Тема 22. Философия науки и техники




Основные понятия: наука, техника, НТП, НТР, парадигма, рациональность, сциентизм, техницизм, информация, информатизация, робот, технофобия, инженер, технофилия.

Возникновение и развитие науки. Классификация, кумулятивность, интеграция, дифференциация. Элементы науки как сложного социального института. Научные революции - смена парадигм. Сциентизм и антисциентизм. Философия техники. Этимология термина «техника». Человек, природа, техника. Этапы развития техники. Доиндустриальное общество: техника как исходное ремесло, решающая роль субъекта в производстве. Техническая революция (XYIII-XIX вв.): комплексная механизация. Функции техники. Технический опыт, технические изобретения. Противоречия в системе «человек-машина». Проблема отчуждения. Научно-техническая революция (середина ХХ в.): опережающее развитие науки, превращение ее в непосредственную производительную силу, онаучивание техники, технологизация науки, информатизация, автоматизация, роботизация. Развитие генетики, информатики, бионики, «стыковых наук». Радиоэлектроника, космическая техника. Нанотехнология. Автоматы: сущность и основные этапы развития. Проблема искусственного интеллекта. Человек в информационно-техническом мире. Возможные последствия НТР: проблемы культуры, образования, быта и психологии людей. Экогуманистические, нравственно-эстетические аспекты и критерии НТР. Наука, техника, экономика и бизнес. Феномен технократического сознания. Будущее науки и техники. Свобода творчества и ответственность ученых и инженеров.

Интеллектуальные упражнения и вопросы для размышления

Уже в античности появились специалисты, в чем-то предвосхищающие будущего инженера. Каковы были его первичные функции?

Почему наука в наше время – «дорогое удовольствие»?

Какие наиболее крупные открытия в естествознании и области техники были сделаны в XIX-XX вв.?

Внимательно прочтите тезис Ж.Дорста и выскажите свое мнение: «Не исключено, что будущие историки станут описывать техническую цивилизацию века как чудовищную опухоль, чуть было не погубившую человечество».

Не окажется ли мыслящая машина, создаваемая человеком, «умнее» его самого? Мнения известных ученых об этом.

Французский философ М. Монтень в XYI в. предупредил: «Тому, кто не постиг добра, всякая наука приносит лишь вред».

А. Швейцер: современная наука «освободилась» от «этического мировоззрения», научные знания утратили присущие им прежде духовно-гуманистические ценности.

О. Шпенглер в книге «Человек и техника» утверждал, что человек - властелин мира, сам стал рабом машин.

Человек может летать как птица, строить на реке плотины как бобр, прокладывать тоннель как крот, плавать под водой как рыба. В чем коренное отличие человека от животного?

Феномен «компьютерного одиночества»: многие люди «прикованы» к компьютеру, который становится для них единственным партнером по жизни. Не сделают ли завтрашние электронные чудеса человеческие отношения еще более бессодержательными и потребительскими, чем сегодня? По аналогии можно рассуждать о людях, которые «живут» в Интернете. Реальное и виртуальное.

К. Маркс – «Не подлежит никакому сомнению, что машины сами по себе не ответственны за то, что они «освобождают» рабочего от жизненных средств существования».

П.К. Энгельмейр – «Пушка одинаково служит тому, кто ею владеет; типографский станок безразлично выпускает и Евангелие, и памфлет мракобеса; все зависит от людей, в руках которых машина работает».

Б. Рассел: «Наука и техника объединили человеческий род, но не на благо, а во зло. Люди научились всемирному разрушению, но не всемирному сотрудничеству…».

Какие негативные и позитивные воздействия на науку оказывает рыночная экономика?

Теме 23. Философия образования. - Основные понятия: образование, мегасистема, гуманизация, гуманитаризация, фундаментализация, интеграция, экспансия, культурный человека.

Предмет философии образования и ее основные проблемы. Возрастание ценности и значимости образования в развитии общества. Глобальное образование – особая «мегасистема». Утрата национального культурно-образовательного потенциала. Коммерциализация образования, чрезмерная рыночная экспансия. Противоречивые следствия информационных технологий, интернета в системе образования. Проблема «компьютерного одиночества». Преодоление кризиса образования: достижение гармонии общечеловеческих и национальных ценностей, демократизация, гуманитаризация, гуманизация, фундаментализация, преодоление тенденций техницизма, излишней идеологизации, волюнтаризма в проведении реформ. Человек в системе образования. Смена парадигм: от идеала человека образованного – к идеалу культурного человека; вместо образования «на всю жизнь» - «пожизненное образование» (учить учиться). Проблема ценностного обеспечения современного образования.

Интеллектуальные упражнения и вопросы для размышления.

Отечественный – философ С.И. Гессен: «… задача всякого образования – приближение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в культурного …»

Советский философ Э. В. Ильенков. Ум, интеллект, вообще формируется только в ходе индивидуального усвоения умственной культуры, созданной трудом всех предшествующих поколений людей. Ум… и есть не что иное, как эта исторически развившаяся умственная культура, превратившаяся в ходе образования в личное достояние, в личную собственность индивида.

Как в образовании должны сочетаться элементы общекультурной и специальной подготовки?

Как переход на рыночную экономику повлиял на образование в нашей стране? Считаете ли вы оправданным введение платного образования?

Является ли сейчас в нашей стране образование приоритетным направлением в государственной политике?

Ваше отношение к тому, чтобы в учебных заведениях готовились «цивилизованные варвары»?

Какие факторы в развитии общества могут содействовать гуманизации и гуманитаризации образования?

В свое время Эдисон утверждал: гений – это 99% потения и 1 % вдохновения. Сегодня появились машины, сокращающие часть работы, требующей потения, в десятки раз. А возрастет ли число гениев в десятки раз?

Как вы поняли, что означает смена парадигм «от человека образованного к человеку культурному?»

С. И. Гессен: «Понять систему образования одного общества – значит понять стратегию его жизни. Преобразование государства должно начаться с преобразования образования».

И. Кант в работах по педагогике: «в человечестве заключено много задатков, и наша задача пропорционально развивать природные способности… Людей же нельзя сделать счастливыми, не сделав их прежде мудрыми и справедливыми… Человек должен воспитываться для добра… имей мужество пользоваться собственным умом...»

Советский психолог Б. Г. Ананьев: «проблема человека превращается в общую проблему всей науки в целом, всех ее разделов, включая точные и технические науки».

Академик В. М. Бехтерев: «В наше время высшие школы преследуют только профессиональные задачи, они готовят юристов, врачей, архитекторов… Но при этом упущено из виду, что в центре этой работы должен быть поставлен человек, что для государства, кроме профессиональных деятелей, нужны лица, которые понимали бы, что такое человек, как и по законам развивается его психика».

Тема 24. Глобальные проблемы современности и будущее человечества. Основные понятия: глобалистика, коэволюция, пределы роста, Римский клуб, мальтузианство, утопия и антиутопия, футурология, экстраполяция, прогниз, пророчество, предвидение, консенсус, транснациональный, унификация.

Человечество как сложный субъект исторического процесса. Общечеловеческие ценности. Современный мир ХХ1 века: основные черты, противоречивость и тенденции развития. Глобальные проблемы: сущность, основные причины возникновения и особая актуальность на рубеже тысячелетий. Неравномерность социально- политического, научно- технического, экологического и духовного прогресса. Многообразие глобальных проблем, их органическая взаимосвязь и проявление во всех сферах и формах жизнедеятельности человека и общества. Общепланетарный кризис человека, духовной культуры и технократического мышления, утрата человечеством традиционных ценностей, распространение потребительства и коммерциализации, неопределенности и страха, преступности и насилия, пьянства и наркомании, проституции и сексуальных отклонений. Рост массовых кардиологических, онкологических, инфекционных, СПИД и психических заболеваний. Отчуждение человека от культуры. Массовая культура, эрзац-культура и духовная и нравственная деградация человека.

Взаимоотношения человека и природы в контексте глобальных проблем (ресурсы, энергетика, продовольствие, запасы чистой воды и воздуха). Острейшая проблема – экогуманистическая катастрофа. Динамика народонаселения, демографические проблемы и неомальтузианство. Пределы роста народонаселения. Проблема войны и мира в контексте глобальных проблем. Производство оружия массового поражения (ядерное, химическое, биологическое). Глобальные проблемы в социально- экономической сфере: неравномерность развития стран и регионов, терроризм и экстремизм, рост этно-религиозной напряженности, организованная преступность, усиление миграции; безработица и низкий уровень значительной части населения планеты. Глобализация и проблемы образования. Негативные последствия мирового кризиса образования. Поиски эффективных решений глобальных проблем: радикальное совершенствование экономической, социально-политической, научно-технической и духовно-культурной сфер жизнедеятельности общества; формирование нового человека («гомоглобалис») в масштабах планетарно-космического и гуманистического мышления. Будущее человечества как философская и научная проблема. Оптимистические и пессимистические тенденции. Методы и средства исследования будущего. Прогностическая функция философии. «Гуманистическая революция» - во имя спасения человека и человечества.

Следует особо подчеркнуть: в число глобальных проблем очень редко включают вопрос о экстернальной угрозе, то есть о внешней угрозе человечеству. Кометы и большие астероиды – реальность. Они – угроза и большая опасность. А не игра праздного ума и фантазии. Так, Э.Теллер, «отец» американскогй водородной бомбы, один из наиболее значительных физиков-ядерщиков XX века, принял участие в конференции в Челябинске «Защита Земли от столкновения с опасными космическими объектами» (октябрь 1994 г.). В своем интервью после конференции он заявил, что оборона против больших и малых космических тел – общая задача человечества. Только объединенная мощь человечества сегодня могла бы по своим техническим возможностям отвести от людей такую угрозу. Однако люди остаются разъединенными. Об антиметеоритной, антикометной обороне всерьез никто не думает. Именно Челябинск – место падения метеорита.

Интеллектуальные упражнения и вопросы для размышления.

Какие проблемы человеческого общества можно отнести к глобальным и в чем их причины?

Назовите основные причины роста массовых заболеваний на планете. СПИД- «чума» ХХ-ХХ1 вв. По данным всемирной организации здравоохранения, в 2001 г. ВИЧ- инфекцией в мире поражено было 35 млн. человек… Как найти противоядие?

Может ли человечество выжить, если оно развяжет войну или если люди будут разрушать окружающую нас природу?

Не опасна ли тенденция развития индустрии развлечения и превращение человека в пассивного потребителя массового искусства? Не ведет ли это к «хронической скуке» и поиску альтернатив (наркотики, транквилизаторы, алкоголь)?

Какова сущность экологического императива и его взаимосвязь с нравственностью?

Профессор А.С. Капто. Проблема войны и мира превратилась в глобальную, прежде всего, в результате того, что человечество вступило в XXI век перегруженным военными делами. Почти в 200 армиях разных государств служат 25-26 млн.людей, а около 50 млн. трудятся в военно-промышленных комплексах, обеспечивая армии всем необходимым для вооруженной борьбы… Последние 7-8 лет мировые военные расходы ежегодно растут на 7-10% и составляют свыше 1 трлн.долл., побив «рекорд» середины 80-х гг. прошлого века, когда достигла пика «холодная» война США против СССР. И это при том, что человечеству грозят экологическая, ресурсная, гуманитарная и другие катастрофы. Одной десятой части мировых военных расходов достаточно, чтобы оздоровить природу, восстановить леса и чистоту вод, озеленить пустыни. Мир после развала СССР стал более милитаристским, военизированным, насильническим, несправедливым и опасным. Ежегодно фиксируется около 30 вооруженных конфликтов и войн, 75-80% которых – внутренние. Процветает торговля оружием. И уже придуманы и выполнены, а подчас и опробованы новые еще «экзотические» виды оружия. Речь идет о «заядерных» системах оружия, таких, как «генетическое», «этническое», «плазменное», «солнечное», «биоэлектронное», «географическое», «метеорологическое», «тектоническое».

Среди сильнейших транснациональных корпораций доминируют американские. Именно этот факт определяет политику США, направленную на установление своего диктата в мире. Президент США Дж.Буш, выступая 21 января 2004 г. перед конгрессом с ежегодным посланием «О положении страны», подчеркнул, что он закрепляет за собой право в любой момент начать войну, если существует угроза безопасности нации; что Америка никогда не будет просить разрешения на этот счет у кого-либо. Таким образом, США не собираются считаться ни с мнением ООН, ни с мнением своих союзников по НАТО, ни тем более с мнением России или Китая. Если подобная тенденция сохранится, то в скором времени президент США заявит, что имеет право взять любые необходимые для США природные ресурсы в любом месте земного шара, не посчитавшись при этом ни с кем.

Известный ученый, философ Б.Рассел: Американские политики от имени национальной безопасности санкционируют любой акт подавления, а всякий призыв к свободе именуют симпатизированием русским…наиболее вероятными предпосылками третьей мировой войны могут стать национализм и расизм, оплотом которых является Америка…

А.Эйнштейна как-то спросили: чем будут сражаться люди в третьей мировой войне? Он ответил, что не знает, чем они будут сражаться в третьей мировой войне, но точно знает, что в четвертой мировой войне сражаться будут дубинками.

А.И.Герцен: «Мы не рады войне, нам противны всякого рода убийства- оптом и в разбивку… Война- это казнь гуртом, это коренное разрушение».

Еще в период Первой мировой войны А.Швейцер глубоко и емко пророчески поставил диагноз ХХ столетия: «Мы живем в условиях, характеризующихся упадком культуры. И не война создала эту ситуацию – она сама есть лишь ее проявление».

Н.А.Бердяев: «Война мира славянского и мира германского не есть только столкновение вооруженных сил на полях битвы; она глубже, это духовная война, борьба за господство».

Известный историк С.М.Соловьев ярко показал что сама природа, география, обилие внутренних дел обуславливали «невоинственный характер» нашего народа, отсутствие у него охоты нападать и завоевывать, но и готовность к «великим воинственным движениям» во имя самостоятельности, мира для себя и других народов.

Что значит- искать дорогу к Храму в его современном виде?

Ортега- и-Гассет: Хозяин всего мира, он не хозяин самому себе. Он растерян среди изобилия. Обладая большими средствами, большими знаниями, большей техникой, чем все предыдущие эпохи, наш век ведет себя как самый убогий из всех, плывет по течению».

Прав Г. Парсонс: «Нам следует привести в порядок наш дом, нашу планету. Если в ближайшее столетие у человечества не будет будущего здесь, у него не будет будущего никогда»

Главные требования к социальным преобразованиям: 1) соблюдать заповедь врачебной этики- не навреди; 2) не осуществлять преобразования за счет наших детей и потомков.

Прислушаемся к голосу А.Эйнштейна: «если человечество хочет выжить, мы нуждаемся в совершенно новых путях мышления».

К сожалению, человечество не прислушивается к предупредительным словам русского поэта А.А.Блока: А пока- в неизвестном живем / И не ведаем сил мы своих, / И, как дети, играя с огнем / Обжигаем себя и других.

Каким будет двадцать первый век? Ответ на этот сложнейший и остро актуальный вопрос зависит от каждого человека в отдельности и от человечества в целом.

Заключение.

Уважаемые коллеги! Ваше философское «путешествие» относительно закончилось, но надеемся, что оно будет продолжаться. Вы в известной степени овладели основами философии, ее мировоззренческими, методологическими, гносеологическими, антропологическими, аксиологическими знаниями, которые в той или иной степени нужны каждому культурному специалисту. В связи с этим выделим главную мысль: философия была, есть и будет мудростью, теоретическим ядром мировоззрения, «живой душой» культуры. Исходным пунктом и целью философии является человек, смысл его жизни, место и роль в мире. Философия есть поиск и нахождение человеком ответов на наиболее фундаментальные и главные вопросы своего бытия. Философия – это особый способ человека быть самим собой. Коротко напомним мысли о предназначении философии. И.Гете: «От физика нельзя требовать, чтобы он был философом, но он должен иметь философское образование». М.В.Ломоносов: «Истинный химик должен быть теоретиком и практиком…следовательно, должен быть также философом». В.С.Соловьев на вопрос «Что делает философия?», ответил «Она делает человека вполне человеком».

Надеемся на благожелательное отношение субъектов педагогической деятельности (студентов и преподавателей) к данным методическим рекомендациям и с искренней благодарностью примем ваши пожелания и конструктивную критику. Всем творческих успехов в повседневной жизни, учебной, профессиональной и научно-технической деятельности.

 

 

Основная литература:

Спиркин А.Г. Философия: Учебник./А.Г. Спиркин М., 1998.

Философия. Учебник для техн.вузов. Р.-н.-Д., 2001.

Философия. Учебник. М., 2002.

Философия в вопросах и ответах: Учебное пособие. М., 2007.

Хрестоматия по философии. М., 1997.

Философский энциклопедический словарь. – М., 2007.

Сабиров В.Ш. Основы философии: учебник/В.Ш. Сабиров, О.С.Соина. М.,2012

 

Дополнительная литература:

Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.

Лосев А.Ф. Дерзание духа./А.Ф. Лосев.М., 1988.

Гусев Д.А. Великие мыслители./Д.А.Гусев.М.2001

История философии: Запад-Россия-Восток. М., 1995-1999.

Касьянов В.В. История философии./В.В.Касьянов. Р.-н.-Д., 2005.

Рассел Б. История западной философии./Б.Рассел. – М., 2006.

Западная философия. XX века. М., 1999.

Солнцев Н.В. Русская философия./Н.В.Солнцев – М., 2001.

Русская философия: Словарь. М., 1999.

Россия между Европой и Азией. М., 1993.

Философия русского космизма. М.,1994.

Современные теории познания. М., 1992.

Основы онтологии. СПб. 1997.

Культура. Экология. Образование. М., 1989.

Экология XXI века. М., 2003.

Розин В.М. Философия техники. /В.М.Розин– М., 2001.

Философия науки и техники. – М., 2008.

Инженер в современном мире. – Томск, 1991.

Философские проблемы образования. – М., 1996.

Образование, которое мы можем потерять. М., 2003.

Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: