МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ПАМЯТИ




 

1. Цель: установить уровень развития слухо-речевой памяти.

Ход: учитель предлагает учащимся запомнить для последую­щего воспроизведения ряд слов и зачитывает 10 слов с интерва­лом 3 сек. вслух. Учащиеся на листочках по памяти воспроизводят услышанное:

а) липа, ножницы, лампа, яблоко, гроза, обруч, мельница, попу­гай, листок, машина;

б) сено, терпение, очки, река, тетрадь, закон, фантазия, ложка,
птица, огонь;

в) лес, хлеб, окно, стул, вода, конь, гриб, брат, игла, мед.

Обработка: объем слухо-речевой памяти на слова определя­ется как среднее по трем заданиям:

 

2. Цель: установить уровень развития зрительной памяти.

 

Ход: учитель предлагает учащимся запомнить ряд слов и от­крывает на 10 секунд для зрительного запоминания 10 слов, напи­санных на доске:

а) стрекоза, пулемёт, чайник, бабочка, пирог, хомут, свеча, тач­ка, журнал, малина;

б) шутка, дуб, курица, окно, газета, солнце, рыба, ноги вола, го­лова.

Обработка: Объем зрительной памяти на слова определяется как среднее по двум заданиям:

 

Ранжирование слухо-речевой памяти

 
 


IV уровень – 9-10 слов 7-10 слов

1-4 классы
5-11 классы
III уровень – 7-8 5-6

II уровень – 4-6 3-4

I уровень – 1-3 1-2

 

Ранжирование зрительной памяти

       
   


IV уровень – 10 слов 8-10 слов

1-3 классы
5-11 классы
III уровень – 8-9 6-7

II уровень – 5-7 3-5

I уровень – 1-4 1-2

 

3. Цель: установить уровень развития словесно-логичес­кой (смысловой) памяти.

Ход: учитель медленно зачитывает учащимся 10-15 пар слов,
между которыми имеется смысловая связь, (интервал между па­рами 3 сек.):

 

замок-ключ книга-учитель машина-езда
корова-молоко яблоко-компот кофе-чашка
щётка-зубы кукла-игра урок-школа
снег-зима дерево-лист стол-обед
перо-бумага очки-глаза мост-река
голова-волосы солнце-лето дуб-жёлудь
шум-вода дичь-выстрел час-время
гвоздь-доска рой-пчела лес-медведь

 

Через минуту учитель читает лишь первое из слов каждой пары, а ученики должны припомнить вторые слова по смыслу и записать их.

Обработка: подсчитывается число правильно воспроизведен­ных пар.

 

Ранжирование уровней смысловой памяти

 
 


IV уровень – 9-10 слов 7-10 слов

1-4 классы
5-11 классы
III уровень – 6-8 5-6

II уровень – 4-5 3-4

I уровень – 1-3 1-2

 

 

4. Цель: установить уровень развития (объем) механической памяти.

Ход: учитель зачитывает учащимся после предварительной ус­тановки на запоминание 10 пар слов, не связанных логически:

 

гриб-диван жук-учитель зубы-компас
спички-овца рыба-пожар клей-ворота
снег-стул синица-трамвай море-груша
стакан-дрова ложка-петух ботинки-ветер
пирог-нога власть-чулки карандаш-память

 

Через минуту учитель зачитывает лишь первое из слов каждой пары, а ученики должны припомнить вторые слова и записать эти пары на листке бумаги.

Обработка: подсчитывается число правильно воспроизведен­ных пар.

 

Ранжирование уровней механической памяти

       
   


IV уровень – 8-10 слов 7-10 слов

1-4 классы
5-11 классы
III уровень – 6-7 5-6

II уровень – 4-5 3-4

I уровень – 1-3 1-2

 

Сопоставление уровней смысловой и механической памяти по­зволит определить ведущий вид памяти ребенка, выяснить, на­сколько память, опиравшаяся на смысловые связи, может расши­рить объем запоминаемого материала.

 

5. Цель: выявить уровень продуктивности памяти (кривая заучивания).

Ход: учитель по обычной методике определяет объем слухо-речевой памяти учащегося. Сразу после выполнения задания учи­тель повторно зачитывает тот же ряд слов и предлагает учащему­ся вновь воспроизвести услышанное. Повторение теста возмож­но 3-5 раз до тех пор, пока испытуемый не выполнит задание на 100%. Через получасовую паузу ему вновь предлагается воспро­извести по памяти словесный ряд (тот же) без предъявления. По результатам эксперимента строится график в системе координат из двух осей: по вертикали откладывают количество верно при­помненных слов, а по горизонтали - порядковые номера повтор­ных попыток. Система точек образует кривую линию - «кривую запоминания», при этом последняя точка (объем памяти после па­узы) должна в норме составлять 70-80% значения предпоследней точки (результата последнего повторного воспроизведения).

 

МЕТОДИКИ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: