Фундаментальные особенности экспрессивного поведения




Центральный предмет психологии экспрессивного поведения - это изучение закономерностей выявления на основе внешне данных, несловесных признаков (кодов) сущностной природы личности, изучение выражения (экспрессивного кода) как целостно-динамического явления, в котором представлены индивидуальные особенности человека, его актуальные состояния, отношения, его уровень притязаний, ценностные ориентации, стиль жизни и т.д. Главная цель психологии экспрессивного поведения личности состоит в том, чтобы ответить на вопрос о диагностико-регулятивной ценности выразительных движений человека. Представители различных школ в процессе создания экспрессивных кодов обращались к изучению механизмов, факторов, условий успешного кодирования и интерпретации экспрессивного поведения. В связи с этим в рамках психологии экспрессивного поведения возникает социально-перцептивный подход, учитывающий особенности межличностного и межгруппового восприятия, коммуникативный подход, ставящий задачу выделить невербальные коммуникации из общего потока движений человека и использующий для этих целей структурно - лингвистические критерии, интерактивный подход, делающий акцент на изучении роли экспрессии в регуляции социального взаимодействия.

Фундаментальными особенностями экспрессивного поведения является то, что (1) оно есть составная часть целостного поведения личности. Как и все поведение, оно представляет культурно-исторический, интерперсональный феномен. (2) Формирование экспрессивного поведения личности, ее экспрессивного репертуара осуществляется на стыке природных форм выражения состояний, переживаний, отношений и социокультурных способов их предъявления. Поэтому экспрессивное поведение относится к биосоциальным системам, как и все поведение человека. (3)Экспрессивное поведение неотделимо от личности. Оно индивидуально и неповторимо настолько, насколько индивидуальна и неповторима сама личность. (4)Экспрессивное поведение - это инструмент познания внутреннего мира человека, потому, что оно и есть часть этого мира, форма его существования. Как писал великолепный русский исследователь выразительного поведения Сергей Волконский в своих книгах "Выразительный человек" (1913), "Человек на сцене" (1912), - выразительное поведение - это выявление внутреннего "я" путем внешнего "я". "Это есть самоизваяние, при том вечно изменяющееся". (5)Основное свойство экспрессивного поведения - это динамичность и изменчивость совокупности выразительных средств в след за изменениями личности. Экспрессия включает элементы, имеющие высокую степень изменчивости (динамические - мимика, жесты, позы и т.д.), среднюю (прическа, одежда) и низкую степень изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). (6) Экспрессивное поведение представляет из себя целостность, состоящую из движений, отличающихся степенью интенциональности, направленности, осознанности. Наряду с устойчиво повторяющимися движениями в него входят те элементы, которые соответствуют динамическим состояниям личности. Они, в свою очередь, накладываются на индивидуально - личностные и групповые программы экспрессивного поведения. В силу этих обстоятельств (7) оно не является системой кодов, с жестко закрепленными значениями, имеет поле психологических значений.

Совокупность выразительных средств, образующих структуру экспрессивного поведения, (8) представляет из себя целостность, трудноразложимую на отдельные единицы, где преобладают непроизвольные движения над произвольными, неосознаваемые над осознаваемыми. Поэтому экспрессивное поведение "верно передает душу во всем ее бессознательном и сознательном составе...- передает...гораздо больше, чем сами сознают и чем могут выразить словами люди" (И.А.Ильин "О связанности людей в добре и зле"). (9) Экспрессивное поведение частично представлено самому субъекту общения. Он не видит напряжения своих мышц, пластики своих поз, экспрессии своего лица (М.М. Бахтин). (10)Партнер по взаимодействию напротив может наблюдать за экспрессией с помощью оптической, тактильно-кинестетической, акустической, ольфакторной систем отражения и формировать психологически многозначный образ о личности другого. (11) Экспрессивное поведение относится к полифункциональным явлениям, выполняющим информативные, коммуникативные, эмоциональные, когнитивные, регулятивные функции. Оно уточняет, изменяет эмоциональную насыщенность сказанного, нейтрализует нежелательные состояния, отношения (например, агрессию). Постоянная представленность экспрессивного поведения другому ("осязаемое данное" С.Л. Рубинштейн) привела к развитию функций маскировки своего "Я" человеком, который использует в этих целях различные "экспрессивные маски". (12) Экспрессия является не языком тела, а языком души.

В экспериментальной психологии экспрессивного поведения предпочтение отдается изучению динамических компонентов экспрессии - совокупности выразительных движений, которые постоянно изменяются в соответствии с состояниями и отношениями человека. Эти выразительные движения отражаются преимущественно с помощью оптической системы. К визуальным средствам общения в англо-американской психологии относят также кинесику - это зрительно воспринимаемый диапазон движений, несущих различную информацию либо с точки зрения одного партнера, либо с точки зрения другого, либо для обоих. В структуру кинесики входят только те выразительные движения рук (жестов), движения глаз (контакт глаз), движения тела человека (позы), которые имеют достаточно четкую семантику. В отечественной психологии принята классификация выразительных движений, имеющих как четкое, так и размытое поле психологических значений, предложенная С.Л. Рубинштейном: мимика или экспрессия лица (выразительные движения лица), пантомимика (выразительные движения всего тела - позы, походка, жесты) и "вокальная мимика" (выражение эмоций в интонации и тембре голоса- просодика). Мимика, жесты, позы, походка, интонации образуют экспрессивный репертуар личности, который в той или иной степени осознается индивидом, управляется им, носит характер программы экспрессивного поведения личности.

Литература:

1. Бодалев А.А. Личность и общение.1982;

2. В.А. Лабунская Экспрессия человека: общение и межличностное познание. 1999;

3. Д.И.Рамишвили О природе некоторых видов выразительных движений.1976;

4. Роговин М.С. Проблема экспрессии и ее место в психопатологии /по материалам зарубежных исследований/- Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 1970, Т. 7,Вып.1-2;

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.1940;

6. Ausdruckpsychologie // Handbuck der psychologie in 12 Bander. Berlin. 1965;

7. Archer D., Akert R.M. Probleme of context and criterion in nonverbal communication: a new look at the accuracy issue // Jssues in person perception. Mothuen, London, New York. 1984. P. 114 - 144.

8. Bull P. Body movement and interpersonal communication. Chichester. 1984.

9. Harrison R. Past problems and future directions in nonverbal behavior research: the case of the face // Nonverbal behavior perspectives applications intercultural insights. Toronto. 1984. Р. 317 - 331.

10. Ekman P. Facial expression // Nonverbal behavior and communication. New York. 1978. Р. 97 - 115.

11. Ekman P.,Scherer R. Methodological issues in studying nonverbal behevior // Handbook of methods in nonverbal behavior research. Cembridge. 1984. P. 1 - 44.

Общение невербальное

Невербальное общение - это такой вид общения, для которого является характерным использование в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа, понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека невербальных языков. Наиболее древнее направление изучения невербального общения - это изучение его в связи с речевым поведением человека. Оно берет свое начало в трактатах по ораторскому мастерству и представлено в таких областях, как паралингвистика, экстралингвистика, психосемиотика, социолингвистика и т.д. Современная психология невербального общения базируется на идеях Ч.Дарвина, Ф. Дельсарта, В.Райха, Д.Эфрона, Р. Бердвистелла, А.Шефлена, Е.Холла, П.Экмана и многих других. В ней сформировалось ряд направлений: социально-перцептивное, коммуникативное, паралингвистическое, интерактивное. Невербальное общение рассматривается в рамках когнитивной социальной психологии в связи с изучением аттитюдов, эталонов, стереотипов поведения. Оно занимает центральное место в различных школах символического интеракционизма, в теориях ролевого поведения и взаимодействия. На него обращают внимание психоаналитики, изучая детско - родительские отношения, взаимодействие психотерапевта и клиента. Тенденция развития психологии невербального общения заключается в превращении ее в науку, имеющую междисциплинарный статус.

Понятие невербальное общение сопряжено с понятием невербальный (несловесный) язык, которое объединяет большой круг явлений и включает не только движения тела человека, но и самые различные предметы труда, быта, одежду, косметику, окружающую среду, архитектуру, такие виды искусства, как балет, музыка и живопись. Короче говоря, все то, что не есть слово. Невербальный язык отличается от вербального тем, что является континуальным, непроизвольным, вероятностным, конкретным, природным, первичным, правополушарным, в большей степени аффективным, интуитивным, неосознанно используемым, нецеленаправленным, непреднамеренным, представляющем пространственно-временную целостность. Невербальный язык трудно кодируется и декодируется, чаще является визуальным, а вербальный - это вокально-звуковое явление (R.Harrison,1984). Невербальное общение трудно формализовать, что приводит к замене терминов невербальные коммуникации, невербальное поведение на термины "невербальные намеки", "невербальные ключи", "невербальные события", "язык тела"(bodily communication, bodily cues), к сведению понятия невербальное общение к кинесике, к комплексу разнообразных движений тела (позы, движения рук, жесты; движения и выражения лица; прикосновения; движения, выражения и контакт глаз; параязык, интонационно-вокальные движения; передвижения в пространстве (проксемика). В зависимости от степени их формализованности они относятся то к невербальному поведению, то к невербальным коммуникациям.

Понятие "невербальное общение" не является синонимом таких понятий, как "невербальные коммуникации", "невербальное поведение", "паралингвистика", "кинесика", "экспрессия". Понятие "невербальное общение" является более широким, чем понятие невербальные коммуникации. Невербальные коммуникации - это система невербальных символов, знаков, кодов, использующихся для передачи сообщения с большой степенью точности, которая в той или иной степени отчуждена и независима от психологических и социально - психологических качеств личности, которая имеет достаточно четкий круг значений и может быть описана как лингвистическая знаковая система. Конвенциальные, интенциональные, произвольные жесты, телодвижения, позы, выражения лица успешно кодируются и декодируются, выступают в роли знаков, имеющих ограниченный круг значений, и выполняют функции сообщения. Понятие невербальное поведение более широкое, чем невербальные коммуникации, но более узкое, чем невербальное общение. Главное отличие между вербальными - невербальными коммуникациями и невербальным поведением (P. Ekman и R. Scherer,1984) в: 1) континуальности против дискретности; в 2) вариабельности против инвариантности; 3) в непроизвольности против произвольности; 4) в связи с психическими состояниями человека в отличии от отчужденного использования невербальных средств в качестве символа или знака. Взаимодействие между невербальным поведением, невербальной коммуникацией партнеров общения приводит к формированию невербальных интеракций, которые являются объективно наблюдаемым фактом общения. Невербальные интеракции - это обмен программами невербального поведения или невербальной коммуникации, результат данного обмена. Невербальные интеракции выступают в качестве единиц невербального общения, которые являются предметом научного и практического анализа. На основе характеристик невербальных интеракций выделяют: деструктивное и конструктивное невербальное общение (successful - nonsuccessful nonverbal communication); монологическое и диалогическое; личностно-направленное и социально-ориентированное; непосредственное и опосредованное средствами массовой информации (телевидение, радио). В соответствии с социально-психологической классификацией общения (установка или вид направленности; отношение к другому; содержание общения; особенности восприятия партнера; нормативность обращения и т.д.) существуют: "примитивное", "манипулятивное", "конвенциальное", "доверительное", "деловое" и "личностное" невербальное общение.

Литература:

1. Горелов Н.И. Невербальные коммуникации.1980;

2.В.А. Лабунская Проблема обучения кодированию - интерпретации невербального поведения // Психол. журнал 1997. № 5. С. 84- 94;

1. Мартинес Э.Л. Внесловесный язык // Культуры. 1986. N 2. С. 12- 26:

2. Тищенко П. Дано мне тело...// Человек. 1990. N 3. С.41-49. 31.

3. Archer D., Akert R.M. Probleme of context and criterion in nonverbal communication: a new look at the accuracy issue // Jssues in person perception. Mothuen, London, New York. 1984. P. 114 - 144. 36.

4. Bull P. Body movement and interpersonal communication. Chichester. 1984. 37.

5. Harrison R. Past problems and future directions in nonverbal behavior research: the case of the face // Nonverbal behavior perspectives applications intercultural insights. Toronto. 1984. Р. 317 - 331;

6. Leathers D. Successful Nonverbal Communication: Principles and Applications. University of Georgia, 1997.

Интеракция невербальная

Невербальные интеракции (несловесное взаимодействие; несловесный контакт) - это единицы невербального общения, в процессе которого невербальное поведение партнеров представляет различные уровни соответствия, гармоничности, целостности: от полного дублирования поведения друг друга до полного рассогласования, приводящего к разрушению самого феномена "невербальная интеракция". В основе возникновения невербальной интеракции лежат механизмы согласования, подстройки, переноса программ невербального поведения партнеров. Центральной характеристикой, создающей эффект "невербальной интеракции" является взаимодействие между кинесико - такесической, просодической, ольфакторной структурами экспрессивного невербального поведения и пространственно-временными компонентами общения - проксемикой. В процессе невербальной интеракции формируются паттерны невербального взаимодействия - это относительно устойчивые, взаимообусловленные совокупности элементов невербального поведения и проксемики общения, отличающие один вид взаимодействия от другого. Элементы паттернов невербальной интеракции имеют различное происхождение, отличаются мерой динамичности - устойчивости; степенью дискретности - континуальности; произвольности - непроизвольности; осознанности - неосознанности невербального поведения; степенью целенаправленности - нецеленаправленности; интенциональности - непреднамеренности; определенности - неопределенности; абстрактности - конкретности; устойчивости - вариабельности; однозначности- многозначности; мерой толерантности относительно внешних и внутренних воздействий. Набор паттернов невербального взаимодействия субъектов общения (возможность или невозможность включения в паттерны определенных выражений лица, жестов, поз, прикосновений, дистанций общения) указывает на их социо-культурную принадлежность, статусно-ролевой репертуар, индивидно-личностные особенности.

Невербальные интеракции выполняют функции регуляции, идентификации, стратификации, адаптации, демонстрации отношения к другому и к самому себе. В соответствии с культурой, этнической, социальной, групповой принадлежностью складываются, в первую очередь, паттерны поло-возрастного и статусно-ролевого невербального взаимодействия. Они являются наиболее устойчивыми образования в структуре поведения человека и служат индикаторами поло-возрастных и статусно-ролевых отношений.

В изучении невербальных интеракций преобладает ситуативный подход. Они исследуются в процессе интервью, беседы клиента и психотерапевта, в ситуациях принятия человека на работу, поло-ролевых и статусно-ролевых отношений, в контексте межкультурного взаимодействия и т.д. Основной критерий определения типичных и специфических паттернов невербальной интеракции - это частота появления определенных совокупностей невербальных элементов в диаде или в группе в различных ситуациях общения. На основе частотных, формально-динамических и качественно-психологических характеристик невербальных интеракций выделяют: деструктивное и конструктивное невербальное общение (successful - nonsuccessful nonverbal communication); монологическое и диалогическое; личностно-направленное и социально-ориентированное.

С целью определения психологического и социально-психологического смысла паттерна невербальной интеракции следует рассматривать все проксемические характеристики общения: дистанцию между партнерами, направление движения их тела (вперед-назад; вправо-влево; встать-сесть), место расположения в группе (в центре, напротив определенных лиц, по диагонали, на периферии относительно лидера группы), синхронность появления определенных поз, жестов, выражений лица (их идентичность, гармоничность), динамичность смены паттернов невербального поведения или их устойчивость в ситуации диадного, группового взаимодействия, степень расслабленности-напряженности, открытости-закрытости поз, жестов, выражений лица, "уменьшение себя партнером" - "распространение себя партнером". Фундаментальным показателем взаимоотношений в диаде и группе являются "зеркально-согласованные" невербальные интеракции. Социально-психологический смысл невербальных интеракций представлен в отношениях и взаимоотношениях общающихся, в первую очередь таких, как 1) аффиляция (притяжение, любовь - отталкивание, ненависть); 2) доминирование-подчинение; 3) включенность-"отсутствие".

Литература:.

1.Хейдеметс М. Пространственный фактор в межличностных отношениях // Человек, среда, пространство. Тарту,1979;

2.Argyale M. Nonverbal communication in human social interaction // Nonverbal communication. Cambridge. 1972. P.243-268;

3.Birdwhistell R. Kinesick and Context Essays on Body-Motion Communication. Harmonds Worth. 1973;

4.Bull P. Body movement and interpersonal communication. Chichester. 1984;

5. Hall E.The hidden dimension. New-York,1966;

6. Nonverbal behavior and communication. New York. 1978;

7.Handbook of methods in nonverbal behavior. Cambridge. 1984;

8.Nonverbal communication today current reseach. Berlin, New York, Amsterdam. 1982;

9.Rosenfeld H. Measurement of body motion and orientation // Handbook of methods in nonverbal behavior reseach. Cambridge. 1982. Р.199 - 286;

10.Smith H. State of the art of nonverbal behavior in teaching // Nonverbal behavior perspectives applications itercultural insights. Toronto, 1984. Р. 171 - 196.

 

5. Проксемика

Проксемика - наука о пространственно-временных параметрах общения. В различных ситуациях партнеры устанавливают, изменяют, формируют проксемические паттерны под влиянием объективных и субъективных переменных. Такое поведение в общении называется проксемическим. Э.Холл выделил три уровня проксемического поведения: первый уровень вытекает из филогенетического прошлого людей (территориальность людей, феномен толпы); второй уровень обусловлен психофизиологическими составляющими процесса восприятия; и третий уровень появляется в связи со структурированием пространства общения в зависимости от влияния социо - культурных, психологических и психофизиологических особенностей участников общения. На этом уровне анализируются динамические параметры пространства общения и проксемического поведения: приближение - отдаление партнеров (проксемические дистанции); ориентация и угол общения партнеров; место расположения партнеров - "напротив -рядом- возвышается - ниже партнера"; персональное пространство каждого из партнеров.

Первый компонент проксемического поведения - это проксемические дистанции, которые описываются как концентрические пространства с субъектом общения в центре: 1) интимное расстояние (радиус от 0 до 45 см) используется при общении самых близких людей; 2) персональное (расстояние от 45 до 120 см) используется при обыденном общении со знакомыми людьми; 3) социальное (расстояние от 120 до 400 см) оказывается предпочтительным при общении с чужими людьми и при официальном общении; 4) публичное (расстояние от 400 до 750 см) используется при выступлении перед различными аудиториями.

Следующий компонент проксемического поведения - это ориентация и угол общения. Ориентация - это расположение партнеров по отношению друг к другу. Оно может варьироваться от положения "лицом к лицу" до положения спиной друг к другу и соответственно от "кооперативного" до "соперничающего" общения. В качестве пространственного компонента общения изучается персональное пространство. Мерой персонального пространства является расстояние, на которое к данному человеку может приближаться другой человек или приемлемая для человека дистанция общения с другим лицом. Наряду с персональным пространством личности существует пространство группы - вокруг общающихся людей образуются своеобразные "границы", возникающие за счет сочетания различных компонентов проксемического поведения участников группового общения.

Частота изменения компонентов проксемического поведения, длительность использования однообразных паттернов проксемического поведения являются единицами анализа невербального общения, разворачивающегося во времени. Время общения свидетельствует о социальных статусах партнеров, о сложившейся системе отношений. Время общения изменяется под влиянием социокультурных детерминант, пола и возраста общающихся. В определенный отрезок времени происходят соответствующие ему изменения в проксемике общения, которые определяют изменения в невербальном поведении личности.

На проксемическое поведение влияют социальный престиж, уровень притязаний, статус, социальные роли общающихся, национально-этнические признаки, пол, возраст коммуникантов (увеличение дистанции общения с лицами, старшими по возрасту, отдаление "незнакомых", приближение "родственников"), экстравертированность-интравертированность, уровень тревожности (высокий уровень тревожности вызывает реакцию "избегания" партнера и увеличение дистанции общения, повышает жесткость привязывания к культурному стереотипу поведения) и другие личностные особенности. В качестве главных переменных, оказывающих влияние на проксемическое поведение, выступают: отношения между участниками; цели, ради которых они общаются; вид общения; средства установления контакта, способ отражения партнерами друг друга. Выбор и изменение компонентов проксемического поведения осуществляется чаще всего неосознанно, в соответствии с социально-психологическими и психологическими особенностями партнеров общения. Неадекватные общению паттерны проксемического поведения вызывают эмоциональное напряжение и стремление завершить общение.

Проксемическое поведение и невербальное поведение (контакт глаз; позы, жесты - прикосновения, экспрессия лица) каждого из партнеров взаимообусловлены. Их сочетание несет информацию о социально-психологическом содержании взаимодействия, о психологических и социально-психологических особенностях каждого из партнеров. Они указывают на отношения аффилиации и власти, доминирования - подчинения (например, "плохие" супружеские отношения сопровождаются сбоями в проксемическом и невербальном поведении, в снижении чувствительности к ним). Проксемическое поведение усложняется в ситуации длительной групповой изоляции, в условиях скученности. Увеличение числа индивидов, нарушающих пространство общения, действует как информационная перегрузка и приводит к дистрессу. В этнической психологии наиболее интенсивно регулируются и подвергаются различным табу проксемические аспекты общения. Они лежат в основе многих традиций (избегания, гостеприимства, встречи, проводов, очередности рассаживания за столом) и являются особым слоем культуры общения.

Литература:

1. Хейдеметс М. Пространственный фактор в межличностных отношениях//Человек, среда, пространство.-Тарту,1979;

2.Холл Э. Как понять иностранца без слов. М., 1995;

1. Argyale М. Nonverbal communication in human social interaction // Nonverbal communication. Cambridge. 1972. P.243-268;

2. Bull P. Body movement and interpersonal communication. Chichester. 1984;

3. Hall E.The hidden dimension.-New-York,1966; Cambridge. 1984;

4. Leathers D. Successful Nonverbal Communication: Principles and Applications. University of Georgia, 1997;

5. Nonverbal behavior research perspectives applications intercultural insights. Toronto, 1984;

6. Rosenfeld H. Measurement of body motion and orientation // Handbook of methods in nonverbal behavior reseach. Cambridge. 1982. Р.199 - 286.

7. Scheflen A.E., Alice Scheflen Bodi Language and Social Order: Communication as Behavioral Control. N.-Y., 1972

Мимика

Большинство людей в процессе общения чаще всего концентрируют свое внимание на лицах партнеров. Лицо является важнейшей характеристикой внешнего облика человека, поэтому лицо наряду с глазами называют зеркалом души. Сокращение лицевых мышц происходит в соответствии с теми или иными состояниями человека, образуя то, что называют мимикой лица или экспрессией лица. Мимику анализируют: 1) по линии ее произвольных и непроизвольных компонентов; 2) на основе физиологических параметров (тонус, сила, комбинация мышечных сокращений, симметрия - асимметрия, динамика); 3) в социальном и социально-психологическом плане (межкультурные типы выражений лица; выражения, принадлежащие определенной культуре; выражения, принятые в социальной группе; индивидуальный стиль выражения). Применяя перечисленные способы анализа мимики, можно получить информацию о личности человека, его поле, возрасте, профессии, принадлежности к определенной этнической группе, о ее состояниях.

Характерной особенностью "мимических картин" эмоциональных состояний является то, что каждый симптомокомплекс мимики включает признаки, которые одновременно являются универсальными, специфическими для выражения одних состояний и неспецифическими для выражения других. Например, такие признаки, как: "уголки губ опускаются", "глаза прищурены" соответствуют ряду отрицательных состояний. Признак "уголки губ опущены" является универсальным и сопровождает все отрицательные состояния, но особенно печаль, грусть, тоску. Признак " глаза прищурены" может быть индикатором как отрицательных состояний (гнев, презрение и т.д.), так и положительных (радость). Однако для первого типа состояний он является специфическим, для второго - нет. Такие признаки, как "рот открыт", "рот закрыт" являются индикаторами состояний гнева вместе с признаками "брови сдвинуты к переносице", "глаза сужаются - расширяются". В контексте с такими признаками, как "брови подняты", "глаза расширены", признак "рот открыт" будет уже индикатором состояний удивления, страха. Вместе с этим, в каждом лицевом экспрессивном паттерне имеются те элементы, которые придают ему основное значение. П. Экман установил, что по нижней части лица лучше всего распознается гнев, радость, страдание. На основе средней части лица успешно идентифицируются удивление, страдание, радость, страх, но не распознается удивление. Наибольшие трудности у наблюдателей возникают тогда, когда они пытаются распознать эмоции по верхней части лица (лоб и брови). Таким образом, с целью правильного понимания состояний личности необходимо рассматривать целостную мимическую картину и отдельные мимические зоны лба, глаз, рта, которые действуют как звенья единой системы. Для верного толкования мимики важно помнить о том, что целостность, динамичность, изменчивость являются ее главными характеристиками, поэтому изменение какого-либо компонента мимической структуры приводит к изменению всего ее психологического смысла. На основе взаимосвязи между отдельными зонами лица судят о гармоничности - дисгармоничности мимики. Рассогласование мимических движений (верхней и нижней части лица - дисгармоничная "маска") свидетельствует о неискренности чувств человека, его отношений к другим людям.

Мимика лица сопряжена с другими компонентами экспрессии, особенно с физиогномическими параметрами и движением, выражением глаз - взглядом человека. К.С. Станиславский писал, что взгляд - "это прямое, непосредственное общение в чистом виде, из души - в душу..."

Динамические аспекты взгляда (направленность к партнеру или от него, время фиксации взгляда на партнере, темп изменений направлений и интенсивности смотрения) несут информацию о способах вступления в контакт и выражения отношения к партнеру: "стрелять глазами", "строить глазки", "играть глазами", "мерить взглядом с головы до ног", "взглянуть свысока", "смотреть краем глаза", "ловить взгляд", "вперить глаза", "манить взглядом", "провожать взглядом". Движения глаз, направленность взгляда, выражения лица связываются в обыденном сознании с нравственно-этическими характеристиками человека (бегающий взгляд - вор).

Для диагностики отношений между людьми важно не столько то, как часто смотрят собеседники в глаза друг другу, сколько то, что они прекращают или, наоборот, возобновляют контакт глаз. Если отношения развиваются нормально, то люди смотрят друг на друга от 30% до 60% времени от всего времени общения. При этом, если отношения развиваются в позитивную сторону, то люди смотрят друг на друга дольше и чаще тогда, когда слушают партнера, а не тогда, когда говорят. Если же отношения приобретают характер агрессивных, то частота, интенсивность взглядов резко увеличивается, нарушается формула "контакта глаз" в момент говорения и слушания. Если люди относятся друг к другу позитивно, то они смотрят друг на друга значительно реже во время "негативных" высказываний, чем тогда, когда они относятся друг к другу недружелюбно. Увеличение контакта глаз во время "негативных" высказываний можно рассматривать как показатель стремления к доминированию, к эскалации агрессии, к управлению ситуацией. Эллисон предложил визуальный индекс доминирования - ВИД, который соответствует результату, полученному при делении частоты контакта глаз во время слушания на частоту контакта глаз во время говорения. Чем меньше индекс, тем выше у конкретного субъекта стремление к доминированию и соперничеству. Длительность взгляда, частота смотрения также свидетельствуют о статусном неравноправии партнеров. Если один из партнеров более высокого статуса, чем другой, то партнер с более низким статусом смотрит дольше и чаще. Если взгляды участников взаимодействия обращены к какому-то одному человеку, то это говорит о его явной лидерской позиции в данной группе.

Таким образом, контакт глаз, взаимный взор представляют собой особое социальное событие, уникальное объединение двух людей, включение каждого в личное пространство другого. Прекращение контакта глаз рассматривается как "уход" из ситуации взаимодействия, вытеснение окружающих людей из личного пространства. В качестве критериев анализа взгляда, позволяющих судить о личности, следует рассматривает временные параметры "смотрения" друг на друга (частота, длительность контакта), пространственные характеристики взгляда (направления движения глаз: "смотреть в глаза", "смотреть в сторону", "смотреть вверх-вниз", "вправо-влево"), степень интенсивности контакта глаз (пристальный взгляд, "бросить взгляд", "скользнуть взглядом"), психофизиологические особенности взгляда (блеск - тусклость).

По сравнению с взглядом и другими элементами экспрессивного поведения человека мимика является наиболее контролируемым явлением со стороны субъекта. Данный факт был учтен П. Экманом и У. Фризеном в процессе разработки концепции "о невербальной утечке информации". В рамках данной концепции проранжированы различные части тела на основе критерия - "способность к передаче информации". Данная "способность" элементов экспрессивного поведения определяется на основе трех параметров: среднее время передачи, количество невербальных, экспрессивных паттернов, которые могут быть представлены данной частью тела; степень доступности для наблюдений за этой частью тела, "видимость, представленность другому". С этих позиций лицо человека является самым мощным передатчиком информации. Поэтому люди чаще всего контролируют выражение лица и не обращают внимания на другие составляющие их экспрессивного репертуара. Попытки обмана трудно обнаружить, ориентируясь на экспрессию лица. Но все же их можно зафиксировать, например, если знать, что в том случае, когда человек хвалит другого незаслуженно, то у него значительно чаще кривится рот и уменьшается количество улыбок. Или знать о том, что тревожные люди в ситуации "обмана", сокрытия информации делают выражение своего лица более приятным, чем в ситуации передачи правдивой информации. Качественные и динамические параметры взгляда трудно поддаются контролю и регуляции, поэтому глаза - это не просто зеркало души, а именно тех ее уголков, которые человек пытается скрыть как от себя, так и от других. Выражение глаз сообщает об истинных переживаниях человека, в то время как хорошо контролируемые мускулы лица остаются неподвижными. Динамические и качественные (выражения глаз) характеристики взгляда завершают мимическую картину. Взгляд, включаясь в экспрессию лица, является показателем основных состояний человека (радостный взгляд, удивленный, испуганный, страдающий, внимательный, презрительный взгляд, восхищенный), его отношений (дружеский - враждебный, агрессивный; доверчивый - недоверчивый; уверенный - неуверенный; принимающий - неприязненный; покорный - доминантный; понимающий - непонимающий; отчужденный - включенный; отталкивающий -притягивающий). Постоянные характеристики мимики и взгляда являются показателями интегральных качеств личности и в соответствии с ними она интерпретируется как: безжалостная, безразличная благородная, высокомерная, жестокая, наивная, нахальная, озлобленная, скромная, умная, глупая, хитрая, честная, прямая (прямой взгляд), взгляд исподлобья в сочетании с настороженным выражением лица свидетельствует о недоверии человека другим людям, об опасении попасть впросак и т.д.

Литература:

1.Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982;

2. К. Изард Эмоции человека. М.,1980;

3.Кахиани С.Н., Кахиани З.Н., Кахиани Д.З. Экспрессивность эмоций человека.-Тбилиси,1985;

4.Куприянов В.В., Стовичек Г.В. Лицо человека., М.,1988;

5.Лабунская В.А. Психология экспрессивного поведения М.,1989;

6. Шкопоров И.Б., Белопольский В.И. О функции взора человека в межличностном взаимодействии//Вопросы психологии межличностного познания и общения.-Краснодар,1985;

7.Ekman P. Facial expression // Nonverbal behavior and communication. New York. 1978. Р. 97 - 115;

8.Handbook of methods in nonverbal behavior research. Cembridge. 1984;

9. Leathers D. Successful Nonverbal Communication: Principles and Applications. University of Georgia, 1997;

10. Noller P. Nonverbal communication and marital interaction.-Oxford,1984).

Жесты

Важным средством диагностики личности человека, ее общения являются жесты - движения рук или кистей рук. Фрэнсис Бэкон написал: "Так же, как язык говорит уху, так и жест говорит глазу". Термин "жест" иногда применяется для обозначения всех движений тела, в том числе мимики, пантомимики, а с целью специализации собственно движений рук употребляется понятие жестикуляция. Существует множество классификаций жестов. Среди них те, в которых жесты рассматриваются как показатели личностных особенностей человека и его общения: 1)коммуникативные жесты (приветствия и прощания; жесты угрозы, привлечения внимания, подзывающие, приглашающие, запрещающие; оскорбительные жесты и телодвижения; дразнящие, встречающиеся в общении детей; жесты утвердительные, отрицательные, вопросительные, выражающие благодарность, примирение, жесты, передающие желание готовности отвечать на заданный преподавателем вопрос, жест, означающий конец работы, победу. Все перечисленные жесты понятны без речевого контекста и имеют собственное значение в общении; 2) описательно-изобразительные, подчеркивающие жесты. Они, как правило, сопровождают речь и



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: