Сущность религии и причины ее возникновения.




Религия, как и любые другие формы общественного сознания, возникнув в глубокой древности в продолжение истории, развивалась, пополнялось новым содержанием, обрастала мифами, легендами и преданиями, и в конечном итоге трансформировалась в развитые и широко разветвленные религиозные системы.

Многочисленные племена и народы мира, сообразно уровню своего культурного и интеллектуального развития, общественных, природно - географических и иных условий жизни, вырабатывали и формировали определенный комплекс идей и представлений об окружающем мире, природных и общественных явлениях и процессах. Однако в первобытную эпоху в силу ограниченности познавательных возможностей и примитивности абстрактного мышления, этот процесс проистекал сложно и противоречиво.

Находясь в плену природной стихии, в особенности в эпоху палеолита и раннего неолита, характеризующихся особо страшными природными катаклизмами и постоянной угрозой со стороны ныне вымерших крупных хищных животных, люди испытывали постоянную, непреодолимую психологическую напряженность в ее отрицательном эмоциональном выражении. Не понимая подлинных причин происходящих явлений и процессов, находясь практически в полной зависимости от враждебных природных сил, первобытный человек, по аналогии с самим собой, сообразно собственной природе, наделял их сверхъестественными качествами и свойствами. Воображая и мысля за каждым явлением враждебных ему духов, но более могущественных, чем они сами, люди, пытаясь задобрить их, угодить им, разработали целый комплекс соответствующих обрядов, сопровождая их словесными молитвами и заклинаниями. Одновременно в воображении людей формировались конкретные образы этих духов, олицетворяющих различные природные силы и явления. Они обрастали мифами и преданиями, которые укоренялись в сознании, неизменно воспроизводились и передавались от поколения к поколению. Так возникает мифология.

Выявление причин и истоков возникновения в первобытном общественном сознании указанных идей, представлении и действий, которые трансформировались в современные, развитые религиозные системы является одной из самых сложных проблем науки религиоведения. Между тем современное религиоведение выявило четыре важнейших истока или причин, обусловивших возникновение религии, которые принято называть корнями религии, это:

- социальные корни - условия общественной жизни людей;

- познавательные или гносеологические корни - процесс познания человеком окружающего его мира вещей, явлений и процессов;

- психологические корни – эмоционально - психологические состояния человека, их динамика, обусловленная условиями жизни;

- исторические корни - передача в готовом виде религиозных идей и представлении и их воспроизводство в сознании последующих поколений.

Исходя из того очевидного факта, что сознание человека определяет и формирует его общественное бытие, то есть процесс познания, осознания и осмысления им сущности окружающих его предметов, явлений и процессов отношений и взаимодействия людей в обществе, иначе говоря, освоение природы, правил и законов общественной жизни, важнейшими факторами, причинами или корнями религии следует признать социальные корни. В соответствии с этим социальные корни религии - это те объективные факторы общественной жизни, которые необходимо порождают и воспроизводят религиозные верования. При этом одни верования обусловлены отношениями людей к природе, другие - отношениями между самими людьми или общественными отношениями. Разумеется, следует иметь в виду, что не всякого рода отношения могут породить религию, или отражаться в сознании в религиозных образах, действиях, формах.

В древнем первобытном обществе при низком уровне производительных сил, слабой вооруженности человека и ограниченности знаний об окружающем его мире, важнейшими факторами религиозного отражения выступают стихийные силы природы, господствующие над людьми в их повседневной жизни, и от действия которых они находятся в абсолютной зависимости. Это: наводнения, засуха, эпидемия, землетрясения и т. д. Эти и другие, причинно не осознаваемые, явления находили в сознании первобытного человека фантастическое отражение, в результате чего весь мир оказался одухотворенным, заполненным духами - покровителями природных явлений и, при этом, чем сильнее и грознее явление природы, тем выше по рангу стоял соответствующий дух. Позднее этих духов стали именовать богами (бог грозы, бог океана, бог солнца, и т.д.) и результате возникает многобожие.

С возникновением классового общества на арену выступают не менее враждебные человеку социальные силы – классовый гнет, эксплуатация человека человеком. Важным элементом выступает также стихийный характер общественного развития, когда невозможно предвидеть его социальные последствия. Многочисленные восстания рабов, крестьян и наемных рабочих подавлялись с неимоверной жестокостью, в результате чего они теряли всякую надежду на освобождение собственными силами, впадали в состояние отчаяния и безысходности, в результате чего угнетенные массы все больше и больше переносили надежды на сверхъестественного божественного спасителя. Следует подчеркнуть при этом, что угнетенным классам и сословиям, в полном согласии со священными писаниями, внушалось, что классовое неравенство и господство предустановлено богом на вечные времена и, вследствие этого является непреложным законом жизни, а всякое недовольство и протестные движения рассматриваются как протест против воли бога.

Реальное выражение социальные корни религии находят в формируемом в результате познавательной деятельности общественном сознании. Следует отметить, что вне познавательной деятельности никакие идеи и представления, в том числе и религиозные верования, возникнуть не могут.

Познавательные или гносеологические корни религии - это условия, предпосылки и возможности формирования религиозных верований, представлений, идей, понятий, возникающие в результате познавательной деятельности. Познание есть процесс перехода от незнания к знанию. Познает же человек окружающие его предметы, явления, процессы, их свойства и связи, самого себя, социальные условия жизни, в совокупности, составляющие общественное бытие людей. При этом процесс познания проистекает сложно и противоречиво. С древнейших времен тяжелые условия существования принуждали человека вникать и понять происходящее вокруг, искать и находить приемы и способы защиты от враждебных ему сил природы. В результате таких поисков и наблюдений он находил ответы на многие вопросы. Однако, в силу ограниченности мыслительных, познавательных возможностей, основная масса более сложных явлений оставалась недоступной его пониманию. Попытки все же понять и объяснить их посредством обостренного воображения и примитивного абстрагирования приводили к отходу от реальности, к ложным результатам и, в конечном счете, находили неадекватное отражение в сознании, на основе которых и возникали религиозные верования.

Наряду с социальными условиями жизни и познавательной деятельностью важную роль в возникновении и воспроизводстве религии играют психологические или эмоциональные составляющие: чувства, настроения, переживания людей. Существует два типа эмоциональных состояний человека: положительные и отрицательные, основную же роль играют отрицательные эмоции, возникающие в результате страха, отчаяния, горя, скорби, одиночества, состояния безысходности и т.д. Важнейшую роль играет страх. Роль страха в сфере религиозного отражения действительности отмечали еще древние мыслители. Римскому поэту I в. н.э. Стацию приписывают крылатое выражение «Страх создал богов», которое имеет глубокий и реальный смысл. Речь идет, разумеется, не о любом испытании этого чувства (например, единичный случай с отдельным человеком), а как постоянном, повторяющемся, устойчивом и повседневном переживании. При этом постоянное накопление и усиление отрицательных переживаний должно сочетаться с отсутствием реальных возможностей, сил и средств для их преодоления. Оказавшись в такой безвыходной ситуации, человек ищет спасение в религии, тем более, что религия и церковь убеждают и формируют у людей веру в освобождении от страданий посредством веры в бога, противопоставляя этим, якобы предустановленным самим богом, потому и неизбежным страданиям в реальной жизни на земле, вечную роскошную жизнь в потустороннем мире.

Что же касается исторических предпосылок, то это преемственность передачи от поколения к поколению, выработанных и накопленных человечеством знаний и опыта, обычаев, традиций, мифов, легенд, преданий, в том числе и религиозных верований, обрядов и традиций.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: