Частные гипотезы исследования.




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Костромской государственный университет

Институт педагогики и психологии

 

Допустить к защите

________________201__ г.

Зав. кафедрой ………,

………………..

___________ ………………….

 

Предпосылки творческой нереализованности у представителей искусства и методы её компенсации

 

Магистерская диссертация студента

… курса направления подготовки

«Психология и акмеология музыкального образования»

профиль «Музыка»

Аккуратова Никиты Николаевича

 

Научный руководитель:

…………………………….

профессор…………………..,

Фетискин Николай Петрович

Кострома


Содержание

  Стр.
Введение………………………………………………………………….    
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования творческих способностей.………………………………………………………..…  
1.1. Концептуальные подходы к определению понятийной сущности творческих способностей……………………………………………………  
1.2. Классификация уровней творческих способностей и их характеристики……………………………………………………  
1.3 Предпосылки творческой нереализованности у представителей сферы искусства….…………………………………………………….  
Глава 2. Эмирическое исследование проявлений творческой нереализованности у учащихся с творческой музыкальной направленностью..………………………………………………………  
2.1. Организация и методы исследования.………………………..  
2.2. Факторы, препятствующие реализации творческих потенциалов, обусловленные музыкальными предпочтениями. ………………………………………………    
     
   
Заключение……………………………………………………………….  
Список литературы………………………………………………………  
Приложение………………………………………………………………  

Введение.

Проблема и ее актуальность. Тема нашей диссертации – предпосылки творческой нереализованности у представителей искусства и методы её компенсации – очень актуальна в наше время. Человек приходит в эту жизнь с запасом своих способностей, талантов, о существовании которых он, может быть, и не знает. Задача взрослого человека – определить, к чему ребёнок способен, в каком направлении ему развиваться, и, несомненно, оказать ему в этом квалифицированную помощь.

Развитие природных задатков принципиально важно для каждого человека. Если человек этого не делает, то способности постепенно угасают. Всё, что не развивается, деградирует, это надо помнить. Главную роль в развитии способностей играет с детских лет сам человек. Каждый взрослый человек должен приложить все силы, чтобы помочь ребёнку справиться с трудностями, чтобы все задатки, которые есть у маленького человечка, были развиты и нашли свое воплощение. И тогда, по своему первоначальному замыслу, представитель искусства должен стать мастером своего дела. Он должен средствами искусства уметь выразить человеческие чувства и эмоции: горе, радость, слёзы, смех. Музыкант должен соблюдать линию «Композитор-исполнитель-слушатель», иначе, по словам Д.Б. Кабалевского, музыки нет, так как музыка пишется и исполняется для людей. Что касается живописи, театрального искусства и киноискусства, здесь тоже действует этот механизм, потому что пьеса или фильм, не имеющие зрителей, как бы ярко и привлекательно не выглядели, являются бесполезным и ненужным материалом. Поэтому прямая обязанность каждого творческого человека - донести свои навыки до людей, принести им удовольствие, радость, восхищение, и другие эмоции. Но в реальности такое бывает далеко не всегда. Почему? Это нам и предстоит выяснить.

В человеческой душе есть немально чувств, стимулирующих творческую деятельность. Но кроме этого есть чувства, тормозящие творческие усилия. Самый опасный враг творчества – страх. Боязнь неудачи, а также осуждения со стороны других людей сковывает воображение и инициативу. Каждый человек должен помнить, что при любом принятом решениии обязательно найдутся люди, которые будут его осуждать, но это не аргумент к тому, чтобы сдаваться.

Второй враг творчества – чересчур высокая самокритичность. Это - другая крайность. Должно быть равновесие между одаренностью и самокритичностью, слишком придирчивая самооценка может привести к творческому тупику и последующей потере веры в себя.

Третий враг творческого мышления – лень, которую нужно побороть усилием своей воли. Да, творчество – это занятие трудоемкое, нередко наносящее вред здоровью, но этот вред при помощи специальных методов можно и нужно минимизировать.

Когда человек желает что-то сделать – он непременно должен начать. Истина проста: начать, продолжить и, завершить. Эти три этапа психологически неравнозначны и требуют различных волевых усилий. Иногда камнем преткновения служит последний этап – завершение. Все же для большинства людей сложнее всего начать. Трудность, связанную с началом деятельности, представители творческих профессий иногда испытывают особенно остро. Эти трудности связаны с сомнением в правильности своего выбора, со страхом перед потенциальными ошибками в определении и избраниии своего пути.

В. М. Воскобойников в 1996 выделил следующие виды барьеров творчества:

Контрсуггестивные барьеры – предубеждение, неверие в свои силы, недоверие к коллегам, ригидность взглядов и установок, приспособленчество.

Тезаурусные барьеры – низкий уровень образования, интеллектуального развития, недоступность информации.

Интеракционные барьеры – неумение планировать и организовывать деятельность свою и других.

Также основной причиной неудач в достижении успеха является желание сравнивать себя с другими. Часто мы оцениваем степень своего успеха, сравнивая его с успехом других людей. Если он меньше, то жизнь превращается в череду сплошных разочарований. Но и, достигнув большего в жизни, чем сосед, брат, или др., мы можем испытывать разочарование при мысли о нереализованных возможностях. Мы еще можем завидовать чужому успеху и при выборе средств его достижения брать пример с того человека, который достиг этой самой цели, даже забывая, а порой и восе не задумываясь о том, что каждый человек особенный и что этот способ нам может и не подойти. Это – еще одна ошибка, от которой никто не застрахован. Единственно правильное решение — это сравнение себя с самим собой: кто вы есть и кем можете стать. Успеха можно добиться только в случае полной реализации своего нераскрытого потенциала. Мерилом успеха становится достижение заранее спланированных личных целей.

К сожалению, примеры творческой нереализованности людей являются многочисленными, их количество неуколонно растёт, поэтому тема заслуживает внимания, и мы решили её освещать и писать про неё. Освещать ее можно достаточно широко. Нереализованность представляет собой стресс, разочарование, поэтому ощущается представителями искусства наиболее остро и нуждается в компенсации. Творческие люди из кризиса выходят спонтанными методами, позволяющими забыть эти ощущения: пьянство, курение, наркотики, суицид, помешательство. Но это приносит временное облегчение со всеми вытекающими последствиями для здоровья. Такими привычками люди зарабатывают себе множество заболеваний, и умирают раньше, чем могли бы. А мы намерены найти другие выходы из личных кризисов, выявить методы такой компенсации, которая позволит сохранить творческого человека как личность, позволит сохранить ему жизнь, здоровье и человеческий облик, раскрыть новые грани его таланта. Эти методы требуют глубокого анализа, который мы тоже намерены провести. Когда мы это сделаем, мы, возможно, откроем секрет безвредной, но эффективной компенсации творческой нереализованности у людей.

Исследовательский вопрос: В чём причины творческой нереализованности представителей искусства и есть ли способы решить данную проблему?

Что по этому поводу уже известно и к каким выводам пришли учёные, ранее занимавшиеся этой проблемой?

Раньше этот вопрос был освещён О.В.Курышевой и А.Ю. Черновым в туде «Социально-возрастные нормы личности». В этой публикации чётко определено, что именно человек должен достичь к определённому возрасту.

Д.К. Кирнарская в одном из своих исследований писала о том, какой вклад вносит школа в раскрытие одарённости детей. Она в своих работах подчеркивает важность своевременного обнаружения этих самых способностей. Преподаватель должен своей деятельностью постараться «не отпугнуть» учеников от их истинного предназначения, а напротив, привлечь их, и расположить к себе и к их будущей профессии. Нередко бывают и такие моменты, когда ученик по причине неудачи хочет прекратить занимать музыкой либо другим видом творчества. Во время таких душевных затруднений задача педагога - помочь ученику сохранить его способности и развить их. Учитель обязан, когда нужно, уметь убедить ученика не бросать свое дело, даже если ученику творчество кажется бессмысленным. Материал учебный тоже должен быть развивающим, то есть чуть-чуть посложнее, чем может ученик. Это поможет ученику подтянуться до нужного уровня исполнительства. Педагог должен учитывать также и характер, и темперамент ученика при подборе репертуара и построении диалога.

Холериков нужно ставить на место, когда они проявляют обиженную и грубую реакцию в ответ на замечания. Нужно научить их быть критичными к самому себе, и уважать критику со стороны других людей, учитывать ее при построении своих дальнейщих действий, свою вину не сваливать на внешние факторы, будь то несовершенства и износ фондов ДМШ, в том числе и музыкальных инструментов, хранящихся на складе, «неправильность» публики и т.д., а искать причину в себе, потому что такой недостаток у холериков тоже имеется. Холерики на сцене ведут себя очень устойчиво и могут сыграть лучше чем в классе. Это хорошая исполнительская черта, и учитель об этом должен таким ученикам почаще напоминать, чтобы поддержать морально, но в то же время и не перехвалить, чтобы не пропал стимул к дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию.

Меланхолики часто заранее волнуются и переживают. Они свои неудачи на сцене склонны преувеличивать, и долго по этому поводу переживать, нанося ущерб своей нервной системе. Это, как правило, не заканчивается ни чем хорошим, наоборот, это приводит к заболеваниям, ибо все болезни от нервов. Поэтому нужно им внушить факт о неизбежности сценического выступления и необходимости чаще выступать с целью адаптации. Педагогу следует внушить таким ученикам, что волнение тоже должно иметь свои рамки, иначе может случиться «эмоциональное выгорание», которое делает человека безразличным и также не приводит ни к чему хорошему. И, конечно, хороших результатов можно будет ожидать в том случае, если педагог сумеет убедить такого ученика точно и прочно выучивать репертуар наизусть примерно за месяц до выступления. Это правило, кстати говоря, касается всех учеников независимо от вида темперамента.

Сангвиники очень часто бывают самолюбивыми людьми, могут мысленно поставить себя выше и лучше всех в исполнительском плане. Они часто хвастаются и недооценивают своих учеников. Педагогу надо их ставить на место, отучить от этой совершенно вредной привычки хвастаться. Сангвиники тоже могут не состояться как музыканты из-за самоуверенности и неточного донесения музыкального материала со сцены до слушателей, с техническими несовершенствами, погрешностями и срывами. Но сангвиник играет ровно, и это его плюс.

Флегматики очень выносливы и работоспособны, в том числе и на сцене, однако педагог должен научить их вовремя раскачиваться, иначе образ музыкальный будет вялым, неубедительным, что также может негативно сказаться на их профессиональном будущем и даже стать причиной нереализованности.

Задача педагогов осложняется еще и тем, что к каждому ученику надо иметь индивидуальный подход. Чистого темперамента нет ни у одного человека. Может быть доминирующий темперамент в сочетании с несколькими побочными. И еще помнить, что от психологического настроя зависят все этапы обучения, начиная приемом ученика и заканчивая его выпуском.

Моральная поддержка от педагогов нужна всем ученикам детских музыкальных школ, даже если ученик всю четверть ленился и ничего не учил. Перед концертом ни в коем случае нельзя ругать детей за промахи, делать это непедагогично в такой ответственный момент. Ученик с испорченным настроением может совершить на выступлении еще больше ошибок и срывов, чем мог бы. Здесь главное – не навредить. Для замечаний существует время и после концерта и на индивидуальных занятиях, но даже в это время непозволительно унижать достоинство своего ученика.

И уж совсем никуда не годится такая ситуация, когда родители или педагоги намекают на никчемность детей, при этом произнося фразу «Ты плохой» или «Я тебя не люблю». Такое уничижительное отношение дети воспринимают как самое страшное наказание, которое травмирует психику и нередко заканчивается плачевно – дети могут психологически не выдержать такого отношения к себе и бросить занятия музыкой или любым другим творческим делом. Или еще хуже - они могут свести счеты со своей жизнью. Грамотные родители и педагоги всегда знают, что поступки мо́гут быть плохими, а дети - никогда, и избегает подобных заявлений. Слово плохой относят исключительно к поступку,

Б.М. Теплов, изучая тему творческих способностей, пришёл к выводу, что наряду с музыкальной одарённостью человек может обладать способностями и добиться успеха в другом деле. И это утверждение можно подкрепить массой примеров. У многих композиторов XIX и XX века была вторая специальность. Ц. А. Кюи и Н.Я.Мясковский были военными инженерами, Н.А.Римский-Корсаков – морским офицером. Но наиболее яркий и успешный пример, когда человек добился высот в двух специальностях сразу – это А.П.Бородин. Он был и композитором и химиком. Именно поэтому Б.М.Теплов назвал его «двухвершинной» личностью.

Лилиас Маккиннон выявляет закономерность, которая заключается в том, что творчески одаренные люди часто не находили понимания ни у своих наставников, ни у лиц противоположного пола, ни у людей вообще.

И опять примеры налицо. Людвиг ван Бетховен. От непонимания со стороны возлюбленной дамы он и написал вокальный цикл «К далекой возлюбленной», а также «Лунную сонату».

Тема одиночества художника в мире освещена и композиторами эпохи романтизма. Таким примером является Ф.Шуберт. Непонимание у людей композитор отразил в своих двух вокальных циклах: «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь». В прекрасной мельничихе главный герой пошел искать свое счастье вдоль по течению ручья, но так и не нашел. Он влюбился в мельничиху. Она в ответ стала уделять ему какое-то внимание, отвечать ему взаимностью, потом ее отношение к нему стало выглядеть более равнодушным, если она ушла от него домой из-за элементарного дождя, и в довершение ко всему – предпочла ему охотника. Главный герой борется за внимание мельничихи, но тщетно. И вот он результат – самоубийство. Главный герой понял, что только на дне ручья он найдет свой покой, поэтому он просто утопился в ручье.

В цикле «Зимний путь» отражено примерно то же самое. Главный герой просто из-за бедности вынужден скитаться. Все признаки предстоящей голодной смерти – и оцепенение, и ворон, и почта, которая не приносит герою никаких писем. Он не может жениться, и в конце стал шарманщиком, до которого никому нет дела. В стихах Вильгельма Мюллера Шуберт увидел ситуацию, похожую на свою собственную – непонимание, одиночество, постоянная материальная нужда, плохой контакт с внешним миром. И поэтому от себя написал строчку к песне про шарманщика «Хочешь, будем вместе горе мы терпеть? Хочешь, будем вместе под шарманку петь?» И вот она – несчастливая жизнь, как и говорил ученый.

Похожая ситуация и с композитором Р.Шуманом. У него тоже есть свой вокальный цикл. Он называется «Любовь поэта» на стихи Г.Гейне. В финальной песне цикла главный герой утопился в реке. Сам Шуман тоже пытался сброситься в Рейн. Его спасли, и остаток жизни он провел в больнице для душевнобольных.

Рассмотрим мнение Е. И. Щеблановой. Она утверждает, что одной из причин творческой нереализованности является само незнание о наличии той или иной способности у самого себя. Но человек может упустить свои способности и по другой причине – если он вовремя не придал этим способностям должного внимания и значения. Как считает ученый, если родители не помогают ребенку в развитии этих задатков, то это дети это весьма остро ощущают, и это не дает им нормально учиться в школе по общим предметам, отсюда и плохие оценки. Те родители, которые по настоящему любят своих детей, обязательно найдут время, чтобы исправить допущенную ситуацию.

Дж. Дэвидсон проследила связь между степенью творческой реализации людей искусства и поддержкой в семье. Как выяснил учёный, эта зависимость зачастую является обратнопропорциональной.

Позицию Дж. Дэвидсона мы можем подкрепить примером жизни и творчества Гектора Берлиоза. Автор знаменитой «Фантастической симфонии» ещё в детстве знал, что имеет склонность, любовь к музыкальному искусству и намерен стать композитором. Однако родители требовали от Берлиоза, чтобы он стал врачом. Отец вообще не признавал музыку как специальность. Не понимая отца, Берлиоз вступил с ним в конфликт. В итоге этого конфликта отец лишил сына материальной поддержки. Однако Гектора не напугала и не остановила нехватка средств к существованию. Он пошёл учиться музыке, начал изучать лучшие образцы партитур для симфонического оркестра, и в конечном счёте всё-таки стал композитором. Несмотря на то, что почти вся жизнь Берлиоза прошла в материальной нужде, мы должны признать его творчески реализовавшимся человеком.

По мнению В.И. Чудновского и В.С. Юркевича, одаренность – это не только благо, но и тяжелый крест. Это отчетливо видно на примере В.А.Моцарта и П.И. Чайковского.

Дело в том, что оба эти композитора испытывали мучительные ощущения. Ведь звуки музыки часто преследовали их, не давали покоя даже ночью, во время сна. Настолько навязчивые и назойливые мелодии звучали в голове, словно человека «распирает» от них. Нужно было обязательно их записать. В том случае, если В.А.Моцарт или П.И.Чайковский хоть раз попробовал проигнорировать новую мелодию, возникшую в голове, он ощущал себя на грани помешательства из-за ощущения невысказанности. Поэтому проигнорировать эту музыку представлялось просто недопустимым.

А еще существует такое выражение: «То, что ярко горит – быстро сгорает». По этому принципу многие талантливые люди умирают в расцвете своих сил по причине работы наизнос. В качестве примера мы можем привести того же В.А. Моцарта, а также К.М.Вебера и Ф.Шопена. В XX веке тоже были такие композиторы и исполнители. Например, саксофонист Чарли Паркер скончался в возрасте неполных 35 лет от роду (1920 – 1955). Есть такие примеры и среди советских музыкантов. Это Владимир Высоцкий и Евгений Мартынов. Оба скончались в возрасте 42 лет. Но этот вопрос тоже не является безвыходным, и даже при самой большой самоотдаче творческие люди могут продлить себе жизнь и быть долгожителями, если будут соблюдать правильный режим труда и отдыха. Поэтому существует ряд талантливых людей в искусстве, которые творили и жили при этом достаточно долго. Среди зарубежных композиторов это, например, Йозеф Гайдн (1732-1809), Джоаккино Россини (1792-1868), Джузеппе Верди (1813-1901). Срежи советских и российских- Андрей Петров (1930-2006), Евгений Крылатов (р.1934), Раймонд Паулс (р.1936) и Алексей Мажуков (1936 – 2011). Среди джазовых музыкантов это Алексей Козлов (р.1935), Давид Голощекин (р.1944), Сонни Роллинс (р.1930), Бенни Голсон (р.1929). Эти люди смогли преодолеть творческие трудности, совладать с различными пагубными соблазнами и радовать нас своим творчеством в течении многих десятилетий. Поэтому педагог по музыке должен помочь ученику определить с режимом труда и отдыха, чтобы тот в будущем добился выдающихся результатов и при этом максимально сохранил свое здоровье.

В.М. Воскобойников выделил барьеры, мешающие самореализоваться. Это сомнение в собственных силах, низкий уровень образования, неправильная организация собственной деятельности. Проведём их небольшой разбор.

Любой артист формирует профессиональный успех огромным кропотливым многолетним трудом прежде чем результат такого труда дойдёт до других людей. Это репетиции, самостоятельные занятия у музыкантов, подбор красок и тонов у художников, вхождение в образ у всех творческих людей. Это, безусловно, правильно, но этого недостаточно. Даже самая серьезная работа может оказаться напрасной и малоэффективной, если человек неправильно себя настроил психологически. Артистический успех прямопропорционален психологическому настроению человека. Успешное выступление на сцене, как правило, бывает в том случае, если человек испытывает счастье перед выходом к зрителям и слушателям, любит своё дело, если человек радуется в предвкушении выхода на сцену, имеет позитивное настроение. Если душевное состояние вялое, а вместе с тем ещё присутствует и сомнение в собственных силах, то сценический образ будет неубедительным, скучным, неспособным вызвать признание у публики. У музыканта-духовика это провоцирует еще и искажения в интонации, в результате чего она становится фальшивой. Уставший духовик выдает заниженную интонацию, возбужденный и раздраженный – наоборот, завышенную. Поэтому сомнение в собственных силах, а также неуместный гнев – это препятствия, которые влияют на качество исполнения, поэтому их нужно преодолеть. Особо важно отметить, что понятие «сомнение в собственных силах» включает в себя понятие «сценическое волнение». Это волнение многие воспринимают как стресс, оно тоже является нервным напряжением. Со временем оно смягчается, сглаживается по мере увеличения опыта и частоты выступлений и поэтому тоже может быть преодолено.

У каждого человека есть свои способности. Кто-то имеет актёрские способности, кто-то – музыкальные, кто-то художник. Однако если человек недостаточно уделяет времени, внимания и труда своим способностям или тем более не уделяет вообще, то способности теряют свою силу и могут сойти на нет. Это есть последствия неправильной организации собственной деятельности. При правильной организации человек чётко планирует свои действия и достижения на конкретном этапе ежедневно. К примеру, музыкант на самостоятельных занятиях должен быть ориентирован на свою цель, на отработку определенных знаний умений и навыков, а не просто «отбывать» количество часов на занятии и завершать занятие, не доводя начатое дело до конца, не достигнув поставленной цели. Только в этом случае музыкант ежедневно ощущает хоть и небольшой, но все-таки прирост в своих навыках.

Низкий уровень образования – это тоже барьер, который может помешать, а иной раз и вовсе сломать жизнь даже самому одарённому. Вообще известно, что люди без высшего образования в наше время часто дискриминируются при приеме на раобту. Работодатели предпочитают принимать людей с более высоким уровнем образования по любой специальности. Мне известен случай, когда человек, обладая яркими способностями к вокалу, а именно: хорошим музыкальным слухом, богатым тембром голоса, выразительностью интонаций, блестящими актерскими способностями - не смог устроиться на работу из-за элементарного незнания нот, не говоря уже о навыках чтения с листа. Этому человеку даже с высшим образованием по другой специальности пришлось поступать в музыкальное училище.

Т. А. Барышева делит творческие личности на три категории. Первая категория в равной степени наделена мотивацией, эмоциями, интеллектом и компетентностью. Такая категория получила название гармонизированной. Если одна или две характеристики у личностей доминируют над всеми остальными, то такая категория имеет название дегармонизированной. Одна или две черты выражаются с большим отрывом отвсех остальных – признак деформированной личности.

А. Маслоу назвал личные качества, которые человек должен при себе иметь для творческой самореализации. Это умение прислушаться к своим ощущениям, вовремя забыть про стереотипы, способность преодолеть беспорядок и хаос. Необходимость прислушиваться к своим ощущениям необходима для того, чтобы музыкант не просто играл последовательность нот, разграниченную по времени, а мелодию со смыслом и душой, так же как актер, произносящий реплику без эмоций, не несет в себе никакого шарма. Стереотипы делают музыку ограниченной, и музыкант, впрочем, как и любой творческий человек уподобляется роботу. Логичное, целенаправленное и уместное использование выразительных средств, например, у композитора при написании оркестровой партитуры должно быть с четким пониманием того, что он этим хочет сказать. Избыточное щеголяние тембровыми эффектами и мелизмами не приветствуется у слушателей со знанием дела. Такой подход осуждал композитор М.И. Глинка.

И возвращаясь к мнению А. Маслоу, надо отметить мнение ученого, согласно выводу которого многое в творчестве будущего писателя зависит от его учителя, то есть от человека, с которого берется пример. На первых порах любых начинаний надо на кого-то ориентироваться, иначе результата не будет. Откуда ему взяться, если юному писателю или поэту не за что зацепиться? Это важно, потому что любой творческий человек должен от кого-то «отталкиваться», чтобы потом, возможно, продолжить и усовершенствовать традицию своего предшественника. А может получиться и так, что юное дарование выберет для поиска собственного стиля диаметрально противоположный путь саморазвития, чем у своего учителя и наставника.

Эти данные совпадают с предположениями М. Арнаудова о том, что далеко не последний вклад в литературные успехи поэта вносит наследственность или посильная помощь матери в творческие начинания. Возможно, это наследственность либо пример от самой матери.литературная одаренность поэта зависит от литературных способностей матери, талант которой есть лишь слабая степень таланта сына. Литературными склонностями обладали матери Гёте, Бернса, Ламартина, Вазова и многих других поэтов и писателей. Ученые до сих пор не определили, что именно сыграло ведущую роль в становлениии этих личностей – наследственность или пример, которы подает мать.

Е. А. Корсунский отмечает наличие почти у всех наблюдавшихся литературно одаренных детей сильного и яркого воображения, речевых способностей и чувства формы. Самый интересный вывод автора звучит следующим образом: развитие вербальной памяти и высокий уровень интеллекта препятствуют проявлению оригинального литературного творчества в подростковом возрасте, а отсутствие богатого воображения, проявляющееся в раннем детстве (по крайней мере с 3–5 лет), впоследствии не компенсируется ничем. Таким образом, интеллект не должен препятствовать творческим порывам, все творческие данные должны как бы дополнять друг друга.

Существует научный труд «Социально-возрастные нормы личности». Авторы этого труда – О.В. Курышева и А.Ю. Чернов. Чётко определено, что именно должен достичь человек к конкретному возрасту. Этот научный труд наверняка позволит людям любых профессий правильно ориентироваться в жизни, в том числе и представителям творческих специальностей. Эта работа стимулирует людей к правильной и насыщенной деятельности.

Представления о поведении и о достижениях в определённом возрасте у большинства людей сформированы. Люди имеют примерные представления о том, что именно должно прийти к человеку, находящемуся в той или иной возрастной категории, какими психологическими качествами он должен обладать. Однако пришло время эти представления упорядочить, чем и занялись авторы. Здесь не обойтись также и без учёта индивидуальных особенностей каждого человека и его половых особенностей.

· Молодость у человека должна быть периодом серьёзного

личностного роста. Именно в молодости человек должен иметь свои моральные и этические установки для того, чтобы быть успешным и достойным членом общества.

· В 30 лет человек должен понимать, чего именно он хочет достичь. Он

должен видеть цель и идти к ней, невзирая ни на какие препятствия. Да, есть трудности и барьеры, но выход всегда есть. В данном случае это воля, то есть напряжение собственных сил при встрече с внутренними и внешними препятствиями.

· 40 лет. Это значит, что давно уже позади молодость, где человек мог

допустить безрассудные поступки, о которых, возможно, даже вынужден был пожалеть. 40 лет - это возраст, когда у человека полностью должны сформироваться жизненные принципы. По мнению авторов, надо приобрести жизненный опыт и научиться реально смотреть на вещи именно к моменту достижения этого возраста. Этот опыт человек должен будет использовать в своей дальнейше жизни и передавать его более молмодым поколениям.

· В зрелом возрасте надо достичь материального благополучия, и получить

удовольствие от этой жизни. Это вполне понятно и логично, потому что именно к этому человек стремился. Соттвествие норме – это признак правильности предыдущих действий и содержательности полученного результата.

И человек, ориентированный на эти нормы, разумеется, не должен

забывать о личной жизни, создании собственной семьи и рождении детей.

Цель исследования: выявление причин творческой нереализованноси, способов её компенсации и решения данной проблемы в целом.

Задачи исследования:

Теоретические:

1) Рассмотреть понятие творческих способностей в понимании его различных теорий и авторов.

2) Выявить особенности развития творческих способностей на различных уровнях.

3) Выявить основные причины творческой нереализованности у представителей искусства.

4) Выявить проблемные ситуации, характерные для данной темы, и определить пути их решения.

5) Рассмотреть примеры поведения таких людей.

6) Определить методы компенсации творческой нереализованности.

7) Выявить основные причины творческой нереализованности представителей искусства

8) Выявить психологические явления, вызванные отсутсвием успеха в собственном деле,

9) Определить, какие механизмы психологической защиты при этом применяются

10)Определить пути преодоления кризиса на примере жизни талантливых людей.

 

Методические:

1) сформулировать и предложить безопасные и эффективные методы решения этого вопроса.

2) разработать методы при подготовке одаренных детей, предназначенных для улучшения адаптации в школьной среде.

 

Эмпирические:

1) выявить основные способы решения данной проблемы.

2) раскрыть опыт компенсации творческой нереализованности представителей искусства.

3)проанализировать характерные ошибки, допущенные в методах компенсации.

Объект исследования – это представители искусства, которые испытывают те или иные затруднения при самореализации.

Предмет исследования – психические явления, которые возникают при затруднениях и невозможности творческой самореализации, собственно методы, которые применяются для компенсации такого состояния.

Гипотезы исследования.

Основная гипотеза исследования заключается в том, что при выходе из творческого кризиса люди чаще уходят в негативные компенсации своей нереализованности, не видя положительного выхода из сложившейся ситуации. Мы же предполагаем, что существуют положительные способы компенсации творческой нереализованности у людей искусства, которые помогли бы найти выход из критической ситуации эффективно и без последствий.

Частные гипотезы исследования.

1. Гипотеза основана на предположении о том, что методы, при помощи

которых люди восполняют отсутствие успеха могут давать как положительное, так и отрицательное влияние на творческую деятельность и её результаты.

2. Гипотеза основана на предположении от том, что секс среди тоже является

одним из методов, который человек использует с целью отвлечения от неудач в собственном деле.

3. Гипотеза исследования заключается в том, что хамство по отношеню к другим людям тоже является способом самоудовлетворения и негативной компенсации.

Эмпирические гипотезы.

1. О наличии причинно-следственной связи между применением

методов возмещения собственной несостоятельности человека в искусстве и возникновением у этого человека разного рода зависимостей, например, алкогольной, наркотической, и др.

2. О наличии связи между положением дел в семейной жизни

творческого человека и в его профессии.

3. О наличии связи между отношением человека к собственному здоровью,

его образом жизни вообще и ситуацией в его творческой деятельности.

4. О наличии различий в специфике компенсаций нереализованности

различных категорий творческих людей.

5. О наличии различий в специфике компенсаций нереализованности

творческих людей разных темпераментов.

Методы теоретического исследования:

· теоретические: анализ, синтез и обобщение и специальной литературы

по теме исследования;

· эмпирические: наблюдение, анализ характерных ситуаций, изучение

опыта конкретных людей в решении данного вопроса;

· статистические: математическая обработка полученных данных.

Характеристика выборки.

Выборка в нашем исследовании – это студенты Костромского областного музыкального колледжа и Института культуры и искусств Костромского государственного университета.

 

Методический комплекс исследования составили:

· труды педагогов и психологов, посвященных проблемам искусства:А.Маслоу, В.Балобанова, Н. Бердяев, Н.Н. Вересов,К.М. Долгов, В.А.Елисеев, Н.С. Лейтес, А.С.Мигунов, Я.А. Пономарев, В.Н. Пушкин,С. Юрский).

· труды ученых в области содержания музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Е.В. Буслова, Е.Б. Витель, Д.Б. Кабалевский, Т.В. Луданова, З.В. Румянцева, Д.К. Кирнарская и др.);

· Труды в области музыкальной психологии и акмеологии: Б.Г. Ананьев, Б.В. Асафьев, А.А.Бодалев, Е. Гуренко А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин, А.В. Запорожец, Н.П. Корыхалова, Н.В. Кузьмина, С.И.Савшинский.

 

Методика, который мы решили использовать для исследования – это авторский опросник. На наш взгляд, эта методика достаточно валидна, потому что она как раз и поможет выявить, что такое творческая нереализация, с какого возраста мы можем смело утверждать о наличии таковой, и какие факторы этому способствуют. В этой методике мы должны это выяснить.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: