Проявление девиантного поведения у детей и подростков. Профилактика и коррекция девиации в условиях образовательного учреждения




Глобальные перемены, происходящие сегодня в России, ведут к перестройке психологии человека, его взглядов, убеждений, привычек, нравственных ценностей и социальных ролей. Дети подросткового возраста наиболее чувствительны к социальным и психологическим стрессам, поэтому именно они чаще отвечают девиантным поведением на вызовы окружающего мира, содержащего немало жестокости, насилия, агрессии, враждебности, индивидуализма,

Проблема девиантного поведения подростков занимает одно из первых мест среди других социальных и психологических проблем. Именно в подростковом возрасте наблюдается резкий рост конфликтных, недисциплинированных, не умеющих владеть собой подростков.

В связи с этим проблема профилактики и коррекции девиантного поведения подростков в условиях образовательного учреждения приобретает в современных условиях чрезвычайную актуальность. Пространство ненормативного поведения в последнее время существенно расширилось за счет увеличения списка социокультурных девиаций и зависимостей (таких как игромания, интернет–зависимость), а также за счёт расширения спектра асоциальной и противоправной активности подростков. Образ жизни, основу которого составляет девиантная активность и зависимые формы поведения, неизбежно сопровождается биологической, генетической и социальной деградацией личности, существенно ухудшает «стартовые» условия социализации молодого поколения.

Поэтому основной задачей решения данной проблемы девиантного поведения подростков становятся превентивные меры по предупреждению девиации, профилактика и, при необходимости, психолого-педагогическая коррекция в рамках образовательных учреждений, где они находятся в зоне социального контроля и влияния педагогического коллектива. Решающим фактором профилактики и коррекции девиантного поведения является педагогически управляемая социально-культурная среда, выступающая для подростка важнейшим условием социализации и пространством личностного развития.

Специалисты условно выделяют три вида отклоняющегося поведения:

· девиантное;

· делинквентное (противоправное);

· криминальное (преступное) поведение.

 

Социологи определяют девиацию как поведение, которое противоречит нормам социального поведения в том или ином сообществе, и влечет за собой изоляцию, лечение, исправление или наказание нарушителя. По мнению Э. Дюркгейна, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. В соответствии с теорией аномии (состояния беззакония) Р. Мертона, девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества.

Существенными признаками девиантного поведения являются:

1. Отклонение от социальных стандартов. К таким девиациям относят любые действия, которые не соответствуют действующим правилам, законам и установкам социума. При этом надо знать, что социальные нормы могут со временем меняться.

2. Обязательное порицание со стороны общественности. Личность, проявляющая такое поведенческое отклонение, всегда вызывает негативные оценки от других людей.

3. Деструктивность. Выражается в возможности наносить ощутимый урон личности либо окружающим людям.

4. Регулярно повторяющиеся действия (многократные). К примеру, осознанное регулярное воровство денег ребёнком из кармана родителей является формой девиаций — делинквентным поведением.

5. Медицинская норма. Девиации всегда рассматриваются в пределах клинической нормы.

6. Социальная дезадаптация. Любое поведение человека, отклоняющееся от нормы, всегда вызывает либо усиливает состояние дезадаптации в социуме.

7. Выраженное возрастное и половое разнообразие. Один вид девиаций по-разному проявляет себя у людей разного пола, возраста.

Следует помнить, что термин девиантное поведение может применяться к детям не младше 9 лет.

Девиантность может выражаться в мягких несоответствиях общественным нормам, а именно в форме чрезвычайно индивидуализированного мышления и поведения, в различных формах социальной патологии (пьянство, проституция, наркомания и т.д.). Такого рода отклонения дезорганизуют общественную систему, подрывают ее основы, наносят ущерб самой личности.

Отдельные исследователи девиантным называют и антидисциплинарное поведение и относят к нему ситуационно обусловленные поведенческие реакции: агрессивность, самовольное и систематическое отклонение от учебной деятельности.

Социально-педагогические параметры девиантного поведения детей и подростков, его структура и со­держание в научной литературе оцениваются и харак­теризуются неоднозначно.

Так, по мнению американского социолога Н. Смелзера и белорусского социолога О. Осиновой, девиантность определяется соответствием или несоответ­ствием поступков подростков социальным ожиданиям. По­скольку социальные ожидания многообразны и часто пред­ставляются спорными, то и определить, является то или иное действие девиантным, непросто. Смелзер отмечает, что один и тот же поступок одними воспринимается как девиантный, другими — как недевиантный. Ученый подчеркивает, что девиация — это отклонение от групповой нормы, которое в принципе вле­чет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другие наказания нарушителя

Клейберг Ю.А.определяет девиантное поведение подростков как специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним. Для этого подростки используют собственные приемы самовыражения: слэнг, стиль, манеры, мода и т.д. При этом девиантные действия выступают:

· в качестве средства достижения значимой цели;

· как способ психологической разрядки, замещения блокированной потребности и переключения деятельности;

· как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении. В этом случае девиантное поведение непосредственно связано с «Я-концепцией» личности подростка.

Девиантные подростки зачастую характеризуются значительными эмоциональными нарушениями: импульсивностью, раздражительностью, вспыльчивостью, конфликтами с окружающими, агрессивностью. Для них характерны такие свойства эмоционально-волевой и ценностно-нормативных сфер личности как тревожность, дефектность ценностной системы, особенно в области целей и смысла жизни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: