Специфика психологического эксперимента. Факторы, влияющие на валидность




Планирование эксперимента для одного испытуемого. План с чередованием экспериментальных проб

Экспе­римент с одним испытуемым возможен тогда, когда: а) индивидуальными различия­ми можно пренебречь в отношении переменных, изучаемых в эксперименте, все ис­пытуемые признаются эквивалентными, поэтому возможен перенос данных на каждого члена популяции; б) испытуемый уникален, и проблема прямого переноса данных неактуальна.

Стратегия экспериментирования с одним испытуемым разработана Скиннером для исследования процесса обучения. Данные в ходе исследования представляются в форме «кривых обучения» в системе координат «время» — «общее число ответов» (кумулятивная кривая). Кривая обучения первоначально анализируется визуально; рассматриваются ее изменения во времени. Если функция, описывающая кривую, изменяется при изменении воздействия А на В, то это может свидетельствовать о наличии причинной зависимости поведения от внешних воздействий или В).

Исследование по схеме «один испытуемый» (single-subject research) называется также планированием временных серий. Основным показателем влияния независи­мой переменной на зависимую при реализации такого плана является изменение характера ответов испытуемого от воздействия на него изменения условий экспери­мента во времени. Существует ряд основных схем применения этой парадигмы. Про­стейшая стратегия — схема А—В. Испытуемый первоначально выполняет деятель­ность в условиях А, а затем — в условиях В (см. рис. 5.8).

Специфика психологического эксперимента. Факторы, влияющие на валидность

Различают внутреннюю и внешнюю валидность эксперимента. Внутренняя валидность является свидетельством того, что именно экспериментальное воздействие, а не какой-то другой фактор вызвало изменения, которые были зарегистрированы исследователем. Например, если экспериментатор проверяет эффективность нового метода обучения математике и после эксперимента зафиксировал высокие результаты в экспериментальной группе, то он обычно делает заключение об эффективности нового метода, не подвергая анализу все факторы, сопровождающие эксперимент, и может сделать неверные выводы. В числе таких факторов, влияющих на внутреннюю валидность, наибольшее значение имеют следующие переменные:

- фон, т. е. влияние на результаты эксперимента различных событий, которые происходят между исходным и итоговым тестированиями;

- естественное развитие - изменения испытуемых, которые происходят с течением времени, например взросление, усталость, наступление голода и др.;

- эффект тестирования - влияние привыкания к выполнению заданий при повторном тестировании;

- инструментальные погрешности - нарушения в работе прибора при изменении напряжения источников питания или изменения в состоянии наблюдателей или оценщиков;

- статистическая регрессия возникает при отборе испытуемых по крайним показателям, так как обычно низкие исходные показатели вызывают рост достижений, а высокие исходные - снижение показателей при конечном тестировании;

- отбор испытуемых влияет на результаты при использовании неэквивалентных групп, когда в экспериментальные и контрольные группы берут целиком классы в школе или группы в вузе;

- отсев испытуемых в ходе эксперимента приводит к ошибкам при неравномерном выбывании из сравниваемых групп;

- взаимодействие факторов отбора с естественным развитием и другими факторами, которые могут быть приняты за эффект экспериментальной переменной; в других работах Д. Кэмпбелл добавляет еще шесть факторов.

Внешняя валидность относится к возможности обобщения вывода, т.е. отвечает на вопрос: на какие популяции, ситуации, другие независимые переменные, параметры воздействия и переменные измерения могут быть распространены результаты эксперимента. Например, может ли новая методика обучения плаванию 10-летних школьников быть использована при обучении студентов?

На внешнюю валидность оказывают влияние следующие факторы:

- реактивный эффект, или эффект взаимодействия тестирования, т. е. возможное уменьшение или увеличение восприимчивости испытуемых к экспериментальному воздействию под влиянием предварительного тестирования; так как результаты испытуемых, прошедших предварительное тестирование, будут нерепрезентативны по отношению к тем, кто не подвергался предварительному тестированию, т. е. тем, из которых состоит генеральная совокупность;

- эффекты взаимодействия фактора отбора и экспериментального воздействия фактора отбора и экспериментального воздействия;

- условия организации эксперимента, вызывающие реакцию испытуемых на эксперимент, которая не позволяет распространить полученные данные о влиянии экспериментальной переменной на лиц, подвергающихся такому же воздействию в неэкспериментальных условиях;

- взаимная интерференция экспериментальных воздействий, нередко возникающая при использовании нескольких воздействий на испытуемых, так как влияние более ранних воздействий, как правило, не исчезает.

28. Факторы, связанные с личностью испытуемого и влияющие на валидность.

С точки зрения испытуемого, эксперимент — это часть его личной жизни (вре­мени, действий, усилий и т. д.), которую он проводит в общении с экспериментато­ром для того, чтобы решить какие-то свои личные проблемы. Испытуемый может быть активным в учебе, игре, трудовой деятельности, общении: его активность яв­ляется эмоциональной или творческой. В любом случае он должен проявлять ее либо стихийно, либо сознательно, чтобы экспериментатор мог решить свои иссле­довательские задачи. Поэтому ряд исследователей склонен определять эксперимент в психологии «с позиции испытуемого» как организованную экспериментатором деятельность испытуемого (испытуемых) по выполнению поведенческой задачи. В зависимости от целей эксперимента, особенностей группы испытуемых (возраст, пол, здоровье и т.п.) задачи могут быть творческими, трудовыми, игровыми, учеб­ными и т.д.

Рассматривая эксперимент как деятельность испытуемого, Г. Е. Журавлев [Жу­равлев Г. Е., 1977] выделяет несколько планов его описания:

1. Физический: люди, участвующие в эксперименте; объекты, которыми манипу­лирует или которые преобразует испытуемый; средства, которыми для этого рас­полагает испытуемый; условия, в которых происходит эксперимент. Аналогичные компоненты выделяются и в деятельности экспериментатора.

2. Функциональный: способы действия, которые предписаны испытуемому; необ­ходимый уровень компетентности испытуемого; критерии оценки качества дея­тельности испытуемого; временные характеристики деятельности испытуемого и проведения эксперимента.

3. Знаково-символический (инструкция испытуемому): описание 1) целей иссле­дования и целей деятельности испытуемого; 2) способов и правил действий; 3) общения с экспериментатором; 4) знакомство с мотивационной установкой, оплатой и т.д.

Важнейшим моментом, отличающим психологический эксперимент с участием людей от других видов естественнонаучного исследования, является наличие инст­рукции. Испытуемый, получая ее, обязуется добросовестно выполнять все требова­ния. Иногда инструкция редуцирована (в экспериментах с младенцами, пациентами клиники душевных болезней и т.д.), но общение испытуемого с экспериментатором происходит всегда.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: