Методика развития детского конструктивного творчества




Понятие конструктивного творчества

 

Конструктивное творчество, как и любой вид творчества, направ­лено на развитие у детей мышления (особенного образного) и вооб­ражения, а также овладение детьми произвольностью (умением ста­вить цель и добиваться ее), самостоятельностью и свободой поведе­ния (выбор деятельности, средств ее выполнения, темы, определение собственной задачи и способов ее решения и т. п.). Любой вид кон­структивного творчества основан на «детском экспериментировании», выделенном Н. Н. Поддьяковым. Автор, отмечая специфику детского экспериментирования, определяет два его типа: бескорыстное, на­правленное на выявление свойств объектов, их связей и отношений безотносительно к решению каких-либо практических задач, и ути­литарное, направленное на поиск решения задачи. Первый вид экс­периментирования особо значим, поскольку самостоятельное озна­комление детей с различными свойствами объекта, без выделения «главных» и «неглавных», позволяет ребенку включать эти объекты в различные системы, что делает его гибким. Однако самостоятельное и «бескорыстное» ознакомление у большинства детей может оста­ваться на довольно примитивном уровне.

 

Малыш много раз подкидывает вверх и ловит предмет, получая от этого удовольствие. Он не производит с ним никаких других манипуляций, кото­рые могли бы открыть новые свойства этого предмета. Или ребенок обна­ружил, что предмет состоит из двух складывающихся частей, и начинает увлеченно многократно соединять и разъединять их (закрывать — открывать), затем класть внутрь мелкие предметы, греметь ими. Далее интерес к изуче­нию этого объекта у малыша постепенно угасает.

 

Детское конструктивное экспериментирование необходимо раз­вивать в двух направлениях:

во-первых, постоянно расширять арсенал объектов, отличающих­ся ярко выраженной многофункциональностью;

во-вторых, давать детям возможность использовать самостоятель­но обнаруженные ими свойства объектов и в других видах деятель­ности (игре, рисовании, лепке, учебной деятельности и др.).

В конструировании объектами для бескорыстного эксперименти­рования служат прежде всего материалы, обладающие разными свой­ствами, учет которых в немалой степени обеспечивает результатив­ность деятельности.

 

 

Рассмотрим, каким образом меняются образы в результате экс­периментирования с материалами в рамках разных видов конструк­тивного творчества.

Основными видами конструктивного творчества выступа­ют аппликация, конструирование к художественный ручной труд. Очень часто сейчас можно слышать, что в детском саду дети осваи­вают такой вид деятельности, как детский дизайн. Можно указать на его сходство с уже выделенными видами творчества. В погоне за красивыми названиями, мы, к сожалению, не вносим кардинально нового в суть детской деятельности. Не стоит подменять понятия, главное — уделять внимание содержательному и функциональному аспектам творчества.

Детская аппликация

 

Аппликация (от лат. applicatio — накладывание) — способ созда­ния художественных изображений из различных форм, фигур, вы­резанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон1. Детская аппликация — один из видов худо­жественно-изобразительной деятельности, суть которой состоит в создании плоскостного или рельефного изображения при использо­вании различных материалов (бумаги, картона, ткани, природного и бросового материалов) с помощью различных приемов и техник (присоединения, наклеивания, выщипывания, обрывания, вырезы­вания, пришивания и т.д.) с целью отображения предметов и явлений окружающей жизни.

Виды аппликации:

По используемым материалам:

- аппликация из бумаги и картона;

- из природных материалов;

- из бросового материала;

- из ткани, сукна.

По содержанию:

- реалистичная;

- стилизованная;

- абстрактная.

По характеру:

- предметная (цв. вкл. рис. 31);

- сюжетная (цв. вкл. рис. 32);

- декоративная (цв. вкл. рис. 33).

По форме:

- плоскостная (аппликационный образ выполняется на плоскости, при этом его детали не выступают над ней) (цв. вкл. рис. 34);

 

1. См.: Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: учеб. пособие. — М., 1991

Предметная аппликация Сюжетная аппликация

Рис. 31. Полина (4 г. 3 мес.). Рис. 32. Коля (6 лет 7 мес.). Свинья под дубом

Груша



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: