Вопросы для обсуждения:
1. Возникновение и основные положения институционализма. Объект и метод исследования.
2. Истоки и основные течения институционализма.
3. Социально-психологический институционализм. Т. Веблен.
4. Дж. Коммонс. Теория правового институционализма.
5. У. Митчелл. Конъюнктурно-статистический институционализм. Проблема экономических циклов.
6. Английский институционализм. Джон А. Гоббсон.
Темы рефератов:
1. Общая характеристика «старого» и «нового» институционализма. Задачи курса.
2. Методология новой институциональной экономики.
3. Представители американского неоинституционализма (Рональд Коуз).
4. Становление институциональной теории в России.
5. Основные этапы зарождения и развития неоинституциональной экономической мысли.
6. Развитие неоинституицонализма в России (Р. Капелюшников, Р. Нуреев, А. Олейник, В. Полтерович, А. Шаститко, Е. Бренделева).
7. Рыночные институты и их трансформация в российской экономике.
Контрольные вопросы:
1. Какие теории предшествовали развитию институционализма?
2. В чем заключаются особенности методологии институциональной экономики?
3. Каковы основные положения неоинституциональной теории? В чем отличие от базовых основ неоклассической теории?
4. В чем различия формальных и неформальных институтов, какова их взаимосвязь?
5. Какие неформальные институты (этического характера) можно выделить в современной хозяйственной практике в России. Привести пример и обосновать свой ответ.
6. Привести примеры внешних и внутренних институтов. Какое влияние они оказывают на институциональные изменения.
7. Является ли рынок институтом? Если да, то в каком смысле рынок является институтом?
8. Какие экономические функции выполняет рынок в качестве института? Каким образом он их выполняет?
9. В условиях усиления общественного разделения труда увеличивается или уменьшается потребность общества в институтах?
10. Какие функции институтов становятся все более актуальными в условиях глобализации?
11. Охарактеризовать понятие «оппортунизм», и какое влияние подобное поведение оказывает на неопределенность внешней среды.
Практические задания
Задание 12. Охарактеризовать основные направления развития институционализма согласно западной и современной российской классификациям институциональных течений. Заполнить недостающие институциональные течения и их представителей в ячейках на рисунках 7 и 8.
Рисунок 7 – Западная классификация институциональных течений
Рисунок 8 – Классификация институциональных течений в России
Задание 13. Охарактеризовать причины возникновения, методологические предпосылки и общие признаки институционализма, предмет и объект исследования. Результаты анализа отразить на рисунке 8.
Рисунок 9 – Сущность и характерные черты институционализма
Задание 14. Выделить общие черты и различия институциональной экономики с исторической школой Германии.
Охарактеризуйте научные взгляды Фридриха Листа, Гюстава Шмоллера, Вернера Зомбарта, Макса Вебера.
Задание 15. Определить соответствие приведенных ниже терминов и их определений:
Таблица 6 – Основные понятия институционализма
Термин | Определение |
1. Институционализм | а) совокупность институциональных субъектов и объектов, институционального механизма, институциональной среды; |
2. Институт | б) совокупность индивидов, объединенных в ассоциацию на основе согласованного принятия и совместного принятия и совместного исполнения ряда требований, регулирующих масштабы, формы, средства и методы осуществления хозяйственных взаимодействий (граждане, предприятия, интегрированные структуры, государство); |
3.Институциональная структура | в) правила и нормы, регулирующие деятельность субъектов хозяйствования; |
4.Институциональный субъект | г) направление социально-экономических исследований, в частности рассматривающих политическую организацию общества как комплекс различных объединений граждан – институций (семья, партия, профсоюз и т.д.); |
5. Объекты институциональных взаимодействий | д) набор формальных правил, неформальных ограничений и механизмов их принудительного осуществления; |
6.Институциональная среда | е) совокупность институтов и институциональной структуры в их взаимосвязи и взаимодействии; |
7.Институциональная система | ж) совокупность «правил игры» (правил, норм и санкций), образующих экономические, политические, социальные и юридические рамки взаимодействий между людьми; |
8.Институциональное развитие | з) направленное изменение институтов и институциональной структуры. |
Задание 16. Охарактеризовать сходство марксизма с институционализмом через критерии различия с классической школой. Результаты представить в таблице 7.
Таблица 7 – Сходство марксизма с институционализмом через критерии
различия с классической школой
Критерий | Классическая школа | Марксизм |
Собственность | ||
Разделение труда |
Продолжение таблицы 7
Классы | ||
Производительные силы | ||
Экономическое развитие | ||
Этические оценки |
Какие общие черты исторической школы в Германии и американского институционализма? Какие идеи К. Маркса можно отнести к институциональным?
Задание 17. Отразить принципиальные различия между неоклассикой и институциональной экономикой в таблице 8. Какие недостатки неоклассического направления отразились в институциональной экономике?
Таблица 8 – Сравнительная характеристика неоклассики и институционализма
Критерий | Неоклассика | Институционализм |
Период основания | ||
Место развития |
Продолжение таблицы 8.
Эпоха | ||
Методология анализа | ||
Характер рассуждения | ||
Рациональность человека | ||
Информация и знания | ||
Цель деятельности | ||
Зависимость от воздействия социальных факторов | ||
Характеристика поведения участников |
Задание 18. Охарактеризовать основные положения и принципы «старого» институционализма.
Результаты отразить в таблице 9.
Таблица 9 – Основные положения и принципы «старого» институционализма
Критерии | Характеристика |
Представители и основные труды | |
Характерные черты | |
Этапы развития «старого» институционализма |
Задание 19. Охарактеризовать различия «старого» и «нового» институционализма. Результаты привести в таблице 10.
Таблица 10 – Различия «старого» и «нового» институционализма»
Отличительные черты | «Старый» институционализм | «Новый» институционализм |
Предмет исследования | ||
Метод исследования |
Продолжение таблицы 10.
Уровень исследования институтов | ||
Сфера исследования | ||
Отношение к неоклассике |
Тестовые задания:
1. Какие экономические школы использовали принцип методологического индивидуализма:
а) классическая;
б) «старые» институционалисты;
в) новые институционалисты;
г) классическая школа и новые институционалисты.
2. Расписание занятий относится к правилам (институтам):
а) всеобщим;
б) групповым;
в) конституционным;
г) формальным.
3. Впервые понятие «институт» в экономической теории употребил:
а) Джон Коммонс;
б) Торстейн Веблен;
в) Уэсли Митчелл.
4. Верны ли следующие утверждения?
1) Институциональная структура – это определенный упорядоченный набор институтов, создающих матрицы экономического поведения.
2) Институциональная среда – это основные политические, социальные и правовые нормы, являющиеся базой для производства, обмена и потребления:
а) верно только 1;
б) верно только 2;
в) оба верны;
г) оба не верны.
5. Связь между формальными и неформальными правилами заключается в том, что:
а) неформальные являются источником формирования и изменения формальных, если система развивается эволюционно;
б) неформальные могут быть продолжение формальных;
в) неформальные могут заменять формальные;
г) все варианты верны.
6. Не относятся к институцианалистам:
а) Т. Веблен;
б) У. Митчелл;
в) Дж. Коммонс;
г) В. Рошер;
д) К. Книс.
7. Основные категории «старого» институционализма:
а) институты;
б) трансакционные издержки;
в) предельная полезность;
г) производственные факторы.
8. Основные отличия современного «старого» и «нового» институционализма:
а) использование категории «трансакционные издержки» наравне с категорией «институт» для экономического анализа;
б) рассмотрение общества как единого целого;
в) определяющая роль институтов и их влияние на развитие общества;
г) основные положения, сформированные в работах американских институционалистов.
9. Какие экономические школы использовали принцип методологического индивидуализма:
а) классическая;
б) «старые» институционалисты;
в) новые институционалисты;
г) классическая школа и новые институционалисты.
10. Кто из экономистов в 1991 г. получил Нобелевскую премию по экономике за работы по проблемам трансакционных издержек и прав собственности:
а) Р. Коуз;
б) Д. Нэш;
в) П. Сорокин;
г) Л. Тевено.
11. Главное противоречие в обществе институционалисты видят в противоречии между:
а) трудом и капиталом;
б) властью и бизнесом;
в) разделением труда обобществлением производства;
г) индустрией и бизнесом;
д) технократией и финансовой олигархией («праздным классом»).
12. Историческая последовательность экономических школ:
а) маржинализм;
б) физиократы;
в) классическая школа;
г) меркантилизм;
д) институционализм.
13. Закончить предложение и заполнить пробел в следующем утверждении: «Институциональная... – это совокупность «правил игры», т.е. правила, нормы и санкции, образующие политические, социальные и юридические рамки взаимодействий между людьми».
Ответ: _____________________________________________________________
14. Закончить предложение и заполнить пробел в следующем утверждении: «Институционализм – направление в экономической мысли, делающее главный акцент на анализе...»
Ответ: _____________________________________________________________
15. Основными базовыми категориями неоинституциональной теории являются:
а) институт;
б) модель «homo economicus»;
в) трансакционные издержки;
г) предельная полезность.