И его развитие в различных научных школах.




Программа курса

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

для студентов 3 курса физического факультета МГУ

 

Тематический план курса

 

 

№ темы Название темы Лекции ___________________________________________________________________________________

Введение

1. Общая характеристика психологии как науки. 2

2. Психика и организм 2

 

Раздел 1. Предмет психологии и его

Развитие в различных научных школах.

Основные направления зарубежной психологии. 6

Культурно-историческая парадигма 2

и методология деятельностного подхода.

 

Раздел 2. Регулятивные и Познавательные процессы

5. Мотивация. 2

6. Эмоции и воля. 2

7. Внимание. 2

8. Ощущение. 2

9. Восприятие 2

10. Память. 2

11. Мышление. 2

Раздел 3. Основы психологии личности.

12. Социальная природа личности. 2

13. Индивидные свойства человека. 2

14. Концепции личности в различных 4 направлениях психологии.

15. Структура и свойства личности. 4

 

______________________________

 

Всего: 36 ч.

 

 

Введение

Тема 1. Общая характеристика психологии как науки.

Представление о круге явлений, изучаемых психологией. Психические явления и психологические свойства человека. Понятие объекта и предмета психологической науки. Место психологии в системе наук.

Специфика научного психологического знания в отличие от житейского и художественного описания закономерностей поведения и свойств психики. Взаимосвязь разных способов познания психики. Психология в координатном пространстве дихотомий естественное – гуманитарное, номотетическое-идиографическое. Человек как субъект и объект познания. Особенности используемых психологией научных понятий и методов исследования.

Уровни научного познания психики и соответствующие им типы научных знаний: описательный, объяснительный, прогностический и конструктивный (позволяющий управлять психическими явлениями, «создавать» их). Психология в междисциплинарном пространстве. Многоотраслевой характер современной психологии: общие и специальные дисциплины; фундаментальные специальные отрасли и междисциплинарные специальные отрасли; прикладные отрасли психологии.

Тема 2. Психика и организм.

Проблема происхождения психики. Переход от раздражимости к чувствительности как критерий возникновения психики. Элементарная сенсорная психика. Перцептивная психика. Интеллектуальная стадия развития психики. Формирование сознания – центральное событие антропогенеза.

Психофизиологическая проблема. Мозг и психика. Проблема локализации психики. Теория системной динамической локализации высших психических функций А.Р.Лурия.

Литература

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988 (или более поздние издания). Лекция 1.

2. Тихомиров О.К. Психология: Учебник. – М.: Высшее образование, 2006. Лекции 1, 4-11, 14.

3. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. М. – Юрайт:Изд., 2003. Глава 1, 3.

4. Соколова Е.Е. Введение в психологию: учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. Главы 1, 2, 6, 7, 9.

Дополнительная литература:

1. Сперлинг А. П. Психология. Минск, 2002. Глава 1.

2. Стюарт-Гамильтон Я. Что такое психология. «Питер», 2002. Глава 1.

3. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: Смысл, 1995 или 1997. Диалоги 1, 10.

 

Раздел 1. Предмет психологии

и его развитие в различных научных школах.

Тема 3. Основные направления зарубежной психологии.

Экспериментальная психология сознания. Структурализм В.Вундта. «Наука о непосредственном опыте». Элементы сознания: ощущения, представления, чувствования. Ассоциация как механизм работы сознания. Перцепция и апперцепция. Проблема объема сознания. Метод аналитической интроспекции Э.Б.Титченера. Ошибка стимула. Функционализм У.Джеймса.

Теоретические постулаты и экспериментальные исследования гештальтпсихологии (М.Вертгеймер, К.Коффка, В.Келер, К.Дункер). Понятие гештальта. Примеры гештальтфеноменов Понятие инсайта. Практическое использование гештальттеории.

Поведение как предмет психологии. Возникновение и развитие бихевиоризма как альтернативы интроспективному и феноменологическому подходу к изучению психики. Требование объективного подхода в психологии и его понимание Дж.Уотсоном. Задачи поведенческой психологии. Схема «стимул – реакция». Необходимость введения понятия «промежуточные переменные». Экспериментальные исследования поведения в необихевиоризме (Б.Ф.Скиннер). Теория социального научения А.Бандуры. Критический анализ бихевиоризма и необихевиоризма, возможности и пределы его практического применения.

Бессознательное как новый предмет психологии. Возникновение и развитие психоанализа. Методы исследования бессознательного. Проективные методы. Понятия «сознательное», «бессознательное», «предсознательное» в концепции З.Фрейда. Инстанции «Оно», «Я» и «Сверх-Я» в трехкомпонентной модели психики. Коллективное бессознательное в работах К.Г.Юнга. Основные постулаты психоанализа и их реализация в неофрейдизме (А.Адлер, К.Хорни, Э.Фромм). Методологическая и методическая ограниченность психоаналитических концепций. Роль психоаналитических концепций в обществе.

Гуманистическая парадигма в современной психологии (А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл). Изменение представлений о природе и сущности человека. Понятие «нормы» как соответствие идеальной модели развития. Смена традиционных методов исследования. Открытие «новых горизонтов» психологического знания.

Информационный подход в когнитивной психологии. «Компьютерная метафора» и анализ возможностей ее использования для понимания психики человека. Задача моделирования и разработки формализованных алгоритмов работы психики. Психология и «искусственный интеллект». Практическое значение когнитивной психологии.

Литература

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988 (или более поздние издания). Лекции 2, 3, 4, 6.

2. Тихомиров О.К. Психология: Учебник. – М.: Высшее образование, 2006, Лекции 1 и 2.

3. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. М. – Юрайт:Изд., 2003. Глава 2.

4. Соколова Е.Е. Введение в психологию: учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. Главы 3 и 4.

 

 

Дополнительная литература:

1. Шульц Д., Шульц С.Э. История современной психологии. С.-П., Евразия.

1998, глава 4, 5, 10, 11, 12, 13, 15.

2. Солсо Р.И. Когнитивная психология. М., Тривола, 1996, введение.

3. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни (в любом издании).

4. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: Смысл, 1995 или 1997. Диалоги 5, 6, 7, 10, 13.

 

Тема 3. Культурно-историческая парадигма



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: