Тема16. Познавательное отношение человека к миру.




Основные понятия: гносеология, методология, агностицизм, скептицизм, практика, абстракция, инсайт, язык, истина, заблуждение, правда, гипотеза, теория, ощущение, восприятие, представление, интуиция, понятие, суждение.

Гносеология: понятие и основные проблемы. Познание и преобразование мира – одна из «вечных» проблем философии. Познание – специфический вид человеческой деятельности, самая жгучая тайна человека. Основные направления гносеологии в истории философии: скептицизм, пессимизм, агностицизм, познавательный оптимизм. Субъект и объект познания. Активность субъекта. Познавательные особенности человека: чувственное (ощущение, восприятие, представление), рациональное (понятие, суждение, умозаключение), иррациональное (озарение, инсайт). Роль интуиции, воображения, фантазии, воли и эмоций в познавательной и практической деятельности человека. Понятие и слово. Язык и мышление.

Многообразие форм познания: обыденное, мифологическое, философское, религиозное, художественное, научное, игровое, их специфика и взаимосвязь. Уровни научного познания: эмпирическое и теоретическое. Метод и методология. Научный факт, проблема, гипотеза и теория. Функции научного познания. Познание и знание. Личностное знание. Паранаучное и лженаучное знание. Вера и знание. Проблема истины в философии и науке. Объективность и субъективность истины. Заблуждение и истина, правда и ложь. Абсолютность и относительность, абстрактность и конкретность истины. Критерии истины, их специфика в различных формах познания. Концепции истины в современной философии. Практика – основа, движущая сила, цель и критерий истины. Виды практики. Творчество – высшая форма познавательного отношения человека миру. Гносеология – связующее звено между учением о человеке и учением о бытии.

Интеллектуальные упражнения и вопросы для размышления.

Истина и сомнение, их нерасторжимость. Может быть, Сократ выразил это так: «Я знаю, что ничего не знаю…» Ваша точка зрения.

Ф.Бэкон выделил «идолы сознания» («призраки сознания»): «идолы рода», «идолы пещеры», «идолы площади» и «идолы театра». Прочтите подробнее о них и поясните, какова актуальность философской экспертизы Ф.Бэкона? Кстати, за три столетия никакой иной более развернутой классификации «призраков сознания» философы не придумали.

Русский философ И.В.Киреевский: «Истина не дается нравственно ущербному человеку». Когда наше познание не соотносится с моральными императивами, оно становится ложным, разрушительным.

Можно ли считать образование особой формой познания? Процесс овладения теми знаниями, которые уже добыты, является творческим или репродуктивным?

Тема17. Человек в объективном мире. Основные понятия: бытие, материя, движение, время, пространство, субстанция, монизм, дуализм, плюрализм, хаос, атрибут, четырехмерный континуум, отражение.

Рождаясь, люди попадают, по выражению А.Шопенгауэра, в «тюрьму объективного мира». Приведенная метафора не вселяет оптимизма: выходит мир относится к человеку сурово, он заточен в нем, лишен свободы. Однако и в тюрьме объективного мира жить можно, особенно если сумеешь понять и философски осмыслить законы его устройства, организованности и функционирования. Формирование онтологии – философского учения о бытии, предельно общем понятии, фиксирующем существование многообразного мира и человека как единое целое. Бытие – это все то, что существует. Объективная и субъективная реальности. Основные формы существования бытия: бытие вещей «первой природы» и «второй природы» - результат человеческой деятельности; бытие человека как природного и социального существа; социальное бытие; духовное бытие: сознание и бессознательное, ценности, идеи и знания. В последнее время распространение термина «виртуальная реальность» или «виртуальное бытие». Виртуальная реальность есть не что иное как иллюзорная, воображаемая реальность.

Философские проблемы субстанции. Материальное и идеальное, их понятие и соотношение: монизм (материалистический, идеалистический и пантеистический (Н.Коперник, Д.Бруно); дуализм (Р.Декарт); плюрализм (Г.Лейбниц). Представления материи в истории философии. Бесконечность, несотворимость и неуничтожимость материи. Уровни организации материи: мегамир, макромир и микромир. Хаос, структурность и многомерность. Взаимопревращение вещества и поля.

Движение – важнейший атрибут материи, их неразделимость. Движение: вечно, всеобъемлюще, несотворимо, причина самого себя. Движение и покой. Классификация форм движения (Гегель, Энгельс, современные концепции). Методологические принципы взаимосвязи форм движения материи: преемственность, качественная специфичность, субординация, редукционизм. Формы существования материи: пространство и время, представления в истории философии. Абсолютность и относительность пространства и времени. Объективность четырехмерного континуума. Специфика социального движения, пространства и времени (темпы развития производства, научно- технический прогресс, психологическое время). Онтологические проблемы в свете современных научных открытий.

Интеллектуальные упражнения и вопросы для размышления.

Как представляли бытие в античной философии?

Ваше понимание, что субстанция - «причина самой себя»?

В чем специфика психологического времени? И каковы существенные характеристики социального пространства?

Как вы поняли утверждение: «сегодня» - это то, что находится между «вчера» и «завтра», и иначе быть не может?

Дайте обоснование объективности четырехмерного континуума.

Во второй половине ХХ века С.Маршак написал такие строки: «Сегодня в полночь пущена ракета. // Она летит быстрее света// И прилетит на Землю в семь утра. Вчера.» – О каком феномене идет речь в этом стихотворении?

В произведении Уэллса «Машина времени» рассказывается об изобретателе, который создал машину, способную двигаться во всех направлениях как в пространстве, так и во времени. Возможно ли, с вашей точки зрения, в принципе создание такой машины?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: