ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ.




 

Современная семья предполагает свободу в выборе партнера при создании семьи и равноправие во внутрисемейных отношениях. Поэтому в демократическом обществе создать крепкую стабильную семью, основанную на взаимности, значительно сложнее, чем в традиционном обществе, где традиции предписывали и контролировали всю линию поведения индивида, в том числе как создавать семью и как кому надлежит себя в ней вести.

Разложение традиционной семьи и возникновение новых форм брачно-семейных отношений, наряду с позитивом, порождают в обществе массу негативных явлений, иногда настолько деструктивных, что многие социологи считают их предвестником кризиса и даже краха семьи. К числу таких признаков относятся:

- увеличение количества убежденных холостяков (мужчин и женщин), людей, которые никогда не вступали и не имеют намерения вступать в брак;

- увеличение числа разводов, что является не только личной трагедией супругов, но и калечит судьбы детей, иногда делая их безнадзорными, во всяком случае, ухудшая их стартовые позиции;

- увеличение количества неполных семей, как послеразводных, так и семей матерей-одиночек;

- увеличение количества бездетных и малодетных семей. Причины этого явления разные, от малообеспеченности до карьерных соображений и элементарного эгоизма (желание «пожить для себя»). Но результат один – начавшаяся в начале 90-х годов депопуляция, уменьшение численности населения, главной причиной чего является низкая рождаемость;

- современную ситуацию характеризует не только снижение брачности в целом, т.е. уменьшение количества фактических семей, но и изменение пропорций в их качестве. Уменьшается количество гражданских (юридически оформленных браков) и увеличивается количество браков фактических (в обиходе называемых «гражданскими», без регистрации). По данным исследований больше половины недавно поженившихся пар начали жить вместе еще до брака;

- растет количество так называемых «альтернативных браков, среди которых «свингерство» - собрачный секс, когда приятели меняются женами на время, гомосексуальные браки уже узаконенные в ряде стран, групповые браки и т.д.

Однако, проведенный в множестве исследований теоретический и практический анализ представлений россиян о семье и их реальном поведении в брачно-семейных отношениях дает право утверждать, что все эти новые явления отражают сложное положение общества в целом, являются попытками поиска адекватной современности модели семьи. Институт брака, как и институт семьи, возникшие тысячи лет назад безальтернативны.

 

ВОПРОСЫИ ЗАДАНИЯ.

 

1.Охарактеризуйте семью как социальный институт и малую социальную группу.

2.Когда возникла семья как социальное явление и какие этапы развития она прошла?

3.Какие типы современной семьи выделяют социологи?

4.Какие виды ролевых отношений существуют в современной семье? Перечислите свои социальные роли.

5.Дайте краткую характеристику функций современной семьи.

6.В реализации какой функции наиболее заметна и важна роль здравоохранения?

7.Какие социальные функции в отношении семьи должен выполнять семейный врач?

8.Что такое жизненный цикл семьи?

9.Назовите основные элементы правового статуса семьи.

10.Что такое гражданский брак? В чем сходство и различие

гражданского брака и сожительства?

11.Что представляет собой институт брака? Как соотносятся

между собой брак и семья?

12. Охарактеризуйте основные виды брака.

13. Назовите основные мотивы и причины разводов в России.

Что вы знаете об этой проблеме в других странах?

14. Составьте сравнительную таблицу культурных моделей

послеразводного поведения в России и других странах.

15. Какие проблемы стоят перед современной семьей?

16. Какие существуют альтернативы семье и браку?

17.Укажите причины снижения рождаемости в российском

обществе.

18. От неизлечимой болезни умерла мать 11-летней Насти. Когда девочке было 4 года родители развелись и отец регулярно выплачивал алименты на содержание дочери. Ребенка, после смерти матери хочет забрать отец, но бабушка обратилась в суд с иском об установлении опеки над ребенком. Какое решение примет суд? Какие факторы при вынесении решения суд обязан учитывать?

19. Семья – первый и главный агент социализации, который прививает личности основные нормы и правила поведения. От чего зависит этот набор правил? Всегда ли семья обеспечивает позитивную социализацию? Не наносит ли иногда семейная социализация вред индивиду? Почему для успешной социализации нужна именно семья, а не детский дом, в котором вроде бы есть все условия, включая материальное обеспечение и профессиональных педагогов, а не неграмотных и иногда очень бедных родителей? Охарактеризуйте роль семьи в процессе социализации. Как влияет на процесс социализации неполнота семьи?

 

 

ТЕСТЫДЛЯ САМОПРОВЕРКИ.

 

1.Семья как социальный институт существует:

а) больше миллиона лет

б) около40 тысяч лет

в) около 10 тысяч лет

г) менее 5 тысяч лет

 

2. С ростом суммарного дохода семьи увеличивается:

а) количество детей в семье

б) размеры жилья

в) количество потребляемых товаров и услуг

г) престиж профессии

 

3. Семье, в отличие от других малых групп, присуще:

а) совместное проведение досуга

б) непосредственные личные контакты

в) совместная трудовая деятельность

г) общность быта

 

4. Укажите соответствие типа семьи и её краткой характеристики:

а) расширенная 1) ядерная семья

б) неотрадиционная 2) семья вдовы с детьми

в) неполная 3) семья, где мужчина прислуши-

г) нуклеарная вается к мнению женщины

д) эгалитарная 4) семья, в которой муж согласен с решениями жены

5) семья, где внуки ежедневно

общаются с бабушкой

 

5. Укажите соответствие вида брака и его краткой характеристики:

а) Эндогамия 1) брак одного мужчины с несколькими женщинами

б) экзогамия 2) брак аристократа и крестьянки

в) моногамия 3) союз одного с большим сердцем,

г) полигамия в котором есть место многим

д) полигиния 4) 8-летняя жена 50-летнего мужа

е) неравный брак 5) союз двух любящих сердец

ж) ранний брак 6) меняю две свиньи на жену

з) детский брак 7) брак Ромео и Джульетты

и) покупной брак 8) фараон женится только на сестре

к) выкупной брак 9) поскольку калым не возвращается

- развода не будет

10) абсолютное предупреждение

кровосмешения

 

6.Рекреативная функция обеспечивает:

а) восстановление материального положения семьи после кризиса

б) восстановление физических и духовных сил членов семьи

в) восстановление социальной структуры общества

г) обеспечение культурной непрерывности общества

 

7.Какое из нижеперечисленных условий не считается в России препятствием для заключения брака?

а) отсутствие взаимного согласия

б) наличие в прошлом другого зарегистрированного брака, закончившегося разводом

в) недееспособность жениха, подтверждаемая медицинской справкой

г) наличие ребенка, родившегося до брака

 

8.Заключение брака между какими индивидами запрещает российское законодательство?

а) между лицами не достигшими брачного возраста (18 лет)

б) между близкими родственниками (двоюродными братом и сестрой)

в) с лицом, имеющим психическое заболевание и признанным судом недееспособным

г) с лицом, имеющим венерическое заболевание

д) между усыновителями и усыновленными

 

9.Какую семью называют нуклеарной?

а) включающую только родителей и детей

б) состоящую тз однополых партнеров

в) молодоженов, живущих отдельно от родителей

г) где муж и жена – специалисты в области ядерной физики.

 

10Имущество, нажитое супругами во время брака, является:

а) собственностью того супруга, на чьи денежные средства приобретено это имущество

б) их совместной собственностью

в) собственностью их детей

г) совместной собственностью не только супругов, но и их детей.

 

11.Родители обязаны обеспечить получение детьми:

а) дошкольного образования

б) основного общего образования

в) среднего технического образования

г) высшего образования

 

 

Глава 12. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

 

1. Происхождение и сущность глобальных проблем.

2. Глобальные социально-политические проблемы.

3. Глобальные социально-экономические проблемы.

4. Глобальные социально-экологические проблемы.

5. Глобальные проблемы человека.

6. Глобальные проблемы и прогнозы на будущее.

 

 

Основные понятия: глобальные проблемы, международная безопасность, локальные войны, гонка вооружений, разоружение, конверсия, ратификация, экономическая отсталость, демографическая проблема, продовольственная проблема, экологический кризис, экологическое мировоззрение, деградация культуры, ущемление прав и свобод личности, дискриминация, эпидемические и пандемические заболевания, футурология.

 

В настоящее время все большее количество философов, социологов, политологов, историков признает высказанную еще в 60-е годы ХХ века Питиримом Сорокиным идею, что на современном этапе развития человечества формируется единая цивилизация на всей планете. Укоренение этой идеи в науке и общественном сознании способствует осознанию глобализации экономических, политических, социальных и культурных процессов в современном мире.

Сам термин «глобализация» происходит от латинского слова «глобус», т.е. Земля, земной шар, и означает общепланетарный характер тех или иных явлений и процессов. Однако глобализация процессов – это не только их повсеместность, не только то, что их масштаб охватывает весь земной шар. Это означает также, что все человечество входит в единую систему экономических, социальных, политических, культурных и иных связей, взаимодействий и отношений. Глобализация – это исторический процесс превращения мира в единуюсистему.

Главным следствием этого процесса, наряду с ростом взаимозависимости государств, стала пространственная и институциональная интеграция рынков. Интернационализация выступает стимулом дальнейшего экономического прогресса. Она представляет собой позитивное явление, поскольку способствует расширению международного обмена материальными и интеллектуальными ценностями и в целом социальными контактами. Однако, многие результаты глобализации оказались благоприятными лишь для определенных групп стран, поскольку в процессе транснационализации большая доля производства, потребления, экспорта, импорта и дохода страны попадает в зависимость от решений международных центров (ТНК – транснациональных компаний).

Реально результаты глобализации можно видеть в том, что границы становятся все более прозрачными для экономической, культурной и даже политической деятельности. Транснациональные сети – промышленные монополии, Интернет, обмен студентов и профессиональных кадров, сфера услуг, организации «зеленых» и движение в защиту прав человека – способствуют созданию поистине глобальной культурной и экономической системы.

Таким образом, в настоящее время, по сравнению с прошлыми историческими периодами, неизмеримо возросло общепланетарное единство человечества, представляющее систему, элементы которой связаны общей судьбой и общей ответственностью. Поэтому, несмотря на разительные социально-культурные, экономические и политические контрасты различных регионов, государств и народов, правомерно говорить о становлении единой цивилизации и необходимости нового планетарного стиля мышления. Такой подход нашел свое отражение в концепциях американских социологов Д.Белла, З.Бжезинского, А.Тоффлера и др. Они акцентируют внимание на том факте, что всякий технологический переворот приводит к глубоким изменениям не только в производительных силах общества, но и во всем образе жизни людей, создает принципиально новые предпосылки для глобализации человеческого взаимодействия.

Благодаря широкому развитию компьютеризации, средств массовой информации и коммуникаций, человечество объединяется в единую социокультурную целостность. Существование такого единства диктует свои требования к человечеству в целом и к отдельной личности в частности. Чем выше уровень технологического производства и всей человеческой деятельности, тем выше должна быть степень развития самого человека, его взаимодействия с окружающей средой. Соответственно, должна сформироваться новая гуманистическая культура, в которой человек будет рассматриваться как самоцель общественного развития. Отсюда и новые требования к личности: в ней должны гармонически сочетаться высокая квалификация, виртуозное владение техникой, предельная компетенция в своей специальности с социальной ответственностью и общечеловеческими нравственными ценностями. Решение этой задачи крайне сложно и неизбежно ставит ряд проблем перед индивидом, группой и отдельными странами.

Наряду с всегда имеющимися проблемами индивидуальными, групповыми и проблемами отдельных стран, в современном мире есть группа проблем, которые являются всеобщими, затрагивающими интересы всех людей, даже если они об этом не знают или не задумываются. Эти проблемы называют

глобальными, поскольку они затрагивают жизненные интересы всех народов, для своего решения требуют коллективных усилий мирового сообщества. Глобальные проблемы современности превратились в один из важнейших объектов мировой политики, они принуждают страны к сотрудничеству, поскольку альтернатива – гибель человечества.

Термин «глобальные проблемы» в научной литературе начал употребляться с конца 60-х гг. ХХ века, хотя сами глобальные проблемы возникли намного раньше. Глобальные проблемы современности не являются чем-то новым для нынешнего этапа развития человечества, а представляют собой обострение в современных условиях существовавших ранее проблем и противоречий. В основе глобальных проблем лежат два взаимосвязанных процесса: с одной стороны, это результат развития и совершенствования производительных сил, т.е. развития материальной культуры общества, а с другой – результат социальных процессов.

Значительное влияние на появление глобальных противоречий оказали проявившаяся с середины 20-го века экологическая проблема, мировые войны, создание ракетно-ядерного оружия и других видов оружия массового поражения в количествах угрожающих существованию человеческой цивилизации. Все это с небывалой остротой поставило проблему сохранения и выживания этой цивилизации.

 

Глобальные проблемы тесно взаимосвязаны, но условно подразделяются на четыре группы:

- социально-политические,

- социально-экономические,

- социально-экологические и

- проблемы человека.

 

ГЛОБАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ.

 

Эти проблемы охватывают комплекс задач по обеспечению мира и международной безопасности. Сюда входит предупреждение мировой ядерной катастрофы и локальных (региональных) войн и конфликтов; отказ от насилия и мирное решение всех конфликтов; прекращение гонки вооружений, разоружение и конверсия; установление между народами

отношений доверия и добрососедства, партнерства и сотрудничества.

Какая из этих проблем является главной – вопрос дискуссионный. Многие считают наибольшей опасностью возможность применения (санкционированного или случайного) ядерного оружия, что может поставить под угрозу существование человечества и жизнь на Земле. Другие корень зла видят в гонке вооружений, которая отнимает у людей и так недостаточные ресурсы, направляя их на создание средств уничтожения человеческих жизней и имеющихся материальных благ. Гонка вооружений постоянно нагнетает международную напряженность и это представляет большую опасность еще и потому, что формирует неадекватное милитаризованное сознание, состояние эйфории, ощущение господства над окружающими, создает иллюзию легкого решения любых проблем. С другой стороны, у широких масс формируется психоз ожидания конца света, когда накопленные горы оружия придут в действие.

С окончанием холодной войны в середине 80-х гг. остро встала проблема разоружения – сокращения и уничтожения накопленных запасов оружия, хранить которое стоит слишком дорого, не говоря уж о вреде для окружающей среды. Эта проблема трудно решается, хотя и есть определенные сдвиги – договоры о сокращении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1, СНВ-2, СНВ-3).Ведутся работы по разминированию и уничтожению противопехотных мин, которых в «горячих точках на территориях примерно 70 стран мира установлено более 100 миллионов штук и на них ежегодно подрывается более 26 тысяч человек. Но важно не только уничтожать устаревшее и сверхопасное оружие, а и не производить избыточное новое.

Попытка решения этой проблемы называется конверсией – перевод избыточных ресурсов, занятых в военно-промышленном комплексе, в гражданский сектор. При этом попутно возникает много проблем социально-экономического плана: какую высокотехнологическую продукцию можно производить вместо оружия; нужна ли она будет на рынке; как обеспечить работой высококвалифицированные высвобождающиеся кадры и т.д.

 

ГЛОБАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ.

 

Четыре основных проблемы стоят перед человечеством в этой сфере. Первая из них – проблема экономической отсталости значительного числа стран, в которых проживает большинство человечества. И отставание не только не преодолевается, но еще больше увеличивается. Это углубляет раскол мира на богатые и бедные страны, усиливает международную напряженность, угрожает всеобщей безопасности. Причин бедственного положения отсталых стран много и главные из них:

- отсталость их производственной базы, что проявляется в аграрной, по преимуществу, экономике, примитивной технике и технологии, низкой продуктивности, а средств для проведения индустриализации нет;

- неэффективное использование трудовых ресурсов, что проявляется в высоком уровне безработицы, низкой квалификации основной массы работников и нехватке специалистов, плохой организации труда и слабом его

стимулировании, а в итоге низкая производительность труда;

- неэффективность государственного управления. Включает бюрократизм, некомпетентность чиновников, часто занимающих свои должности не в соответствии с профессиональной подготовкой, а по родственным, клановым и т.д. связям («непотизм»), торможение земельной, законодательной и других прогрессивных реформ;

- общие неблагоприятные условия для развития страны. У многих стран мира нет достаточного количества пахотных земель для самообеспечения продуктами питания и мало других природных ресурсов. Однако страны, которые мы называем развитыми, сумели наладить мирохозяйственные связи, замещая недостаток природных ресурсов высоким качеством производимой ими продукции, качеством своих специалистов, научными разработками в сфере высоких технологий, одновременно не гнушаясь и грабить природные ресурсы отсталых стран (бывших колоний).

- диспаритет цен во внешней торговле («ножницы цен», несоответствие) – страны вынуждены продавать свою продукцию по заниженным ценам, а покупать товары у развитых государств по ценам, которые завышены.

К этому добавляются огромные государственные долги, перенаселенность, неграмотность, родоплеменные и кастовые пережитки и даже гражданские войны.

В результате отсталые страны попали в замкнутый круг бедности: они бедны, потому что имеют отсталое и неэффективное производство, а оно таково, потому что нет средств для его модернизации. Выход из этого заколдованного круга возможен, во-первых, если сами отсталые страны решительно пойдут по пути широких прогрессивных преобразований в своих обществах, а во-вторых, при активной и действенной помощи со стороны развитых стран. Помощь должна состоять, прежде всего, в улучшении условий взаимной торговли, пересмотре и списании части внешних долгов, помощи инвестициями, передовыми технологиями, подготовкой кадров.

Не менее тяжелой является демографическая проблема, которая охватывает целый комплекс негативных явлений в мировом сообществе.

Эта проблема включает две тенденции. Во-первых, во 2-й половине ХХ в. в развивающихся странах произошел стремительный рост численности населения, который стали называть «демографическим взрывом». За короткий период мировое население более чем удвоилось, увеличившись с 2,5 миллиарда в 1950г. до почти 6 миллиардов в 2000г. При этом больше 80% прироста дали страны Азии, Африки и Латинской Америки. По прогнозам специалистов-демографов «взрыв» продолжится еще примерно полвека, пока население Земли не стабилизируется на уровне 9-10 миллиардов человек.

В результате «демографического взрыва» в развивающихся странах идет абсолютное перенаселение. По некоторым оценкам к 2100 г. там сожжет сосредоточиться до 95% населения Земли. Бурный рост и концентрация населения препятствуют рациональному хозяйствованию, катастрофически усиливается антропогенное давление на природу, т.е.разрушительное воздействие на неё со стороны людей из-за чрезмерного потребления природных ресурсов и нарастающей лавины всевозможных отходов.

Растет неравномерность распределения населения по отношению к жизненным ресурсам (пахотная земля, водные источники, полезные ископаемые и т.д.). Усиливается международная миграция населения и неоправданная урбанизация с чрезмерной скученностью людей в городах. Из-за безработицы, низкого уровня потребления, недостаточности образования и т.д., ухудшаются условия жизни людей, даже по сравнению с периодом колониализма.

Вторая тенденция, характерная для развитых стран, заключается в недовоспроизводстве населения. Оно обусловлено падении ем рождаемости и имеет свои отрицательные последствия: - происходит старение населения; - в составе населения сокращается доля трудоспособных людей, а доля пенсионеров увеличивается. На примере России это выглядит следующим образом: если в 1939 г. на 6 работников приходился один пенсионер, то в 1996 г. одного пенсионера кормят менее двух занятых, а в перспективе пенсионеров может стать больше, чем работников их обеспечивающих. Недовоспроизводство населения, кроме того, может вести к уменьшению численности коренного населения (так называемая депопуляция), а также возможности исчезновения отдельных этносов. По прогнозам демографов к 2100 г. в Японии вместо нынешних 126 останется лишь около 55 миллионов жителей, население России может сократиться вдвое – с нынешних 145 до 75 миллионов. Каких российских этносов это сокращение коснется больше всего?

Еще одна острая грань мировой демографической проблемы заключается в изменении качества населения. Дело в том, что в результате «демографического взрыва» в структуре населения слаборазвитых стран нарастает преобладание людей малообразованных, неустроенных, ожесточенных, не имеющих положительных жизненных ориентиров и привычки соблюдать нормы цивилизованного поведения. Одновременно – это самая активная часть населения и выход своей активности эти люди находят в стремлении «наказать виноватых» в их бедности и неустроенности. Они – главная социальная база распространения преступности, наркомании, тунеядства, бродяжничества и других асоциальных явлений, а главное – терроризма.

Из всего сказанного вытекает двоякая задача регулирования и рационализации демографических процессов. В развитых странах важно нормализовать рождаемость, которая должна обеспечивать, как минимум, простое воспроизводство населения. Для отсталых стран, напротив, необходимо обеспечить снижение рождаемости (как, например, в Китае поставлена задача, которая достаточно эффективно выполняется: одна семья – один ребенок). Рост населения в этих странах должен быть сбалансирован с развитием производства. Для решения этой задачи слаборазвитые страны должны повысить общую культуру населения и обеспечить подъем его благосостояния, так как демографическое поведение людей во многом определяется уровнем социально-экономического развития общества.

Третья из глобальных экономических проблем – продовольственная. Она проявляется:

- в острой нехватке продуктов во многих развивающихся странах (более 70 из них вынуждены ввозить продовольствие);

- в недоедании и голоде от 500 до 800 миллионов жителей Земли;

- в несбалансированности и неполноценности их питания.

Эта продовольственная проблема слаборазвитых стран органически вытекает из их экономической отсталости и перенаселенности. Дело в том, что в целом современное индустриально организованное сельское хозяйство, только используя современными методами пригодные для сельского хозяйства площади Азии и Африки способно прокормить все нынешнее население Земли. Однако используют современную агротехнику в основном развитые страны, которые производят продуктов питания больше, чем им нужно, а излишки продают или иногда дарят как гуманитарную помощь. Страны развивающиеся используют устаревшую агротехнику, а потому их сельхозпроизводство малопродуктивно, да к тому же количество едоков увеличивается галопирующими темпами. В результате складывается парадоксальная ситуация: одна часть человечества озабочена перепроизводством продуктов и проблемами ожирения, а другая – страдает от недоедания и голода.

Следовательно, основные пути решения продовольственной проблемы состоят:

а) в развитии и повышении эффективности производства продовольствия прежде всего в слаборазвитых странах, в распространении в этих странах так называемой «зеленой революции»;

б) в расширении производства и добычи продуктов в Мировом океане;

в) в ограничении роста населения отсталых стран в соответствии с возможностями производства;

г) в помощи мирового сообщества отсталым странам в решении этих задач.

Суть четвертой глобальной экономической проблемы – проблемы природных ресурсов в том, что человечество больше не может до бесконечности и все возрастающими темпами увеличивать объемы отнимаемых у природы ресурсов. Следует помнить при этом, что большая часть их этих ресурсов невозобновляемы и близки к исчерпанию. К примеру, разведанных (известных) запасов нефти, по оценкам специалистов, хватит при нынешних темпах энергопотребления на несколько десятков лет. Принципиально новых нефтеносных районов на Земле нет, а в уже освоенных прирост усилиями геологоразведки не может быть значительным. Учитывая этот факт, во всех развитых странах идет активный поиск альтернативных энергоносителей.

Во-вторых, массированная добыча, переработка и само использование ресурсов часто наносят огромный ущерб окружающей среде и постепенно разрушают сложившееся в природных системах равновесие. Речь идет и о масштабных выбросах в атмосферу, воду и почву ежегодно около 1 млрд.(!) тонн отходов, часто токсичных, что губит природу, вызывает тяжелые заболевания людей и животных. Масштабные вырубки лесов, особенно в тропической зоне, все больше сокращают «легкие» нашей планеты. Осушение торфяных болот для более легкой добычи торфа не только нарушило экосистему, но и привело к массовым периодическим пожарам.

Понятно, что человечество не может существовать без обеспечения себя энергией и сырьем и без определенного экономического роста. Однако необходимо принципиально изменить модель экономического роста: перенести акцент с бесконечного наращивания объемов ресурсов на всемерную рационализацию их производства и потребления. Необходимо добиться, чтобы повышение жизненного уровня людей достигалось с меньшими затратами ресурсов.

Конкретными путями такой рационализации должны стать:

- снижение энерго- и материалоемкости производства;

- замена в энергетике нефти и угля менее «грязным» газом;

- развитие нетрадиционной энергетики – солнечной, ветровой, морских приливов, атомной, геотермальной, а в перспективе – использование практически неисчерпаемой и экологически чистой энергии термоядерного синтеза;

- стимулирование рационального и экономного потребления ресурсов в производстве и в быту, в частности, установление высокой и дифференцированной платы за используемые ресурсы.

 

ГЛОБАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ.

 

Этот комплекс проблем связан со взаимоотношениями общества и окружающей среды, с трудностями преодоления экологического кризиса, который возник на планете из-за разрушительного воздействия людей на природу. Известно, что природа играет в жизни и развитии человечества двоякую роль: 1) как источник ресурсов для производства и 2) как среда обитания людей. К сожалению, слишком многие считают, что важна именно первая функция – «обслуживать» производство, или, как говорил классик, «мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее – наша задача!»

Но природа едина, и за непродуманное, неосторожное хозяйственное вторжение в нее она мстит обществу не только истощением ресурсов, но и неизбежным ухудшением условий жизни и здоровья людей. В качестве основных проявлений экологического кризиса можно выделить:

- загрязнение водного и воздушного бассейнов Земли, образование по этой причине парникового эффекта, «озоновых дыр», «кислотных дождей», отравление рек и озер, целых зон экологического бедствия с массовыми заболеваниями людей и т.д.;

- глобальные изменения климата, угрожающие в будущем климатической катастрофой (общее потепление, засухи, неустойчивость погоды, таяние полярных и горных ледников, повышение уровня Мирового океана, затопление огромных территорий плодородных земель, сокращение поэтому производства продуктов питания и прочее);

- уничтожение и вымирание лесов, обеднение животного и растительного мира, лавинообразный рост отходов и т.д.;

- сокращение пахотных угодий и ухудшение плодородия почвы из-за их чрезмерной эксплуатации, ветровой и водяной эрозии, засоления, заболачивания, опустынивания, поглощения городами и промышленностью.

Только за последние полвека на планете уже утрачено около пятой части сельскохозяйственных земель. И этот гибельный процесс продолжается: ежегодно из мирового оборота уходит более 8 млн.га. наиболее плодородных земель.

Среди путей решения экологических проблем можно выделить четыре наиболее очевидных:

1. Разработка и осуществление согласованной международной программы охраны окружающей среды. В программе должно быть предусмотрено:

- создание фонда для проведения природоохранных мер мирового значения (прекращение вырубки тропических лесов, улучшение качества питьевой воды и пр.);

- установление международных экологических стандартов и контроля за состоянием природной среды (с правом инспекции в любой стране);

- введение международных ограничительных квот для каждой страны на вредные выбросы в атмосферу. Такое правило уже действует в отношении озоноразрушающих газов, причем страны могут продавать друг другу свои неиспользованные квоты;

- объявление природной среды достоянием всего человечества и введение в международную практику принципа «платит загрязняющий». Ввести «зеленый налог» на вредные выбросы, специальные налоги на пользование Мировым океаном, Антарктидой, околоземным космическим пространством

и т.д.

2. Создание обоснованного природоохранного законодательства, в котором предусмотрены:

- жесткая ответственность за его нарушение;

- действенные стимулы, побуждающие к охране окружающей среды. Например, специальные «экологические налоги» за применение грязных технологий и налоговых льгот за экологически чистое производство.

3. Переход к новой экологичной технологической культуре с рациональным подходом к использованию природных ресурсов, применением наиболее чистых технологий, заботой о воспроизводстве возобновляемых ресурсов, внедрением безотходных природосберегающих технологий, экозащитных систем и т.д.

4. Постоянное полное и правдивое информирование людей о состоянии среды их обитания и формирование экологического мировоззрения в обществе.

 

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫЧЕЛОВЕКА.

 

Очевидно, что в центре всех глобальных проблем современности находится человек, поскольку именно он страдает от вражды, войн и насилия, от эгоизма и просчетов политиков, от экономической отсталости стран, нехватки продовольствия, гибели природы, экологического кризиса и т.д. Главные проблемы современного человечества связаны с духовной жизнью, деградацией культуры, которая благодаря средствам массовой информации стала общедоступной, но не смогла сохранить качество, размыванием устоявшихся моральных, нравственных ориентиров, уходом людей от реальных проблем в мир иллюзий, порожденных алкогольным или наркотическим опьянением, использованием психотропных препаратов. Сложные вопросы ставит перед человечеством НТР, особенно её современный этап – массовая компьютеризация, продвижение к созданию искусственного интеллекта. Человечество рискует утратить свою духовность, свою способность воспринимать, чувствовать и творить прекрасное.

В сфере культуры существует еще одно глобального характера противоречие – противоречие между тенденциями к интернационализации культуры и сохранением культуры национальной. Попытки обособления национальных культур объективно тормозят ее развитие, но являются своеобразной формой протеста против засилья западной массовой культуры. Массовый экспорт западной культуры вызвал в ряде стран ответную реакцию населения: звучат призывы ограничить использование иностранных слов, демонстрацию иностранных фильмов и др. Подобные проблемы можно решать только через диалог культур, но при условии, что это будет диалог равных и разных. Вопрос только в готовности к такому диалогу, а некоторые обществоведы, например, известный американский политолог С.Хантингтон, утверждают, что ХХ1 век пройдет под знаком ожесточенной борьбы между цивилизациями с разными культурными основами.

Духовно-нравственной основой появления всех глобальных проблем современности является широкое распространение идеологии потребительства. Современное производство создало материальные предпосылки для удовлетворения основных потребностей населения. Однако удовлетворение определенной потребности порождает у человека новые потребности. Таким образом, человек попадает в бесконечный, неисчерпаемый круг; становится пленником собственных желаний и навязчивых идей. Так господствующая система ценностей, направленная на удовлетворение потребности иметь как можно больше, вошла в глубочайший конфликт с другой, гораздо более фундаментальной потребностью человека быть, т.е. жить и развиваться вне жесткой зависимости от того, что он имеет. Каждому из людей важно глубоко осознать, что причины всех наших несчастий не вокруг, а внутри нас. Они в наших часто неразумных, недальновидных и безответственных действиях, в нашей политической и социальной пассивности, в пренебрежении к природе, в стремлении к чрезмерному потребительству, в непомерном эгоизме и взаимной разрушительной нетерпимости. Человек сам загнал себя в угол – в кризис и на грань выживания. И теперь, чтобы выбраться из этой ситуации, пора вспомнить, что человек – это homo sapiens, у которого есть не просто разум, а и знания, умения и воля.

Таким образом, глобальные проблемы – это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации; это проблемы, которые характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего р



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: