Младший дошкольный возраст




Образовательные задачи:

- продолжать знакомить с материалами, необходимыми для аппликации;

- учить различать основные, составные, ахроматические цвета и оттенки;

- различные геометрические формы;

- величины по признаку длины, ширины, высоты, объема, общего раз­мера;

- продолжать учить работать с готовыми формами: раскладывать и при­клеивать их самостоятельно;

- достигать выразительности аппликационного образа при работе с раз­личными материалами (природным, бросовым, тканями и т.д.);

- целостности аппликационного образа, соподчиняя его части друг с другом и с фоном;

- составлять декоративный узор на разных формах, используя готовые формы;

- приему выщипывания;

- правильно держать ножницы, совершать ими элементарные действия (надрезать, разрезать).

Развивающие задачи:

- продолжать формировать чувство цвета (гармонии цветовых отношений), формы (соподчинять формы, соотносить формы со знакомыми пред­метами), величины (соподчинять величины);

- формировать умение выделять части в целостном изображении и со­ставлять из частей единую композицию;

- продолжать формировать умение работать с кисточкой и клеем;

- развивать наглядно-действенное, наглядно-образное мышление, вооб­ражение, память;

- расширять словарь специальными понятиями: «основа», «детали», «ком­позиция», «образ», «выщипывание», «мозаика», «фон».

Воспитательные задачи:

- вызвать интерес детей к аппликации;

воспитывать аккуратность при работе с клеем и ножницами

- умение действовать по словесным инструкциям педагога;

- работать совместно с педагогом, детьми, выполняя коллективную ра­боту.

Особенности обучения. У детей в младшем дошкольном возрас­те двигательные функции руки пока еще несовершенны, поэтому целесообразно использовать различные упражнения, направленные на развитие мелкой мускулатуры пальцев рук. Очень эффективны следующие упражнения:

1) отщипывание кусочков бумаги от целого листа (каждый раз размер кусочков уменьшается);

2)составление аппликации из кружочков, полученных с помощью дырокола;

3) прищипывание кусочков салфетки, нанесенные на предвари­тельно обработанную поверхность клеем.

Конечно, работа с ножницами в группе детей этого возраста не­возможна по многим причинам, но первые ознакомительно-обучающие занятия с одним-тремя детьми, лучше проводить во второй половине дня вне занятия. К сожалению, рассчитывать на домашнее обучение оперированию ножницами не приходится, поскольку мно­гие родители не видят в этом необходимости, считая ножницы опасным орудием, от которого нужно как можно дольше оберегать детей.

Учитывая психофизиологические особенности детей младшего дошкольного возраста, занятия аппликацией не могут быть слишком длительны по времени (более 20 минут), поскольку работа требует большой концентрации внимания, усидчивости. Во время занятий необходимо все время поддерживать интерес малышей к аппликации. С этой целью нужно, во-первых, предоставить детям возможность выбора, во-вторых, работу разделить на несколько этапов, которые энергично будут сменять друг друга. Важно на занятии создать ат­мосферу творчества, взаимной эмпатии и восхищения любыми успе­хами детей.

Для того чтобы дети овладели определенными конструктивно- изобразительными умениями, желательно использовать вариативную повторяемость при работе над аппликационным образом: чередовать индивидуальные формы обучения с фронтальными. При проведении занятий следует учитывать специфику возраста детей и комплексно использовать методы обучения: частично-поисковый, эвристиче­ский, репродуктивный, игровой, метод упражнений, художественное слово.

Для большей эффективности формирования системы знаний, умений, навыков необходимо делить детей на подгруппы в соответ­ствии с уровнем их творческого развития, чтобы у каждого ребенка была обозначена перспектива его личного роста. Следует поощрять любое стремление к творческим поискам.

Процесс обучения стоит проводить по нескольким направле­ниям, которые в основе содержат принцип преемственности между знаниями, умениями, навыками, впечатлениями.

Первое направление — движение ребенка от неосознанных, ин­туитивных действий к осознанным и целенаправленным.

Второе направление — качественное изменение процесса созда­ния аппликационного образа (от элементарных сенсомоторных экс­периментов к наглядно-действенным операциям, а затем и к про­явлению наглядно-образного мышления.

Третье направление — создание индивидуальных и коллективных работ.

Четвертое направление — формирование у детей умения со­ставлять целостную композицию из нескольких предметных изобра­жений.

Пятое направление — обучение детей ориентировке на различных форматах, формах, основах.

Шестое направление — стимулирование личной творческой ак­тивности детей (постепенное ее преобразование из сотворчества в самостоятельное творчество).

Каждое направление охватывает определенную группу задач, методов и приемов.

Поисковый метод побуждает малышей к активным поисковым действиям, они самостоятельно начинают сравнивать различные детали, соединять их, пробуя получить какое-нибудь изображение.

Репродуктивный метод обусловливает развитие прежде всего необходимых конструктивно-изобразительных умений: аккуратно намазывать деталь клеем; убирать лишний клей салфеткой или тря­почкой; прикладывать детали в нужное место, чтобы получить целост­ное изображение, и т.д. Метод очень тесно связан с упражнениями, поскольку направлен на формирование некоего динамического сте­реотипа, позволяющего ребенку не задумываться над простейшими действиями, уделяя все внимание художественно-изобразительной стороне аппликации.

Игровой метод. Преобладают занятия по аппликации, посколь­ку ведущий вид деятельности — игра, соответственно учебный про­цесс имеет обучающе-игровой характер.

Содержание работ детей младшей группы, несмотря на возраст, может быть разнообразным. Все зависит от того, насколько четко определены действия ребенка и педагога. Важно не сводить деятель­ность детей до минимума, выполняя за него всю предварительную работу. Ведь подготовить кусочки цветной бумаги, необходимой для фона, ребенок может самостоятельно. Тогда на занятии внимание будет уделено процессу создания аппликационного образа. Эффек­тивность обучения зависит еще и от адекватности приемов работы с различными материалами. К примеру, не могут дети за время занятия наклеить травку, состоящую из отдельных полосочек. Пусть травка будет из салфеток разных оттенков, которые предварительно мнутся и укладываются на основу, имитирую целую поляну. Или травку мож­но сделать из полоски бумаги, на которой дети делают надрезы.

Таким образом, в процессе развития конструктивного творчества в аппликации необходимо ориентироваться на умения и потребности детей и перспективы их творческого роста, чтобы обеспечить взаи­модействие на каждом этапе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: