнение строения скелетов. | |||
Общая биология | ||||
4.1 | Основные экологические группы организмов. Понятие о пищевой цепи. Биотические и абиотические связи. Типы сообществ. | |||
4.2 | Основные экологические факторы. Правило Аллена. Правило Бергмана. Основы биогеографии. | |||
4.3 | Понятие о биосфере. Основные биогеохимические процессы. | |||
4.4 | Синтетическая теория эволюции. Основы кладистического анализа. Движущие силы эволюции. Механизмы видообразования. | |||
4.5 | Понятие о популяции. Основы популяционной генетики. Закон Харди-Вайнберга. | |||
Анатомия и физиология человека | ||||
5.1 | Основные типы тканей. Знакомство с препаратами. Срезы внутренних органов. | |||
5.2 | Скелет и мышечная ткань. Типы суставов. | |||
5.3 | Понятие о ПД. Двигательные единицы. Принцип работы мышц. | |||
5.4 | Кровеносная система. Определение группы крови. Резус-фактор. | |||
5.6 | Иммунная система. Клеточный и гуморальный иммунитет. Принципы вакцинации. | |||
5.7 | Сердечно-сосудистая система. Строение сосудов. Работа сердца. ЭКГ. | |||
5.8 | Пищеварительная система. Метаболизм билирубина. Заболевания органов пищеварения и нарушения обмена веществ. Знакомство с витаминами. | |||
5.9 | Выделительная система. Строение нефрона. | |||
5.10 | Эндокринная система. Основные группы гормонов. Знакомство с медиаторами. Регуляция работы эндокринной системы. | |||
5.11 | Нервная система. Принцип работы нейронов и передача возбуждения. Симпатическая и парасимпатическая системы. | |||
5.12 | Спинной и головной мозг. Отделы головного мозга и их функции. | |||
5.13 | Органы чувств. Принцип работы зрительного анализатора. Вкусовые рецепторы. Вестибулярный аппарат. | |||
5.14 | Оплодотворение и эмбриогенез. | |||
5.15 | Основы оказания первой помощи. Современные методы исследования организма. | |||
Микробиология | ||||
6.1 | Знакомство с прокариотической клеткой. Особенности роста и поглощения веществ. Бактерии, Археи и Актиномицеты. | |||
6.2 | Стратегии получения энергии. Особенности роста и поглощения питательных веществ. Дыхание и брожение. Ферменты бактерий. | |||
6.3 | Круговорот основных элементов. Роль прокариот в природе. Экологические стратегии. | |||
6.4 | Знакомство с вирусами. Основные типы вирусов. Особенности жизненного цикла. Вирусы -- патогены человека. | |||
6.5 | Знакомство с биотехнологией. Основные организмы. | |||
6.6 | Способы окраски и основные методы микроскопии. | |||
Цитология | ||||
7.1 | Эукариотическая клетка: строение и органеллы. Знакомство с основными типами клеток. Симбиотическая теория происхождения органелл. | |||
7.2 | Особенности строения плазматических мембран. Белки-переносчики. Строение и состав цитоскелета у разных таксономических групп. | |||
7.3 | Клеточные процессы. Активный и пассивный транспорт. Эндо- и экзоцитоз. | |||
7.4 | Типы деления клеток. Клеточный цикл. Гаметогенез | |||
Генетика | ||||
8.1 | Хромосомная теория наследственности. Менделевское наследование признаков. Сцепленное наследование. | |||
8.2 | Множественный аллелизм. Эпистаз. Полимерия. Нехромосомное наследование. Основные типы мутаций. | |||
8.3 | Хромосомные патологии и сопутствующие им заболевания. Знакомство с генной инженерией. | |||
Биохимия и молекулярная биология | ||||
9.1 | Структурные и запасные вещества клетки. Жиры, белки, углеводы: строение и роль в клетке. | |||
9.2 | Нуклеиновые кислоты: особенности строения и метаболизма. Роль в клетке. | |||
9.3 | Знакомство с АТФ. Синтез АТФ в клетке. | |||
9.4 | Основные классы ферментов в клетке. Метаболизм основных соединений. | |||
9.5 | Особенности хранения ДНК. Регуляция работы ДНК. | |||
9.6 | Способы получения энергии. Гликолиз. Цикл Кребса | |||
9.7 | Генетический код. Транскрипция и трансляция. | |||
9.8 | Геном основных групп организмов. Особенности генома прокариот и вирусов. | |||
9.9 | Пути передачи сигнала в клетке. Знакомство с цАМФ. | |||
Итого часов |
Подпись руководителя подразделения
(руководителя программы) _________________________А.А.Якута
Содержание дополнительной образовательной программы
Раздел 1. Ботаника
Тема 1.1. Знакомство с водорослями. Хлоропласты и фотосинтетические пигменты. Запасные вещества. Типы размножения и жизненные циклы. Особенности систематики.
Форма занятий: лекция в интерактивной форме – 1 час; практическое занятие – 1 час.
Тема 1.2. Мхи, Хвощи, Плауны, Папоротникообразные. Особенности анатомии и морфологии. Жизненные циклы.
Форма занятий: лекция в интерактивной форме – 1 час; практическое занятие – 1 час.
Тема 1.3. Голосеменные и Покрытосеменные. Эволюция растений и центры происхождения.
Форма занятий: лекция в интерактивной форме – 1 час; практическое занятие – 1 час.
Тема 1.4. Корень, стебель, лист: анатомическое строение. Основные ткани и способы окраски. Метаморфозы.
Форма занятий: лекция в интерактивной форме – 1 час; практическое занятие – 1 час.
Тема 1.5. Цветок. Диаграмма и формула цветка. Типы соцветий. Плод. Типы плацентации. Строение семян.
Форма занятий: лекция в интерактивной форме – 1 час; практическое занятие – 1,5 часа/ проверочная работа 0,5 часа.
Тема 1.6. Основные семейства Покрытосеменных: особенности строения и экологии.
Форма занятий: лекция в интерактивной форме – 1 час; практическое занятие – 2 часа.
Тема 1.7. Основы физиологии. Роль света в жизни растений. Фототропизм. Светочувствительные пигменты.
Форма занятий: лекция в интерактивной форме – 1 час; практическое занятие – 1 час.
Тема 1.8. Фотосинтез. Типы фотосинтеза. Растительные пигменты. Знакомство с хроматографией.
Форма занятий: лекция в интерактивной форме – 1 час; практическое занятие – 1,5 часа/ проверочная работа 0,5 часа.
Тема 1.9. Минеральное питание растений. Транспорт веществ.
Форма занятий: лекция в интерактивной форме – 1 час; практическое занятие – 1 час.
Тема 1.10. Растительные гормоны.
Форма занятий: лекция в интерактивной форме – 1 час; практическое занятие – 1 час.
Тема 1.11. Физиологические адаптации растений к различным факторам окружающей среды. Регуляция цветения.
Форма занятий: лекция в интерактивной форме – 1 час; практическое занятие – 1 час.
Тема 1.12. Знакомство с грибами. Основные таксономические группы. Грибы и псевдогрибы. Экологические стратегии.
Форма занятий: лекция в интерактивной форме – 1 час; практическое занятие – 1 час.
Тема 1.13. Знакомство с лишайниками. Особенности строения и развития. Экология лишайников.
Форма занятий: лекция в интерактивной форме – 1 час; практическое занятие – 1 час.