Лепка комбинированным способом




Рис. 44. Никита (4 г. 6 мес.). Белка

 

Кольцевой способ заключается в выполнении тонких валиков, которые объединяются в кольца, которые накладываются друг на друга, после чего поверхность поделки сглаживается пальцами. Как правило, этим способом выполняется различной формы посуда.

Рельефная лепка. Поделки, изготовленные этим способом, пред­ставляют собой объемное лепное изображение на плоскости. Способ рельефной лепки может быть самостоятельным (основным) или вспомогательным (дополнительным). Рельефный образ нельзя уви­деть со всех сторон (как скульптуру), так как он всегда располагает­ся на какой-либо основе. И в то же время он не совпадает простран­ственно с основой, а выходит за ее пределы. В зависимости от сте­пени несовпадения с плоскостью различают следующие виды рельефа:

- барельеф — изображение выступает менее чем на половину своего объема;

- горельеф — изображение выступает над плоскостью основы более чем на половину своего объема;

- контррельеф — изображение не выступает над основой, а, на­против, углубляется в нее.

Приемы лепки:

- сминание (обучение с раннего возраста);

- отщипывание (обучение с раннего возраста);

- прижимание (обучение с раннего возраста);

- раскатывание (обучение с раннего возраста);

- соединение (обучение с раннего возраста);

- скатывание (обучение с раннего возраста);

- вытягивание (обучение с младшей группы); -расплющивание (обучение с раннего возраста);

- сглаживание (обучение со средней группы);

- примазывание (обучение со средней группы).

Особенности обучения лепке

Ранний возраст

Образовательные задачи:

- познакомить детей с пластическими материалами, их свойствами и изобразительными возможностями;

- учить экспериментировать с материалами, пытаясь получить какой-либо результат;

- контролировать действия рук в процессе лепки;

выполнять простые приемы лепки;

- наносить элементарный рисунок (точки, полоски, ритмичные штрихи) стекой на медальон, выполненный из пластического материала;

- размазывать пластилин по картону;

- составлять целостный пластический образ из простых деталей комби­нированным способом.

 

Развивающие задачи:

- формировать чувство формы, пластики объемов, пространства;

- развивать наглядно-действенное, наглядно-образное мышление, вооб­ражение, внимание, память;

- формообразующие движения в процессе работы с пластическими ма­териалами;

- мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные задачи:

- вызывать интерес к лепке;

- воспитывать аккуратность при работе с пластическими материалами и инструментами;

- умение выполнять определенные действия по словесной инструкции; -личностные качества (усидчивость, терпеливость, настойчивость);

- эстетическое отношение к процессу и результатам своего творчества;

Особенности обучения. Занятия с детьми раннего возраста целе­сообразно проводить по подгруппам, объединяя по 5 —6 человек. Одна из основных задач обучения детей раннего возраста — вызвать инте­рес к процессу экспериментирования пластическими материалами.

В ходе занятий важно пояснять все действия так, чтобы дети мог­ли видеть формообразующие движения, слышать их обозначение, тактильно чувствовать пластические преобразования. В раннем воз­расте лучше использовать пластилин испанской фирмы «Jove», его пластические свойства лучше подходят малышам для работы (он мягкий, экологически чистый, легко меняет форму, смешивается).

Несмотря на увлекательность занятий лепкой, не все дети сразу и с удовольствием откликаются на предложение поработать с пла­стическими материалами. Однако заставлять малышей нельзя, это окажет негативное влияние на их дальнейшую творческую деятель­ность. Важно в игровой форме привлечь детей, показать им вырази­тельные возможности пластилина, чудесные его превращения. Сто­ит на глазах у детей слепить какой-либо образ, как тут же у них появляется интерес к лепке.

Первые действия малышей напоминают больше игру, чем обуче­ние. Как только комочек пластилина или глины попадает в руки ребенка, он его мнет, перекладывает из рук в руки, присоединяет комки, размазывает по поверхности, пытается присоединить к нему мелкие предметы и т.д. Эксперимент с пластилином у каждого ре­бенка проходит по-разному, кто-то долго может играть, а кому-то это занятие быстро надоедает. Учитывая рассеянность внимания и бы­струю утомляемость детей, на занятие следует отводить не более 15 минут

Конечно, если малыши увлечены, не стоит их прерывать, так как это может снизить их интерес.

По мере того как дети знакомятся с материалами, учатся ими пользоваться, овладевают элементарными приемами лепки, можно переходить к фронтальным занятиям, направленным на формиро­вание пластического образа. Приемы обучения носят наглядно- действенный характер. Ребята сначала подражают действиям вос­питателя, повторяя формообразующие движения, а потом самостоя­тельно их применяют, пытаясь получить определенную форму. По­мимо подражания в процессе обучения важно учитывать принципы повторяемости инструкций и пояснений, вариативности в содержа­нии образов, лаконичности объяснения и показа. «Посмотрите, как комочек превращается в еловую шишку. Он сначала прячется между ладошками, а потом ладошки его раскатывают, вот так». Подобные пояснения необходимы при показе малышам на каждом занятии, и лишь в младшем возрасте они уже могут самостоятельно использо­вать некоторые умения в своей деятельности.

Занятия лепкой даже в раннем возрасте разнообразны как содер­жательно, так и технически. Дети могут выполнять работы по соб­ственному замыслу, когда они закрепляют приобретенные знания, навыки, комбинируя их в новых ситуациях по предложению педаго­га, с целью отработки отдельных умений. Обучение лепке хорошо начинать с обыгрывания того предмета (объекта), который надо изо­бразить. Например, малышам можно дать поиграть с игрушечным ежиком, чтобы они лучше почувствовали пластику его формы. Ежи­ки должны быть разными, только тогда дети смогут увидеть насколь­ко разнообразным может быть один и тот же предмет (объект).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: