Проблема табуированности в культуре – интерпретации психоанализа.




Причиной написания данной работы послужил письменный ответ французского писателя Ромена Роллана на присланный ему Фрейдом трактат «История одной иллюзии», где тот рассматривал религию в качестве иллюзии. Роллан отвечал, что «был бы целиком согласен с его оценкой, но сожалеет, что Фрейд не воздал должного подлинному источнику религиозности, а именно особому чувству единства со всем миром, названного «океаническим». Не обнаружив этого чувства в себе, Фрейд сделал попытку проанализировать это чувство на основе концепции внутреннего «Я» человека – того, как сам человек воспринимает себя; это приводит к выводу, что «океаническое чувство» является, по сути, атавизмом – остатком былого видения мира человеком в возрасте, близком к младенчеству. Фрейд допускает такую возможность, приводя в пример историю становления Древнего Рима, взяв его как «не место жительства, а наделенное психикой существо». Далее автором подвергается сомнению принятие «океанического чувства» как источника религиозных потребностей человека: он склонен видеть это чувство лишь выражением данной потребности, причину же видит в психологии детской беспомощности и обожания отца.

Фрейд обращается к религии как к основе для поиска смысла человеческой жизни, в то же время приводя более приземлённый пример жизненной цели, основанный на анализе людского поведения – стремление к счастью. Счастье рассматривается как совокупность двух факторов – получение удовольствия и ограждение себя от страданий. Источниками страданий указываются несовершенство человеческой конституции, страх перед могуществом природы и отношения с другими людьми. Методами уклонения неудовольствия автор называет:

· отвлечение – примером являются научная деятельность и саморазвитие;

· замещение – искусство, религия и т.д.;

· интоксикация – наркотики, алкоголь и прочее, введение себя в состояние забытья;

· сублимация – отказ от своих влечений;

· аскетизм – уход от источника несчастий;

· бунт – по сути обратное, стремление уничтожить источник несчастий;

· смещение либидо – выбор альтернативных путей получения наслаждения, преимущественно психическая и интеллектуальная работа;

Немаловажным фактором считается склонность человека к наслаждению прекрасным, удовлетворению эстетических потребностей. Подводя итог этой теме, Фрейд говорит об индивидуальности счастья для каждого человека в отдельности, о его труднодостижимости, а также об опасности ударения в крайности.

Проанализировав возможность устранения каждой из трёх приведённых выше причин страданий, автор выбирает создание института регулировки человеческих отношений как самое действенное средство. В то же время возникает следующее предположение: «Большую часть вины за наши несчастья несет наша так называемая культура; мы были бы несравнимо счастливее, если бы от нее отказались и вернулись к первобытности». В качестве источников данного тезиса указываются географические открытия (примитивность цивилизации считается источником счастья), наблюдения за развитием неврозов (психологическое давление ограничений культуры) и относительная бесполезность технического прогресса как средства достижения счастья. Для полноты картины Фрейдом определяется понятие культуры, происхождение критериев оценки её уровня, а также отношение к понятию индивидуальной свободы с точки зрения социальных отношений. Получив общее представление об облике культуры, задаётся вопрос – как культура связана с развитием индивида, насколько она зависит от отказа от естественных влечений человека? Чтобы на него ответить, автор рассматривает происхождение культурного развития, его течение и развитие.

Начинается оно с первобытного человека. Образование первой семейной ячейки с целью улучшения условий жизни и обеспечения себя постоянным присутствием факторов удовлетворения потребностей. Сплочение сыновей с целью противостояния доминирующей позиции отца. Воздействие любви как основной мотивирующей к совместной жизни силы. Здесь Фрейд ударяется в физиологию: «Мы приняли любовь в качестве основания культуры, мы говорили, что как сильнейшее переживание удовольствия половая любовь дает человеку прообраз всякого счастья. Поэтому напрашивается дальнейший поиск счастья в области половых отношений». При потере любовного объекта человек пытается защититься, направляя свою любовь на всех вокруг в равной степени. Фрейд определяет это как любовь, заторможенная по цели. Также он связывает эту технику реализации принципа удовольствия с религией. Происходит разделение - половая любовь ведет к новым семейным союзам, заторможенная по цели – к «дружеским» объединениям, которые становятся культурно значимыми – в них происходит преодоление многих ограничений половой любви, например, ее исключительности. Но по ходу развития любовь утрачивает однозначное отношение к культуре. С одной стороны, любовь вступает в противоречие с интересами культуры, с другой – культура угрожает любви ощутимыми ограничениями. В первом случае культура, целью которой является объединение людей в большие сообщества, пытается отобрать индивида у семьи. Во втором случае, женщины (а точнее сексуальное влечение к ним) рассматриваются как фактор замедления и сдерживания развития культуры.«Постоянное пребывание среди себе подобных и зависимость от отношений с ними отчуждают мужчину даже от его супружеских и отцовских обязанностей. Женщина видит, как она оттесняется на второй план притязаниями культуры, и у нее начинается вражда с культурой». И, по сути, ответной реакцией общества является наложение табу, ограничений сексуальной свободы как мужчины, так и женщины; тем самым отнимается психическая энергия человека, каковой культура пользуется в своих целях. «. Запреты и ограничения преуспевают лишь в организации беспрепятственного протекания сексуальных интересов по допустимым каналам – у нормальных людей, которым не мешает их конституция. Но и узаконенная гетеросексуальная генитальная любовь подлежит дальнейшим ограничениям, вводится единобрачие. Современная культура ясно дает понять, что сексуальные отношения допустимы лишь в виде единственной и нерасторжимой связи между одним мужчиной и одной женщиной. Культура не желает знать сексуальности как самостоятельного источника удовольствия и готова терпеть ее лишь в качестве незаменимого средства размножения. А это уже крайность, которая, как известно, оказывалась неосуществимой даже на самое короткое время.»

Отказ от сексуальности не является единственным. Развитию культуры во многом противостоит врождённая агрессивность человека. Фрейд с энтузиазмом (и, к слову, вполне логично) критикует формулировку «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Он находит историческое подтверждение следующему тезису: «За всем этим стоит действительность, которую так охотно оспаривают: человек не является мягким и любящим существом, которое в лучшем случае способно на защиту от нападения. Нужно считаться с тем, что к его влечениям принадлежит и большая доля агрессивности». Культура прилагает немалые усилия, чтобы сдерживать агрессивные влечения человека, грозящие обществу его распадом. Средством этому служат определенные психические реакции, применение законов, политические и общественные идеи. Тем не менее, действенность этих средств остаётся под вопросом. В качестве примеров рассматриваются несовершенство законов, психологическая несостоятельность идей коммунизма, моральное давление, обусловленное физиологической разницей людей. Тем не менее, существую некоторые феномены, значительно снижающие градус агрессии довольно безвредными способами, например феномен «нарциссизма малых различий».

Я хотел бы подвести следующие итоги. Человечество вводит ограничения в культуре для достижения безопасности, повышения уровня жизни, развития общества. Достигается это путём сублимации естественных человеческих потребностей, по сути являющейся отказом от частицы счастья.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: