ТЕМА 11. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ




 

Вопросы для обсуждения:

 

1. Возникновение и основные положения институционализма. Объект и метод исследования.

2. Истоки и основные течения институционализма.

3. Социально-психологический институционализм. Т. Веблен.

4. Дж. Коммонс. Теория правового институционализма.

5. У. Митчелл. Конъюнктурно-статистический институционализм. Проблема экономических циклов.

6. Английский институционализм. Джон А. Гоббсон.

Темы рефератов:

 

1. Общая характеристика «старого» и «нового» институционализма. Задачи курса.

2. Методология новой институциональной экономики.

3. Представители американского неоинституционализма (Рональд Коуз).

4. Становление институциональной теории в России.

5. Основные этапы зарождения и развития неоинституциональной экономической мысли.

6. Развитие неоинституицонализма в России (Р. Капелюшников, Р. Нуреев, А. Олейник, В. Полтерович, А. Шаститко, Е. Бренделева).

7. Рыночные институты и их трансформация в российской экономике.

 

Контрольные вопросы:

1. Какие теории предшествовали развитию институционализма?

2. В чем заключаются особенности методологии институциональной экономики?

3. Каковы основные положения неоинституциональной теории? В чем отличие от базовых основ неоклассической теории?

4. В чем различия формальных и неформальных институтов, какова их взаимосвязь?

5. Какие неформальные институты (этического характера) можно выделить в современной хозяйственной практике в России. Привести пример и обосновать свой ответ.

6. Привести примеры внешних и внутренних институтов. Какое влияние они оказывают на институциональные изменения.

7. Является ли рынок институтом? Если да, то в каком смысле рынок является институтом?

8. Какие экономические функции выполняет рынок в качестве института? Каким образом он их выполняет?

9. В условиях усиления общественного разделения труда увеличивается или уменьшается потребность общества в институтах?

10. Какие функции институтов становятся все более актуальными в условиях глобализации?

11. Охарактеризовать понятие «оппортунизм», и какое влияние подобное поведение оказывает на неопределенность внешней среды.

 

Практические задания

Задание 12. Охарактеризовать основные направления развития институционализма согласно западной и современной российской классификациям институциональных течений. Заполнить недостающие институциональные течения и их представителей в ячейках на рисунках 7 и 8.

Рисунок 7 – Западная классификация институциональных течений

Рисунок 8 – Классификация институциональных течений в России

Задание 13. Охарактеризовать причины возникновения, методологические предпосылки и общие признаки институционализма, предмет и объект исследования. Результаты анализа отразить на рисунке 8.

Рисунок 9 – Сущность и характерные черты институционализма

Задание 14. Выделить общие черты и различия институциональной экономики с исторической школой Германии.

Охарактеризуйте научные взгляды Фридриха Листа, Гюстава Шмоллера, Вернера Зомбарта, Макса Вебера.

Задание 15. Определить соответствие приведенных ниже терминов и их определений:

 

Таблица 6 – Основные понятия институционализма

Термин Определение
1. Институционализм а) совокупность институциональных субъектов и объектов, институционального механизма, институциональной среды;
2. Институт б) совокупность индивидов, объединенных в ассоциацию на основе согласованного принятия и совместного принятия и совместного исполнения ряда требований, регулирующих масштабы, формы, средства и методы осуществления хозяйственных взаимодействий (граждане, предприятия, интегрированные структуры, государство);
3.Институциональная структура в) правила и нормы, регулирующие деятельность субъектов хозяйствования;
4.Институциональный субъект г) направление социально-экономических исследований, в частности рассматривающих политическую организацию общества как комплекс различных объединений граждан – институций (семья, партия, профсоюз и т.д.);
5. Объекты институциональных взаимодействий д) набор формальных правил, неформальных ограничений и механизмов их принудительного осуществления;
6.Институциональная среда е) совокупность институтов и институциональной структуры в их взаимосвязи и взаимодействии;
7.Институциональ­ная система ж) совокупность «правил игры» (правил, норм и санкций), образующих экономические, политические, социальные и юридические рамки взаимодействий между людьми;
8.Институциональное развитие з) направленное изменение институтов и институциональной структуры.

Задание 16. Охарактеризовать сходство марксизма с институционализмом через критерии различия с классической школой. Результаты представить в таблице 7.

 

Таблица 7 – Сходство марксизма с институционализмом через критерии

различия с классической школой

Критерий Классическая школа Марксизм
     
  Собственность      
  Разделение труда      

Продолжение таблицы 7

     
  Классы      
  Производительные силы        
  Экономическое развитие        
  Этические оценки        

 

Какие общие черты исторической школы в Германии и американского институционализма? Какие идеи К. Маркса можно отнести к институциональным?

 

Задание 17. Отразить принципиальные различия между неоклассикой и институциональной экономикой в таблице 8. Какие недостатки неоклассического направления отразились в институциональной экономике?

 

Таблица 8 – Сравнительная характеристика неоклассики и институционализма

Критерий Неоклассика Институционализм
     
  Период основания      
  Место развития      

 


Продолжение таблицы 8.

     
  Эпоха      
  Методология анализа        
  Характер рассуждения        
  Рациональность человека        
  Информация и знания        
  Цель деятельности        
  Зависимость от воздействия социальных факторов        
  Характеристика поведения участников        

 

Задание 18. Охарактеризовать основные положения и принципы «старого» институционализма.

Результаты отразить в таблице 9.


Таблица 9 – Основные положения и принципы «старого» институционализма

Критерии Характеристика
  Представители и основные труды    
  Характерные черты      
  Этапы развития «старого» институционализма      

 

Задание 19. Охарактеризовать различия «старого» и «нового» институционализма. Результаты привести в таблице 10.

 

Таблица 10 – Различия «старого» и «нового» институционализма»

Отличительные черты «Старый» институционализм «Новый» институционализм
     
  Предмет исследования          
  Метод исследования      

Продолжение таблицы 10.

     
  Уровень исследования институтов        
  Сфера исследования        
  Отношение к неоклассике        

Тестовые задания:

 

1. Какие экономические школы использовали принцип методологического индивидуализма:

а) классическая;

б) «старые» институционалисты;

в) новые институционалисты;

г) классическая школа и новые институционалисты.

 

2. Расписание занятий относится к правилам (институтам):

а) всеобщим;

б) групповым;

в) конституционным;

г) формальным.

 

3. Впервые понятие «институт» в экономической теории употребил:

а) Джон Коммонс;

б) Торстейн Веблен;

в) Уэсли Митчелл.

 

4. Верны ли следующие утверждения?

1) Институциональная структура – это определенный упорядоченный набор институтов, создающих матрицы экономического поведения.

2) Институциональная среда – это основные политические, социальные и правовые нормы, являющиеся базой для производства, обмена и потребления:

а) верно только 1;

б) верно только 2;

в) оба верны;

г) оба не верны.

 

5. Связь между формальными и неформальными правилами заключается в том, что:

а) неформальные являются источником формирования и изменения формальных, если система развивается эволюционно;

б) неформальные могут быть продолжение формальных;

в) неформальные могут заменять формальные;

г) все варианты верны.

 

6. Не относятся к институцианалистам:

а) Т. Веблен;

б) У. Митчелл;

в) Дж. Коммонс;

г) В. Рошер;

д) К. Книс.

 

7. Основные категории «старого» институционализма:

а) институты;

б) трансакционные издержки;

в) предельная полезность;

г) производственные факторы.

 

8. Основные отличия современного «старого» и «нового» инс­титуционализма:

а) использование категории «трансакционные издержки» наравне с категорией «институт» для экономического анализа;

б) рассмотрение общества как единого целого;

в) определяющая роль институтов и их влияние на развитие общества;

г) основные положения, сформированные в работах амери­канских институционалистов.

 

9. Какие экономические школы использовали принцип методологического индивидуализма:

а) классическая;

б) «старые» институционалисты;

в) новые институционалисты;

г) классическая школа и новые институционалисты.

 

10. Кто из экономистов в 1991 г. получил Нобелевскую премию по экономике за работы по проблемам трансакционных издержек и прав собственности:

а) Р. Коуз;

б) Д. Нэш;

в) П. Сорокин;

г) Л. Тевено.

 

11. Главное противоречие в обществе институционалисты видят в противоречии между:

а) трудом и капиталом;

б) властью и бизнесом;

в) разделением труда обобществлением производства;

г) индустрией и бизнесом;

д) технократией и финансовой олигархией («праздным классом»).

 

12. Историческая последовательность экономических школ:

а) маржинализм;

б) физиократы;

в) классическая школа;

г) меркантилизм;

д) институционализм.

 

13. Закончить предложение и заполнить пробел в следующем утверждении: «Институциональная... – это совокупность «правил игры», т.е. правила, нормы и санкции, образующие политические, социальные и юридические рамки взаимодействий между людьми».

Ответ: _____________________________________________________________

 

14. Закончить предложение и заполнить пробел в следующем утверждении: «Институционализм – направление в экономической мысли, делающее главный акцент на анализе...»

Ответ: _____________________________________________________________

 

15. Основными базовыми категориями неоинституциональной теории являются:

а) институт;

б) модель «homo economicus»;

в) трансакционные издержки;

г) предельная полезность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: