Глава 1. Проблема активизации учебно-творческой деятельности студентов на основе интеграции эвристических методов и средств компьютерной графики




Оглавление

Введение.. 3

Глава 1. Проблема активизации учебно-творческой деятельности студентов на основе интеграции эвристических методов и средств компьютерной графики.. 15

1.1. Активизация учебно-творческой деятельности студентов вуза как педагогическая проблема- 15

1.2. Применение компьютерной графики в учебно-творческой деятельности студентов вуза- 46

1.3. Теоретическая модель применения компьютерной графики в педагогической технологии активизации учебно-творческой деятельности студентов- 69

Выводы по первой главе- 89

Глава 2. Опытно-поисковая работа по реализации методики применения компьютерной графики в педагогической технологии активизации учебно-творческой деятельности студентов.. 91

2.1. Организационно-методические аспекты применения компьютерной графики в педагогической технологии активизации учебно-творческой деятельности студентов вуза- 91

2.2. Критерии развития творчества студентов вуза- 112

2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы по реализации методики применения компьютерной графики в педагогической технологии активизации учебно-творческой деятельности студентов вуза- 126

Выводы по второй главе- 137

Заключение.. 138

Литература.. 143

Приложения.. 165

Приложение 1. Анкета для оценки и самооценки способностей личности к творчеству 165

Приложение 2. Карта педагогической оценки и самооценки творческих способностей личности- 171

 

Введение

Актуальность исследования. Формирующееся инновационное образовательное пространство России требует адекватной реализации в организациях высшего профессионального образования программ, ориентированных на развитие таланта, креативности и инициативности человека как субъекта экономического и социального развития. По существу речь идет о подготовке студентов к выполнению роли не только квалифицированных исполнителей, но и новаторов, обладающих повышенной адаптивностью к изменениям и специфическими компетенциями поиска, оценки и внедрения инноваций. Поэтому к результатам образования предъявляются новые требования, важнейшим из которых является наличие у выпускников креативных компетентностей (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Я.И. Кузьминов, И.Д. Фрумин и др.) [136, с.11]. Таким образом, развитие творчества студентов требует особого внимания и специального педагогического воздействия, так как способность к самостоятельному, творческому мышлению, к инициативной творческой деятельности не развивается сама по себе и не является побочным эффектом процесса усвоения знаний, ее нужно стимулировать и активизировать (С.А. Новосёлов, Т.В. Чемоданова и др.) [75, 103, 182]. Это определяет актуальность исследования проблемы активизации учебно-творческой деятельности студентов вуза на социально-педагогическом уровне.

Особое значение для методологии и теории профессионального образования эта проблема приобретает в условиях все более интенсивного и широкого использования в образовательных процессах информационных технологий. Необходимость исследования возможностей их применения в качестве средства активизации учебно-творческой деятельности студентов определяет актуальность рассматриваемой проблемы на научно-теоретическом уровне.

Необходимость разработки методических аспектов применения информационных технологий, особенно в части использования средств компьютерной графики в известных педагогических технологиях активизации творчества студентов, определяет актуальность исследуемой проблемы на научно-методическом уровне.

Степень разработанности проблемы. Проведенный анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема активизации учебно-творческой деятельности студентов очень актуальна (Р.А Низамов, П.И. Пидкаcистый, Т.И. Шамова и др.) [100, 120, 189]. Это имеет особое значение для педагогического образования, которое призвано воспитать и развить социально и профессионально компетентную личность, подготовить творчески мыслящих специалистов, способных развивать интеллектуальный, культурный, творческий потенциал своих будущих учеников [127].

Рассматривая проблему активизации учебно-творческой деятельности студентов, мы опираемся на известную точку зрения о том, что основой организации учебно-творческой деятельности является процесс решения учебно-творческих задач. Этот процесс можно реализовать на занятиях по различным учебным дисциплинам с использованием эвристических методов и элементов деловой игры (В.И. Андреев, А.И. Влазнев, И.П. Калошина, Ю.Н. Кулюткин и др.) [7, 25, 62, 76].

Анализ истории изучения процессов творчества и его методов показал, что наиболее часто эвристические методы применяются в процессе технического творчества и в системе психолого-педагогической подготовки к этому виду творческой деятельности (Г.С. Альтшуллер, Г.Я. Буш, А.И. Половинкин и др.) [4, 20, 124]. Опыт изучения процессов организации и стимулирования творчества в области техники был перенесен в другие сферы деятельности человека, в частности в образование. При этом результаты практического обучения техническому творчеству, использование методики для создания изобретений доказали целесообразность применения соответствующих методических правил и приемов в процессе развития творческих способностей обучаемых (В.Е. Алексеев, П.Н. Андрианов, М.А. Галагузова, Р.Х. Исхаков, О.Е. Краюхина и др.) [2, 28, 60, 75, 132].

Применение эвристических методов в образовательном процессе привело к появлению таких педагогических технологий активизации учебно-творческой деятельности обучающихся, как технология творческого саморазвития (В.И. Андреев, 1988), технология непрерывного формирования творческого мышления (М.М. Зиновкина, 1989), ассоциативно-синектическая технология развития творчества (С.А. Новоселов, 1997), технология интенсификации творчества (В.В. Лихолетов, 2002) и др. Анализ структуры и этапов реализации этих технологий позволил выявить в них ряд общих черт. В частности, в большинстве из них используется визуализация возможных вариантов решения учебно-творческой задачи посредством образного представления объектов творчества и их свойств, а также их соединения в новые сочетания. Но в этих технологиях не представлены алгоритмы организации учебно-творческой деятельности на этапе визуализации решения творческих задач и не разработана методика применения с этой целью информационных технологий.

Специфика формирования творческой компетенции будущих выпускни-ков вуза определяется все более широким внедрением в систему образования информационных технологий, включая их дидактические аспекты (Н.В. Апатова, Я.А. Ваграменко, Л.И Долинер, И.Г. Захарова, Д.Ш. Матрос, Е.И. Машбиц, И.В. Роберт, Б.Е. Стариченко и др.) [37, 43, 77, 87, 135]. Значительным и пока недостаточно используемым резервом в развитии творческих способностей студентов обладают средства компьютерной графики. Исследователи Н.М. Тарасова, Т.В. Чемоданова и другие в качестве инструмента решения учебно-творческих задач рассматривают средства компьютерной графики, но только в рамках тех дисциплин, целью которых является профессиональное освоение компьютерной графики [159, 182, 185]. Таким образом, пока не решена проблема использования средств компьютерной графики для развития творческих способностей студентов в широком спектре учебных дисциплин с применением педагогических технологий активизации творчества обучаемых.

Проведенный анализ позволил выявить следующие противоречия:

· на социально-педагогическом уровне – между потребностью общества в формировании креативных компетенций у выпускников вузов и недостаточным использованием для этого информационных технологий;

· на научно-теоретическом уровне – между тенденцией расширения возможностей использования информационных технологий в образовательном процессе вуза и недостаточной теоретической обоснованностью возможностей их использования в качестве средства активизации учебно-творческой деятельности студентов;

· на научно-методическом уровне – между необходимостью применения информационных технологий, включая средства компьютерной графики, в известных педагогических технологиях активизации учебно-творческой деятельности студентов вуза и недостаточным научно-методическим обоснованием механизмов реализации этого процесса.

Выявленные уровни актуальности, перечисленные противоречия позволили обозначить проблему исследования, состоящую в определении того, какой должна быть методика использования средств компьютерной графики в педагогической технологии активизации учебно-творческой деятельности студентов вуза.

Цель исследования – теоретическое обоснование, разработка и апробация в ходе опытно-поисковой работы методики применения компьютерной графики в педагогической технологии активизации учебно-творческой деятельности студентов вуза.

В рамках указанной проблемы и цели исследования нами определена тема диссертационного исследования: «Методика применения компьютерной графики в педагогической технологии активизации учебно-творческой деятельности студентов».

Объект исследования – процесс активизации учебно-творческой деятельности студентов вуза.

Предмет исследования – применение компьютерной графики в педагогической технологии активизации учебно-творческой деятельности студентов вуза.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что процесс применения педагогической технологии активизации учебно-творческой деятельности студентов вуза может стать более результативным при условии включения в структуру технологии операций, направленных на визуализацию поиска новых учебно-творческих задач и вариантов их решения с использованием средств компьютерной графики и методов эвристического комбинирования. При этом методика применения компьютерной графики в структуре педагогической технологии активизации учебно-творческой деятельности вероятно должна включать в себя следующие необходимые компоненты:

• демонстрация студентам динамичных компьютерных образов как компонентов ориентировочной основы организации их учебно-творческой деятельности по созданию стимулирующих творческое воображение графических композиций;

• организация самостоятельной работы студентов по отбору подготовленных и разработке в графическом редакторе новых оригинальных визуальных элементов, создающих образно-смысловую базу творческого поиска;

• организация самостоятельной работы студентов по комбинированию в графическом редакторе подготовленных визуальных элементов для создания авторской композиции, стимулирующей поиск новой творческой задачи и вариантов ее решения с использованием ассоциативных эвристических методов.

На основании цели исследования и рабочей гипотезы были сформулированы задачи исследования:

1. Провести анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, посвященной проблемам развития творческих способностей, активизации учебно-творческой деятельности студентов, использованию средств компьютерной графики для решения творческих задач.

2. Выявить педагогические возможности применения средств компьютерной графики для активизации учебно-творческой деятельности студентов.

3. Разработать и теоретически обосновать методику применения компьютерной графики в педагогической технологии активизации учебно-творческой деятельности студентов.

4. Проверить в ходе опытно-поисковой работы результативность предложенной методики применения компьютерной графики в педагогической технологии активизации учебно-творческой деятельности студентов.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы:

• учение о единстве мышления, сознания, деятельно-творческой сущности человека, его творческой активности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Б.М. Кедров, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);

• психологические теории развития творческих способностей (Д.Б. Богоявленская, В.П. Зинченко, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, В.Д. Шадриков и др.);

• труды по теории и методике профессионального образования (Е.В. Ткаченко, Н.К. Чапаев, В.А. Чупина и др.);

• контекстный подход (А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова);

• методология творческой деятельности (Г.С. Альтшуллер, Г.Я. Буш, М.М. Зиновкина и др.);

• принципы педагогики творчества (В.И. Андреев, В.И. Загвязинский, Н.Д. Никандров и др.);

• идеи о роли учебно-творческой деятельности в формировании и развитии творческой активности человека (М.А. Галагузова, С.А. Новоселов, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др.);

• технологии активизации учебно-творческой деятельности студентов (М.М. Зиновкина, В.В. Лихолетов, С.А. Новоселов, О.Е. Краюхина);

• методология и теория информатизации образования (Я.А. Ваграменко, А.Г. Гейн, Л.И. Долинер, Д.Ш. Матрос, Е.И. Машбиц, И.В. Роберт);

• теория и методика применения информационных технологий и компьютерной графики в образовательном процессе (Н.В. Апатова, М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Б.Е. Стариченко, Е.К. Хеннер и др.);

• методические подходы к использованию компьютерной графики в дизайне (Р. Хоуэ, Т.В. Чернякова) и в искусствоведении (Э.Т. Романычева, Л.Н. Турлюн, О.Г. Яцюк).

При определении теоретических подходов к разработке технологических аспектов процесса активизации учебно-творческой деятельности студентов мы ориентировались на труды В.П. Беспалько, Г.К. Селевко, Н.Е. Эргановой и др. [15, 144, 198].

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические – анализ философской, психолого-педагогической и специальной литературы по изучаемой проблеме, сравнение, систематизация и обобщение передового педагогического опыта; эмпирические – педагогическое наблюдение, анкетирование, интервьюирование, анализ результатов учебно-творческой деятельности студентов, формирующий эксперимент, метод экспертных оценок. Результаты опытно-поисковой работы обрабатывались с использованием непараметрических методов математической статистики.

База исследования. Опытно-поисковая работа выполнялась на базе Института педагогики и психологии детства (ИПиПД) и Института психологии (ИПс) Уральского государственного педагогического университета (УрГПУ), Института искусств Российского государственного профессионально-педагогического университета (РГППУ), художественно-графического факультета Шадринского государственного педагогического института (ШГПИ) и факультета международных экономических отношений Института международных связей (ИМС). Всего в опытно-поисковой работе приняли участие 410 студентов.

Этапы проведения исследования. Диссертационное исследование осуществлялось в четыре этапа, с 2007 г. по 2013 г.

Первый этап (2007–2008). На этом этапе изучались особенности процесса развития творчества студентов в педагогическом вузе (методы: педагогическое наблюдение, анкетирование, интервьюирование и др.), теоретические основы активизации учебно-творческой деятельности, проводился анализ программного и аппаратного обеспечения компьютерной графики, психолого-педагогической литературы, определялись теоретические подходы и методология исследования проблемы применения средств компьютерной графики для развития творческих способностей будущих педагогов, уточнялся научный аппарат исследования.

Второй этап (2008–2009). На данном этапе обосновывалась возможность применения ассоциативно-синектической технологии как технологии активизации творческой деятельности в качестве средства развития творческих способностей студентов; разрабатывались методические подходы к внедрению компьютерной графики в структуру ассоциативно-синектической технологии (методы: теоретический анализ, педагогическое моделирование).

Третий этап (2009–2011). На этом этапе разрабатывалось научно-методическое обеспечение применения компьютерной графики как элемента ассоциативно-синектической технологии для развития творческих способностей студентов; осуществлялась проверка эффективности разработанных методических средств и форм организации учебно-творческой деятельности (методы: метод экспертных оценок, педагогическое наблюдение, анализ творческих работ и др.), апробация промежуточных результатов исследования.

Четвертый этап (2011–2013). На данном этапе проводился на базе Института педагогики и психологии детства УрГПУ формирующий эксперимент по проверке эффективности разработанной методики применения компьютерной графики в ассоциативно-синектической технологии активизации учебно-творческой деятельности студентов (методы: метод экспертных оценок, наблюдение, анализ творческих работ и др.): осуществлялась обработка, анализ, апробация и интерпретация результатов исследования; оформлялись материалы диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Обосновано, что включение в структуру педагогической технологии активизации учебно-творческой деятельности студентов операций использования средств компьютерной графики и методов эвристического комбинирования, направленных на визуализацию поиска новых учебно-творческих задач и вариантов их решения, повышает ее результативность.

2. Обоснована необходимость включения в структуру педагогической технологии активизации учебно-творческой деятельности студентов ряда новых этапов, реализуемых посредством компьютерной графики:

• формирование ориентировочной основы учебно-творческой деятельности студентов по созданию стимулирующих творческое воображение графических композиций;

• создание образно-смысловой базы для творческого поиска;

• комбинирование в графическом редакторе визуальных элементов с использованием ассоциативных эвристических методов.

3. Разработана методика применения компьютерной графики в педагогической технологии активизации учебно-творческой деятельности студентов, включающая в себя следующие компоненты:

• демонстрация студентам динамичных компьютерных образов как компонентов ориентировочной основы организации их учебно-творческой деятельности по созданию стимулирующих творческое воображение графических композиций;

• организация самостоятельной работы студентов по отбору, подготовке и разработке в графическом редакторе новых оригинальных визуальных элементов, создающих образно-смысловую базу для творческого поиска;

• организация самостоятельной работы студентов по комбинированию в графическом редакторе подготовленных визуальных элементов для создания авторской композиции, стимулирующей поиск новой творческой задачи и вариантов ее решения с использованием ассоциативных эвристических методов.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты расширяют научные представления о применении компьютерной графики в педагогической технологии активизации учебно-творческой деятельности студентов:

• уточнено содержание учебно-творческой деятельности студентов на трех взаимосвязанных уровнях активности (репродуктивно-подражательном, поисково-исполнительском и творческом) при использовании компьютерной графики;

• теоретически обосновано соответствие методов эвристического комбинирования операциям составления композиции в графическом редакторе;

• теоретически обоснована применимость средств компьютерной графики при реализации методов эвристического комбинирования независимо от вида учебно-творческой деятельности студентов и учебной дисциплины.

Практическая значимость исследования состоит в том, что создана и внедрена в учебный процесс методика применения компьютерной графики в технологии активизации учебно-творческой деятельности студентов вуза. В ходе исследования было разработано и опубликовано учебно-методическое пособие для преподавателей и учителей «Методика применения компьютерной графики в ассоциативно-синектической технологии», которое было внедрено в ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» (Екатеринбург), ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (Екатеринбург), НОУ ВПО «Институт международных связей» (Екатеринбург), ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт» (Шадринск). Разработанная авторская методика проведения лабораторных работ по активизации учебно-творческой деятельности студентов может быть использована в работе вузов, а также организаций дополнительного образования с целью развития творческих способностей обучаемых.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Включение в структуру педагогической технологии активизации учебно-творческой деятельности студентов вуза операций, направленных на визуализацию поиска новых учебно-творческих задач и вариантов их решения посредством использования компьютерной графики на основе применения методов эвристического комбинирования, повышает результативность этой технологии.

2. Методика применения компьютерной графики в структуре педагогической технологии активизации учебно-творческой деятельности должна включать в себя следующие этапы:

· формирование ориентировочной основы учебно-творческой деятельности студентов посредством представления динамичных компьютерных образов, которые демонстрируют создание графических композиций, стимулирующих творческое воображение;

· создание образно-смысловой базы для творческого поиска посредством организации самостоятельной работы студентов по отбору подготовленных и разработке в графическом редакторе новых оригинальных визуальных элементов;

· создание авторской композиции, стимулирующей поиск новой творческой задачи и вариантов ее решения с использованием эвристических методов в процессе организации самостоятельной работы студентов по комбинированию в графическом редакторе ранее подготовленных визуальных элементов.

3. Эффективность методики применения средств компьютерной графики на основе использования методов эвристического комбинирования в педагогической технологии активизации учебно-творческой деятельности студентов различных специальностей и направлений подготовки не зависит от особенностей их учебно-творческой деятельности, организованной в рамках изучения конкретной учебной дисциплины.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются применением современной методологии научного исследования, совокупности методов исследования, адекватных природе исследуемого объекта, репрезентативностью выборок, статистической значимостью полученных результатов опытно-поисковой работы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования отражены в 19 публикациях, включая 3 статьи в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ для публикации результатов диссертационных исследований, и были представлены на научно-практических конференциях разного уровня:

· международного: «Педагогические системы развития творчества» (Екатеринбург, 2007, 2010), «Инновационные технологии в педагогике высшей школы» (Екатеринбург, 2008), «Композиционная подготовка в современном художественном образовании: педагогический аспект» (Екатеринбург, 2008), «Новые информационные технологии в образовании» (Екатеринбург, 2009, 2011), «Инновационные технологии в образовательном процессе высшей школы» (Екатеринбург, 2010, 2012), «Intercultural ties in higher education and academic teaching» (Ariel, Israel, 2011);

· всероссийского: научно-практическая конференция аспирантов и соискателей «Философия и наука» (Екатеринбург, 2008).

В Институте научной информации и мониторинга РАО зарегистрирован электронный ресурс «Электронное учебное пособие “Методика применения компьютерной графики в дизайне искусственных стихов”», созданный нами в соавторстве с С.А. Новоселовым (свидетельство № 16985 от 14 апреля 2011 г.).

Результаты исследования в полном объеме были внедрены в образовательный процесс ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» (Екатеринбург), ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (Екатеринбург), НОУ ВПО «Институт международных связей» (Екатеринбург), ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт» (Шадринск), что подтверждается актами внедрения.

Структура и объем диссертации. Диссертация изложена на 172 страницах и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (217 источников) и 2-х приложений. Текст диссертации содержит 15 таблиц и 5 рисунков. В приложении представлены материалы методического и иллюстративного характера, связанные с отдельными положениями диссертации.

Глава 1. Проблема активизации учебно-творческой деятельности студентов на основе интеграции эвристических методов и средств компьютерной графики



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: