ВЫЯВЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




 

1. Цель: выявить индивидуальные особенности скорости протекания мыслительного процесса у учащихся 2-11 класса.

Ход: учащимся предъявляют четко написанные на доске колон­ки (4) из пяти слов каждая с пропущенными буквами. Например:

 

п-ро з-р-о э-о-ок к-п-с-а
к-са д-р-во т-а-а к-с-а-ник
р-ка к-п-ль к-н-а у-и-ель
r-ра х-л-д к-ы-а у-е-ик
п-ле к-в-р п-е-а а-е-ь-ин

 

Ученики по команде начинают составлять и писать полные слова из любой колонки, вставляя пропущенные буквы. На работу дается 5 минут. Учитель фиксирует время досрочного выполнения задания. По истечении 5 минут учитель собирает листки и подсчи­тывает количество верно составленных слов.

 

Ранжирование результатов измерения скорости мышления

 
 


IV уровень – 16-20 верно составленных слов 11-12

1-4 классы
5-11 классы
III уровень – 11-13 6-10

II уровень – 6-10 3-5

I уровень – 1-3 1-2

 

 

2. Цель: установить уровень развития мыслительной опе­рации выделять существенное - обобщение (для 1-6 классов).

Ход: учитель предлагает учащимся ряд слов, в каждом ряду пять слов даются в скобках, а одно - перед скобками.

Ученики должны выбрать из скобок два слова, наиболее суще­ственные для слова перед скобками. Ряды слов написаны на дос­ке, либо записываются учениками наслух. На выполнение задания по каждому ряду слов дается 0,5 мин.

 

Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

Ответ: растения, земля.

Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

Ответ: берег, вода.

Куб (углы, чертёж, сторона, камень, дерево).

Ответ: углы, сторона.

Игра (шахматы, игроки, штрафы, правила, наказание).

Ответ: игроки, правила.

Обработка: подсчитываются правильно выделенные слова.

 

Ранжирование результатов тестирования

       
   


IV уровень – 9-10 слов 8-10 слов

1-4 классы
5-11 классы
III уровень – 7-8 5-7

II уровень – 4-6 3-4

I уровень – 1-3 1-2

 

 

3. Цель: установить наличие способности элементарного обобщения.

Ход: учащемуся предлагается из пяти названных слов исклю­чить одно слово, лишнее по смыслу. На каждое задание отводит­ся 15 сек.:

а) стул, шкаф, диван, телевизор, стол (телевизор)

б) кастрюля, тарелка, чашка, чайник, ведро (ведро)

в) корова, кошка, лиса, овца, коза (лиса)

г) среда, суббота, выходной, вторник, четверг (выходной)

д) красный, синий, теплый, жёлтый, голубой (теплый)

 

Ранжирование результатов тестирования

IV уровень – 5 верных ответов (хорошо выраженная способность)

III уровень – 3-4 верных ответа (способность удовлетворительная)

II уровень – 1-2 верных ответа (слабая способность)

I уровень – верных ответов нет (способность не выражена)

 

4. Цель: установить преобладающий тип мышления (образ­ный или логический).

Ход: учитель предлагает учащимся записать 9 слов или пред­лагает карточки с этими словами: овца, летать, чешуя, крылья, бегать, орёл, плавать, карась, шерсть.

Им дается задание: составить из этих слов 3 группы по 3 слова.

Обработка: просмотр листков покажет, что одни ученики соста­вили слова по рациональному принципу (летать - бегать - пла­вать, крылья - чешуя - шерсть, орёл - овца - карась) и обнаружили преобладание логического мышления, связанного со второй сигнальной системой, контролируемого левым полушарием.

Другие группы (орел - крылья - летать) означают художествен­ный (образный) тип, свойственный людям с доминирующим пра­вым полушарием мозга.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: