ОСНОВОПОЛОЖНИКИ СОЦИОЛОГИИ.




 

Огюст Конт (1798 – 1857) – считается одним из первых «отцов-основателей» науки социологии уже потому, что сам термин «социология» изобретен им. Его главные труды: шеститомный «Курс позитивной философии» и четырехтомная «Система позитивной политики».

О.Конт выразил в своем творчестве идеал прогресса, политической и экономической свободы, надежду, что с помощью науки можно решить все социальные проблемы. Чтобы вылечить больное общество надо создать такую же точную и объективную науку об обществе, каким является естествознание. Открытые этой новой наукой законы общества надо преподавать в школах и университетах, дабы научить людей тому, как следует правильно и разумно строить свои взаимоотношения.

О.Конт настолько уверовал в своё детище, что во всеобщей классификации наук поставил социологию на самую вершину – выше математики, физики и биологии, а преобразующую роль социологии в обществе (она должна произвести революцию в умах людей) считал столь же важной, как и роль религии.

Социология призвана открывать универсальные законы развития и функционирования общества, неотделимые от законов природы.

Центральным звеном философско-социологических взглядов О.Конта является открытый им «великий основной закон интеллектуальной эволюции». Согласно этому закону, познавательная деятельность людей и в целом их общественное сознание прошли через три стадии развития: теологическую, метафизическую и позитивную.

На теологической стадии человеческий ум за каждым явлением природы и жизни людей усматривал сверхъестественные силы. Другими словами, на теологической стадии развития общественного сознания доминирует религиозная мифология. Поэтапно, сначала фетишизм, затем политеизм и наконец монотеизм. На этом последнем этапе место религиозного воображения начинает занимать опытное знание о связях и зависимостях явлений внешнего мира и жизни людей. Но теологический дух, по словам Конта, был необходим для «постоянного почитания моральных и политических идей», т.е. вопросы морали и политики решались во многом на базе религиозного сознания, прежде всего проповедуемых религиозных ценностей. Власть духовная на этой стадии принадлежит священникам, а мирская – военным, для которых главное – завоевательные войны.

На метафизической стадии человеческое сознание больше оперирует не воображением, а понятиями, отражающими реальные процессы внешнего мира. Однако из-за слабого развития науки эти понятия достаточно абстрактны. Разного рода явления объясняются путем выделения неких абстрактных сущностей, выражением которых якобы являются предметы внешнего, в том числе социального мира. В качестве «общей сущности» назывались природа, космос, материя, дух как источники всех телесных и духовных явлений. Метафизический метод, ориентирующийся на познание реальных явлений, по мнению Конта «упрощал теологию и мало-помалу разлагал её».

В то же время, он не давал исчерпывающей картины природных и социальных явлений и не позволял окончательно избавиться от мифов. Духовная власть на этой стадии принадлежит метафизикам и литераторам, а военная деятельность становится преимущественно оборонительной.

На позитивной стадии человеческое сознание в своих суждениях и выводах исходит преимущественно из научных наблюдений. Теоретический и абстрактно-метафизический подходы к миру сменяются открытием и исследованием его законов. Знание законов необходимо, чтобы учитывать и предвидеть их действие. Истинная наука, по мнению Конта, сочетает наблюдение и предвидение и именно в рациональном предвидении он видел практическое назначение позитивной философии и социологии. Духовное управление на позитивной стадии осуществляется учеными, опирающимися на социальную науку, а мирское «индустриалами».

На структуру нарождавшейся социальной науки сильное влияние оказали бурно развивающиеся в 19 в. физика, химия, биология. Это послужило естественно-научной предпосылкой возникновения теоретической социологии. Открытия социология совершает при помощи четырех методов:

- наблюдение – изучение памятников, обычаев, обрядов;

- эксперимент – революции и др. общественные потрясения;

- сравнение – сопоставление жизни разных народов;

- исторический метод.

Эти методы должны применяться объективно и независимо от оценочных суждений исследователя.

По аналогии с разделами физики О.Конт разделил социологию на «социальную статику» - это теория общественного порядка, изучение элементов общества (семьи, государства, религии и т.д), их роли и взаимовлияния; и «социальную динамику »: осмысление проблем социального развития и изменения. В сущности последнее – это его теория прогресса.

Социальный прогресс характерен только для человеческого общества и составляет его специфику, которая позволяет отделять социологию от других наук, в частности от биологии. Социальный прогресс, по мнению О.Конта, проистекает из врожденного инстинкта, который заставляет человека непрерывно улучшать во всех отношениях условия своего существования, развивать в целом физическую, моральную и интеллектуальную жизнь.

Социально-политические воззрения Конта в значительной степени носят консервативно-охранительный характер. Так, отстаивая необходимость частной собственности, он считал, что для народа не важно, в чьих руках находятся капиталы, лишь бы их употребление было выгодно обществу. Идеалом устройства общества Конт считал установление гармонии и солидарности всех классов и слоев социума. Достигается же это путем согласования мирского порядка (где положение людей определяется их местом в экономической и общественной жизни) и духовного порядка (порядка моральных добродетелей).

В соответствии с этим каждый должен стремиться стать первым не в иерархии власти, а в иерархии добродетелей.

Середина и вторая половина 19 века были в истории Европы временем всеобщего увлечения успехами естествознания и расцвета позитивистско-натуралистического мировоззрения, под определяющим влиянием которого развивалась тогдашняя социология того периода. Эволюционная теория Ч.Дарвина стала одним из основных факторов идейного климата того времени. Эволюционизм, как ведущее направление общественной мысли, опирался на представление о единстве законов истории природы и человека, о единстве методов естественных и общественных наук.

Виднейшим представителем натуралистической ориентации в социологии был известный английский ученый Герберт Спенсер (1820 – 1903). Он воспринял и развил многие идеи О.Конта, прежде всего его позитивистские установки на использование в философии и социологии данных наук о природе и обществе, а также его представления об обществе как целостном социальном организме. Создавая систему синтетической философии, он пытался объединить все теоретические науки того времени.

В основе его взглядов аналогия между биологическим и социальным организмами. Г.Спенсер является основателем органической школы в социологии. Суть органической теории общества заключается в том, что оно рассматривается как единая система взаимодействия природных, прежде всего биологических и социальных факторов. Согласно этой теории, все стороны общественной жизни органично связаны между собой и не могут функционировать вне данной связи. Только в рамках целостного социально-природного организма проявляются подлинное значение любого социального института и социальная роль каждого субъекта. Однако это целое – общество – не может и не должно поглощать отдельную личность.

Общие черты социологии Г.Спенсера:

1.Широкое использование историко-сравнительного метода в исследовании и обосновании социологических взглядов.

2. Трактовка общества как организма на основе ряда аналогий между биологическими и социальными организмами:

а) общество, как и биологический организм (в отличие от неорганической материи) растет, увеличивается в объеме;

б) по мере роста общества его структура усложняется, так же как и структура организма в процессе биологической эволюции;

в) как и в биологических, в социальных организмах прогрессивное развитие структуры сопровождается аналогичной дифференциацией функций, что усиливает их взаимодействие и все большую зависимость друг от друга;

г) как живые организмы, так и общество продолжают жить как целое, хотя составляющие их единицы (люди в обществе и клетки в живом организме) постоянно появляются и исчезают.

Заметим, что система приводимых Спенсером доказательств сходства общества с живым организмом целиком опирается на естественные факторы и не принимает во внимание специфические социальные качества общества. В подтверждение своей органической теории общества Спенсер приводит ряд сравнений: правительство в государстве уподобляется им мозгу человека (мозг руководит жизнедеятельностью организма, а правительство – жизнедеятельностью общества); торговля в обществе сравнивается с кровообращением в живом организме, а кровяные тельца – с деньгами; телеграфные провода, несущие информацию и способствующие жизнеобеспечению общества, сравниваются с нервной системой живого организма и т.д.

3. Разработка оригинальной теории эволюции. Основные моменты его теории эволюции, в том числе социальной, это:

Интеграция – переход от простого к сложному;

Дифференциация – переход от однородного к разнородному;

Возрастание порядка – переход от неопределенного к определенному. Г.Спенсер выделял три фазы «большой эволюции» - неорганическую, органическую и надорганическую, которые плавно переходят друг в друга. Социальная эволюция – часть надорганической, которая подразумевает скоординированную коллективную деятельность, по своим возможностям превышающую возможности любых индивидуальных действий. Поначалу социальное вырастает из простого сложения индивидуальных усилий, но потом, по мере роста размеров и сложности обществ, приобретает собственный характер.

Социальная эволюция – это прогрессивное развитие общества по пути его усложнения и совершенствования деятельности социальных институтов, прежде всего политических. Спенсер показывает объективную обусловленность социальной эволюции потребностям людей. По Спенсеру, эволюция физических и интеллектуальных способностей членов общества находится во взаимозависимости с эволюцией социальной, которая является частью всеобщей эволюции. Однако, по уровню сложности, темпам и последствиям она превосходит все другие встречающиеся в природе формы надорганической эволюции.

Г.Спенсер далек от фаталистического понимания эволюции как абсолютно неподвластной человеку. Напротив, он постоянно подчеркивает, что социальная эволюция совершается людьми в процессе их деятельности. Более того, он заявлял, что общество не будет развиваться, если не создать условия для нормальной физической и духовной деятельности индивидов. В то же время, каждый гражданин должен смотреть на себя с точки зрения не только субъективной, исходя из своих желаний и стремлений, но и объективной, понимая свое место в обществе. Как член общества, он должен действовать в направлении улучшения социальной жизни.

Интересны также взгляды Г.Спенсера на проблемы равновесия, гармонии и стабильности в обществе.

Социальное равновесие Спенсер понимал как результат приспособительных действий, гармонии интересов, а также компромиссов в действиях людей и социальных институтов. Равновесие устанавливается как некая сбалансированность во взаимоотношениях людей и выступает как фактор стабильности общества. Спенсер анализирует многочисленные проявления социального равновесия, например, между эмоциями людей и их поведением, между спросом и предложением, между народонаселением и средствами существования (мальтусовское «давление населения» он называл «непосредственной причиной прогресса»), между обществом и личностью. Распад общества – это процесс обратный социальному равновесию, гармонии и стабильности. Распаду общества предшествует его упадок под воздействием внутренних и внешних причин. Распад начинается с прекращения эффективной деятельности государственных институтов; становится малоэффективной деятельность «промышленных классов»; происходит уменьшение экономической и политической интеграции и возрастает роль дезинтегрированных движений; растет беспорядок, правительство часто предпринимает неподготовленные и даже нелепые действия.

Представленная Спенсером картина распада общества актуальна и для понимания процессов происходящих в современности. Суждения Г.Спенсера могут помочь нашим современникам глубже разобраться в содержании многих проблем: общество как целостная система, пути достижения социального равновесия и стабильности, социальная эволюция как закономерный и прогрессивный путь развития общества и др.

Заметен также вклад Г.Спенсера в разработку понятийного аппарата социологии. Так, он анализирует понятия «общества», «социальной структуры», «социального роста», «социальных функций» различных систем и органов общественной жизни.

Он заложил фундамент понятийной системы социологии и структурно-функционального метода.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: