Экзистенциальная изоляция.




Вопрос№8. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ДАННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫВ ПСИХОТЕРАПИИ.

В основе экзистенциальной психотерапии лежит феноменологическая ("вещи-как они есть") и экзистенциальная ("интуитивная") философия и психология (представители: Гуссерль, Хайдеггер, Ясперс, Сартр).

Центральное понятие учения — экзистенция (от позднелатинского existentia — единое существование) - как целостность объекта и субъекта;

Основные проявления человеческой экзистенции в философском плане это — забота, страх, решимость, совесть, вина, любовь и все эти проявления определяются через смерть - человек "прозревает" в пограничных и экстремальных состояниях (борьба, страдание, смерть) и таким образом обретает свободу, которая и есть выбор себя, своей сущности (экзистенции).

Экзистенциальная психотерапия представляет собой психотерапевтические подходы и методики, в которых делается упор на осознание человеком ответственности за формирование собственного внутреннего мира и выбор жизненного пути.

Экзистенциальная терапия является формой динамической психотерапии, наряду с фрейдистской и неофрейдистской формами, но базируется на ином представлении о том, каковы конкретные силы, мотивы и страхи взаимодействуют в индивидууме.

Динамическая модель психики (по Фрейду) — это такая модель, согласно которой в любом индивидууме присутствует вызывающий разной степени тревожность и дискомфорт конфликт между адаптивными и психопатологическими силами (мыслями, эмоциями). Эти силы существуют на различных уровнях осознания и некоторые из них неосознанны.

СРАВНЕНИЕ МЕТОДОВ:

Фрейдистская психодинамика.

Ребенком владеют врожденные инстинктивные силы, которые в ходе психосексуального развития пробуждаются. Конфликт заключается в столкновении между собой врожденных инстинктов (часто неосознанных) с требованиями среды. Задачей является осознание, принятие и социализация этих сил.

Неофрейдистская (межличностная) психодинамика (Гарри Стак Салливан, Карен Хорни и Эрих Фромм).

Ребенок не является инстинктивным и запрограммированным созданием, если не считать врожденного темперамента, а полностью формируется культуральными и межличностными факторами. Его базовая потребность в безопасности и одобрении со стороны других людей. Конфликт здесь в противоречии между потребностью в развитии с одной стороны и потребностью в безопасности и одобрении с другой. Задача - выявление и социальная адаптация деструктивных факторов развития.

Экзистенциальная психодинамика.

Это конфликт индивидуума с данностями существования. Под "данностями существования" подразумеваются (И.Ялом) определенные конечные факторы, а именно: смерть, свобода, изоляция, бессмысленность. Задача - осознавание данностей и принятие ответственности.

ДАННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ (ПО И.ЯЛОМУ):

Смерть.

Наступит день, когда мы перестанем существовать. Это ужасающая правда, которая наполняет нас "смертельным" страхом. Противостояние между сознанием неизбежности смерти и желанием продолжать жить — есть центральный экзистенциальный конфликт.

Свобода.

Индивид несет полную ответственность за свой мир — иначе говоря, сам является его творцом,автором. С этой точки зрения "свобода" подразумевает ужасающую вещь: мы не опираемся ни на какую почву, под нами — ничто, пустота, бездна. Открытие этой пустоты вступает в конфликт с нашей потребностью в почве и структуре.

Экзистенциальная изоляция.

Сколь бы ни были мы близки к кому-то, между нами всегда остается последняя непреодолимая пропасть; каждый из нас в одиночестве приходит в мир и в одиночестве должен его покидать. Порождаемый экзистенциальный конфликт является конфликтом между сознаваемой абсолютной изоляцией и потребностью в контакте, в защите, в принадлежности к большему целому.

Бессмысленность.

Если мы должны умереть, если мы сами структурируем свою вселенную - значит каждый из нас фундаментально одинок в равнодушном мире — какой же тогда смысл в нашем существовании?

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫВ ПСИХОТЕРАПИИ.

В экзистенции неизбежно присутствует свобода, и с ней — неопределенность. Основные экзистенциальные формы и защиты избегания человеком неопределенности, проявляющиеся в психотерапии:

Исключительность.

Человек избегает ощущений неуверенности и тревоги, расширяя свое "я" и свою сферу контроля, власти. Например, люди, выбирающие связанные со смертью профессии (военного, врача, священника и гробовщика), отчасти мотивированы потребностью достичь контроля над смертью. Высокомерие и агрессия нередко проистекают из этого же источника. Ранк писал, что "испытываемый Эго страх смерти ослабляется в результате принесения в жертву другого человека; смертью другого покупается освобождение от собственного наказания смертью". Имеется в виду не только убийство в буквальном смысле: возможно любые формы агрессии, в том числе доминирование, эксплуатация или, по выражению Ибсена, "убийство души" служат той же самой цели. Но этот способ адаптации часто декомпенсируется, приводя к судьбе изгоя.

Конечный спаситель.

На протяжении тысячелетий люди побеждают страх смерти, принося свою свободу и саму жизнь на алтарь какой-либо мистической высшей фигуры, верования или персонифицированной идеи. Некоторые люди находят своего спасителя не в сверхъестественном существе, а в своем земном окружении, в виде лидера или какого-либо высокого дела.

Ответственность.

Осознавать ответственность — значит осознавать творение самим собой своего "я", своей судьбы, своих жизненных неприятностей, своих чувств и также своих страданий, если они имеют место. Никакая реальная терапия невозможна для пациента, не принимающего такой ответственности и упорно обвиняющего других — людей или силы — в своей дисфории.

Экзистенциальная вина.

В терапии, основанной на экзистенциальной точке зрения, "вина" имеет несколько иной смысл, чем в традиционной терапии, где она обозначает эмоциональное состояние, связанное с переживанием неправильных действий. Экзистенциальное чувство вины определяется как "восприятие различия между тем, что представляет собой вещь и чем она должна была бы быть". Расхождение между тем, что мы есть, и чем могли бы быть, заставляет нас презирать себя, и это презрение нам приходится преодолевать всю свою жизнь.

Экзистенциальная изоляция.

Экзистенциальная данность изоляции - есть глубинный первичный источник тревоги. Это страх одиночества, авторства своего бытия и принятия за него ответственности.

Бессмысленность.
Виктор Франкл, посвятивший свой профессиональный путь изучению экзистенциального подхода к терапии, пришел к выводу, что отсутствие смысла — первостепенный экзистенциальный стресс. По его мнению, экзистенциальный невроз — синоним кризиса бессмысленности. Терапевт должен честно принимать и исследовать фундаментальные вопросы, и вопрос смысла не может отрицаться в терапии. Проявлять к нему селективное невнимание, отворачиваться от него или трансформировать его в какой-то меньший, но более управляемый вопрос — все это "не работает". Отсутствие в жизни смысла, целей, ценностей и идеалов вызывает значительные страдания. В острой форме они могут привести человека к решению покончить с собой.

Космический смысл.

Людей утешает вера в существование некоего высшего целостного плана, в котором каждый индивид играет свою особую роль. Она дает человеку не только цель и роль, но также набор инструкций о том, как ему следует прожить жизнь. Чем больше ставилось под сомнение существование чего-либо непостижимого для человека — сверхъестественного или иного абстрактного абсолюта, — тем труднее становилось людям воспринимать космическую смысловую систему. Но смысловые системы нельзя отвергать без какого-либо заменителя. Вероятно, мы можем обойтись без ответа на вопрос, почему мы живем, но нам нелегко так же поступить с вопросом о том, как нам жить. Психотерапия здесь в решении задачи нахождения некоего направления в жизни в отсутствие внешнего маяка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: