Тема18. Человек в развивающемся мире.




Основные понятия: диалектика, категория, закон, принцип, качество, количество, мера, скачок, противоречие, отрицание, детерминизм, индетерминизм, необходимость, случайность, вероятность, синергетика, система, структура, элемент, причина и следствие, статистический и динамический законы.

Развитие представлений о диалектике в истории философии. Гегель – основоположник диалектики как целостного учения. «Триада» как саморазвитие Абсолютной идеи (тезис-антитезис-синтез). Высокая оценка гегелевской диалектики. К.Маркс, работая над «Капиталом», писал: «Когда я сброшу с себя экономическое бремя, я напишу «Диалектику». Истинные законы диалектики имеются уже у Гегеля, правда, в мистической форме. Необходимо освободить их от этой формы…». Создание материалистической диалектики как практического метода преобразования действительности. Принципы диалектики: развитие, взаимодействие, причинность, связь, системность, историзм. Соотношение понятий «изменение», «движение», «развитие». Движение – всякое изменение и взаимодействие. Развитие – всегда движение, но не всякое движение есть развитие. Развитие – это качественное, необратимое, целенаправленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Для развития характерны свойства новизны и преемственности. Виды развития: прогрессивное – от низшего к высшему, от простого к сложному; регрессивное – наоборот, от высшего к низшему, деградация; эволюционное и революционное.

Закон единства и «борьбы» противоположностей – источник развития и самодвижения. «Борьба» и виды взаимодействия (содействие, солидарность, нейтралитет). Противоречие и ступени разрешения. Механизм развития как взаимопереход количественных и качественных изменений. Единство прерывности и непрерывности в развитии: мера и скачок, их виды. Направленность развития как диалектическое отрицание и преемственность. Отрицание отрицания: цикличность, «якобы возврат», поступательность. Возникновение нового объекта путем ряда отрицаний. Универсальные связи как предмет диалектики, их сущность и основные виды (внешние и внутренние, непосредственные и опосредованные, необходимые и случайные). Закон как форма связи. Виды законов: всеобщие, общие и частные, их сложная взаимосвязь. Принцип причинности и закономерности – основа детерминизма. Концепция индетерминизма. Исторические формы детерминизма: теологический, механистический («демон» Лапласа). Динамические и статистические законы, их специфика и применение в природе и обществе. Простые и сложные причинно-следственные связи: причина – следствие, одна причина – несколько следствий, несколько причин – одно следствие. Системный подход, его сущность и роль в разработке и производстве сложных объектов (компьютеров, информационных сетей, радиолокаторов, мобильной связи). Основные категории диалектики: сущность и явление, содержание и форма, целое и часть; единичное, общее и особенное, причина и следствие, необходимость и случайность.

Модели диалектики в современной философии. Альтернативы диалектики: софистика, эклектика, релятивизм, догматизм. Антидиалектический метод: отрицание связи между старым и новым, между количеством и качеством, негибкое, однобокое мышление по формуле: «или-или», создание статичной картины мира, составные части которого не зависят друг от друга и могут рассматриваться изолированно. Принципы развития, связи и причинности – основа общенаучных концепций: синергетики, универсального эволюционизма, коэволюции. Значение диалектики для познавательной и практической деятельности человека и общества.

Интеллектуальные упражнения и вопросы для размышления.

Советский философ Б.М.Кедров восторженно писал о диалектике: «Тот, кто хоть раз приобщится к её таинствам, уже никогда не сможет её забыть и будет постоянно вновь и вновь обращаться к её живительным источникам, способным утолять жажду, подобно тому, как стрелка компаса вновь и вновь обращаться к северу, указывая путникам верный путь».

Платон: «Мир вещей» изменяется, а «мир идей» вечен, неизменен». Христианское мировоззрение: в природе всё остается таким, каким его создал Бог. Автор библейского «Екклесиаста»: «Что было, то и будет, и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем». «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» А ваше мнение?

Можно ли считать развитием мигание ёлочной гирлянды?

Какой метод мышления критикует Г.Гегель: «Противоречие – вот что на самом деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить…».

Приведите примеры, подтверждающие высказывание известного средневекового врача Парацельса: «Все есть яд, и все есть лекарство, тем или другим делает лишь доза»?

Тема 19. Природа как естественная основа жизнедеятельности человека. – Основные понятия: натурфилософия, природа, жизнь, эволюция, биосфера, техносфера, ноосфера, экология, экологический кризис, экогуманизм, редукционизм, биотический круговорот, коэволюция, биоцентризм.

Природа как объект философского осмысления. Понимание природы в узком и широком смысле слова. Многообразие и единство природных форм, их взаимосвязь и субординация. Неживая и живая природа. Жизнь как ценность. Биотический круговорот. Человек как часть природы. Деятельность как способ бытия человека и ее антропогенное воздействие на природу. Проблема взаимоотношений человека и природы в истории культуры и философии. Космоцентризм и натурфилософия в античности. Формирование представлений и психологии покорения природы лишь как источник прибыли и пользы. Естественная и искусственная природа. Обострение противоречий в системе «человек- общество- природа» (середина ХХ в.), их отчуждение друг от друга. Деградация биосферы. Глобальный экологический кризис, его основные причины. Рыночная экономика и экология. Пути сохранения окружающей среды. Проблема утилизации искусственных материалов. Формирование «экологического человека». Экогуманистические императивы. Экологическая культура, принцип биоцентризма – коэволюции, экологический кодекс гражданина планеты. От биосферы и техносферы к ноосфере. Экологизация и гуманизация всех сфер жизнедеятельности человека и общества, культуры и образования.

Интеллектуальные упражнения и вопросы для размышления.

Д.И. Менделеев: «Скальпель, вскрывающий тайны бытия, легко превращается в меч в руках умалишенного».

Что такое «озоновая дыра», причины ее возникновения, к чему она ведет? Найдите данные о ее размерах.

Уменьшение способности природы к утилизации: рост масштабности, особая губительность некоторых веществ; сложности утилизации синтетических продуктов; непредсказуемость последствий возрастания антропогенного воздействия человека на природу.

А. Швейцер: принцип философии – «благоговение перед жизнью» как «безграничную ответственность за все живое на Земле».

Ф. Бэкон: «Поистине, если чудом мы называем власть над природой, то оно, чудо, все более является в бедствиях. В каждом человеке природа всходит либо знаниями, либо сорной травой; пусть же он своевременно поливает первые и истребляет вторую».

К. Маркс: «Производство, основанное на капитале, создает систему всеобщей эксплуатации природных и человеческих свойств, систему всеобщей полезности».

Внимательно прочтите и глубоко задумайтесь над словами известного американского ученого-биолога Барри Коммонера: «…чтобы выжить на Земле, которая является нашим домом, мы должны жить в согласии с экологическими законами. И если мы выберем экологически оправданный разумный курс, мы должны принять разумное решение: развивать производство не ради личной выгоды, а для блага народа, не для эксплуатации одних людей другими, а во имя равенства всех людей, не для создания оружия, которое губит Землю и людей и угрожает миру катастрофой, а ради желания каждого человека – жить в гармонии с природой и в мире со всеми людьми на Земле». Как они актуальны сегодня!

От «золотого правила» этики - «относись к другим людям так, как хочется, чтобы относились к тебе» - к «золотому правилу» экологии. Блестящая мысль Л.Н. Толстого в контексте экологического гуманизма: цель развития – «уничтожить борьбу и внести единение, где был раздор. Сначала между людьми, потом между людьми и животными, потом между животными и растениями».

Чем обернется для человека полное уничтожение маленького «кровопийца»-комара или волка?

Как вы относитесь к тому, что в Токийском зоопарке поставлен памятник умирающим в неволе животным?

В. С. Соловьев: «Цель труда по отношению к материальной природе не есть пользование ею для добывания вещей и денег, а совершенствование ее самой. …Без любви к природе для нее самой нельзя осуществить нравственную организацию материальной жизни… но реальная деятельность здесь есть культивирование земли, ухаживание за нею, ввиду ее будущего обновления и возрождения». Почему современное человечество забывает об этих размышлениях русского философа?

Человек бесчисленными нитями объединен с природой: она дает ему заряд бодрости, энергии и здоровья. Изоляция от природы, пребывание в технизированном мире городов снижает творческий потенциал человека и губительно сказывается на его здоровье. Охотник – друг или враг? А как понимать парадоксальное словосочетание «культурная охота»? Трудно совместить выстрел, гибель животного существа с любовью к природе? Следует не забывать образное выражение Ж.Дорста: «Дичь уничтожает бульдозер, а не охотник».

Возможно ли, с вашей точки зрения, решение экологической проблемы чисто техническими (технологическими) способами? Связана ли экологическая проблема с уровнем духовной культуры общества?

Как призыв к благоразумию звучат строки из стихотворения

Р. Рождественского: Аэродромы, пирсы и перроны, леса без птиц и земли без воды, Все меньше - окружающей природы, все больше – окружающей среды. В словах поэта надежда на то, что человек остановится, оглянется и задумается.

Тема 20. Общество как социально-практический способ бытия человека. Основные понятия: общество, потребности, интересы, идеал, нация, демография, микро – макроструктура, политика, власть, производительные силы, географические детерминизм, фатализм, волюнтаризм, формация, цивилизация, государство, бюрократия, демократия, охлократия, теократия, расизм, геноцид, стратификация, социальная мобильность, идентификация, интеллигенция, инженер, дискриминация.

- Общество – предмет социальной философии. Многообразие школ и направлений социофилософской мысли. Социальная онтоплогия: бытие общества, общественное бытие и общественное сознание, социальное пространство и время. Специфика социального познания. Универсальные элементы общества: субъекты деятельности, их отношения, материальные и духовные ценности, общественные учреждения и органы управления. Человек – субъект всех форм и проявлений жизни общества. Целостность, самоорганизованоность, динамичность и закономерность развития общества. Потребности, интересы, идеалы, цели и действия людей. Производственная, социальная, политическая, духовная сферы общества, их сущность и взаимодействие. Общественное производство: понятие, структура и функции. Взаимодействие производственных отношений и производительных сил. Человек-главная производительная сила: развитие его профессиональных и социокультурных способностей.

Человек в системе социальных и политических связей – самоидентификация личности как принадлежность к конкретной социальной общности. Исторические формы общности людей: род, племя, народность и нация. Демографическая макроструктура. Общность по определенным признакам: отношение к собственности, по возрасту, полу, образованию, религиозности, месту жительства, профессиональной деятельности. Микроструктура – устойчивые связи в малых социальных группах (трудовые, учебные, спортивные, художественные). Интеллигенция: сущность, структура и роль в обществе. Проблема «отцов» и «детей». Брак и семья: понятие, исторические типы и функции. Политическая сфера жизни общества: политическое сознание, политические субъекты, их деятельность и отношения. Политика, управление и власть. Политическая система: государство, партии, общественные учреждения, средства массовый информации. Государство: сущность, происхождение, формы и функции. Правовое государство и гражданское общество: Состояние экономической и социально-политической жизни в современном мире и в России.

Философия истории. – Возникновение и развитие. Общественный прогресс: понятие, противоречивость, критерии. Соотношение закономерного и случайного, объективного и субъективного, созидательного и стихийного. Движущие силы развития общества. Социальный детерминизм, фатализм и волюнтаризм. Формационный подход – выражение системности и динамизма социума. Сущность и специфика цивилизационного подхода. Цивилизация: понятие, основные черты и типы. Современные цивилизационные концепции: «индустриализма» и «постиндустриализма», «стадии экономического роста», «технократического общества», «информационного общества».

Интеллектуальные упражнения и вопросы для размышления. - Э. Фромм: «одиночество не благоприятно для человека. Человек не может перенести обособленности от ближних. Его счастье возможно лишь в случае существования чувства солидарности с ближними, связи с прошлыми и будущими поколениями».

Что такое прогресс? Возможен ли он в истории? Становятся ли люди лучше? Каковы основания «антипрогрессистов»? Что такое апокалипсис?

Существует ли логика истории? Что направляет нашу судьбу? Каков смысл мифа об Эдипе? Нужны ли прогнозы? Ваше отношение к предсказаниям Нострадамуса.

Что такое «манкурт»? Нужна ли человеку историческая память?

Актуально положение Платона: «Стать очень богатым, оставаясь добродетельным, невозможно». Обратимся к результатам анкетирования конца ХХ века: на вопрос «Как вы относитесь к тому, что у нас появляются люди, имеющие миллионы?» 19% ответили, что не имеют ничего против; 32% - согласны, если деньги заработаны честно; 38% считают, что заработать большие деньги честным трудом невозможно; 6% - решительно против появления толстосумов. А какова ваша точка зрения?

Как вы считаете, в чем суть гуманистического подхода к национальным проблемам в мире и в нашей стране?

Какова связь геноцида с фашизмом и расизмом?

Почему демократия, согласно Пплатону и Аристотелю, способна выродиться в охлократию?

Полушуточный сюжет: сравните двух художественных героев – Робинзона Крузо и Маугли.

Ю. Крижанич (1618-1683): «Честь, слава, долг и обязанность Короля - сделать свой народ счастливым. Ведь не королевства для королей, а короли для королевства созданы».

Как по Вашему: «Авторитет власти или власть авторитета»?

 

Тема 21. Человека в мире культуры. - Основные понятия: культура, антикультура, человек, духовная культура, общественное сознание, менталитет, ценность, мораль, эстетика, искусство, теизм, атеизм, «массовая культура», мистические сознание, императив, «поп-культура», квазирелигиозность.

Формирование человека в процессе преобразования природы и создания культуры. Этимология термина «культура». Философия культуры – органическая составная часть философского осмысления бытия мира и человека в мире. Культура – мера человеческого в человеке. Культура – это специфическая человеческая деятельность, способ развития человека и человечества. Противопоставление культуры и антикультуры. Функции культуры. Субъект и объект культуры. Культура и духовная жизнь общества. Элементы духовной жизни: духовная деятельность, духовные потребности, духовные ценности, духовное производство. Духовная жизнь, общественное сознание и менталитет. Общественное сознание: понятие, относительная самостоятельность, активность, исторические типы. Индивидуальное, групповое и общественное сознание, их специфика и взаимосвязь. Обыденное и теоретическое сознание. Общественная психология и идеология. Мистическое и иллюзорное сознание. Гуманистическая роль общественного сознания.

Духовные ценности как регуляторы общественной жизни человека. – Ценности: понятие, виды, гуманистическая направленность. Практический характер ценностей, четкие ориентиры деятельности людей. Моральные ценности: специфика, черты, принципы, нормы и роль в жизни человека и общества. Категории этики: добро и зло, справедливость, совесть, честь, добродетель. Историческая изменчивость моральных и правовых ценностей. «Золотое правило» и «категорический императив» Канта. Некоторая деморализация современного общества. Дискуссии о будущем морали в информационно – техническом мире. Эстетические ценности: сущность и основные категории (прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое). Эстетические ценности и преобразование действительности по законам красоты. Искусство - ядро эстетической культуры. Социокультурные функции искусства. Проблемы, противоречие и перспективы современного искусства. Религия – одна из древнейших форм культуры. Этимология термина «религия». Религиозные ценности, их влияние на культуру, менталитет и поведение людей. Веротерпимость и свобода совести как духовные ценности. Атеистические тенденции в духовной культуре. Соотношение философии, религии, морали и искусства. Преодоление отчуждения человека от духовных ценностей. Основная цель общества – достижение высших духовных ценностей: истины, добра, красоты и свободы.

Интеллектуальные упражнения и вопросы для размышления.

Как вы понимаете: Человек- субъект и продукт культуры?

Культура спасет общество, если оно спасет культуру.

«Массовая культура» - называют развлекательным искусством «анти - усталости», китчем (от немецк. жаргонизма «халтура»), в последнее время «поп-культурой». «Элитная культура» или поп-культура. Нужна ли крайность?

И разве не справедливо вновь задать известный вопрос: «Если существует Бог, откуда зло? И откуда добро, если Бога нет?»

Что такое нетрадиционная религиозность? Прокомментируйте слова индийского мудреца Кабира: «Обряды, обеты, священные книги – все это ложь; истинный Бог не в храме, а в сердце человека».

«Не хлебом единым живет человек, но всяким словом Божьим». Почему человеку недостаточно хлеба для его существования? Какой писатель в XX веке так назвал свой роман?

А. Швейцер: «Мы живем в условиях, характеризующихся упадком культуры… Добиваясь огромных успехов в улучшении материальных условий жизни людей, человечество все больше утрачивает духовное начало».

Пришли лозунги: «Счастье – это потребление товаров», «Деньги – это все!», «Покупайте, покупайте и покупайте!» - вот в большинстве своем символ современной культуры, ее молитва и священное кредо. Продается все –мускулы и умы, таланты и честь, вера и мораль, родина и свобода… Все взвешено, измерено и готово к продаже! В этом смысле глубоко символичны следующие положения. Н. А. Добролюбов: «Роскошь, с этой точки зрения, составляет действительно одно из главных проявлений общественной безнравственности…». В. Г. Белинский: Денежные интересы, торговля, акции, балы, собрания, танцы – тоже связь, но только внешняя, следовательно, не живая, не органическая, хотя и необходимая, и полезная…». К. Маркса: «… Чтобы пользоваться множеством вещей, человек должен быть способен к пользованию ими, т. е. он должен быть в высокой степени культурным человеком». Актуально! Не правда ли?

Разве свободомыслие непременно предполагает глумление над идеей Бога, оскорбление веры, навязывание взглядов, которые давно отвергнуты наукой?

Пифагор: «Народы! Старайтесь иметь добрые нравы, нежели законы: нравы суть самые первые законы» Какую роль в жизни общества и человека играют нравы?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: