Обследование предметов и объектов окружающей действительности детьми дошкольного возраста




 

Мама с восьмимесячным малышом играет на полу со строительным на­бором, состоящим из легких геометрических пластмассовых форм разных цветов и размеров. Протягивает сыну большой кубик: «Посмотри, какой большой кубик. Ой, он такой озорник. Смотри, как он старается спрыгнуть с моих ладошек на пол и покатиться. Давай ему поможем. Ну-ка покати его». Ребенок пытается катить куб по полу, у него не получается. Сделав одно-два вращения, кубик останавливается. «Давай посмотрим, что же ему мешает. Да тут же уголки у него, потрогай. Видишь, как их много, они как рожки у козленка. Вот они-то и мешают кубику катиться. Как ты думаешь, а есть еще здесь кубики, похожие на этот? Ребенок начинает искать взглядом, трогать руками все предметы. И наконец находит маленький кубик, удив­ленно рассматривает его. «Молодец, умница, ты нашел кубик. Только по­смотри, этот кубик маленький, а наш большой. Но у него тоже есть уголоч­ки. Интересно, а он сможет покатиться?» Малыш бросает маленький кубик, но тот не катится. «Значит, все кубики из-за уголочков не могут кататься по полу».

Такое же изучение следует проводить и в отношении композици­онных закономерностей, но с детьми 1,2— 1,5 года.

Во время рисования красками педагог сообщает, что сегодня дети будут рисовать небо и траву. (В группе не должно быть больше пяти детей.) «Небо у нас бывает разное: красное, желтое, синее, голубое, розовое. У него бы­вает разное настроение. Посмотрите, как оно может выглядеть». Педагог показывает картинки, фотографии, репродукции, поясняя каждое изобра­жение. «Но наше небо так дружит с землей и травкой, что они всегда на­ходятся рядом друг с другом. Посмотрите...» И педагог показывает изобра­жение, где четко видна линия горизонта. «Погуляйте пальчиком по этой полосочке, смотрите, какая она ровная, длинная, как долго пальчик по ней гуляет. А где же здесь полосочка?» Педагог показывает другие картинки. Дети пальчиками начинают тыкать в линию горизонта. «А теперь мы с вами тоже нарисуем такую полосочку и подружим небо с землей».

Такие упражнения, плавно подводящие к изобразительной дея­тельности, помогают малышам закрепить зрительный образ и его представления о нем в своем рисунке. Не всегда дети могут провести линию горизонта по всей ширине листа, сохраняя при этом ее ров­ность. Но то, что они сами это пробуют делать, уже хороший при­знак. Затем начинается заполнение красками поля, предназначен­ного для неба, потом дети подбирают цвета для земли. Удивительно, что малыши в состоянии не только проделать это, но и каким-то внутренним чутьем выбрать такие цвета, получить такие оттенки, которые гармонично сочетаются с цветом неба. Ни один ребенок не взял готовый цвет для неба и земли. Для него интереснее смешивать краски, видеть, как меняется цвет. Это еще раз убеждает нас в том, что овладение изобразительной грамотой нужно начинать с изучения цвета. Именно цвет помогает понять выразительные возможности формы, композиции. Поразительно, что после таких занятий в сво­бодной деятельности малыши начинают пользоваться усвоенными композиционными закономерностями. К двум с половиной годам маленький художник уже не представляет себе пейзажа без линии горизонта. В его рисунке появляется плановость. Он уже может вда­леке нарисовать маленькие объекты, а на переднем крае расположить крупные.

Используя не только многостороннее обследование изучаемого явления, но и разные техники, раскрывающие то или иное компо­зиционное правило, мы тем самым создаем условия, чтобы дети без напряжения и особых сложностей усваивали основы композиции.

Композиционные закономерности не ограничивают изобрази­тельные возможности дошкольников, а расширяют их, делая работы интереснее, разнообразнее. Без этих правил в старшем дошкольном возрасте очень часто используется множество изобразительных сте­реотипов (скудное цветовое решение, обедненная композиция). Однофризовая композиция не есть особенность детского рисунка. Это показатель примитивизма, следствие стереотипности, которая возникает по вине педагогов, считающих, что композиция — это сложное явление в искусстве, недоступное детскому восприятию. Однако в раннем возрасте не только можно, но и нужно знакомить детей с композицией. И чем систематичнее будет проходить это зна­комство, тем эффективнее окажутся результаты.

Игры-упражнения

«Затейливая линия». Цель — формировать представление детей о линии горизонта. Детям предлагают два набора карточек. Один состоит из фотографий-репродукций произведений живописи и гра­фики, картинок, где четко видна линия горизонта (важно, чтобы на карточках она по-разному располагалась: была ниже середины листа, выше, по центру и т. д.). Второй набор — карточки, на которых линия горизонта проведена схематично. Дошкольникам необходимо подо­брать карточки так, чтобы совпала и фотография, и схема по харак­теру использования линии горизонта.

«Дружим небо и землю». Цель — формировать у детей умение проводить линию горизонта в различных соотношениях между небом и землей. Листок бумаги намочить водой. Дать малышу две кисточ­ки для каждой руки, предложить поставить обе кисточки рядом и провести сплошную линию по всей ширине листа. А далее малыш закрывает той кисточкой, которой проведена верхняя линия неба, подбирая цвета, которые, по его мнению, соответствуют выбранно­му настроению. Другой кисточкой, которой проведена нижняя линия, закрывается земля (трава, море и т.д.).

«Дальняя дорожка». Цель — формировать общие представления о линейной перспективе. Лист бумаги закрывают общим фоном (цвета по выбору ребенка). Ребенок в любом месте ставит одну точ­ку двумя кисточками, проводит две линии двумя кисточками так, что они расходятся к переднему краю листа, получается треугольник. Треугольник закрывается любым цветом, обозначающим дорожку. По обе стороны от треугольника широкой щетинной кисточкой ри­суется трава. На дальнем плане зубной щеткой можно нанести не­большие вертикальные мазки, имитирующие лес.

«Городской пейзаж». Цель — продолжать формировать пред­ставления о линейной перспективе. На листе бумаги провести гори­зонтальную полоску, обозначающую линию горизонта, закрыть небо, землю. Тонкой кисточкой, смоченной растительным маслом, про­вести две диагональные линии, направляемые из разных углов. В одном из двух боковых треугольников, полученных от пересечения диагональных линий, провести вертикальные линии так, чтобы они не выходили за границы треугольника. Вертикальные линии могут изображать фонарные столбы. Чтобы рисунок фонарей был закон­ченным, в местах завершения вертикальных линий поставить отпе­чатки пальцев. На самом ближнем столбе сделать отпечаток большим пальцем, на следующем — указательным и так далее: по мере удале­ния отпечатки уменьшаются. В другом боковом треугольнике про­вести вертикальные, слегка извилистые линии разной толщины, изображающие стволы деревьев. Кроны деревьев можно изобразить, используя технику диатипии.

Организация пространства сложной многоплановой компози­ции (рис. 18). К 3 — 4 годам у дошкольника появляется первый за­мысел, сюжет, который он пытается выразить средствами компози­ции. И хотя дети ведут самостоятельные поиски композиции и об­разов, педагогу следует направлять работу, поскольку композиция определяет содержание, делает ее законченной.

Рис. 18. Примеры упражнений на равновесие композиции

Построение начинается почти всегда с главного, и только потом изображаются остальные объекты. Часто смысловой центр становит­ся и композиционным центром работы. Чтобы выделить смысловой центр, можно использовать различные приемы изоляции или кон­траста. Но все эти приемы, правила, законы композиции дошколь­ники могут освоить при умелом и педагогически оправданном руко­водстве педагога.

В обучении детей дошкольного возраста основам композиции можно выделить задачи, которые можно сгруппировать следующим образом:

м о т и в а ц и о н н ы е:

- вызвать интерес детей к изучению композиционных закономер­ностей в ходе ознакомления с произведениями искусства и в про­цессе собственного творчества;

- формировать у детей эстетическую потребность продумывать композицию рисунка в соответствии с замыслом и характером об­раза;

- побуждать детей выражать свое эмоциональное отношение к объектам окружающей действительности через определенные ком­позиции образов, подчеркивая их характер, структуру;

развивающ е-в оспитательные:

- воспитывать эстетические чувства в процессе восприятия при­роды, произведений искусства;

- расширить словарь детей специальными терминами;

- развивать мышление, воображение, внимание, память в про­цессе изучения композиционных закономерностей;

- обучающие:

- расширить систему знаний по основам композиции: знания об особенностях построения художественного образа; о частных законо­мерностях композиции, таких как формирование пространства и объема, равновесие, симметрия и асимметрия, масштаб, ритм и про­порции, нюанс и контраст, перспектива, динамика и статика), и их форм, придающих работе единство и цельность, соподчинение эле­ментов образа; знания о взаимодействии композиции с другими сред­ствами выразительности, используемыми для воплощения замыс­лов;

Рис. 19. Композиционные закономерности:

1—3 — формат; 4 — открытая композиция; 5 — закрытая композиция; б — целост­ность; 7—8 композиционный центр; 9 — симметрия; 10 — асимметрия; 11 — воз­душная перспектива; 12 — линейная перспектива; 13 — статика; 14 — динамика; 15 — ритм; 16—17— равновесие; 18 — декоративность; 19 — контраст; 20 — тон;21 — светотень

 

- учить передавать характерные признаки предметов и явлений окружающей действительности, отражая собственное отношение к ним средствами композиционных закономерностей;

- продумывать композицию выразительного образа;

- формировать практические умения, необходимые для организа­ции плоскости листа: использовать точку как выразительное средство, проводить линии в различных направлениях, преобразовывать пятна в образ, изображать разные геометрические фигуры и формы.

В качестве одного из средств обучения дошкольников основам композиции целесообразно использовать схемы, обозначающие от­дельную композиционную закономерность и способствующие более глубокому изучению произведения изобразительного искусства, выч­ленению их сути 1 (рис. 19).

Очень важны педагогический такт, умение педагога ненавязчиво, по мере усвоения материала и необходимости вводить новые сведе­ния, формируя систему знаний, ориентируясь на готовность ребенка к их принятию и самостоятельному применению в различных си­туациях.

Контрольные вопросы

 

1. Какие задачи решаются в процессе обучения детей дошкольного воз­раста основам композиции?

2. С какого возраста целесообразно, по вашему мнению, начинать зна­комство с композиционными закономерностями?

3. Какие сложности могут возникать у педагога в процессе обучения основам композиции?

1. См.: Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство. Композиция. — Обнинск, 1996

Глава 5



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: