Первая функция социального государства - функция социального обеспечения. Она и исторически, и логически в той или иной степени присуща фактически любому, а не только российскому государству. С нее начиналось изменение отношений общества и личности, приобретение государством социальных качеств, именно она стала важнейшей частью внутренней функции государства. В период своего становления социальное обеспечение было напрямую связано с реализацией принципа всеобщей доступности социальной поддержки. Затем она получает закрепление в правовых актах и становится неотъемлемым правом человека, В дальнейшем данная функция начинает реализовываться через бюджетное финансирование и создание государственных структур социального обеспечения. На более поздних этапах развития социально-правового государства через нее реализуется принцип ответственности государства за достойный уровень благосостояния граждан.
Вторая функция социально-правового государства - это функция обеспечения доступного здравоохранения и образования. Она не является присущей только социально-правовому государству. Будучи условиями физической и экономической жизни людей, здравоохранение и образование в той или иной форме обеспечиваются и в других исторических формах государства. Особенность реализации этой функции в социально-правовом государстве связана с тем, что она становится неотъемлемым правом людей, а ее обеспечение - обязанностью государства. Механизмом ее реализации становятся государственные ассигнования, а для здравоохранения - система социального страхования. Следовательно благодаря второй функции - здравоохранения и образования - реализуется такие свойства социально-правового государства, как не частноправовая, а публично-правовая природа социальной политики и наличие социального бюджета.
Третья функция социально-правового государства - социальная защита. В ее основе - всеобщая доступность социальной поддержки, публично-правовая природа социально-политического регулирования социальных процессов, социальное бюджетное финансирование и наличие специализированных государственных структур. При этом очень важно подчеркнуть, что функция социальной защиты не может быть реализована без существования в государстве принципов всеобщности, правовой основы бюджетного финансирования, но только создание государством специализированных государственных структур делает эту функции реальной. Дальнейшее развитие этой функции связано с реализацией принципов ответственности за уровень жизни граждан. Функция и принцип общедоступности здравоохранения и образования в той или иной форме реализуется значительно раньше возникновения социально-правового государства, но окончательно функцией государства она стала только тогда, когда было создано государственное Финансирование, реально обеспечивающее равные права любого человека.
То же самое можно сказать о двух других названных функциях. Социальная защита и социальное обеспечение как функции государства также появились в результате принятия государством на себя обязательств по обеспечению доступности социальной поддержки всем членам общества, введения этого положения в публично-правовое поле и принятия социального бюджета. Однако эти три условия еще не позволяют реализовать функцию социальной защиты, для этого необходим еще один атрибут - качество социального государства - специализированные государственные структуры.
Четвертая функция социально-правового государства - функция сглаживания социального неравенства. Она вызвана появлением во второй половине ХХв. у ряда промышленно развитых стран такого качества как конституционно закрепленная государственная ответственность за уровень благосостояния граждан. Эта функция опирается на все возникшие к этому моменту принципы социального государства, вытекающие из его качеств - атрибутов. Эти принципы - доступность социальной поддержки для всех, правовое обеспечение, социальный бюджет, наличие специализированных структур. Но одного их существования недостаточно. Только принятие государством ответственности за всеобщее благосостояние предоставляет возможность для реализации этой функции, позволяет осуществить сглаживание социального неравенства в целом.
Пятая функция - это функция обеспечения занятости. Принятие государством на себя этой функции знаменует собой окончательный переход к активной государственной социальной политике. Обеспечение занятости, возникнув как государственная функция в советский период и получив яркое выражение в ныне действующей Конституции РФ собственно постоянной государственной функцией, включенной в систему основных функций государства, становится только на рубеже XX-XXI столетий. При этом чрезвычайно важно подчеркнуть, что эта функция социально-правового государства становится и важнейшим условием реализации ранее названных функций/например социального обеспечения, общедоступного здравоохранения и образования, социальной защиты и сглаживания социального неравенства, что говорит о его исключительном месте в ряду исследуемых функций.
Шестая функция - функция предоставления социальных услуг, появившаяся как функция российского социально-правового государства в последнее десятилетия ХХв., фиксирует в каком-то смысле новое качество данного государства и в потенции определяет следующий уровень его развития. С реализацией данной функции государство не только берет на себя ответственность за социальную политику, но и начинает выступать как прямой субъект удовлетворения социальных потребностей человека, непосредственно обеспечивая ему реализацию расширяющегося перечня социальных услуг. По сути, появление у государства данной функции можно рассматривать как переход государства из еще относительно недавнего состояния тотального сковывания инициативы индивида, насилия над ним, к государству, призванному служить интересам каждого человека, - государству, находящемуся в услужении общества и отдельного человека.
/Наконец, еще одной, седьмой функцией социально-правового государства выступает проведение государственной социальной политики. Проведение государственной социальной политики, включенной в структуру общеполитических функций государства, не является конечно для России принципиально новым явлением, учитывая патерналистский характер Советского Союза. Сегодня эта функция реализуется через все ранее возникшие функции на основе их интеграции в единую систему.
Исходя из сказанного о социальных функциях российского государства, можно сделать вывод, что дальнейшее развитие его функциональной системы зависит от множества факторов, главным из которых является зрелость и уровень организации сил, действующих в социальной сфере общественной жизни. Заключение подобного рода в главном и основном совпадает с выводами из анализа названных функций абсолютного большинства западных социально-правовых государств современности.
Реально же социально-правовое государство исторически развивается за счет возникновения новых социальных функций и механизмов их реализации, что создает возможность построения иерархии функций социально-правового государства по последовательности их появления. Эта иерархия применительно к сегодняшней России может быть представлена в следующем порядке:
социальное обеспечение;
обеспечение доступного здравоохранения и образования;
социальная защита;
сглаживание социального неравенства;
обеспечение занятости;
предоставление социальных услуг;
проведение государственной социальной политики.