Средний дошкольный возраст




Образовательные задачи:

- закреплять умение работать с различными изобразительными мате­риалами, инструментами и художественными техниками;

- учить получать различные оттенки в результате смешения цветов;

- знакомить с цветовым кругом, цветовыми гармониями;

- учить гармонизировать цвета на основе схем и таблиц;

- передавать с помощью цвета характер создаваемого образа, отражая свое отношение, эмоционально-эстетическое состояние;

- соподчинять различные выразительные средства для достижения целост­ности образа;

- продолжать учить приемам рисования;

- учить создавать (с помощью точки, линии, штриха, пятна) различные по характеру образы (реалистичные, стилизованные, абстрактные);

- продолжать знакомить с композиционными закономерностями: фактура, линия горизонта, равновесие, симметрия (асимметрия), ритм, динами­ка (статика), композиционный центр;

- учить элементарному рисованию с натуры;

- знакомить с различными видами росписей их мотивами и элемента­ми;

- выполнять простые элементы декоративных росписей;

- составлять орнамент (геометрический, растительный) и выполнять про­стые узоры на разных формах;

- продолжать учить выделять в предметах сложной формы более про­стые;

- учить составлять элементарную сюжетную композицию.

Развивающие задачи:

- формировать умение пользоваться палитрой для получения оттенков;

- продолжать развивать формообразующие движения: нанесение точек, проведение прямых, волнистых, изогнутых, спиралеобразных, замкнутых и смешанных линий;

- формировать чувство цвета, формы; композиционные умения;

- развивать наглядно-образное, наглядно-действенное мышление в про­цессе составления композиций;

- закреплять понятия, употребляемые педагогом на предыдущем воз­растном этапе;

- расширять словарь ребенка новыми специальными понятиями: «гармо­ния», «цветовой круг», «колористическая гамма», «лессировка», «свет», «тень», «перспектива», «отражение»;

- развивать память, воображение.

Воспитательные задачи:

- стимулировать интерес к процессу творчества в рисовании;

- воспитывать эстетический вкус в процессе создания выразительных образов;

- продолжать воспитывать аккуратность при работе с изобразительными материалами и инструментами;

- воспитывать умение договариваться во время создания коллективной работы;

- чувство взаимопомощи, умения радоваться своим успехам и успехам других;

- продолжать воспитывать умение выполнять определенные действия по словесной инструкции педагога.

Особенности обучения. Перед воспитателем средней группы стоит основная задача — научить детей изображать предмет, объекты и явления окружающей действительности, передавая его основные признаки, структуру и характер.

На основе элементарного опыта рисования у детей данной воз­растной категории повышаются требования к его качественному уровню. Характер усложнений обусловлен формированием таких умений, как внимательность, способность длительно работать над образом, умение давать оценку своим работам, умение различать и сравнивать предметы между собой в процессе их детального обсле­дования. Поэтому в обучении детей 4 — 5 лет рисованию большее место начинают занимать натурные зарисовки. В качестве объектов натуры выступают хорошо знакомые предметы с четким силуэтом, в котором можно легко вычленить простые геометрические формы. Для того чтобы дети смогли правильно передать форму предметов, составляющих натурную постановку, необходимо совместно провести анализ всей композиции, ее колорита, составляющих компонентов, определить их месторасположение по отношению друг к другу.

Первый этап в изображении натюрморта — определение и про­ведение линии стола. Это очень важно, поскольку в дошкольном возрасте дети часто рисуют натюрморт либо просто на однотонном фоне, либо на полосе, расположенной внизу листа. И первый и вто­рой варианты композиционно не верны, они не позволяют форми­ровать перспективное построение. Поэтому дети изображают пред­меты по одной линии, используя фризовое построение и исключая элемент заслоняемости, позволяющий передать пространство на­тюрморта. Далее необходимо выполнить фон, при этом верхнюю часть покрывать либо диагональной, либо вертикальной заливкой, а сам стол — горизонтальной.

Характер заливки и мазков оказывает огромное влияние на осо­бенности восприятия натюрморта. Необходимо учитывать это пра­вило и располагать мазки по форме предметов, чтобы создать эффект объема, пусть даже пока на элементарном уровне. Общую компо­новку натюрморта следует выполнять тонкой кисточкой по готово­му фону, беря для этого краску на полтона темнее или светлее основного фона. Определение композиции всего натюрморта также немаловажно, поскольку дети, как правило, начинают рисовать от­дельные предметы, не соотнося их с другими. В результате получа­ется, что часть из них не умещается в рамки листа или пространство остается полупустым из-за мелкого размера изображенных пред­метов.

Выполнив общую компоновку, дети приступают к вычленению отдельных предметов в ней. Важно приучать их выделять предметы в соответствии с их расположением по отношению друг к другу. В первую очередь изображаются самые крупные предметы, затем более мелкие. Предметы, расположенные на переднем плане, следу­ет выделить тоном (что ближе, то темнее, контрастнее, что дальше, то светлее), и если нужно, то перекрыть частично предметы, находя­щиеся на среднем плане или дальнем. Способность заслонять пред­меты один другим обусловливает формирование у детей умения строить многоплановые композиции при создании не только натюр­морта, но и пейзажа, сюжетного рисунка.

В этом возрасте детям пока еще сложно передавать изображение с определенной точки зрения, поэтому натюрморт должен быть уста­новлен так, чтобы они видели его с наиболее характерной стороны и ясно различали основные части. Если занятия проводятся с целой группой, то лучше организовать несколько постановок. Натюрморты могут отличаться друг от друга. Важно сохранить их общую направ­ленность: количество предметов, их компоновку.

Характеризуя рисование детей средней группы по представлению, остановимся на следующих особенностях.

Дошкольники стремятся закреплять полученные знания или при­обретенные умения в свободной деятельности. А именно рисунки, создаваемые на занятии, они повторяют самостоятельно. Они как бы тиражируют образы. Поэтому в процессе обучения целесообраз­но использовать разноуровневые и разнохарактерные эскизы, де­монстрирующие разные варианты реализации одной и той же темы. И тогда у детей появляется возможность варьировать содержание и технику выполнения своих рисунков, которые обогащаются выра­зительными средствами благодаря их репродукциям. Педагоги со­вершают большую ошибку, когда, подбирая репродукции в качестве демонстрационного материала, руководствуются непонятными кри­териями отбора произведений, считая, что одни могут быть показа­ны только в средней группе, а другие — в старшей. Одно и то же произведение может использоваться в разных возрастных группах. Все зависит от задач, которые педагог решает на конкретном заня­тии. Например, почему не показать детям натюрморт «Букет цветов, бабочка и птица» Ф. П.Толстого в средней группе, если занятие по­священо выделению композиционного центра в натюрморте.

Боязнь взрослых, что дети не поймут, приводит к искусственному упрощению и схематизму, что крайне пагубно сказывается на твор­честве детей.

Показ приемов рисования в средней группе продолжает занимать значительное место в обучении на занятиях, где дается новый мате­риал. И в этом случае нужно четко разграничивать, где идет развитие изобразительной деятельности, а где творчества. Занятиям, направ­ленным на отработку отдельных приемов рисования, сложных по своему характеру, которые будут использоваться детьми на после­дующих занятиях, конечно, следует уделить максимум внимания, чтобы в ходе творческого задания ребенок не тратил много времени на выполнение нужных элементов для достижения выразительности образа.

Одна из частых тем в средней группе — изображение предметов, состоящих из округлых форм, например, снеговик, цыпленок и т.д. Изначально нужно отработать с детьми получение круглой формы, после чего можно рассмотреть разные комбинации кругов, которые каждый раз по-новому раскрывают образ (снеговика, цыпленка). Далее дети выбирают, но не самостоятельно не только ракурс изо­бражения объекта, но и цветовую его характеристику. «Если цыпле­нок трусоват, то какой оттенок желтого будет присутствовать в его окраске?» «А если он задиристый и крикливый?» Таким образом, дети приучаются не просто копировать один и тот же рисунок, а от­ражать характер своего героя. Сделать его, может быть, похожим на себя или своих близких, знакомых. В этом случае происходит не только творческое, но и познавательно-эмоциональное развитие, когда ребенок учится анализировать различные состояния человека, проявления его характера и переносит их благодаря символическому значению цвета в создаваемый образ.

Еще одна особенность рисования детей данной возрастной груп­пы. При выполнении рисунка они уделяют внимание только главным для себя деталям. Так, делая портрет мамы, ребенок может забыть про уши, если они ничем особенным не выделяются, но нарисует огромный рот (если она ярко красит губы или громко разговаривает). С одной стороны, такая особенность говорит о неустойчивости об­раза, его в определенной степени изобразительной избирательности. Но с другой — это показатель личного отношения на уровне симво­лической детализации: мама очень часто кричит и громко разгова­ривает, значит, в понимании ребенка главным в образе становится рот, все остальные черты будут менее значимы. И соответственно часть из них останется не замеченной дошкольником.

В декоративном рисовании также происходят изменения. Дети в средней группе не только создают определенный узор или орна­мент, но и изучают элементы и мотивы росписей. В этом возрасте они уже более детально изучают специфику создания декоративных образов, особенности использования стилизации в процессе рисо­вания. Детей начинает привлекать декоративная композиция сама по себе, поскольку она не похожа на обычный реалистичный рису­нок. Понятие о том, что означает ритм в узоре и как его создавать в рисунке, ребенок может получить, только наглядно увидев, как ритмично движется рука воспитателя, нанося мазки на лист бумаги. С целью обучения ритмичному построению узора целесообразно использовать следующее упражнение. Полотно обоев закрепляется на стене. Детей расставляют по всей длине полосы, у каждого из них кисть и баночка с краской негустой консистенции. По инструк­циям педагога дети начинают постепенно совершать изобразитель­ные движения, имеющие ритмичный характер «Ребята, поставили кисточки в верхней части листа, а теперь выполняем упражнения. Присели, кисточка движется вниз, поднимаемся, кисточка подни­мается с нами как по горке, сели и кисточка скатилась с нами... и т.д.». Такие упражнения, во-первых, помогают детям почувство­вать кинестетический характер ритма, во-вторых, способствуют формированию двигательной памяти, что обусловливает в после­дующем свободное использование умения выполнять ритмичный рисунок.,

Использованию художественного слова как методу обучения в средней группе отводится гораздо больше времени, чем на предыду­щих этапах.

Художественный образ, выделенный в литературном произведе­нии, можно использовать в связи с темой рисования для того, чтобы пробудить интерес, оживить в памяти детей образы, ранее воспри­нятые в окружающей жизни. В этих случаях художественный образ должен воздействовать прежде всего на эмоциональную сферу детей и в то же время давать четкую характеристику, раскрывающую внеш­ние черты предмета, его признаки, свойства.

Анализ детских работ следует проводить так же, как и в младшей группе, т. е. в процессе рисования и в конце его, делая общее заклю­чение о характере создаваемых образов. Однако в средней группе должна даваться более детальная характеристика достижений и неу­дач, на которые нужно косвенно, тактично, но объективно указывать дошкольникам с целью исправления и предотвращения повторных ошибок.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: