Русская кинематография военных лет




С первых дней Отечественной войны кинематографисты РСФСР начали выпуск патриотических фильмов. Были созданы фронтовые киногруппы, снимавшие материал для регулярных выпусков кинохроники, в т. ч. журнала "На защиту родной Москвы". На вновь организованной киностудии "Воентехфильм" (Москва) ставились военно-инструктивные и учебные фильмы ("Уничтожай танки врага", "Пехота в бою", "Немецкая оборона и её преодоление", "Разведка" и др.).

Художественная кинематография обратилась на первых порах к наиболее мобильной форме - "Боевым киносборникам", выходящим под общим названием "Победа за нами", Короткометражным фильмам, сатирическим мультипликациям. Среди лучших новелл, вошедших в киносборники - "Трое в воронке" (реж. Б. Оленин, И. Мутанов), "Патриотка" (реж. В. Пронин), "Пир в Жирмунке" (реж. Пудовкин) и др.

В первый период войны (1942-44 г.) ряд киностудий Москвы и Ленинграда перебазировался в г. Алма-Ата, где была создана Центр, объединённая киностудия (ЦОКС). Киностудия "Союздетфильм" начала работать в городе Душанбе.

В 1942 г. был выпущен полнометражный художественный фильм "Секретарь райкома" (реж. Пырьев) - о борьбе с фашистскими захватчиками. В центре фильма большевик Кочет (актёр В. Ванин) - организатор партизанского движения. Достоверность характеров героев, темпераментная режиссура, мастерство актёров (Жаров, Ладынина, М. Астангов) обусловливали достоинство первого фильма о народных мстителях. Этой же теме посвящен фильм режиссера Эрмлера "Она защищает Родину" (1943 г.), где рассказывалось о судьбе русской женщины, в прошлом передовой колхозницы, ставшей партизанским вожаком (актриса Марецкая). Значительное место занимали фильмы о патриотизме и мужестве советских людей в годы войны: "Зоя" (1944 г., реж. А. Арнштам), "Нашествие" (по пьесе Л. Леонова, реж. Роом) и "Человек № 217" (реж. Ромм, оба в 1945 г.).

Выпускались фильмы о Движении Сопротивления в порабощенных странах Западной Европы. Заслуженным успехом пользовались комедии "Антоша Рыбкин" (1942 г., реж. К. Юдин) и особенно "Новые похождения Швейка" (1943 г., реж. Юткевич).

Большую роль в воспитании патриотизма советских зрителей, их веры в победу сыграли фильмы о бойцах и командирах Советской Армии. Отличались реализмом и психологической глубиной фильмы, снятые по сценариям и пьесам К. Симонова: "Парень из нашего города" (1942 г.), "Жди меня" (1943 г.) - оба режиссеров А. Столпера, Б. Иванова, "Во имя Родины" (1943 г., реж. Пудовкин, Д. Васильев), а также фильмы "Фронт" (реж. бр. Васильевы), "Март - апрель" (реж. В. Пронин), "Подводная лодка Т-9" (реж. А. Иванов), "Два бойца" (реж. Л. Луков, по повести Л. Славина "Мои земляки") - все в 1943 г. О героях битв Сталинграда, о превосходстве советской военной стратегии рассказывал один из наиболее значительных фильмов военных лет "Великий перелом" (1945 г., реж. Эрмлер).

В суровых и мужественных кинопроизведениях решались острые проблемы военной жизни. В них снимались лучшие актёры советского кино: Крючков, Бабочкин, Б. Блинов, Серова, Жаров, Б. Андреев, М. Бернес, Жаков, М. Державин, А. Зражевский, Абрикосов и др.

Тема героизма, моральной стойкости советских воинов ставилась и в лирической кинокомедии "В шесть часов вечера после войны" (1944, реж. Пырьев) и др. О неразрывной связи фронта и тыла, о самоотверженном труде советских людей рассказывали фильмы "Непобедимые" (1943 г., реж. Герасимов, М. Калатозов), "Родные поля" (1945 г., реж. Бабочкин, А. Босулаев), "Большая земля" (1944 г., реж. Герасимов).

Традиция историко-биографического фильма нашла развитие в фильмах "Кутузов" (1944 г., реж. В. Петров, в гл. роли А. Дикий) и особенно "Иван Грозный" (2-я сер., 1945 г., реж. Эйзенштейн, в гл. роли Н. Черкасов), где с особой силой прозвучала тема единения национального русского государства перед лицом врага.

Задачу патриотического воспитания решали фильмы о Гражданской войне: "Оборона Царицына" (1942 г., реж. бр. Васильевы), "Его зовут Сухэ-Батор" (1942 г., реж. Зархи, Хейфиц), "Котовский" (1943 г., реж. A. Файнциммер).

О высоких моральных качествах советской молодёжи, проявленных в мирном труде и в дни войны с белофиннами, повествовал один из лучших фильмов военных лет "Машенька" режиссер Райзмана (1942 г., в главной роли В. Караваева), о детях осаждённого Ленинграда - "Жила-была девочка" (1944 г., реж. B. Эйсымонт).

Художественные фильмы, поставленные кинематографистами РСФСР в годы войны (более 100 назв.), помогали мобилизовать духовные силы народа на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Эту же задачу с неменьшим успехом выполняла боевая кинопублицистика. Регулярно выпускался "Союзкиножурнал", включающий боевые эпизоды, репортажи о работе тыла, международную хронику. Наиболее значительным достижением в первый период войны был документальный фильм режиссеров Варламова и Копалина "Разгром немецких войск под Москвой" (1941 г.). Кинодокументалисты РСФСР запечатлели множество героических страниц Отечественной войны: в 1942 - "Ленинград в борьбе" (реж. и опер. Р. Кармен, Е. Учитель, В. Соловцов, Н. Комаревцев), "Черноморцы" (реж. В. Беляев) - об обороне Севастополя; "День войны" (реж. Слуцкий, снимали 160 операторов) - о событиях на фронте и в тылу 12 июня 1942 г.; в 1943 г. - "Сталинград" (реж. Варламов), "Орловская битва" (реж. Р. Гиков, Л. Степанова), "69 параллель", "Народные мстители" - оба фильма режиссер Беляев, "Урал куёт победу" (реж. Ф. Киселёв, В. Бойков).

Выпускались документальные фильмы, посвященные самым значительным операциям советских войск, освобождению от фашистского ига ряда стран Восточной Европы. Документальные фильмы создавали и мастера художественной кинематографии Довженко, Герасимов, Райзман, Юткевич, Зархи, Хейфиц. Заключительный этап Отечественной войны был с особой силой воплощён в документальных фильмах "Будапешт", "Вена", "Югославия", "Кенигсберг" (все в 1945 г.) и др. О крахе фашистской Германии повествовал документальный фильм режиссеров Райзмана и Е. Свиловой "Берлин"; о победе над японскими империалистами рассказывал документальный фильм "Разгром Японии" (реж. Хейфиц, Зархи, И. Сеткина-Нестерова) - оба в 1945 г.. Военным событиям в Западной Европе был посвящен фильм режиссера Юткевича "Освобождённая Франция" (1945 г.). Своеобразным итогом кинодокументалистики военного периода был фильм режиссера Кармена "Суд народов" (1946 г.), показавший позорный конец фашистской Германии, торжество справедливости.

В создании боевой кинохроники и документальных фильмов в годы войны решающая роль принадлежала фронтовым кинооператорам. В 1941-45 гг. была создана "Кинолетопись Великой Отечественной войны", в которой сосредоточено огромное количество исторических кинодокументов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: