Критерии развития творчества студентов вуза




Развитие личности студентов можно охарактеризовать и измерить с помощью предложенной В.И. Андреевым модели творческих способностей. Оценка степени проявления способности каждого студента в процессе учебно-творческой деятельности состоит из самооценки студента и оценки экспертов, наблюдавших за творчеством студента [6].

Оцениваемые способности и качества личности в соответствии с подходом В.И. Андреева объединены в укрупненные блоки:

I. Мотивационно-творческой активности личности;

II. Интеллектуально-логических способностей;

III. Интеллектуально-эвристических способностей;

IV. Способностей к самоуправлению в учебно-творческой деятельности;

V. Коммуникативно-творческих способностей;

VI. Эстетические качества личности;

VII. Результативности творчества.

Для уточнения состава оцениваемых качеств личности в каждом из блоков и критериев их оценки был использован метод экспертной оценки. Для этого были приглашены 15 экспертов. Отбор экспертов проводился на основании ряда требований: наличие ученой степени и (или) многолетнего опыта организации учебно-творческой деятельности студентов; участие в подготовке лауреатов и дипломантов областных и российских творческих конкурсов; наличие публикаций по проблемам развития творчества обучаемых и т.д. В ходе организованного семинара эксперты обсудили проблемы существенности и значимости оценки качеств личности, необходимых для анализа активизации учебно-творческой деятельности, рассмотрели понятийный аппарат, применяемый для исследования процесса развития творчества студентов.

Процедура экспертной оценки проводилась с использованием метода «Case study», который позволяет определить согласованность мнений экспертов через подсчет коэффициента согласия rwg по каждому из представленных качеств личности и критериев их оценки. Коэффициент рассчитывался по формуле rwg = (σе2 – Sx2)/σе2, где σе2 – дисперсия оценок в популяции (популяционная дисперсия), Sx2 – дисперсия оценок в выборке экспертов. При этом σе2 = (А – 1)/12 (А – число свобод в шкале, по которой производится оценка), Sx2 = σх2 * К/(К – 1), где К – число экспертов, а σх. – стандартное отклонение. В итоге коэффициент rwg для различных оцениваемых качеств составил 0,8 – 0,9, что свидетельствует о высокой степени согласия между экспертами и дает возможность использовать среднее арифметическое оценок экспертов в качестве меры.

Результатом работы экспертов стала система критериев оценки уровня включенности студентов в деятельность и развития их способностей к творчеству. Изменение средней оценки творческой способности свидетельствует об изменении учебно-творческой деятельности студентов, о «включении» необходимых для реализуемой деятельности способности, или, иначе, об обеспечении условий для проявления той или иной способности к творческой деятельности. При этом чем выше оценивают эксперты ту или иную способность, тем более востребованной она оказывается в реализуемом виде учебно-творческой деятельности, т.е. тем более она проявляется. Одновременно можно говорить и о развитии этой востребованной способности в организованном виде деятельности, которая задается и обеспечивается применяемой технологией активизации творчества. Кроме того, были соотнесены уровни активности, охарактеризованные Г.И. Щукиной, и соответствующие им уровни способностей. При этом заметное повышение степени проявления способностей свидетельствовало о переходе на следующий уровень активности.

Система критериев построена в соответствии со структурой творческих способностей студентов, выделенной В.И. Андреевым применительно к учебно-творческой деятельности.

I. Блок мотивационно-творческой активности и направленности личности:

I.1. Любознательность в процессе творчества характеризуется устойчивой потребностью студентов в овладении новыми знаниями и способами деятельности, связанными с профессиональным творчеством. Любознательность проявляется в стремлении овладеть знаниями и умениями, необходимыми в процессе профессиональной творческой деятельности. Она проявляется в частоте и глубине задаваемых студентами вопросов.

Критериями оценки уровня развитости любознательности являются количество вопросов в единицу времени, их характер и степень стремления понять, осмыслить суть того или иного явления или процесса, непосредственно связанных с творчеством.

Методы исследования: наблюдение, тестирование, анкетирование.

Уровень активности, на котором проявление способности оценивается экспертами выше среднего значения по 10-бальной шкале: поисково-исполнительский.

I.2. Чувство увлеченности, эмоциональный подъем характеризуется эмоциональным подъемом от процесса творчества, решения задачи, получения новых знаний в учебно-творческой деятельности.

Критериями оценки являются степень и частота проявления эмоций, таких как радость, удивление.

Методы исследования: наблюдение, анкетирование, интервью, беседа.

Уровень активности, на котором проявление способности оценивается экспертами выше среднего значения по 10-бальной шкале: творческий.

I.3. Стремление к творческим достижениям характеризуется желанием личности наилучшим образом выполнить учебно-творческую работу, повышать уровень достижений и результатов творческой деятельности.

Критерий оценки − степень стремления к усложнению творческой деятельности, проявление желания к дальнейшей работе над проектом, к самостоятельному поиску потребностей, противоречий.

Методы исследования: наблюдение, анкетирование, беседа.

Уровень активности, на котором проявление способности оценивается экспертами выше среднего значения по 10-бальной шкале: творческий.

I.4. Чувство долга, ответственности, проявляемое в процессе учебно-творческой деятельности, характеризуется доминированием интересов, связанных с познавательной, творческой деятельностью над всеми остальными.

Критерием оценки является степень обязательности, ответственности личности в процессе выполнения заданий творческого характера, стремление выполнить и сдать все задания.

Методы исследования: наблюдение, анкетирование.

Уровень активности, на котором проявление способности оценивается экспертами выше среднего значения по 10-бальной шкале: репродуктивно-подражательный.

I.5. Личная значимость творческой деятельности характеризует направленность личности, ее установки, место творческой деятельности в системе ценностных ориентаций личности.

Критериями оценки является ранговое место конкретной творческой деятельности в системе ценностных ориентаций личности.

Методы исследования: наблюдение, беседа, анкетирование.

Уровень активности, на котором проявление способности оценивается экспертами выше среднего значения по 10-бальной шкале: творческий.

I.6. Стремление к самообразованию, самовоспитанию творческих способностей характеризуется совокупностью внутренних побуждений, установок личности, направленных на изменение, развитие творческих способностей на основе целенаправленной, самоуправляемой деятельности.

Критериями оценки этого качества является наличие и характер детализации плана самообразования и самовоспитания творческих способностей личности и уровень проявления желания, стремления к его осуществлению.

Методы исследования: наблюдение, анкетирование.

Уровень активности, на котором проявление способности оценивается экспертами выше среднего значения по 10-бальной шкале: творческий.

II. Блок интеллектуально-логических способностей личности:

II.1. Способность анализировать творческие задачи характеризуется умением вычленять структурно-логические элементы научной, учебной и методической информации, востребованной процессом творчества.

Критериями оценки являются правильность, полнота, глубина проведенного студентами анализа, правильность установленных соотношений целого и части, основного и второстепенного.

Методы исследования: анализ выполненных творческих заданий и разработанной новой творческой задачи.

Уровень активности, на котором проявление способности оценивается экспертами выше среднего значения по 10-бальной шкале: репродуктивно-подражательный.

II.2. Способность описывать, объяснять явления, процессы выражается умением логически связно излагать свои мысли, давать полное, правильное, объективное описание явления, процесса, а также умением устанавливать причинно-следственные связи в описываемом процессе.

В качестве критериев оценки выступают логичность, правильность, глубина описаний.

Методы исследования: анализ выполненных творческих заданий и самостоятельно разработанной задачи.

Уровень активности, на котором проявление способности оценивается экспертами выше среднего значения по 10-бальной шкале: поисково-исполнительский.

II.3. Способность давать определения проявляется в умении студентов устанавливать родовой признак и видовые отличия определяемого явления, процесса; в умении посредством обобщенных суждений кратко, ясно выражать сущность определяемого предмета, процесса.

Критериями оценки является степень правильности, полноты, лаконичности определений.

Методы исследования: анализ выполнения студентами творческих заданий, анализ процесса поиска новых потребностей, проблем, противоречий в процессе изменения объектов профессиональной среды.

Уровень активности, на котором проявление способности оценивается экспертами выше среднего значения по 10-бальной шкале: репродуктивно-подражательный.

II.4. Способность доказывать описывается умением студентов строить цепь суждений и умозаключений в процессе преобразования исходной творческой задачи, обосновывать исходные положения, аргументировано использовать суждения и умозаключения для того, чтобы устанавливать связь между известным и неизвестным в процессе творчества.

Критериями оценки являются аргументированность, логичность построения суждений и умозаключений.

Методы исследования: анализ выполнения студентами творческих заданий, поиска новых решений, выявленных противоречий.

Уровень активности, на котором проявление способности оценивается экспертами выше среднего значения по 10-бальной шкале: поисково-исполнительский.

II.5. Способность к классификации и систематизации характеризуется умением распределять процессы и объекты согласно наиболее существенным признакам по группам, устанавливать взаимосвязи между группами и внутри них, структурировать информацию, выявлять основу классификации.

Критерии оценки: правильность классификации и систематизации.

Метод исследования: наблюдение, анализ выполнения студентами творческих заданий.

Уровень активности, на котором проявление способности оценивается экспертами выше среднего значения по 10-бальной шкале: поисково-исполнительский.

III. Блок интеллектуально-эвристических способностей личности:

III.1. Способность генерировать идеи характеризуется умением личности в условиях ограниченной информации прогнозировать новые потребности в изменении объектов профессиональной среды, интуитивно усматривать и выдвигать оригинальные подходы, идеи, стратегии, методы и способы их реализации, предлагать различные оригинальные варианты поиска и решения объективно и субъективно новых профессиональных творческих задач.

Критериями оценивания выступает количество идей, выдвигаемых студентами в единицу времени, их оригинальность, новизна, эффективность, количество предложенных вариантов решения объективно и субъективно новых профессиональных творческих задач.

Методы исследования: наблюдение, анализ выполнения студентами творческих заданий.

Уровень активности, на котором проявление способности оценивается экспертами выше среднего значения по 10-бальной шкале: творческий.

III.2. Способность к фантазии характеризуется умением личности проявлять воображение в процессе решении образных задач, предлагать оригинальные, возможно нереальные решения.

Критериями оценки являются: оригинальность, неожиданность, новизна.

Методы исследования: наблюдение, анализ выполнения студентами творческих заданий.

Уровень активности, на котором проявление способности оценивается экспертами выше среднего значения по 10-бальной шкале: поисково-исполнительский.

III.3. Ассоциативность мышления характеризуется умением студентов отражать и устанавливать в сознании новые связи между компонентами различных систем, ситуаций и объектов.

Критериями оценки является количество ассоциаций в единицу времени, их оригинальность, новизна, эффективность.

Методы исследования: анализ выполнения студентами творческих заданий, анкетирование, наблюдение, анализ самостоятельно разработанной профессиональной творческой проблемы.

Уровень активности, на котором проявление способности оценивается экспертами выше среднего значения по 10-бальной шкале: поисково-исполнительский.

III.4. Способность видеть потребности, противоречия, проблемы характеризуется умением видеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного, вскрывать противоречия и связи, формулировать профессиональные творческие задачи.

Критерии оценки: количество предложенных (увиденных) новых потребностей и проблем, а также сформулированных профессиональных творческих задач, их новизна и оригинальность.

Методы исследования: наблюдение, интервью, анализ выполнения студентами творческих заданий.

Уровень активности, на котором проявление способности оценивается экспертами выше среднего значения по 10-бальной шкале: творческий.

III.5. Способность к переносу знаний, умений характеризуется умением соотносить оригинальное содержание решаемой профессиональной творческой проблемы с содержанием учебно-творческой деятельности, умением переносить знания и опыт с последующей необходимой их трансформацией и реконструкцией.

Критерии оценки: широта переноса (внутрипредметный – ближний и межпредметный – дальний перенос), степень эффективности переноса знаний, умений для решения творческих задач.

Методы исследования: наблюдение, интервью, анализ выполнения учащимися технических заданий, творческих заданий.

Уровень активности, на котором проявление способности оценивается экспертами выше среднего значения по 10-бальной шкале: репродуктивно-подражательный.

III.6. Способность преодолеть инерцию мышления характеризуется быстротой переключения мышления студентов в процессе решения творческой задачи с наиболее очевидного способа ее решения на более оригинальный или необычный. В целом быстрота переключения мышления с одного вида деятельности на другой раскрывает эту способность.

Критерий оценки является период времени, необходимый для переключения мышления.

Методы исследования: анализ выполнения студентами творческих заданий, наблюдение, анкетирование, анализ самостоятельно разработанных профессиональных творческих задач.

Уровень активности, на котором проявление способности оценивается экспертами выше среднего значения по 10-бальной шкале: поисково-исполнительский.

IV. Блок способностей к самоуправлению в учебно-творческой деятельности:

IV.1. Целеполагание и целеустремленность характеризуются умением студентов сознательно ставить цели и достигать их, проявляя организационные, интеллектуальные и волевые усилия в процессе учебно-творческой деятельности и профессионального творчества.

Критериями оценки уровня развитости этой способности являются частота и систематичность проявления перечисленных умений, их эффективность, результативность в организации учебно-творческого самоуправления.

Методы исследования: наблюдение, анкетирование, анализ самостоятельной творческой технической деятельности студентов.

Уровень активности, на котором проявление способности оценивается экспертами выше среднего значения по 10-бальной шкале: поисково-исполнительский.

IV.2. Способность к самоорганизации в учебно-творческой деятельности характеризуется умением студента мобилизовать себя, целеустремленно, активно использовать все свои возможности для решения творческой задачи, к примеру, составление плана деятельности и следование ему.

В качестве критериев оценки этой способности можно указать степень мобилизации студента на достижение цели, рациональность в использовании средств, сил и времени.

Методы исследования: наблюдение, анализ самостоятельной творческой деятельности студентов.

Уровень активности, на котором проявление способности оценивается экспертами выше среднего значения по 10-бальной шкале: творческий.

IV.3. Способность к самоконтролю в учебно-творческой деятельности характеризует свойства личности находить и исправлять свои ошибки и недостатки в творческой деятельности.

Критерием оценки является степень адекватности самооценки и реальной объективной оценки педагогов как творческих возможностей личности, так и ее достижения в профессионально-творческой деятельности.

Методы исследования: наблюдение, анализ самостоятельной творческой технической деятельности студентов.

Уровень активности, на котором проявление способности оценивается экспертами выше среднего значения по 10-бальной шкале: репродуктивно-подражательный.

IV.4. Способность к рефлексии, к коррекции в учебно-творческой деятельности характеризуется умением студентов осмыслить процесс и результаты учебно-творческой деятельности, проанализировать задание заново, осознать и исправить свои недостатки с целью повышения эффективности решения учебно-творческого задания.

Критерии оценки: степень и систематичность проявления названных качеств в решении различного типа учебно-творческих задач.

Методы исследования: наблюдение, анализ самостоятельной учебно-творческой деятельности студентов.

Уровень активности, на котором проявление способности оценивается экспертами выше среднего значения по 10-бальной шкале: поисково-исполнительский.

V. Блок коммуникативно-творческих способностей личности:

V.1. Способность аккумулировать и использовать творческий опыт других характеризуется тем, насколько быстро студент осваивает новые рациональные приемы, методы, которыми владеют более опытные, более умелые; как быстро принимает и адекватно оценивает результат творчества других людей.

Критериями оценки являются степень быстроты усвоения опыта учебно-творческой деятельности других людей и адаптации этого опыта к себе с учетом своих индивидуально-творческих особенностей, использования этого опыта для поиска и решения субъективно и объективно новых профессионально-ориентированных задач.

Методы исследования: наблюдение, анализ самостоятельной учебно-творческой деятельности студентов.

Уровень активности, на котором проявление способности оценивается экспертами выше среднего значения по 10-бальной шкале: репродуктивно-подражательный.

V.2. Способность к сотрудничеству в процессе творчества характеризуется умением студента продуктивно общаться, готовностью помочь при коллективном выполнении творческого задания.

Критерии оценки: степень общительности, доброжелательности, взаимопомощи в процессе самостоятельной учебно-творческой деятельности.

Методы исследования: наблюдение, анализ выполнения студентами коллективной работы.

Уровень активности, на котором проявление способности оценивается экспертами выше среднего значения по 10-бальной шкале: репродуктивно-подражательный.

V.3. Способность отстаивать свою точку зрения и убеждать других характеризуется желанием и умением студента аргументировать, приводить доказательства в пользу своей идеи, изобретения.

Критерии оценки: систематичность и эффективность проявления желания отстаивать свою идею и степень результативности убеждения других.

Методы исследования: наблюдение, анкетирование, анализ выполнения студентами коллективной работы.

Уровень активности, на котором проявление способности оценивается экспертами выше среднего значения по 10-бальной шкале: поисково-исполнительский.

VI. Блок эстетических свойств (качеств) личности, способствующих успешности учебно-творческой деятельности:

VI.1. Способность руководствоваться эстетическими принципами в учебно-творческой деятельности характеризуется свойствами личности следовать принципам простоты, гармонии и красоты в процессе и оценке результатов учебно-творческой деятельности.

Критерием оценки способности являются частота и уровень эффективности применения эстетических принципов (простоты, гармонии и красоты) в учебно-творческой деятельности.

Методы исследования: анализ выполненных студентами творческих работ.

Уровень активности, на котором проявление способности оценивается экспертами выше среднего значения по 10-бальной шкале: поисково-исполнительский.

VII. Блок результативности творческой деятельности личности:

VII.1. Характеристика результативности учебно-творческой деятельности студентов описывает результативность применения студентами знаний и опыта творческой деятельности в процессе выполнения учебно-творческих заданий, создания итоговой композиции к собственному стихотворению при помощи средств компьютерной графики.

Критерий оценки – степень правильности и обоснованности решения учебно-творческих задач.

Методы исследования: анализ выполнения учебно-творческих заданий и самостоятельной учебно-творческой деятельности студентов.

Уровень активности, на котором проявление способности оценивается экспертами выше среднего значения по 10-бальной шкале: творческий.

VII.2. Характеристика результативности творчества (объективного творчества) студентов описывает объективность творческого результата, полученного в процессе творчества студентов, например, в процессе поиска новых потребностей, новых технологий, новых способов организации труда и т.п., то есть уровень новизны результата и его общественную значимость, например, готовность разработанного средства к реализации в реальном процессе.

Критерии оценки – объективность новизны, уровень значимости результата творческой деятельности (значим для конкретного учебного заведения, школы, детского сада и т.д.), степень готовности разработанных новаций для внедрения в реальную деятельность.

Методы исследования: анализ итоговой разработки, изобретения.

Уровень активности, на котором проявление способности оценивается экспертами выше среднего значения по 10-бальной шкале: творческий.

На основе рассмотренных способностей и соотнесение их проявления с уровнем активности можно говорить о том, что уровень активности определяется по совокупности проявляемых способностей (см. Таблица 10).

 

 

Таблица 10. Способности личности, проявление которых характеризует уровень активности

Уровни активности Способности и качества личности
Репродуктивно-подражательный I.1. Любознательность в процессе творчества I.4. Чувство долга, ответственности, проявляемое в процессе учебно-творческой деятельности II.1. Способность анализировать творческие задачи II.3. Способность давать определения III.5. Способность к переносу знаний, умений IV.3. Способность к самоконтролю V.1. Способность аккумулировать и использовать творческий опыт других V.2. Способность к сотрудничеству в процессе творчества
Поисково-исполнительский II.2. Способность описывать, объяснять явления, процессы II.4. Способность доказывать II.5. Способность к классификации и систематизации III.2. Способность к фантазии III.3. Ассоциативность мышления III.6. Способность преодолеть инерцию мышления IV.1. Целеполагание и целеустремленность IV.4. Способность к рефлексии, к коррекции в учебно-творческой деятельности V.3. Способность отстаивать свою точку зрения и убеждать других VI.1. Способность руководствоваться эстетическими принципами в учебно-творческой деятельности
Творческий I.2. Чувство увлеченности, эмоциональный подъем I.3. Стремление к творческим достижениям I.5. Личная значимость творческой деятельности I.6. Стремление к самообразованию, самовоспитанию III.1. Способность генерировать идеи III.4. Способность видеть потребности, противоречия, проблемы IV.2. Способность к самоорганизации VII.1. Характеристика результативности учебно-творческой деятельности VII.2. Характеристика результативности творчества студентов

Завершая описание нашего исследования в аспекте разработки критериев определения уровней активности через развитие творческих способностей студентов вуза, правомерно сделать следующие выводы:

1. На основании известных подходов В.И. Андреева относительно применения технологии активизации учебно-творческой деятельности студентов были уточнены следующие укрупненные блоки способностей личности: мотивационно-творческой активности личности, интеллектуально-логических способностей, интеллектуально-эвристических способностей, эстетических качеств личности, коммуникативно-творческих способностей, способностей к самоуправлению в учебно-творческой деятельности и результативности творчества.

2. С помощью метода экспертной оценки в соответствии с подходами В.И. Андреева были соотнесены выделенные творческие способности студентов вуза с уровнями активности, на которых эти способности начинают проявляться, обозначая тем самым переход с одного уровня активности учебно-творческой деятельности на другой.

Анализ результатов опытно-поисковой работы по реализации методики применения компьютерной графики в педагогической технологии активизации учебно-творческой деятельности студентов вуза

Заключительный формирующий эксперимент по проверке истинности представленного в гипотезе утверждения проводился в группах 2-го курса студентов направления подготовки «Педагогическое образование» профиля «Начальное образование». Для доказательства гипотезы исследования, а именно того, что методика применения компьютерной графики, описанная в параграфе 1.3, способствует активизации учебно-творческой деятельности студентов, т.е. увеличивает степень проявления их творческих способностей, было решено сравнить степени проявления творческих способностей в учебно-творческой деятельности двух групп студентов: контрольной и экспериментальной. В связи с малым количеством студентов на курсе было решено из студентов 2010-2011 учебного года сформировать контрольную группу (48 человек), а из студентов последующего 2011-2012 учебного года – экспериментальную (46 человек). Учебно-творческая деятельность по дисциплине «Основы инноватики» организовывалась с использованием ассоциативно-синектической технологии, и для ее активизации в экспериментальной группе применялись средства компьютерной графики.

Степень проявления творческих способностей студентов оценивалась по 10-балльной шкале. При этом итоговая оценка степени проявления творческой способности вычислялась как среднее от оценок экспертов и самооценки студентов, полученной по результатам анкетирования. Для этого была использована разработанная В.И. Андреевым [6] и адаптированная для диссертационного исследования анкета оценки и самооценки творческих способностей студентов вузов (Приложение 1). На основе анкет самооценки творческих способностей и наблюдений экспертов диагностировались: степень проявления творческих способностей студентов, готовности к принятию нестандартных решений, творческого отношения к совершаемой деятельности. Изменения в поведении студентов фиксировались группой экспертов из шести человек, которые оценивали результаты творческой деятельности студентов в соответствии с описанной в параграфе 2.2 схемой экспертизы (Приложение 2). В результате чего каждая из измеряемых способностей каждого участвующего в формирующем эксперименте студента получила по 6 экспертных оценок. На основе полученных экспертных оценок и самооценки студента выводилась средняя оценка (степень) проявления творческой способности.

Для получения корректных результатов опытно-поисковой работы измерение степени проявления творческих способностей студентов экспериментальной и контрольной групп проводилось два раза. Поскольку группы независимы, независимыми будут и средние значения оцениваемых способностей.

Первое измерение степени проявления творческих способностей (входной контроль) студентов было проведено на начальной стадии обучения и оценивалось экспертами. В анкету оценки творческих способностей личности были добавлены два творческих задания для выявления уровня художественных навыков у студентов контрольной и экспериментальной группах. В первом задании изображен силуэт сидящей кошки, смотрящей в зеркало. Необходимо было нарисовать её отражение. В этом задании студенты могли проявить свою фантазию, создав необычное отражение. Во втором задании необходимо было нарисовать уменьшенную копию собаки, не выходя за указанные рамки. По результатам выполнения художественных заданий было доказано, что студенты контрольной и экспериментальной группы владеют художественными навыками на одинаковом уровне, что исключает возможность преобладание результата творческой деятельности одной группы над другой за счет умения рисовать. При этом выявленный экспертами недостаточный уровень владения художественными навыками у студентов обеих групп доказывает необходимость внесения в ассоциативно-синектическую технологию дополнительных этапов с использованием средств компьютерной графики.

На момент начального измерения исследуемые группы практически не отличались по возрасту (18 – 19 лет), количественному составу и академической успеваемости. Но следует обосновать отсутствие различий, и для этого используем параметрический метод математической статистики – критерий Стьюдента, направленный на сопоставление двух независимых выборок по средним значениям входящих в них величин. Выбор критерия был обусловлен следующими его преимуществами [154, с.114]:

§ отсутствием ограничений в объемах выборок;

§ возможностью применения как для связанных, так и для независимых выборок;

§ простотой использования, так как все расчеты проводятся автоматически в программе MS Excel.

Рассмотрим применение критерия на примере выявления различий у участников формирующего эксперимента в степени проявления творческой интеллектуально-эвристической способности, а именно способности генерировать идеи. В таблице приведены средние оценки проявления способности к генерированию идей студентов контрольной и экспериментальной групп, полученные путем усреднения экспертных оценок и самооценок студентов (см. Таблица 11).

Таблица 11. Средняя оценка способности к генерированию идей
студентов контрольной и экспериментальной групп

 

Студенты контр. гр. № Первое измерение Второе измерение   Студенты эксп. гр. № Первое измерение Второе измерение
  4,36 5,50     5,21 5,93
  4,21 5,05     4,93 6,07
  5,21 6,07     5,50 6,50
  4,93 5,79     4,07 6,64
  5,50 6,64     4,79 7,07
  4,07 4,43     4,64 5,79
  4,79 5,79     5,07 6,21
  4,64 5,50     5,21 6,36
  5,07 6,36     3,64 6,79
  5,21 6,07     4,79 6,93
  3,64 5,50     4,21 5,79
  4,79 5,79     5,36 6,21
  4,21 6,07     4,79 6,36
  5,36 6,36     4,50 6,79
  4,79 6,64     3,93 6,93
  4,50 5,50     5,07 5,93
  3,93 4,29     4,50 6,07
  5,07 6,07     5,21 6,50
  4,50 6,36     4,36 6,64
  5,21 6,64     4,79 7,07
  4,36 5,07     4,93 6,07
  4,79 5,21     5,36 5,93
  4,93 5,64     5,50 6,64
  5,36 5,79     4,50 6,50
  5,50 6,21     4,64 7,21
  4,50 4,93     3,64 5,64
  4,64 5,36     5,21 6,36
  5,07 5,50     5,64 6,21
  5,21 5,93     3,64 6,93
  5,64 6,07     4,36 6,79
  5,07 5,50     4,21 6,36
  4,36 5,79     4,93 5,93
  4,21 6,07     4,79 6,93
  4,93 6,36     4,07 6,50
  4,79 6,64     3,93 7,50
  4,07 5,50     4,64 7,21
  3,85 4,40     4,50 6,64
  4,64 6,07     5,21 7,21
  4,50 6,36     3,64 6,23
  5,21 6,64     4,80 6,79
  3,64 4,07     4,21 7,50
  4,79 5,21     5,36 7,07
  4,21 5,64     4,79 6,64
  5,36 5,79     4,50 6,50
  4,79 6,21     3,93 5,64
  4,50 4,93     3,93 5,93
  3,75 4,26        
  5,07 5,50        

Выдвигается две гипотезы:

Н0: Различия средних значений степени проявления исследуемой способности генерировать идеи в обеих выборках обусловлены только статистическим разбросом, то есть в пределах этого разброса средние значения можно считать одинаковыми.

H1<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: