ГЛАВА 1. ПРИНЦИПЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ВЫБОРАХ




ВВЕДЕНИЕ

 

Под избирательной системой Республики Казахстан пони-
мается порядок выборов Президента Республики Казахстан,
депутатов Мажилиса и Сената Парламента Республики Казах-
стан, депутатов маслихатов, предусмотренный Конституцией
Республики Казахстан и Указом Президента, имеющим силу
конституционного закона, «О выборах в Республике Казах-
стан», избираемых как непосредственно, так и косвенно граж-
данами Республики Казахстан.

Указанный порядок выборов Президента, депутатов Парла-
мента и местных представительных органов определяется кон-
ституционно-правовыми нормами, которые в своей совокуп-
ности образуют избирательное право Республики Казахстан.
Конституционно-правовые нормы, образующие избирательное
право, являются частью конституционного права Республики
Казахстан. Они регулируют общественные отношения, связан-
ные с избранием Президента Республики Казахстан, депута-
тов Мажилиса и части депутатов Сената, депутатов местных
представительных органов. В указанном аспекте понятие
«избирательное право» используется как важнейший институт
конституционного права. Наряду с этим понятие «избиратель-
ное право» употребляется в смысле субъективного политичес-
кого права граждан Республики Казахстан, достигших совер-
шеннолетия.

Избирательная система и избирательное право Республики
Казахстан являются одними из проявлений народного сувере-
нитета, поскольку, используя их, граждане формируют выс-
шие представительные органы государства.

Источниками избирательного права Республики Казахстан
являются нормативные правовые акты, в которых содержатся
конституционно-правовые нормы, регулирующие обществен-
ные отношения, направленные на формирование выборных ор-
ганов Республики.

К этим источникам относятся:

Конституция Республики Казахстан 1995 г.;

Конституционный закон «О выборах в Республике Казах-
стан»;

Закон Республики Казахстан «О местных органах государ-
ственного управления» от 23 января 2001г.

Нормативные правовые акты Центральной избирательной
комиссии Республики Казахстан.

Нормативные правовые акты, являются источниками из-
бирательного права Республики Казахстан, регулируя отноше-
ния, возникающие при подготовке и провидении выборов Пре-
зидента, депутатов Сената и Мажилиса Парламента, маслиха-
тов и членов органов местного самоуправления, также уста-
навливают гарантии, обеспечивающие свободу волеизъявления
граждан.


ГЛАВА 1. ПРИНЦИПЫУЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ВЫБОРАХ

 

Принцип всеобщего избирательного права означает, что все
граждане Республики Казахстан, достигшие определенного
возраста, независимо от пола, национальности, расы, веро-
исповедания, социального происхождения и т. д., имеют право
избирать и быть избранными в выборный орган государствен-
ной власти. Всеобщее избирательное право делится на актив-
ное и на пассивное избирательное право

Всеобщее активное избирательное право это право граждан Республики участвовать в голосовании на выборах по достижении 18-летнего возраста.

Пассивное избирательное право — это право граждан Рес-
публики быть избранным Президентом, депутатом Мажилиса
Парламента и маслихата или членом органа местного самоуп-
равления с ограничениями, установленными Конституцией.
Следовательно, пассивное избирательное право отличается от
активного избирательного права. При пассивном избиратель-
ном праве гражданин выступает субъектом, подлежащим избранью. Пассивность состоит в том, что не он выбирает (хотя
он не лишается права голосования), а его выбирают.

Государство предъявляет ряд требований к гражданам, из-
бираемым на должности в государственных органах. Эти тре-
бования обусловлены характером, особенностями, особым по-
ложением выборных органов в государственном механизме.
Например, для избрания на пост Президента предъявляются
требования, относящиеся к возрасту, образованию, отношению
к государству и т.д. Эти особые требования обусловлены чрез-
вычайной ответственностью поста Президента перед народом
и государством. Ряд требований предъявляется к гражданам,
выдвигаемым кандидатами в депутаты Парламента, маслиха-
тов Указанные конституционные требования не являются ог-
раничениями избирательного права граждан. Конституцион-
ным законом от 8 мая 1998 г. «О внесении изменений и допол-
нений в Закон «0 выборах в Республике Казахстан» внесены
некоторые дополнения в пассивное избирательное право. Они
сводятся к следующему. Не подлежит регистрации в качестве
кандидата в Президенты Республики Казахстан, в депутаты
Парламента Республики Казахстан, маслихатов, в члены орга-
на местного самоуправления лицо. 1) привлекавшееся в тече-
ние года перед регистрацией к дисциплинарной ответственно-
сти за совершение коррупционного правонарушения; 2) на
которое в течение года перед регистрацией налагалось в судеб-
ном порядке административное взыскание за умышленное пра-
вонарушение; 3) имеющее судимость, которая ко времени ре-
гистрации не погашена или не снята в установленном законом
порядке[1].

Всеобщее избирательное право не исключает возможности
установления ограничения избирательного права. Конститу-
ция Республики Казахстан устанавливает, что не имеют права
избирать и быть избранными, участвовать в республиканском
референдуме граждане, признанные судом недееспособными.

Это означает, что граждане, не способные по своему пси-
хическому (умственному) состоянию в полной мере осуществ-
лять свои гражданские права и выполнять гражданские обя-
занности, ограничиваются в избирательном праве. Но такое
ограничение может быть установлено только в судебном по-
рядке. Если суд признает гражданина недееспособным, только тогда гражданин ограничивается в избирательном праве. Ни-
какой другой орган государства не вправе устанавливать огра-
ничения избирательных прав граждан под каким бы то ни было
мотивом[2].

Не имеют права избирать и быть избранными лица, находя-
щиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную
силу приговору суда. Следовательно, лица, находящиеся в ме-
стах заключения, если не вынесен обвинительный приговор о
них, не могут ограничиваться в избирательном праве. В Кон-
ституционном законе «0 выборах в Республике Казахстана ус-
танавливается, что в следственных изоляторах и изоляторах вре-
менного назначения образуются избирательные участки и лица,
содержащиеся в них, включаются в списки избирателей.

Принцип равенства граждан Республики Казахстан в изби-
рательном праве означает, что избиратели участвуют в выбо-
рах Президента, депутатов Мажилиса Парламента и маслиха-
тов республики на равных основаниях и каждый из избирате-
лей обладает одним голосом. Каждый избиратель может быть
внесен только в один список, может голосовать в данных вы-
борах (Президента, депутатов Парламента и т д.) только один
раз Избирательный бюллетень выдается по документу, удо-
стоверяющему личность. Кандидаты (в Президенты, депутаты)
также имеют равные права на участие в выборах. Участие в
выборах на равных основаниях обеспечивается также и тем,
что ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ пе-
ред другими избирателями. Например, организуются равные
по количеству населения избирательные округа в соответствии
с нормами представительства Избирательные права всех граж-
дан в равной мере охраняются законом. Уголовный кодекс Рес-
публики Казахстан устанавливает уголовную ответственность
за воспрепятствование реализации гражданином республики
своего избирательного права.

В Республике Казахстан в Парламент установлены как пря-
мые, так и косвенные выборы депутатов. Принцип прямого
избирательного права выражается в том, что Президент, депу-
таты Мажилиса Парламента и маслихатов, члены органов мест-
ного самоуправления республики избираются гражданами
непосредственно. Косвенное избирательное право выражает-
ся в том, что в выборах депутатов Сената Парламента участву-
ют выборщики, т.е. граждане республики, являющиеся депутатами маслихатов. Выборщики участвуют в выборах депута-
тов Сената на равных основаниях, и каждый из выборщиков
обладает одним голосом при выборах депутата Сената. Пассив-
ное избирательное право при выборах депутатов Сената на сес-
сиях маслихатов осуществляется с ограничениями, установлен-
ными Конституцией Республики Казахстан (п. 4 ст. 51).

Принцип тайного голосования проявляется в том, что голо-
сование на выборах Президента, депутатов Мажилиса и Сена-
та Парламента, депутатов маслихатов, членов органов местно-
го самоуправления республики осуществляется тайно. Тайное
голосование исключает возможность контроля за волеизъяв-
лением избирателя, а также давление на волю избирателя.
В помещениях для голосования оборудуются специальные ка-
бины, где избиратели могут свободно выразить свою волю. Тай-
на голосования обеспечивается и тем, что избирательные бюл-
летени не нумеруются и не содержат никаких пометок, кото-
рые бы позволили определить личность голосовавшего. Закон
предусматривает ответственность должностных лиц, виновных
в нарушении тайны голосования.

Принцип добровольного участия граждан Республики Ка-
захстан в выборах выражается в том, что никто не вправе ока-
зывать воздействие на избирателя с целью принудить его к уча-
стию или неучастию в выборах. Обеспечивается свобода воле-
изъявления во время выборов также тем, что проведение аги-
тации в день выборов не допускается.

Гражданин Республики Казахстан, проживающий за ее пре-
делами или оказавшийся за границей, обладает всей полнотой
избирательных прав. Это обеспечивается, в частности, тем, что
списки избирателей по избирательным участкам при предста-
вительствах Республики Казахстан в иностранных государствах,
на судах, принадлежащих Республике Казахстан и находящих-
ся в день выборов в плавании, составляются на основе данных,
представляемых руководителями названных представительств
и капитанами судов.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: