ГЛАВА 4. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РЕФЕРЕНДУМА




 

Референдум является одной из форм непосредственной де-
мократии, т.е. прямого участия народа в решении государствен-
ных вопросов. В референдуме принимают участие все гражда-
не государства, имеющие избирательное право.

В конституционном праве различают следующие виды ре-
ферендума: императивный, консультативный, конституцион-
ный, законодательный, обязательный, факультативный, госу-
дарственный, местный'.

Альтернативный референдум означает, что принятое народом
путем непосредственного волеизъявления имеет обя-
зательную юридическую силу. При консультативномреферен-
думе выявляется мнение народа по важному вопросу государ-
ственной жизни, которое учитывается органами государствен-
ной власти при принятии решения (закона, другого норматив-
ного правового акта) При конституционном референдуме речь идет о принятии всенародным голосованием проекта Консти-
туции или ее изменений и дополнений.

Законодательный референдум проводится по поводу приня-
тия народным голосованием закона. Обязательный референдум
предусматривается в Конституции для решения какого-либо
вопроса. Конституция обязывает компетентный орган начать
референдум при наличии определенных Конституцией ус-
ловий.

Факультативный референдум означает, что компетентный
орган по своему усмотрению (инициативе) может назначать
референдум по вопросу, предусмотренному законодательством
(Конституцией, законом). Референдум может проводиться в
масштабе всего государства или на определенной территории
государства.

В соответствии с Конституцией Казахской ССР 1978 г. пре-
дусматривалось, что народ осуществляет государственную
власть через Советы народных депутатов. Иначе говоря, граж-
дане выбирали своих представителей в Советы, которые имели
полномочия решать все вопросы государственной жизни.
В Конституции Казахской ССР предусматривалось, что наи-
более важные вопросы государственной жизни выносятся на
всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное го-
лосование (референдум). Только непонятно было, какой ха-
рактер могло иметь волеизъявление народа: императивный или
консультативный. Неопределенность характера референдума
была следствием формального подхода к его значению, по-
скольку не народ, а Коммунистическая партия решала за него
важнейшие вопросы государственной жизни. И это сыграло
«злую шутку» с Коммунистической партией и созданным ее
усилиями государством. В результате референдума, проведен-
ного в 1991 г. по поводу сохранения СССР, абсолютное боль-
шинство граждан СССР проголосовало за сохранение Союза.
Но несмотря на это СССР развалился.

Согласно Конституции Республики Казахстан 1993 г для
принятия гражданами республики законов и решений по наи-
более важным вопросам государственной жизни может произво-
диться республиканский референдум.

Конституция Республики Казахстан 1993 г. наделила Вер-
ховный Совет полномочием — принимать решение о проведе-
нии референдума Президент тоже имел право принимать ре-
шение о проведении референдума, но только после консультации с Верховным Советом Указывалось, что порядок его орга-
низации и проведения устанавливается конституционным за-
коном. 25 марта 1995 г. был принят Указ Президента Респуб-
лики Казахстан, имеющий силу конституционного закона,
«О республиканском референдуме». Правовой базой этого указа
являлась Конституция Республики Казахстан 1993 г.

На основе этого указа был принят Президентом Указ о про-
ведении 29 апреля 1995 г. республиканского референдума, на
который был вынесен вопрос: «Согласны ли Вы продлить до
1 декабря 2000 г. срок полномочий Президента Республики Ка-
захстан Н.А. Назарбаева, всенародно избранного декабря
1991 г.»

Президент Республики Казахстан в соответствии с пунктом 7
статьи 78 Конституции 1993 г. мог принимать решение о про-
ведении референдума после консультаций с Верховным Сове-
том республики. Однако Верховный Совет был распущен ре-
шением Конституционного Суда, и в связи с этим вновь всту-
пил в силу Закон республики от 10 декабря 1993 г. «О времен-
ном делегировании Президенту Республики Казахстан и гла-
вам администраций дополнительных полномочий». Этот закон
уполномочивал Президента принимать решение о назначении
референдума самостоятельно.

Насколько конституционным было вынесение на референ-
дум вопроса о продлении срока полномочий Президента". От-
ветить на этот вопрос можно на основе формального анализа
положений Конституции 1993 г., а также Указа Президента
«О республиканском референдуме» В Конституции 1993 г. го-
ворилось о возможности проведения республиканского рефе-
рендума по наиболее важным вопросам государственной жиз-
ни. Конституция не содержала перечня этих вопросов, а также
тех вопросов, по которым нельзя проводить референдум.
В Указе Президента о республиканском референдуме говори-
лось, по каким вопросам нельзя проводить референдум. В их
числе вопроса о продлении полномочий главы государства нет.
Можно ли отнести вопрос о продлении полномочий Президента
к наиболее важным вопросам государственной жизни? Разуме-
ется, можно, ибо Президент — глава государства, и народ как
единственный источник государственной власти все равно ре-
шает вопрос о полномочиях Президента.

Таким образом, республиканский референдум о продлении
полномочий Президента был проведен в полном соответствии с Конституцией и Указом Президента, имеющим силу консти-
туционного закона, «О республиканском референдуме».

В Конституции Республики Казахстан 1995 г. по-новому был
решен ряд вопросов, касающихся республиканского референ-
дума. Во-первых, Президент является единственным субъек-
том, имеющим право принимать решение о проведении рес-
публиканского референдума. К тому же Президент может по
собственной инициативе принимать такое решение.

Во-вторых, Парламент может проявлять инициативу о на-
значении республиканского референдума. С такой инициативой
Парламент может обращаться к Президенту. Президент впра-
ве поддержать или не поддержать инициативу Парламента о
проведении республиканского референдума.

В-третьих, в Конституции Республики Казахстан 1995 г.
республиканский референдум был закреплен как один из
основополагающих принципов деятельности республики.
В статье 1 Конституции говорится, что наиболее важные воп-
росы государственной жизни решаются демократическими ме-
тодами, включая голосование на республиканском факульта-
тивном референдуме. В Конституции определено, что одними
из таких вопросов являются изменения и дополнения в Кон-
ституцию. Президент решает выносить вопрос об изменениях
и дополнениях в Конституцию на республиканский референ-
дум или на рассмотрение Парламента. Если данный вопрос
решением Президента вносится на рассмотрение Парламента,
Парламент рассматривает его в порядке, установленном
Конституцией. В соответствии с пунктом 3 статьи 62 Консти-
туции Парламент вносит изменения и дополнения в Конститу-
цию большинством не менее трех четвертей голосов от общего
числа депутатов каждой из Палат. Хотя голосование происхо-
дит раздельно по Палатам, вопрос рассматривается на совмест-
ном заседании Палат.

Если Президент отклоняет предложение Парламента о вы-
несении на республиканский референдум изменений и допол-
нений в Конституцию, то Парламент вправе большинством не
менее четырех пятых голосов от общего числа депутатов каж-
дой из Палат Парламента принять закон о внесении этих изме-
нений и дополнений в Конституцию. В таком случае Прези-
дент подписывает этот закон или выносит его на республикан-
ский референдум (п. 1 ст. 91). В-четвертых, в Конституции
косвенно указано, какие вопросы не могут быть вынесены на республиканский референдум. Это установленные Конститу-
цией унитарность, территориальная целостность государства,
форма правления республики[8].

На основе и в целях реализации положений Конституции
Президентом Республики Казахстан 2 ноября l995 г. издан
Указ, имеющий силу конституционного закона, «О республи-
канском референдуме». В Указе республиканский референдум
определяется как всенародное голосование по проектам Кон-
ституции, конституционных законов, законов и решений по
иным наиболее важным вопросам государственной жизни Рес-
публики Казахстан. Следовательно, предметом республикан-
ского референдума могут быть: принятие Конституции, конституционных законов, законов
республики, внесение в них изменений и дополнений. Это оз-
начает, что, хотя Парламент является законодательным opгa-
ном, он не является единственным субъектом законодатель-
ства. Народ может принимать Конституцию, конститу-
ционные законы, законы, вносить в них изменения, реализуя
свое конституционное право как источник государственной
власти; решение иных наиболее важных вопросов государственной
жизни республики.

Трудно заранее определить, какие вопросы государствен-
ной жизни можно признать наиболее важными. Об одном воп-
росе, имеющем такой характер, можно сказать твердо: это о
продлении срока полномочий Президента.

В Указе «О республиканском референдуме дан перечень
вопросов, которые не могут быть предметом республиканско-
го референдума. В этот перечень включены вопросы, которые
вытекают из положений и идей Конституции. Не могут быть
предметом референдума вопросы: могущие повлечь за собой нарушения конституционных
прав и свобод человека и гражданина; изменения унитарности и территориальной целостности
государства, формы правления республики; административно-территориального устройства и границ
республики; правосудия, обороны, национальной безопасности и охра-
ны общественного порядка; бюджетной и налоговой политики; амнистии и помилования;

Назначения и избрания на должность, освобождения от
должности лиц, относящихся к ведению Президента, Палат
Парламента и Правительства республики; выполнения обязательств, вытекающих из международных
договоров республики.

Перечисленные вопросы исключены из предмета респуб-
ликанского референдума неслучайно. Вынесение таких воп-
росов на референдум может дестабилизировать политическую
обстановку, привести к социальным конфликтам, дезоргани-
зовать деятельность государственных органов, создать угрозу
национальной безопасности, намешать выполнению междуна-
родных обязательств республики и т.д.

В республиканском референдуме имеют право участвовать
все граждане Республики Казахстан, достигшие 18-летнего
возраста, вне зависимости от происхождения, социального,
должностного и имущественного положения, пола, расы, на-
циональности, языка, отношения к религии, убеждений, места
жительства или от любых иных обстоятельств. Так же, как и в
выборах, в референдуме не имеют права участвовать гражда-
не, признанные судом недееспособными, а также содержащие-
ся в местах лишения свободы по приговору суда[9].

Референдум проводится на основе принципов доброволь-
ности и свободного волеизъявления граждан, всеобщего, рав-
ного и прямого права при тайном голосовании. Гражданам,
общественным объединениям республики гарантируется пра-
во выражать свое мнение по вопросу, вынесенному на рефе-
рендум, на собраниях, митингах сходах граждан, в средствах
массовой информации. Это однако не означает, что можно не
выполнять законы, допускать беспорядки и нарушения прав
граждан. Государственные органы охраны порядка должны
пресекать агитацию насильственного изменения конституци-
онного строя, нарушения целостности республики, подрыва
безопасности государства, войны, социального, расового, на-
ционального, религиозного, сословного, родового превосход-
ства, в также культа жестокости и насилия.

Государство берет на себя расходы, связанные с подготов-
кой и проведением референдума. На проведение референдума
мобилизуются все государственные органы и общественность.
Государственные органы, органы местного самоуправления,
организации, независимо от формы собственности, должны
предоставлять в распоряжение комиссий референдума помещения, оборудование и транспортные средства, необходимые
для подготовки и проведения референдума.

Указ Президента о республиканском референдуме расши-
рил круг субъектов, имеющих право проявлять инициативу о
назначении референдума. В Указе уточнена процедура выдви-
жения Парламентом о назначении референдума.
Выдвижение инициативы осуществляется Парламентом на со-
вместном заседании его Палат большинством голосов от об-
щего числа депутатов каждой из Палат, и такая инициатива
оформляется постановлением.

Указ предоставляет Правительству республики право об-
ращаться с инициативой о назначении референдума к Прези-
денту Республики Казахстан Выдвижение инициативы осуще-
ствляется Правительством на своем заседании большинством
голосов от общего числа его членов и оформляется постанов-
лением.

Одним из демократических моментов Указа Президента о
республиканском референдуме является предоставление граж-
данам права проявлять инициативу о назначении референду-
ма. Не менее чем двумстам тысячам гражданам республики,
обладающим правом на участие в республиканском референ-
думе, предоставляется право обращаться с инициативой о на-
значении референдума к Президенту республики. При этом
граждане, поднимающие вопрос о назначении референдума, в
количественном отношении в равной мере должны представ-
лять все области, столицу республики и город республикан-
ского значения. Если с инициативой о проведении референду-
ма выступают граждане, тогда образуется инициативная группа референдума, в состав которой входит не менее чем по три
представителя от каждой области, столицы и города республи-
канского значения. В Указе определены процедура образова-
ния инициативной группы, порядок ее регистрации, порядок и
сроки сбора подписей, ответственность за нарушение порядка
сбора подписей[10].

Итак, инициативу о назначении референдума имеют право
проявлять Парламент, Правительство или граждане. Рассмот-
рев инициативу, Президент принимает одно из следующих ре-
шений:

1) о назначении референдума; в таком случае проводится
референдум по вопросу, сформулированному инициаторами;

2) о необходимости внесения изменений и дополнений в
Конституцию, принятия конституционного закона или иного
решения по вопросу, предлагаемому в качестве предмета ре-
ферендума, без проведения. Возможность такого решения
обусловлена тем, что Конституция предусматривает факуль-
тативный референдум. Здесь наблюдается интересный момент:
граждане выступают как бы инициаторами принятия измене-
ний, дополнений в Конституцию, принятия закона. Иначе го-
воря, граждане как бы частично обладают правом законода-
тельной (конституционной) инициативы;

3) об отклонении инициативы о назначении референдума.
Разумеется, для отклонения инициативы о проведении рефе-
рендума Президентом должны быть веские основания. Таки-
ми основаниями могут быть нарушения Конституции, поста-
новка не имеющих значения наиболее важных вопросов госу-
дарственной жизни; вопросов, изъятых из предмета референ-
дума, и т.д.

Если Президент принимает решение о назначении референ-
дума, то издает Указ, в котором устанавливаются дата прове-
дения референдума и формулировка выносимого (выносимых)
на референдум вопроса (вопросов). Решаются другие вопро-
сы, связанные с проведением референдума.

Подготовку и проведение референдума осуществляют Цент-
ральная избирательная комиссия, территориальные избира-
тельные комиссии, участковые избирательные комиссии. В дан-
ном случае они выполняют функции комиссий референдума.

ЦИК подводит итоги республиканского референдума. Она
устанавливает общее число граждан республики, имеющих
право участвовать в референдуме; число граждан, принявших
участие в голосовании; число граждан, проголосовавших за
положительное решение вопроса, за отрицательное решение
вопроса, вынесенного на референдум, и т.д. Референдум счи-
тается состоявшимся, если в голосовании приняло участие бо-
лее половины граждан, имеющих право участвовать в референ-
думе.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

- выборы в Республике Казахстан основываются на свобод-
ном осуществлении гражданином своего права избирать и быть
избранным в выборные органы государства и местного само-
управления. В Конституции Республики Казахстан, а также в Консти-
туционном законе «О выборах в Республике Казахстан» за-
креплены принципы избирательного права.

- для проведения публичных предвыборных мероприятий из-
бирательныекомиссии выделяют кандидатам равную сумму
денежных средств~ Государственные органы и органы местного
самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам в
организации и проведении публичных предвыборных меро-
приятий. Для издания плакатов, листовок, других агитацион-
ных материалов избирательные комиссии выделяют кандида-
там равную сумму денежных средств.

- республиканский референдум — крупное политическое ме-
роприятие государственного значения. В нем могут участво-
вать только граждане и общественные объединения Республи-
ки Казахстан. Запрещается какое бы то ни было прямое или
косвенное участие международных организаций, международ-
ных общественных объединений, иностранных государствен-
ных органов, юридических лиц и граждан, лиц без граждан-
ства в финансировании и иной поддержке мероприятий, свя-
занных с референдумом.

Как уже отмечалось, Конституция предоставляет право на-
значения референдума только Президенту Республики. По
Конституции субъектами референдума являются Президент и
Парламент.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995г.

2. Законы Республики Казахстан. Алма-Ата. 2003. С. 41. 213

3. И Рогов “Конституция Республики Казахстан и вопросы формирования уголовно-правовой политики государства”, А., 2003.

4. Г.С. Сапаргалиев “Этапы становления конституционного законодательства Республики Казахстан”, А., 2004.

5. А.К.Котов “Конституционные основы местного государственного управления для унитарного Казахстана”;

6. Сапаргалиев Г.Конституционное право республики Казахстан: учебник. – Алматы, Жетi Жаргы, 2003.

7. Сапаргалиев Г. Становление конституционного строя республики Казахстан. – Алматы, Жетi Жаргы, 2004

8. Катерюшин Л.Б. Конституционное право РК. 2005

9. Малиновский В.А. Глава государства суверенного Казахстана – Алматы, Адилет, 2005 г.

10. Казахстанская правда. 19 ноября 1997 г. № 8


[1] Казахстанская правда. 19 ноября 1997 г. № 8

[2] А.К.Котов “Конституционные основы местного государственного управления для унитарного Казахстана”;

[3] Рогов И.В.“Конституция Республики Казахстан и вопросы формирования уголовно-правовой политики государства”, А., 1995.

[4] Сапаргалиев Г.Конституционное право республики Казахстан: учебник. – Алматы, Жетi Жаргы, 1998.

[5] Котов А.К.“Конституционные основы местного государственного управления для унитарного Казахстана”;

[6] Рогов И.В. “Конституция Республики Казахстан и вопросы формирования уголовно-правовой политики государства”, А., 1995.

[7] Сапаргалиев Г. Конституционное право республики Казахстан: учебник. – Алматы, Жетi Жаргы, 1998.

[8] Рогов И.В. “Конституция Республики Казахстан и вопросы формирования уголовно-правовой политики государства”, А., 1995.

[9] Катерюшин Л.Б. Конституционное право РК. 1998

[10] Катерюшин Л.Б. Конституционное право РК. 1998



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: