Принцип ответственности.




Билет № 18. ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫРАБОТЫПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА.

Цель этических принципов и стан­дартов – установление основополагающих прав и обя­занностей, вытекающих из особенностей профессиональной де­ятельности психолога, а именно:

1.Это ориен­тир при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, воз­никающих в процессе профессиональной деятельности психолога.

2. Стандарты призваны оградить клиентов и общество в целом от нежела­тельных последствий бесконтрольного использования психологических знаний и защитить психологов и практическую психологию от дискредитации.

 

За рубежом профессиональные этические кодексы действуют уже много лет и содержательно они повторяются, но «Этический кодекс и Стандарты практики» Американской ассоциации консультирования и «Кодексе этики и практики консультантов» Британской Ас­социации Консультантов являются наиболее всеобъемлющими.

В России в последние годы появились этические кодексы разных психо­логических сообществ, составители которых стремятся учитывать специфические особенности различных видов психологической работы: психотерапевта, политического психолога, психологов Министерства внутренних дел, педагогических психологов, биз­нес-психологов.

Общие для всех психологических школ и направлений этические принципы и правила:

Принцип конфиденциальности.

Принцип компетентности.

Принцип ответственности.

Принцип благополучия клиента.

Принцип соблюдения границ (в том числе и с бывшими клиентами).

Принцип конфиденциальности.

Суть этого правила в охране частной жизни клиента. Полное имя, место жительства, профессия, возраст и другие данные, позволяющие идентифици­ровать человека, зашифровываются и раскрываются только с его согласия. Психолог должен позаботиться о том, чтобы не допу­стить доступа посторонних к информации о клиентах.

В «Кодексе этики и практики консультантов» Британской Ас­социации Консультантов говорится, что «конфиденциальность – это средство обеспечения клиента необходимой безопасностью и приватностью, а также защита его автономии», и поэтому «любое ограничение конфиденциальности снижает эффективность кон­сультирования ». Там же говорится, что «данное соглашение мо­жет быть пересмотрено и изменено только в результате обсужде­ни я между консультантом и клиентом».

В тексте «Этического кодекса пе­дагога–психолога Службы практической психологии образования России», где также говорится о конфиденциальности: Информация, полученная психологом в процессе проведе­ния работы, не подлежит сознательному или случайному разгла­шению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использова­ние против интересов клиентов.

НО, помимо этических обязательств, вынуждающих нас хранить конфиденциальность, мы несем и юридическую ответствен­ность, которая обязывает нас нарушать принцип конфиденциальности в силу действия императива о защите человеческой жизни. Для этого должны быть юридические или этические ос­нования, а именно: правило конфиденциальности не действует, когда консультант уверен, что существует угроза нанесения вреда клиенту или другим людям.

Тем не менее, даже в случае наличия этой угрозы (смертельная и/или заразная болезнь клиента, его агрессивные намерения по отношению к ко­му-либо, употребление им наркотиков и т. п.), консультанту пред­писано ставить клиента в известность, прежде чем разглашать те или иные сведения о нем, за исключением тех случаев, «когда есть основания считать, что клиент больше не желает или не способен нести ответственность за свои поступки». Однако даже в таких ситуациях разглашение сведе­ний о клиента должно быть минимальным, а информация предо­ставляться только тем лицам, которым грозит опасность, или же специалистам (супервизору или иным), которые способны влиять на ход событий.

Принцип компетентности.

2.1. Психолог четко определяет и учитывает границы собствен­ной компетентности.

2.2. Психолог несет ответственность за выбор процедуры и ме­тодов работы с клиентом.

В «Кодексе этики и практики консультантов» Британской Ас­социации Консультантов говорится, что консультанты должны и обязаны: приобрести уровень компетентности до начала практической деятельности; сохранять непрерывное профессиональное развитие; иметь регулярную супервизию; следить за своим функционированием (т.е. не работать под воздействием веществ или в состоянииличных эмоциональных проблем); иметь способность определить ситуацию, когда правильней будет направить клиента к другому специалисту.

Принцип ответственности.

Консультант несет полную ответственность перед клиентами, коллегами и обществом в целом за наличие у него соответствующей профессиональной подготовки и обязан со­знавать границы и ограничения своей компетенции.

3.1. Психолог осознает свою профессиональную и личную от­ветственность перед клиентом и обществом за свою деятельность.

3.2. Проводя исследования, психолог заботится прежде всего о благополучии людей и не использует результаты работы им 3.3. Психолог несет профессиональную ответственность за соб­ственные высказывания на психологические темы, сделанные в средствах массовой информации и в публичных выступлениях.

3.4. Психолог может не информировать клиента об истинных целях психологических процедур только в тех случаях, когда аль­тернативные пути достижения этих целей невозможны.

3.5. При принятии решения об оказании психологической по­мощи недееспособным лицам (несовершеннолетним; лицам, находящимся в остром стрессовом состоянии; больным, имеющим на момент обращения диагноз психического расстройства, и т. п.) психолог несет ответственность за последствия выбранного и ис­пользованного им вмешательства. В случаях, если клиент не достиг 16-летнего возраста, со­гласие на его участие в психологических процедурах должны дать родители или лица, их заменяющие.

3.6. Учитывать влияние любых предшествующих и перекрывающихся отношений клиента и консультанта.

3.7. Также консультанты несут ответственность перед другими специалистами. В Американском этическом кодексе этому вопро­су посвящен особый раздел, где говорится: «Консультанты долж­ны уважительно относиться к подходам, используемым другими специалистами и отличающимся от подходов, применяемых ими самими. Консультанты должны быть знакомы с традициями и особенностями практики других специалистов, с которыми они вместе работают».

3.8. В отношении клиентов, которые пользуются услугами других специалистов, занимающихся охраной психиче­ского здоровья, спрашивать у клиента разрешения информировать это­го специалиста, с которым в свою очередь желательно установить позитивные профессиональные отношения.

3.9. Понимать границы своей от­ветственности, так как он не может полностью отвечать за сво­их клиентов, заменяя им родителей, друзей, любимых, Бога, т.к. чрезмерная ответственность, ги­перопека могут лишить клиента уверенности в своих силах и возможности личностного роста. Задача же консультанта значительно бо­лее сложная – постепенно сформировать чувство и готовность к ответственности у консультируемых. По этой же причине не­желательно давать клиентам прямые советы. Самый лучший и действенный совет – это тот, который человек дает самому себе, обдуманный и выстраданный.

4. Принцип благополучия клиента.

4.1. В своих профессиональных действиях психолог -консультант ориентиру­ется на благополучие и учитывает права всех субъектов процесса. В случаях, когда его обязанности вступают в противоречие с этическими нормами, специалист разрешает эти конфликты, руководствуясь принципом «не навреди».

4.2. Психолог в ходе профессиональной деятельности не дол­жен допускать дискриминации (ограничения конституционных прав и свобод личности) по социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, интеллекту и любым другим отличиям.

4.3. Психолог придерживается доброжелательного и безоценоч­ного отношения к клиенту.

5. Принцип соблюдения границ (в том числе и с бывшими клиентами).

Совершенно убрать зависимость во взаимоотношениях клиента и консультанта невозможно, а многие психотерапевтическое школы (в частности, роджерианская, центрированная на клиенте, или теле­сная терапия) предполагают достаточно большую степень эмоцио­нальной близости с клиентом в процессе психотерапевтической ра­боты. Интенсификация же этих эмоциональных отношений может активизировать разного рода эротические фантазии обоих. Несмотря на то, что во всех имеющихся кодексах устанавли­вается строжайший запрет не только на вступление в сексуальную связь, но и на личные и дружеские отношения с клиентами, даже бывшими, некоторые терапевты нарушают этот запрет. В США в ряде штатов (например, Мичиган, Миннесота и Калифорния) предусмотрены юридические санкции за психотерапевтические злоупотребления, но в РФ таких санкций не существует и ответственность за соблюдение этических принципов остается на совести консультанта.

В «Кодексе этики и практики консультантов» Британской Ас­социации Консультантов говорится, что консультанты должны и обязаны:

1. Устанавливать и соблюдать границы в ходе консультативных сессий. Следует недвусмысленно довести до сведения клиента, что консультирование - это формальные и регулируемые контрактом отношения.

2. Проявлять осторожность вступая с бывшими клиентами в отношения иного рода (дружба, бизнес, сексуальные отношения, обучение, супервизия и др.) Любые изменения в характере отношений необходимо обсудить с супервизором. Принимая решение об изменениях в характера отношений с бывшими клиентами следует рассмотреть существовавшие в ходе консультирования проблемы и динамику власти, а также то, насколько они были проработаны.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: