Раздел 9. Биохимия и молекулярная биология




Тема 9.1. Обмен веществ и его регуляция. Понятие о катаболизме и анаболизме.

 

Форма занятий: лекция в интерактивной форме – 1 час; практическое занятие – 1 час.

 

Тема 9.2. Углеводы: строение и функции. Основные углеводы животных и растений.

 

Форма занятий: лекция в интерактивной форме – 1 час; практическое занятие – 1 час.

 

Тема 9.3. Жиры: строение и функции. Особенности синтеза.

 

Форма занятий: лекция в интерактивной форме – 1 час; практическое занятие – 1 час.

 

Тема 9.4. Белки: строение и функции. Структура белка. Клеточные белки и их транспорт.

 

Форма занятий: лекция в интерактивной форме – 1 час; практическое занятие – 1 час.

 

Тема 9.5. Нуклеиновые кислоты: особенности строения. Роль в клетке.

 

Форма занятий: лекция в интерактивной форме – 1 час; практическое занятие – 1 час.

 

Тема 9.6. Пути синтеза основных групп веществ в клетке.

 

Форма занятий: лекция в интерактивной форме – 1 час; практическое занятие – 1,5 часа/проверочная работа 0,5 часа.

 

Тема 9.7. Качественные реакции для выявления основных групп соединений.

 

Форма занятий: лекция в интерактивной форме – 1 час; практическое занятие – 2 часа.

 

Тема 9.8. Основные классы ферментов в клетке и их функции.

 

Форма занятий: лекция в интерактивной форме – 1 час; практическое занятие – 1 час.

 

Тема 9.9. Способы получения энергии. Гликолиз. Регуляция гликолиза.

 

Форма занятий: лекция в интерактивной форме – 1 час; практическое занятие – 1 час.

 

Тема 9.10. Клеточное дыхание. Белки дыхательной цепи. Цикл Кребса. Регуляция дыхания.

 

Форма занятий: лекция в интерактивной форме – 1 час; практическое занятие – 1,5 часа/проверочная работа 0,5 часа.

 

Тема 9.11. Особенности хранения и модификация ДНК. Понятие о эпигенетике. Генетический код. Регуляция работы генов.

 

Форма занятий: лекция в интерактивной форме – 1 час; практическое занятие – 1,5 часа/проверочная работа 0,5 часа.

 

Тема 9.12. Геном основных групп организмов. Особенности генома прокариот и вирусов. Геном эукариот.

 

Форма занятий: лекция в интерактивной форме – 1 час; практическое занятие – 1,5 часа/проверочная работа 0,5 часа

 

Тема 9.13. Пути передачи сигнала в клетке. Роль цАМФ в клеточном цикле.

 

Форма занятий: лекция в интерактивной форме – 1 час; практическое занятие – 1 час.

 

 

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

 

Формы работы с детьми

При работе по всем разделам программы используются различные формы работы:

– индивидуальные и групповые,

- практические и теоретические.

 

В качестве основных форм занятий используются:

-очное – теоретическое - лекционное занятие,

-очное - практическое занятие – деловая игра, экскурсия, конференция, практикумы с использованием специального оборудования, практическое занятие с использованием интерактивных форм.

- заочное - консультирование.

Выбор конкретных форм проведения занятий осуществляется с учетом содержания изучаемых вопросов, уровня подготовленности школьников.

 

Основные приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

- интенсификация усвоения новых знаний путем использования авторских педагогических методик с учетом заинтересованности школьников в достижении высоких результатов в изучении предмета.

Дидактические материалы

– сборники заданий регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников прошлых лет (с решениями или без таковых),

-сборники заданий повышенной трудности по изучаемым предметам.

 

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Для проведения занятий используется специальное оборудование, реактивы, электронные ресурсы. Часть занятий по данной программе проводится в учебных лабораториях вузов города Москвы с привлечением высококвалифицированных специалистов этих же вузов.

Для проведения занятий используется стандартная компьютерная и множительная техника учреждения дополнительного образования: компьютер, проектор. Для проведения занятий по предметам естественно-научного профиля необходимо применение микроскопов, стереоскопических микроскопов, препаровальных игл, лезвий, пинцетов, фильтровальной бумаги, специальных реактивов и лабораторной посуды, штативов, предметных и покровных стекол, пипеток Пастера, автоматических дозаторов, серологических пипеток, аппаратов для проведения ЭЭГ и ЭКГ и расходных материалов для них (лента, гель), тонометров, фильтровальной бумаги, многоканальных амплификаторов, центрифуг, термостатов.

 

Наличие печатных и электронных образовательных и информационных ресурсов

Список литературы

 

Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

3. Приказ Минобрнауки России № 1644 от 29 декабря 2014 года «О внесении изменений в приказ министерства образования и науки российской федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»».

3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413.

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 N 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

6. Учебно-методические комплекты по предметам федерального компонента для основного общего и среднего общего образования.

7. Федеральный перечень учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию. Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067.

8. Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

9. Приказ Минобрнауки России от 26 января 2016 года № 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки российской федерации от 31 марта 2014 г. № 253».

8. Письмо Министерства образования и науки РФ от 10 февраля 2011 г. № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе».

9. Письмо Минобрнауки РФ от 08.12.2011 г. N МД-1634/03 «Об использовании учебников в образовательном процессе».

10. «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования». СанПиН 2.4.4.3172-14.

11. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Утверждена приказом Министерства образования РФ от 18 июля 2002 года № 2783.

12. Письмо Минобрнауки РФ от 24.11.2011 г. N МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием» (вместе с «Рекомендациями по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся»).

 

Для организации образовательного процесса (при подготовке школьников к олимпиадам и другим интеллектуальным соревнованиям по биологии) используются:

 

А) Задания различных турниров:

- турнира имени М.В. Ломоносова;

- Московской олимпиады школьников по предметам;

- Всероссийской олимпиады школьников;

 

Б) Диагностические работы по биологии Серий: Подготовка к ГИА/ЕГЭ с 2012 г.

- Печатная продукция - Издательство М.: МЦНМО: https://biblio.mccme.ru/shop

В) Электронные образовательные и информационные ресурсы:

1.https://www.litres.ru/mcnmo/ - электронная версия материалов ЕГЭ и ГИА;

- info.olimpiada.ru СМИ об олимпиадах, конкурсах, конференциях (обо всех интеллектуальных соревнованиях).

 

2. Литература, рекомендуемая для детей и родителей:

Ботаника

1. Жизнь растений. Том 1. Введение. Бактерии и актиномицеты. М., 1974

2. Жизнь растений. Том 2. Грибы. М., 1976

3. Жизнь растений. Том 3. Водоросли. Лишайники. М., 1977

4. Жизнь растений. Том 4. Мхи. Плауны. Хвощи. Папоротники. Голосеменные растения. М., 1978

5. Жизнь растений. Том 5, часть 1. Цветковые растения. Двудольные: магнолииды, ранункулиды, гамамелидиды, кариофиллиды. М., 1980

6. Жизнь растений. Том 5, часть 2. Цветковые растения. Двудольные: дилленииды, розиды, астериды. М., 1981

7. Жизнь растений. Том 6. Цветковые растения. Однодольные. М., 1982

Зоология беспозвоночных

1. Зоология беспозвоночных - Шарова И.Х.(2002)

2. Зоология беспозвоночных - Догель В.А. 1981

Зоология позвоночных

1. Зоология позвоночных. в 2х т. Наумов Н.П., Карташев Н.Н. 1979

2. Происхождение наземных позвоночных Шмальгаузен И.И. 1964

Анатомия

1. Анатомия человека, в 2-х томах. Под ред. М.Р.Сапина; 1997

2. Анатомический атлас человеческого тела, в 3х томах. Кишш Ф., Сентаготаи Я.

 

Цитология и гистология

1. Афанасьев Ю.И., Юрина Н.А., Котовский Е.Ф. - Гистология, цитология и эмбриология; изд.5 (2002).

2. Заварзин А.А. - Сравнительная гистология (2000)

3. Практикум по гистологии, цитологии и эмбриологии. Под ред. Юриной, Радостиной (1989).

4. Введение в клеточную биологию Ченцов Ю.С. (2004)

5. Биология развития. В 3-х т.; Гилберт С.

 

Биохимия и молекулярная биология

1. Основы биохимии в 3-х томах. А. Уайт, Ф. Хендлер и др.; 1981

2. Основы биохимии. В 3-х т.; Ленинджер А.; 1985

3. Молекулярная биология клетки. Албертс Б., Брей Д., Льюис Дж., Рэфф М., Робертс К., Уотсон Дж.

 

Микробиология

1. Общая микробиология. Шлегель Г.; 1987

2. Микробиология Гусев М. В. 1992 г.

3. Медицинская микробиология - Поздеев О.К.

4. Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии", - Воробьев А.А., и др

 

Электронные ресурсы:

https://dronisimo.chat.ru/homepage1/anatom1.htm

https://kpdbio.ru/

https://www.plantarium.ru/

https://shbo.ru/

https://biomolecula.ru/

https://elementy.ru/

https://humbio.ru/humbio/cytology/00000d33.htm

https://neobio.ru/

https://www.cellsalive.com/

https://humbio.ru/humbio/biochem/000b6185.htm

https://bio.fizteh.ru/student/files/biochemistry/

https://microbiologu.ru/

 

6. Кадровое обеспечение образовательного процесса:

1.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: