Сущность и возможность. Сущность и действительность




Основные положения учения Аристотеля о сущности

Основной вопрос Аристотелевской «Метафизики»: «что такое бытие как бытие?» (см. п. 1) Для Аристотеля этот вопрос сводится к проблеме сущности. И Платон, и Аристотель, и Плотин утверждают, что быть – значит быть смысловой определённостью и, с другой стороны, обладать законченной смысловой определённостью – значит быть.

Что же такое сущность? 3 критерия сущности:

· мыслимость

· самостоятельность

· способность быть носителем противоположностей

Претендентами на статус сущности являются: материя, единичная вещь, вид и род, стихии и числа, но ничто из этого не удовлетворяет всем критериям сразу. Сущностью в полном смысле этого слова может быть назван лишь, как мы знаем, Ум (Нус).

· сущее – пустая противоположность сущности, но тем самым – её возможность

· в сущностисуществование находит свою действительность, оставаясь же возможностью сущности, оно является условием связи, т.е. «полем» истины и лжи, связкой в суждении

· в самом бытии нет ни истины, ни лжи, но их источником является та пустая сфера сущего, которую Аристотель не отождествил ни с общим, ни с единичным

· бытие не может быть предикатом; ни сущее, ни сущность не могут быть ничему приписаны как свойство или качество: сущее – потому, что оно есть лишь возможность самого акта соединения качеств; сущность – потому, что она есть действительность, которой присуще всё остальное как её свойства

· исключая бытие из числа предикатов, Аристотель и Кант оставляют за ним более высокий статус: бытие не есть реальный предикат, но оно – субъект; а значит, бытие нельзя вывести из абстрактной идеальности, оно нечто большее, чем мысль, хотя мысль – это всё же ближайшее инобытие сущности, это потенциальное бытие

· сущностью можно быть в разной степени; с этим вопросом связаны два дальнейших пункта: сущ. и возм. и сущ. и действ.

 

Сущность и возможность. Сущность и действительность

Сущее двойственно, всё изменяется из сущего в возможности в сущее в действительности. Двойственность сущего заключается в таких понятиях как форма, материя, возможность, действительность и энтелехия.

Материя, форма – обозначение процессов возникновения и взаимоперехода предметов; всё, что не подвержено изменениям, не имеет материи; форма придаёт смысловую структуру и собственно бытие каждому предмету.

Энтелехия – актуальная действительность предмета, акт в отличие от потенции предмета, его возможности бытия.

Для решения проблемы сущности, нужно рассмотреть её в двух аспектах.

Возможность – это сила-способность, предрасположенность, вероятность, инобытие. До некоторой степени она совпадает с материей.

Действительность – это осуществление возможности, энтелехия – её осуществлённость, исполненность, достижение цели, стремлением к которой было потенциальное состояние.

Различение возможности и действительности означает, что истинное бытиенелья найти, не учитывая двойственности всего сущего. Возможность и действительность не просто сосуществуют в едином мире, но представляют собой два онтологически различных мира.

С точки зрения мира материи ивозможности (рассматривая сущность как момент чувственно-являющегося мира):

· сущность – это не есть ни идеальное, ни материальное, ни предметно-вещественное

· она не может быть ни относительным, ни случайным, ни прилагательным

· сущность как таковая не знает степени и меры

· она не может изменяться в другое, но лишь возникает и исчезает

· у сущности в некотором смысле не может быть определения

· у сущности нет противоположности, а поскольку нет противоположности, то нет и движения

Т. е., в мире возможности максимальное приближение к сущности представлено единичной ощущаемой вещью и её поддающейся определению чтойностью.

Действительность. Сущность как действительность без материи и нереализованных возможностей, т.е. в конечном счёте Ум-Нус, мыслящий самого себя.

Восхождение к действительной сущности – это путь, который должна пройти сущность. Этот путь – есть некоторого рода изменение, а значит, он имеет общую для всякого изменения структуру: должны быть две противоположности, переходящие друг в друга, и нечто третье, способное стать и тем и другим, т.е. субстрат изменения, или материя. Ни одна из противоположностей не может быть материей.

Аристотель утверждает принципиальную разнородность двух уровней сущего: действительного и потенциального, законы которых не действуют одновременно.

Опираясь на свой постулат «действительность предшествует возможности», Аристотель утверждает, что первоначало вечно и активно присутствует в универсуме, причём именно это обусловливает подвижное многообразие универсума.

Действительностью бытия у Аристотеля оказывается сущность, действительностью сущности – ум. Ум, как уже говорилось, соответствует 3 свойствам: он есть предел мыслимости, предел самостоятельности и предел субстратности (имеет способность быть носителем противоположностей).

· Предел мыслимостидостигнут в первой сущности, каковой является ум, потому что она мыслит не что-либо отличное от себя, а саму себя. Это и есть высшая самотождественность бытия самому себе, потому что все остальные сущности находят себя в другом, они в чём-то воплощены, а первая – находится в себе. К тому же в себе она находится благодаря себе. Мыслить о себе – значит существовать в полной мере. Если для человека быть – значит мыслить о чём-то, принадлежащем его существованию, но не тождественном ему, то для первосущности быть и мыслить – это просто одно и то же. Бытие для человека само по себе благо, осознанное благо – есть наслаждение.

· В случае, когда вещь есть само по себе сущее и первичное, её чтойность и существование совпадают. Таковы благо само по себе, живое само по себе и т.д. Тем более это относится к первочтойности, которая должна, если следовать логике анализа, совпадать с бытием как таковым.

· У всего, что не имеет материи, мысль и постигаемое ею – одно и то же. Поэтому ум полностью прозрачен для самого себя и своим объектом имеет себя же.

Что касается первоначала, то по большей части точки зрения Платона и Аристотеля совпадают. Это начало, стоящее над идеями, потустороннее физическому миру, не сводимое ни к субъективности, ни к объективности; начало, не имеющее основы и предпосылки, являющееся целью стремления всего остального материального и идеального мира, источником бытия и синонимом блага. Различий немного: благо у Платона превосходит сущность, аристотелевский ум – именно сущность, предел становления сущего. Первосущности свойственна также творческая активность, принадлежащая к самой её природе. Аристотель критикует своих предшественников за то, что они не смогли разгадать тайну вечного движения, поскольку не видели единого субстрата природы и динамики возможного и действительного. Движение составляет собственную сущность первоначала.

Первосущность – это то, что отвечает на вопрос, что есть сущее как таковое. Она – бытие, существующее в наибольшей степени. Это то, что обладает умом, душой и жизнью. Это не просто сущность, а живое сознательное существо. Оно уникально и индивидуально, все качества универсума являются его предикатами, но оно не сводимо ни к одному из них, так же как и к их сумме. Оно свободно, или, что то же самое, совпадает с собственной необходимостью. Его существование является его же смыслом, смысл же реализуется как действительным бытием, так и бесконечной возможностью.

Исходя из этого всего, трудно избежать применения к аристотелевскому абсолюту понятия «личность». Можно сказать, что учение Аристотеля о бытии есть учение об абсолютной личности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: