Структура религиозного комплекса.




Любая религия обычно состоит из следующих основных элементов:

религиозное сознание (идеология и религиозная психология);религиозный культ (отношения); религиозные организации.

Религиозная идеология представляет собой приведенные в систему взгляды, касающиеся существования сверхъестественной силы, творящей мир и безраздельно господствующей в нем.

Религиозная психология подразумевает эмоциональные отношения верующих к Богу и его атрибутам, религиозным организациям, друг к другу, государству, обществу, природе. Преобладающими среди них являются чувства полнейшей зависимости от Божьей воли, обязанности, вины и страха перед Богом.

Религиозный культ представляет собой совокупность предписаний, указывающих, что. как и когда надо делать, чтобы быть угодным Богу. В культе реализуется связь людей со сверхъестественными силами, проявляется стремление воздействовать на них.

Религиозная организация подразумевает деление верующих на рядовых и их руководителей, т. е. на паству и пастырей или мирян и клир. Религиозные организации выступают и в виде различных объединений пастырей и паствы: монашеские ордена, религиозные братства, общества верующих и др.

Редмет и структура религиоведения.

Религиоведение возникает в середине 19 века, формируясь на стыке философии, психологии, социологии, лингвистики, археологии, этнографии.

Религиоведение изучает закономерности возникновения развития и функционирования религии, ее строение и компоненты, взаимодействие религии и других областей культуры. Современное религиоведение включает в себя пять основных разделов:

1. Философия религии – это совокупность философских понятий и принципов, дающих теоретическое объяснение религии.

2. Социология религии – изучает функции и роль религии в общественной системе, влияние религии на элементы социальной сферы.

3. Психология религии – исследует влияние религиозных явлений на индивидуальную и групповую психологию, направленность этих явлений, их место и роль в религиозном комплексе.

4. Феноменология религии – дает систематическое описание явления религии и их классификацию, на основе сравнительного анализа.

5. История религий – накапливает и сохраняет информацию о религиях прошлого и настоящего.

Термин «Религия» происходит от латинского religio (набожность, благочестие, святыня)

Термин Религия имеет два толкования: в широком смысле, религия – это особый вид мировоззрения, который основывается на поклонении высшему началу. В узком смысле, религия – это социально организованная вера в священное, и основанный на этом способ общественной и личной жизни.

Священное (или сакральное) – это высшая сверхъестественная реальность, по отношению к которой верующие испытывают страх, трепет, преклонение.

Любая развитая религия включает в себя четыре главных элемента:

1. Религиозное сознание – это мировоззрение, ядром которой является вера в священное.

2. Религиозная деятельность – выражается в форме культа. Культ – это взаимодействие со священной реальностью, происходящая в форме ритуала.

3. Религиозные отношения – включают в себя отношения верующих к явлениям сакрального мира и к нормам религиозной морали.

4. Религиозные организации – такие, как религиозная община, церковь, секта и

Ранние формы религии.

РЕЛИГИЯ – (от латинского слова «воссоединиться») – особая форма осознания мира, подкрепленная верой в происходящее сверхъестественно со сводом моральных норм и типов поведения, обрядов, культовые действий и объединений людей в организации (церковь, общины). Более кратко это звучит как – организованное поклонение высшим силам. Согласно археологических и этнографических данных можно утверждать, что самые простые и примитивные формы веры возникли с появлением человека разумного. В ходе истории, почти у всех народов мира возникают схожие системы веры, прототип религии. К ним относятся анимизм – фетишизм – тотемизм – магия.

АНИМИЗМ - (от латинского слова – «душа» и «дух») – вера в существование души и духов, вера в одушевленность всей природы. Впервые этот термин употребил немецкий ученый Э. Шталь. В одной из своих работ он назвал анимизмом свое учение о душе как безличное жизненное начало, являющееся основой всех жизненных процессов. Английский этнограф и культуролог Эдуард Тайлор ввел в науку понятие анимизма и считал его первоначальной ступенью развития религии вообще. По его теории аним8изм – «минимум религии», т.е. все религии имеют анимистический принцип происхождения. В анимизме нет мифов, нет философии, а выступает первобытная простота. Самой простой формой анимизма была вера в духов. Тени, эхо, отражение, шумы были реальными. Это толкало человека делать выводы: о существовании в окружающем мире, рядом с реальными существами, неуловимых духов. Наивысшей формой анимизма есть вера в самостоятельное существование души вне тела человека. Анимизм, по Тейлору, давняя форма философии. Теоретически она проявляется в форме веры, а на практике – в форме почитания. В дальнейшем его теория не выдержала критики, так как ни одна религия мира не ограничивается верой в душу и духов. Яркими приверженцами анимизма являются коренные обитатели Африки, Северной Америки, Южной Америки, Океании. У коренных жителей Северных широт Евразии, Сибири, на Дальнем и Ближнем Востоке, анимизм распространен и в наши дни(нанайцы, хакасы, народы ханты, эвенки, якуты, буряты, коряки, народы манси, ненцы).

ФЕТИШИЗМ - (от португальского слова – чудодейственный) – одна из самых древних форм веры человека. Некоторым предметам не живой природы наделялись сверхчувствительными качествами. Французский исследователь Шарль де Брюсс первым описал этот способ очеловечивания природы. Фетишем мог стать любой предмет, понравившийся человеку. Фетишам не поклонялись, их почитали, берегли. Фетишизм можно охарактеризовать как культ неодушевленных вещей, выраженный в обожествлении или слепом поклонении этим вещам. ИЛИ вера в предметы, обладающие различными сверхъестественными силами.

ТОТЕМИЗМ – одна из древнейших и универсальных религий первобытного человека. Тотемизм можно отследить во всех религиях, обрядах, мифах и сказках. Тотемизм – это представление о связи человека с окружающим миром, воображаемый родственный союз с природным объектом – тотемом: животным, растением, предметом, природным явлением. Термин тотемизм употреблен Лонгом в 1791 году. Североамериканское племя оджибва тотемом называет герб клана, знак и название животного, которому клан оказывает специальный культ. Самым главным средством для общения с тотемом считается вкушение его тела. Периодически члены рода убивают тотемное животное. Затем, при соблюдении ряда обрядов и церемоний, торжественно съедают его без остатка. Распространен тотемизм в Африке, Северной Америке, Австралии, где существует и в наши дни.

МАГИЯ (от древнегреческого слова – ворожба) – вера в существование сверхъестественных средств воздействия на окружающий мир, это система приемов, основанная на вере в возможность заставить сверхъестественные силы осуществить желаемое. Другими словами, это ряд действий, обрядов и церемоний, связанных с верой в сверхъестественные сущности и с верой в возможности влиять на эти сущности, а с их помощью – и на ход событий в реальном мире. Магия создает впечатление, что человек может изменить реальность не только своим трудом, то есть естественным способом, но и особыми символическими действиями, обрядами и ритуалами, то есть сверхъестественным путем. Выдающийся английский этнограф Дж. Фрезер изучил природу магии. По его мнению, магия – не религия, а лишь ее предшественник. Это элементарный способ мышления человека, своеобразная форма «примитивной» науки, свойственная раннему периоду развития человечества. ЕГО ТОЧКА ЗРЕНИЯ не была признана ни антропологами, ни этнографами. В основе магического мышления лежат два принципа: а) подобное творит подобное, или последствие похоже на свою причину; б) предметы, которые хоть раз соприкоснулись, продолжают взаимодействовать на расстоянии и после прекращения контакта. Этим объясняется основной принцип магии – часть вместо целого. Волос, капля крови, срезанные ногти, след на земле, на снегу, любой предмет одежды заменяют в магическом ритуале целое – самого человека. Частицами как убирается негативы и болезнь, так и «навиваются». Магия, как любая религия, включает символический образ действий. Маг совершает не напрямую определенные действия, направленные на достижение нужного результата, а через что-то, через звено, соединяющее его и цель. По содержанию первичных религиозных верований магия была анимистической, фетишистской, тотемической, но всегда контактной и символической. Согласно цели воздействия магия может быть: охотой (как промысел), может быть лечебной, любовной и приносящей беды. Элементы магии присутствуют во всех религиях мира и сегодня. Первичная религия с верой в душу и духов, постепенно включает в себя фетиши, тотемы, а это вторая ступень сверхъестественного – представление о демонах. Что-то сверхъестественное превращается в духовную сущность, которая существует рядом с живым, телесным и независима от него. Вера в демонов, духов-хозяев порождает третью степень понятия о сверхъестественном – веру в бога. Фетиши, тотемы, души, духи имеют отличия от богов. Боги имеют образ человека, имеют имена и иерархию. В Древневавилонском царстве бог Мардук считался царем над другими богами. У Древних греков верховным богом был Зевс. Издавна у украинцев Богом над Богами был Род. Он, согласно вере, является творцом Априя – украинского Олимпа. Если фетиши, тотемы, души, духи выступали оберегами, были хозяевами гор, лесов, степей, могли вызвать дождь, то боги творили предметы, явления и мир вообще практически из ничего.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: