Тема 5. Индивидные свойства человека.




Представление об индивидных свойствах человека как «безличных» предпосылках формирования личности. Классификация индивидных свойств и их место в регуляции поведения. Строение тела и особенности психики. Типы конституции, их соматические признаки. Типологии Э.Кречмера, В.Шелдона, К.Юнга. Свойства высшей нервной деятельности и темперамент. Проблема психологии половых различий.

Типологические подходы. Ограничения типологических классификаций. Понятие черт личности как устойчивых формально-динамических тенденций поведения. Факторные подходы к изучению и систематизации черт. Психометрика и личностные опросники.

 

Литература.

1. Асмолов А.Г. Психология личности. М.,1990

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988 (или более поздние издания). Лекция 14.

3. Психология индивидуальных различий. Тексты. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982 (или более поздние издания).

4. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. М. – Юрайт: Изд., 2003. Глава 10.

 

Дополнительная литература:

1. Либин А.В. Дифференциальная психология. М., 1999.

2. Леонгард К. Акцентуированные личности. М., 1998 (или 1989).

3. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.,1982.

 

Тема 6. Концепции личности в различных направлениях психологии.

Представление о структуре личности в психологии сознания (Джеймс).

Психоаналитические теории личности (З.Фрейд, К.Юнг, А.Адлер, К.Хорни, Э.Эриксон, Э.Фромм). Психодинамические модели структуры личности. Бессознательное, его структура и способы функционирования. Базовая мотивация. Роль социума в формировании и функционировании личности. Взаимодействие сознательной и бессознательной сфер личности. Психологическая защита. Проективные методы исследования личности. Структура личности по Фрейду. Индивидуальный стиль жизни и преодоление комплекса неполноценности (по Адлеру). Индивидуальное и коллективное бессознательное (по Юнгу). Индивидуация как путь личностного развития. Социальный невроз и причины его возникновения (по К.Хорни). Типология личностей, описание способа их жизни и взаимоотношений с окружающими.

Классификация личностей по Э.Фромму, биофилия и некрофилия как ведущие личностные тенденции.

Эпигенетический принцип развития личности (по Эриксону). Положения о психосоциальной идентичности личности как критерии ее зрелости, Роль конфликта в развитии личности, этапы развития личности.

Практическое применение психоаналитических теорий личности в различных сферах социальной жизни.

Гештальтпсихологический подход к пониманию личности и теория поля К.Левина.

Гуманистические и экзистенциальные теории личности. Понимание личности и ее развития в концепциях А.Маслоу, К.Роджерса. Нормальное и отклоняющееся развитие личности. Понятие психического, психологического и личностного здоровья. Бытийные ценности и высшие переживания. Самоактуализация и самореализация. Основные особенности самореализуюшейся личности. Природа активности личности. Выход личности за пределы самой себя (трансценденция). Личность и творчество. Свобода и ответственность. Комплекс Ионы и его последствия.

Поиск человеком смысла жизни, причины возникновения экзистенциального вакуума и нусогенных неврозов (по В.Франклу).

Экзистенциальные проблемы личности в работах Э.Фромма. Сущность человека в концепции Фромма, понятие дихотомий и способов их разрешения. «Бегство от свободы» и проблема ответственности.

Проектирование социальных процессов и форм социального воздействия (СМИ, искусство, политика и т.д.) с позиций гуманистической психологии.

Литература.

1. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.2. М., 1992 (или любое другое издание), глава 10, 12.

2. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. М. – Юрайт:Изд., 2003. Глава 10.

3. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997.

4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб, 1999.

5. Тихомиров О.К. Психология: Учебник. – М.: Высшее образование, 2006, Лекции 43-44.

 

Дополнительная литература.

1. Адлер А. Наука жить. Киев, 1997.

2. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. Спб.: Евразия, 1997

3. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.,1990.

4. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990

5. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.,1996.

6. Юнг К.Г. Психологические типы (любое издание).

7. Зейгарник Б.В. Теория личности К.Левина. М., 1981.

Тема 7. Структура и свойства личности.

Мотивационная структура личности. Общая характеристика защитных механизмов личности и их роль в регуляции поведения. Виды психологической защиты, «мишени защиты», функции успешной и неуспешной защиты.

Разработка представлений о структуре "Я": «образ Я», «Я-концепция», самооценка и самоуважение. Диалогическая природа самосознания и рефлексивного «Я» (М.Бахтин, Л.С.Выготский). Жизненный путь человека как история становления индивидуальности. Самоидентичность.

Личность и характер. Способности и их роль в обеспечении эффективности деятельности. Компетентность личности. Индивидуальный стиль.

Прикладное значение современных представлений о структуре, условиях и механизмах развитии личности.

 

Литература.

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988 (или более поздние издания). Лекции 14,15,16.

2. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. М.,1992, главы 6, 9, 12.

3. Асмолов А.Г. Психология личности. М.,1990

 

Дополнительная литература.

1. Кон И.С. Открытие Я. М., 1978.

2. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М., 1986, т.1, 2.

3. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984, с. 20-30 (4, 5).

4. Обуховский К. Психология влечений человека. М.,1972.

5. Общая психодиагностика. М., 1987.

ПРИЛОЖЕНИЕ. Контрольные вопросы.

1. Психология как наука. Специфика психологического знания. Отрасли психологии.

2. Основные направления (школы) психологии.

3. Сравнительная характеристика житейского, художественного и научного знания о психике. Критерии их различения и вклад в познание человека.

4. Предмет и метод классической психологии сознания. Явления и свойства сознания. Критика метода интроспекции.

5. Общая характеристика гештальтпсихологии.

6. Предмет и задачи психологии поведения. Бихевиоризм и необихевиоризм.

7. Проблема бессознательного в психоанализе. Бессознательные явления по З.Фрейду и метод психоанализа.

8. Неосознаваемые психические процессы. Явление установки (Д.Н.Узнадзе).

9. Понятия личности, индивида, индивидуальности.

10. Общее представление о развитии личности.

11. Понятие высших психических функций (Л.С.Выготский). Их строение и развитие высших психических функций.

12. Структура сознания (по А.Н.Леонтьеву).

13. Понятия потребности и мотива их функции. Строение и развитие потребностно-мотивационной сферы личности. Виды мотивов.

14. Деятельность как предмет психологии. Определение деятельности, ее основные виды и характеристики.

15. Строение индивидуальной деятельности человека. Понятия деятельность, действие, операция, цель, задача: основные определения.

16. Представления о природе и сущности человека в различных направлениях психологии и их практическое значение.

17. Культура и социум как условие развития личности. Представление о механизмах социализации.

18. Органические предпосылки развития личности. Проблема врожденного и приобретенного в психологии. Индивидные свойства личности.

19. Способности и их измерение. Способности и интеллект. Интеллект и креативность.

20. Темперамент и его физиологические основы.

21. Характер и личность. Представление об индивидуальном жизненном стиле.

22. Основания типологии индивидуальности. Выделение психологических типов. Понятия экстра- и интроверсии.

23. Определение и функции эмоциональных явлений. Физиологические показатели как индикаторы эмоциональных состояний. Возможность управления эмоциональной сферой. Эмоции и личность.

24. Основания классификации эмоциональных процессов и методы их изучения.

25. Произвольная и волевая регуляция. Проблема свободы воли.

26. Представление о структуре и развитии личности в психологии сознания (Джеймс).

27. Представление о структуре и развитии личности в классическом психоанализе (Фрейд).

28. Структура и развитие личности в аналитической психологии К.Юнга.

29. Проблема личности в индивидуальной психологии А.Адлера.

30. Представление о структуре и развитии личности в неофрейдизме (К.Хорни, Э.Эриксон).

31. Представление о личности в гуманистической психологии А.Маслоу.

32. Проблема кризисов личности в концепции В.Франкла.

33. Экзистенциальные проблемы жизни личности в концепции Э.Фромма.

34. Исследования “Я- концепции”. Понятие самооценки.

35. Виды и функции защитных механизмов личности.

36. Основные методы исследования личности.

37. Общая характеристика познавательной сферы личности. Познавательные процессы: основные определения.

38. Феномены восприятия. Понятие образа мира.

39. Основные положения гештальтпсихологии восприятия.

40. Основные положения когнитивной психологии восприятия.Восприятие как процесс категоризации (Дж.Брунер).

41. Феномены мышления. Виды и свойства мышления.

42. Мыслительная деятельность, ее этапы и закономерности регуляции.

43. Творческое мышление, его структура, приемы активизации и способы развития.

44. Основные проблемы изучения мышления в когнитивной психологии.

45. Определение памяти. Основные мнемические процессы, их свойства. Виды памяти.

46. Проблема развития памяти. Память и деятельность.

47. Основные функции и свойства внимания.

48. Классификации видов внимания. Проблема управления вниманием.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: