Правовое, социальное государство и права человека




Функции правового государства

Как и любое другое, правовое государство выполняет ряд функций: 1. Политическая функция создает

условия для равного участия граждан в государственных и общественных делах, гарантирует права

гражданина и права человека, способствует формированию многопартийности, становлению и развитию местного самоуправления.

2. Экономическая функция предполагает регулирование государством рыночных отношений с позиций плюрализма, допускающего многоукладность экономики и честную конкуренцию. Государственное регулирование предполагает охрану граждан от негативных последствий рыночной экономики

и способствует формированию высоких стандартов качества жизни.

3. Социальная функция правового государства предполагает формирование и развитие базовой части

общества - «среднего класса», охрану жизни, здоровья и доступного образования граждан.

4. Правоохранительная функция предполагает гарантированную охрану прав и свобод личности, поддержание общественного порядка, обоюдное соблюдение законов гражданами и государством.

Контроль осуществляется как государством, так правозащитными организациями, наделенными

правовыми полномочиями.

5. Культурная и духовная функция создает для граждан равные условия и возможности для свободного доступа, получения и обмена культурными и духовными ценностями на принципе свободного

самоопределения граждан в мировоззренческих, идейных и религиозных воззрениях, допускает

плюрализм мнений и критическое отношение к действительности.

Государство обязано пресекать пропаганду и проявления насилия, националистического и религиозного экстремизма и фанатизма, культивирование расового и иного превосходства, распространение наркотиков.

Необходимо отметить, что правовое государство не следует понимать как законченную, совершенную конструкцию, некую «идеальную модель государства», в каждом конкретном случае оно формируется из реальных возможностей в действительность, что и порождает многообразие его форм (при единстве сущностных характеристик) проявления в разных странах. Практическая реализация его принципов, особенно в части социально-экономических прав и свобод, зависит от возможностей государства и предполагает высокий экономический его потенциал. Поэтому правовое государство в развитых

странах дополняется активной социальной политикой, и получает название социальное государство.

Правовое, социальное государство и права человека

История идей правового государства насчитывает несколько тысячелетий, начиная с античного мира и заканчивая современными теориями.

Развитие идей правовой государственности сопровождалось выделением ключевой, основополагающей

проблематики, во имя которой вырабатывались признаки правового государства и его модель. Ею стала идея прав человека. Был разработан ряд принципов правового государства: разделение властей, взаимная ответственность индивида и государства, построение государственной и общественной жизни на принципах права, которые в совокупности должны

были обеспечить приоритет прав человека. Высокая практическая ценность правового государства заключается в том, что для него характерна неотделимость прав человека от провозглашаемых принципов. Наличие данной характеристики, в свою очередь, позволяет осуществить опти мальный режим отношений между личностью и государством, обеспечив реальные права и свободы человека, выступающие противовесом всесилию и произволу государственной власти.

Выделение различий в понимании прав человека и прав гражданина явилось результатом, с одной стороны, развития правовой теории, с другой стороны, итогом буржуазных революций, закрепивших в законодательных актах важнейшие общечеловеческие ценности. Так, в правовой науке было выработано понятие правового статуса человека и гражданина, который понимался как система

прав и обязанностей, закрепленных в конституциях или иных нормативноправовых актах. Объем этих прав зависел от того, в какой роли выступал индивид: в роли человека или гражданина.

Впервые в истории различия между человеком и гражданином были определены и зафиксированы в Декларации независимости 1776 г., Билле о правах 1789 г. (США), а также в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. (Франция).

К чему сводится и какое смысловое значение вкладывается в разграничение прав человека и гражданинаПринципиальное различие сводится к следующему: если мы упоминаем о правах человека, то это подразумевает «каждый имеет право», «каждому гарантировано». Таким образом, любому человеку в условиях правового государства гарантируется признание его прав и свобод. Человек имеет реальную возможность автономно реализовать свои частные интересы в рамках гражданского общества, опираясь на естественные (неотчуждаемые) права человека, имманентно присущие ему от рождения. Правовое государство воздерживается от вмешательства в дела гражданского общества и гарантирует, таким образом, соблюдение прав человека, обеспечивая самореализацию и независимость

личности. Согласно теории правового государства источником позитивного права является естественное право, а возникающие противоречия между ними решаются в пользу последнего.

Права гражданина - это преимущественно права и обязанности, охватывающие сферу взаимодействия

индивида с государством (сфера публичных интересов). Статус гражданина определяется институтом гражданства, его особой правовой связью с государством, которая предполагает как содействие последнего в реализации гражданских прав, так и их ограждения от незаконного вмешательства. Такой подход был неприемлем для советского конституционализма, который руководствовался постулатом, что государство «дарует» права гражданам, в силу чего они подлежат его тотальному контролю и вмешательству в их личную жизнь.

Вопрос о правах человека всецело игнорировался. Современная правовая наука, кроме понятий «права человека» и «права гражданина», использует термины: «права и свободы человека», «основные (конституционные) и иные права человека», «права индивида» и «коллективные права», которые в совокупности образуют каталог прав и свобод человека и гражданина.

Согласно современным представлениям права и свободы с позиций системы гарантий прав признаются идентичными. В то же время содержание понятия свобода подразумевает более широкий спектр индивидуального выбора по отношению к понятию права, которыми фиксируют конкретные действия человека.

Права человека в современной трактовке различаются: - по времени возникновения (поколения прав человека); - по сферам жизнедеятельности: личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные права и свободы.

Поколения прав человека различают по времени их возникновения, при этом выделяют 3 поколения: Первое поколение прав человека включает традиционные ценности классического либерализма - личные (гражданские) права, которые олицетворяли «негативную свободу» (индивидуализм) и низводили деятельность государства до функций «ночного сторожа», охраняющего эти права.

Второе поколение прав человека опирается на идею социального реформирования общества в русле

идеологий социал-демократии, неолиберализма и неоконсерватизма, которые предписывают государству ограждать граждан от негативных последствий рыночной экономики и гарантировать для всех достойное человека существование.

Ведущую роль во втором поколении прав человека играют социальные, экономические, культурные права: право на труд и выбор профессии, право на отдых и досуг, социальное обеспечение, право на образование и пользование достижениями культуры, защита материнства и детства. Все это нашло отражение во Всеобщей декларации прав человека и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и существенно расширило каталог прав человека. В современных условиях происходит формирование третьего поколения прав человека. Несмотря на дискуссионность их природы, общепризнанными являются коллективные права, выражающие общую солидарность (права солидарности): право на мир, на здоровую экологию, на всеобщую безопасность и др., а не расширение спектра новых прав индивида.

Права третьего поколения предполагают защиту личного статуса человека как единичного, включенного в целостность социальной общности. Диалектика взаимодействия и взаимосвязи прав индивида и коллективных прав опирается на принцип: коллективные права в своем проявлении не должны ущемлять права индивида.

Личные (гражданские) права и свободы человека относят к правам первого поколения. Они обеспечивают автономность и относительную свободу индивида (гражданина) как члена гражданского общества. Эти права изначально носили статус «естественных и неотчуждаемых прав», поэтому не могли быть объектом притязаний государства. Напротив, эти права играли роль границы зоны

действия частных интересов, признаваемой государством как «заповедная зона» невмешательства, гарантирующая гражданину возможность свободного волеизъявления и самоопределения.

Современная правовая наука считает недостаточной позицию государства лишь воздерживаться от вмешательства в сферу частных интересов и предполагает его активность и содействие при практической реализации прав граждан. Подобными правоустановлениями руководствуется, в частности, Европейский суд по правам человека.

Традиционно к личным (гражданским) правам относят: право на жизнь и личное достоинство; право на свободу и неприкосновенность лично сти, частной жизни и жилища; свободу передвижения и выбора местожительства; свободу совести; свободу выбора национальности и языка общения; тайну переписки и телефонных переговоров. Весь этот блок прав является необходимым условием при формировании демократического политического режима.

Политические права и свободы относят к субъективным правам граждан, которые обеспечивают их участие в общественно-политической жизни государства. В правовой науке их подразделяют на: 1) политические права по участию в деятельности государства и его органов посредством механизмов

демократии (избирательные права, право участвовать в управлении государством); 2) политические права по участию в жизни общества (свобода слова и печати, собраний и митингов). Политические права и свободы апеллируют к гражданским качествам человека, активного участника политического процесса, охватывающего взаимодействие гражданина, общества и государства. Таким образом, политические права и свободы связывают с понятием гражданин, а объем прав гражданина, в свою очередь, по отношению к правам человека будет значительно уже.

В антидемократических режимах, используя мнимый конституционализм (отсутствие механизмов и гарантий осуществления прав и свобод), провозглашают политические права и свободы с целью камуфляжа безраздельного всевластия государства. В современных демократических государствах, опирающихся на реальный конституционализм и идею правового государства, политические

права и свободы граждан являются базовыми ценностями.

Экономические, социальные и культурные права и свободы человека относят к правам человека второго

поколения. Этот блок прав и свобод в большей степени зависит от уровня развития экономики и состояния ресурсной базы, чем от политикоправовых координат общества. Совре менные социальные государства создают условия, при которых каждый, забыв про страх и нужду, может пользоваться экономическими, социальными и культурными правами так же, как гражданскими и политическими

правами.

К экономическим правам относят: право на труд; право на собственность; право на свободу экономической деятельности; право на забастовки и др. Социальные права обеспечивают достойные человека уровень жизни и социальную защищенность.

К ним относят: право на социальное обеспечение (социальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание); право на жилище. Культурные права обеспечивают духовное развитие человека с позиций его автономного, свободного волеизъявления. Это следующие права: право на образование, право на доступ к культурным ценностям; право свободного участия в культурной

жизни общества, включая свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества; право на пользование результатами научного прогресса; право создавать профессиональные союзы.

Следует отметить, что существуют объективные трудности даже для социальных типов государств в процессе обеспечения экономических, социальных и культурных прав человека. С одной стороны, встает проблема о границах и пределах вмешательства государства в рыночную экономику с целью перераспределения доходов на принципах справедливости в контексте прав человека. С другой - не все социальные проблемы можно решить правовым регулированием, часть из них базируется на нравственных и иных основаниях. Так, категория «бедность», кроме экономической, социальной, культурной, имеет еще и нравственную составляющую.

Задача демократического государства состоит не только в том, чтобы гарантировать весь каталог прав и свобод человека, опираясь на политико-правовые и социальные программы, но и в том, чтобы минимизировать неблагоприятные последствия своего вмешательства в социальноэкономические процессы. В современных условиях эту задачу наиболее успешно осуществляет новый тип государственности - социальное государство.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: