Функции социально-правового государства и их принципиальная специфика




 

Первая функция социального государства - функция социального обеспечения. Она и исторически, и логически в той или иной степени присуща фактически любому, а не только российскому государству. С нее начиналось изменение отношений общества и личности, приобретение государством социальных ка­честв, именно она стала важнейшей частью внутренней функции государства. В период своего становле­ния социальное обеспечение было напрямую связано с реализацией принципа всеобщей доступности со­циальной поддержки. Затем она получает закрепление в правовых актах и становится неотъемлемым пра­вом человека, В дальнейшем данная функция начинает реализовываться через бюджетное финансирова­ние и создание государственных структур социального обеспечения. На более поздних этапах развития социально-правового государства через нее реализуется принцип ответственности государства за достой­ный уровень благосостояния граждан.

Вторая функция социально-правового государства - это функция обеспечения доступного здравоох­ранения и образования. Она не является присущей только социально-правовому государству. Будучи условиями физической и экономической жизни людей, здравоохранение и образование в той или иной форме обеспечиваются и в других исторических формах государства. Особенность реализации этой функции в социально-правовом государстве связана с тем, что она становится неотъемлемым правом людей, а ее обеспечение - обязанностью государства. Механизмом ее реализации становятся государственные ассигнования, а для здравоохранения - система социального страхования. Следова­тельно благодаря второй функции - здравоохранения и образования - реализуется такие свойства со­циально-правового государства, как не частноправовая, а публично-правовая природа социальной политики и наличие социального бюджета.

Третья функция социально-правового государства - социальная защита. В ее основе - всеобщая доступ­ность социальной поддержки, публично-правовая природа социально-политического регулирования со­циальных процессов, социальное бюджетное финансирование и наличие специализированных государственных структур. При этом очень важно подчеркнуть, что функция социальной защиты не может быть реализована без существования в государстве принципов всеобщности, правовой основы бюджетно­го финансирования, но только создание государством специализированных государственных структур де­лает эту функции реальной. Дальнейшее развитие этой функции связано с реализацией принципов ответственности за уровень жизни граждан. Функция и принцип общедоступности здравоохранения и об­разования в той или иной форме реализуется значительно раньше возникновения социально-правового государства, но окончательно функцией государства она стала только тогда, когда было создано государ­ственное Финансирование, реально обеспечивающее равные права любого человека.

То же самое можно сказать о двух других названных функциях. Социальная защита и социальное обес­печение как функции государства также появились в результате принятия государством на себя обяза­тельств по обеспечению доступности социальной поддержки всем членам общества, введения этого поло­жения в публично-правовое поле и принятия социального бюджета. Однако эти три условия еще не поз­воляют реализовать функцию социальной защиты, для этого необходим еще один атрибут - качество со­циального государства - специализированные государственные структуры.

Четвертая функция социально-правового государства - функция сглаживания социального неравенства. Она вызвана появлением во второй половине ХХв. у ряда промышленно развитых стран та­кого качества как конституционно закрепленная государственная ответственность за уровень благососто­яния граждан. Эта функция опирается на все возникшие к этому моменту принципы социального государства, вытекающие из его качеств - атрибутов. Эти принципы - доступность социальной поддержки для всех, правовое обеспечение, социальный бюджет, наличие специализированных структур. Но одного их существования недостаточно. Только принятие государством ответственности за всеобщее благососто­яние предоставляет возможность для реализации этой функции, позволяет осуществить сглаживание со­циального неравенства в целом.

Пятая функция - это функция обеспечения занятости. Принятие государством на себя этой функции знаменует собой окончательный переход к активной государственной социальной политике. Обеспечение занятости, возникнув как государственная функция в советский период и получив яркое выражение в ны­не действующей Конституции РФ собственно постоянной государственной функцией, включенной в систе­му основных функций государства, становится только на рубеже XX-XXI столетий. При этом чрезвычайно важно подчеркнуть, что эта функция социально-правового государства становится и важнейшим условием реализации ранее названных функций/например социального обеспечения, общедоступного здравоохра­нения и образования, социальной защиты и сглаживания социального неравенства, что говорит о его иск­лючительном месте в ряду исследуемых функций.

Шестая функция - функция предоставления социальных услуг, появившаяся как функция российского социально-правового государства в последнее десятилетия ХХв., фиксирует в каком-то смысле новое качество данного государства и в потенции определяет следующий уровень его развития. С реализацией данной функции государство не только берет на себя ответственность за социальную политику, но и начи­нает выступать как прямой субъект удовлетворения социальных потребностей человека, непосредственно обеспечивая ему реализацию расширяющегося перечня социальных услуг. По сути, появление у государства данной функции можно рассматривать как переход государства из еще относительно недавнего состояния тотального сковывания инициативы индивида, насилия над ним, к государству, призванному служить инте­ресам каждого человека, - государству, находящемуся в услужении общества и отдельного человека.

/Наконец, еще одной, седьмой функцией социально-правового государства выступает проведение госу­дарственной социальной политики. Проведение государственной социальной политики, включенной в структуру общеполитических функций государства, не является конечно для России принципиально но­вым явлением, учитывая патерналистский характер Советского Союза. Сегодня эта функция реализуется через все ранее возникшие функции на основе их интеграции в единую систему.

Исходя из сказанного о социальных функциях российского государства, можно сделать вывод, что даль­нейшее развитие его функциональной системы зависит от множества факторов, главным из которых явля­ется зрелость и уровень организации сил, действующих в социальной сфере общественной жизни. Заклю­чение подобного рода в главном и основном совпадает с выводами из анализа названных функций абсо­лютного большинства западных социально-правовых государств современности.

Реально же социально-правовое государство исторически развивается за счет возникновения новых социальных функций и механизмов их реализации, что создает возможность построения иерархии функ­ций социально-правового государства по последовательности их появления. Эта иерархия применительно к сегодняшней России может быть представлена в следующем порядке:

социальное обеспечение;

обеспечение доступного здравоохранения и образования;

социальная защита;

сглаживание социального неравенства;

обеспечение занятости;

предоставление социальных услуг;

проведение государственной социальной политики.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: