Материалы и оборудование.




Материалы (бумага, природный, бросовый материалы) использу­ются те же, что и для работы над аппликацией. Но есть и специфич­ные материалы — строительные наборы и конструкторы.

Строительный материал представляет собой набор разноо­бразных геометрических тел (куб, цилиндр, призма и т.д.). Он де­лится на мелкий (настольный) и крупный. На занятиях используют­ся в основном разнообразные наборы мелкого (настольного) строительного материала, за исключением коллективных крупногабаритных построек, где применяется крупный набор.

Конструкторы. Сегодня дошкольник имеет возможность рабо­тать с различными конструкторами.

По характеру использования различают конструкторы:

- предполагающие одноразовое изготовление постройки (склеива­ние деталей, после чего конструктор нельзя повторно использовать);

- ограниченные в содержании построек (состоят из элементов (форм), которые можно использовать только для получения опреде­ленных видов построек);

- универсальные (не ограничены ни в содержании построек, ни в возможности многократного использования).

По материалу: деревянные; пластмассовые; металлические; кера­мические.

Приемы конструирования:

- закрепление частей на основе (обучение с раннего возраста);

- соединение частей друг с другом (обучение с раннего возраста);

- приклеивание (обучение с раннего возраста);

- заклеивание (обучение с младшей группы);

- склеивание (обучение с младшей группы);

- пришивание (обучение со старших групп);

- прокалывание (обучение со старших групп);

- закручивание (обучение со старших групп);

- зажимание (обучение со средней группы);

- сминание (обучение с раннего возраста);

- сгибание (разгибание, выгибание) (обучение с раннего возра­ста);

- сложение (обучение с младшей группы);

- разворачивание (сворачивание);

- скручивание (раскручивание);

- обматывание (обучение со старших групп);

- примазывание (обучение с младшей группы).

В процессе конструирования дошкольники приобретают специ­альные знания, умения и навыки. Создавая конструкции из строи­тельного материала, дети знакомятся с геометрическими объемны­ми формами, изучают их свойства, осваивают правила композиции в конструировании (получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций).

При конструировании из бумаги дети имеют возможность уточ­нить знания о плоских геометрических фигурах, сравнить их свойства и признаки с объемными формами. Дети осваивают приемы работы с бумагой, которые они впоследствии могут использовать и на за­нятиях по аппликации. Видоизменяя плоские формы путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, дети получают объ­емную форму.

Работа с природным и бросовым материалами способствует проявлению творческого начала у каждого ребенка, поскольку толь­ко способность выделять новую функцию в предмете и объекте по­зволяет преобразовать его, получив совершенно иной конструктив­ный образ.

В конструировании могут использоваться и готовые формы, в зависимости от задач обучения.

Все виды конструирования способствуют разностороннему раз­витию личности дошкольника: всем видам мышления, воображению, творческих способностей, памяти, вниманию. Это обусловлено тем, что ребенок прежде чем выполнить постройку, сначала представляет ее (мысленно или на основе схемы, картинки), продумывает форму ее частей, затем соотносит образ с имеющимися формами, выявляет степень их пригодности, после чего приступает к созданию построй­ки. В ходе конструирования ребенок может вносить коррективы, добавлять незапланированные детали, убирать имеющиеся, включать дополнительные материалы (для соединения деталей) или применять раскраску.

Особенности обучения конструированию

Ранний возраст

Образовательные задачи:

- знакомить с материалами для конструирования (природным, бросовым, строительным и бумагой);

- с объемными геометрическими формами (кирпич, шар, куб, цилиндр, конус, пирамида), входящими в состав строительных наборов или кон­структоров;

- учить размещать в пространстве различные геометрически тела;

- выделять геометрические формы в знакомых объектах;

- знакомить с приемами, используемыми в конструировании;

- экспериментировать с бумагой, природным, бросовым материалами в процессе создания элементарных поделок;

- соединять детали с помощью дополнительных материалов (пластилина, глины);

- выделять знакомые образы в постройках и поделках.

Развивающие задачи.

- формировать чувство формы при создании элементарных построек и поделок;

- развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление;

- способствовать развитию внимания, памяти;

- формировать умение прикреплять детали поделки друг к другу.

Воспитательные задачи:

- вызывать интерес к конструктивному экспериментированию

- воспитывать умение слышать словесные указания педагога, его инструк­ции, характеристики;

- воспитывать умение видеть красоту в конструкциях и поделках.

 

Особенности обучения. Конструирование детей раннего возрас­та напоминает игру-экспериментирование, в которой изучаются свойства и признаки геометрических форм, различных материалов. Трехмерный объем продуктов конструирования дает возможность более тщательно обследовать все детали, из которых планируется создавать конструкцию.

В процессе обучения, где ведущим методом является игра, целе­сообразно не просто демонстрировать различные фигурки, но и как можно чаще называть их, давать им образную характеристику, кото­рая помогает детям быстрее включать обследуемые материалы в соб­ственный замысел. Важно активизировать все анализаторы с целью формирования более полного представления о конструировании.

В раннем возрасте дети, начиная с первого года, способны иден­тифицировать геометрические формы, не называя их, но выделяя задаваемую форму из множества других. Данный факт свидетельству­ет о том, что объемные геометрические тела не только могут быть предметами манипуляции и игры детей в этом возрасте, но и объ­ектом изучения.

Умение выделять форму, а в последующем и называть ее облегча­ет процесс обучения конструированию на более поздних этапах, где педагогу не нужно будет знакомить с формами и формировать умения создавать из них различные постройки. В этом случае педагог может использовать словесную инструкцию, с указанием на необходимые формы, а не подробный показ, поясняя значение выбора определен­ных форм для конкретной постройки. Ведь дети уже оказываются подготовленными к работе с этими формами, поскольку знают их свойства и признаки.

Больше времени остается на сам процесс творческого конструи­рования. Не стоит облегчать то, что и так просто. В игре дети при­обретают множественные умения, которые мы, взрослые, не всегда разумно используем для их творческого становления. Мы все время опасаемся, что дети не поймут, не смогут, не справятся. Но мы даже иногда и не пробуем дать им то, в чем они так нуждаются. Зачастую, чтобы уложиться во время, отведенное на занятие, мы стараемся со­кратить до минимума деятельность ребенка, а это кардинально не­верный подход.

Не стоит жертвовать возможностью сформировать какое-то уме­ние ради эффектности поделки. Пусть конструкция (поделка) перво­начально будет иметь вид, мало чем напоминающий, может быть, реальный объект, но зато она будет свидетельствовать о том пути, который ребенок прошел. И здесь важно подчеркнуть его достиже­ния, указав на перспективу дальнейшего движения.

 

Лиза (1 г. 4 мес.) делала «Радостную гусеницу» из мятых комочков бума­ги, которые нужно было располагать друг за другом, скрепляя их между собой. Сначала ей тяжело давалось сминать бумагу в комок (лист бумаги все время расправлялся, и получить единую форму не удавалось). Педагог предложил ей слегка намочить руки и только потом катать комки из бумаги, как это делается с пластилином. В результате Лизиных стараний детали для гусени­цы были готовы. Когда комочки были соединены, возникла другая проблема: глазки Лиза приклеила в разных местах (на первом звене и на последнем). Мама Лизы тут же устремилась помочь дочке: приклеить за нее, чтобы все было аккуратно. Но объяснив маме нецелесообразность такого поступка, педагог совместно с девочкой нашел выход, приклеив еще по одному глазу на каждое звено и разделив гусеницу на две части. Таким образом, получились две маленькие гусенички. Лиза была так рада тому, что у нее получилась не одна большая гусеница, а две маленькие, которые она сделала сама. После занятия она побежала показывать свою поделку маме, гордо хлопая себя в грудь, как бы показывая, что это она сама смогла сделать.

 

Когда ребенок сам достигает нужного результата при косвенном руководстве педагога, умение, приобретаемое малышом на занятии, становится частью конструктивно-изобразительного опыта. Даже если занятие проходит с подгруппой детей, нужно стремиться не минимизировать их деятельность, а продумать ее организацию, что­бы дети, выполняя несложные по характеру действия, создали про­стую конструкцию (поделку). Важно акцент ставить на приемах и техниках, вариации которых расширяют содержательную и техниче­скую стороны продуктов детского конструирования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: