Новые принципы внешней политики. Изменение системы приятия решений.




Оглавление.

-Общие задачи работы ……………………………………………………………………….. 1

-Краткая биография Горчакова. Начало карьеры………………………………. 2

-Внешнеполитические задачи России………………………………………………… 3

-Новые принципы внешней политики. Изменение системы принятия решений………………………………………………………………………………………………..4

-Реформы Горчакова……………………………………………………………………………..5-6

-Действия Горчакова на международной арене:

-Циркуляр Горчакова……………………………………………………………………………....7

-Лондонская конференция……………………………………………………………………....8

-Тройственный союз………………………………………………………………………………..9

-Русско-турецкая война 1877-1878. Берлинский конгресс……………………10

-Заключение…………………………………………………………………………………………..11

-Список литературы……………………………………………………………………………….12

 

Общие задачи работы.

В этой работе я собираюсь рассмотреть личность А. М. Горчакова, разобрать реформы, предпринятые по его инициативе, понять, как повлияли эти реформы на деятельность МИДа, а также оценить работу, проделанную им на внешнеполитической арене, оценить его вклад в историю России.

 

 

Краткая биография. Начало карьеры.

 

Александр Михайлович Горчаков (1798-1883) родился в семье князя М. А. Горчакова и Елены Васильевны Ферзен.Учился дома, затем в Петербурге, а в 1811, после того как блистательно прошел приемные испытания, поступил в Царскосельский лицей, где под прозвищем "Франта" попал в замечательное братство 30 мальчишек, воспетых А.С. Пушкиным. В 1817 Г. окончил Лицей с золотой медалью, проявив "примерное благонравие, прилежание, добившись отличных успехов по всем частям наук". Всю свою жизнь он обладал именно теми качествами, которыми должен отличаться видный дипломат. Он имел значительное литературное образование, которое впоследствии отразилось в его красноречивых дипломатических нотах, знал несколько языков.

 

Его карьера началась в 1820 году, 1820-1822 гг. он состоял при графе Нессельроде на конгрессах в Троппау, Любляне и Вероне; в 1822 был назначен секретарем посольства в Лондоне, где оставался до 1827; потом был в той же должности при миссии в Риме, в 1828 году переведён в Берлин советником посольства, оттуда — во Флоренцию поверенным в делах, в 1833 — советником посольства в Вене. В апреле 1856 года Александр II назначает Горчакова министром иностранных дел России.

 

По своим политическим взглядам Горчаков являлся представителем либеральной демократии, выступавшей за проведение буржуазных реформ в России, но относился к ее консервативному крылу. Он считал, что эти реформы ни в коем случае не должны были затрагивать неограниченную самодержавную власть, зато должны были придать ей современный вид и укрепить ее авторитет внутри страны и за рубежом. В основе его дипломатической деятельности лежали национальные интересы страны, которые, по его мнению, были близки интересам самодержавия.

 

В своем циркуляре от 21 августа 1856 года министр иностранных дел Горчаков сообщал, что Россия во внешнеполитических делах будет руководствоваться исключительно своими национальными интересами, отвергая принципы Священного Союза. Также в циркуляре было изложено намерение соблюдать права других народов, что означало переход к миролюбивой и осторожной внешней политике России. Горчаков заявлял, что Россия сосредоточит все свои силы на поддержание стабильности внутри страны, огромное внимание будет уделено проблемам экономики.

Внешнеполитические задачи России.

 

 

Перед Россией в то время стояло несколько очень важных внешнеполитических задач, которые требовалось как можно скорее решить: необходимо было восстановить утраченные позиции в Европе и подтвердить статус великой державы.

 

 

Во-первых, Россия стремилась отменить унизительные решения Парижского конгресса - запрещение иметь военный флот и укрепления на Черном море.

 

 

Во-вторых, были предприняты попытки расширения российского присутствия на Балканах.

 

 

В-третьих, Среднеазиатское и дальневосточное направления внешней политики хотя и имели подчиненное значение, но их роль увеличивалась по мере проникновения Великобритании в Центральную Азию и Китай. Это представляло опасность для юго-восточных и дальневосточных частей России.

 

 

В-четвертых, Россия нуждалась в завершении изнурительной Кавказской войны. Горцы поощрялись Великобританией с целью дестабилизации Кавказа и ослабления там российских позиций.

И наконец, сложность выполнения всех этих задач заключалась в том, что Россия не имела союзников и находилась в международной изоляции.

 

 

 

 

Новые принципы внешней политики. Изменение системы приятия решений.

 

Горчаков в корне поменял принципы российской внешней политики. Он положил в основу решений внешнеполитических задач принципы европейского равновесия и баланса интересов.

В его внешнеполитической программе предусматривалось расширение политических и торговых связей с другими государствами, в особенности там, где присутствие России было весьма ограниченным (в Центральной Азии, на Дальнем Востоке, в США, Латинской Америке). Отказ от принципа легитимизма изменил отношение России к государствам Латинской Америки, с 1856 г. начался процесс их признания и установления с ними дипломатических и торговых связей.

 

Новый внешнеполитический курс требовал изменения и дипломатических методов, и совершенствования деятельности аппарата министерства. От четкой работы руководящего органа, правильного понимания им стоявших перед государством задач, оптимальной расстановки кадров во многом зависел успех внешней политики. В МИДе были проведены изменения с целью придания бОльшей эффективности его работе.

 

Стратегию внешней политики России определял сам Горчаков. Высшие государственные учреждения России были отстранены от решения вопросов внешней политики. В отличие от времен Николая I механизм принятия стратегических решений стал в большей степени коллегиальным. Важные дела, требовавшие согласования ряда ведомств, решались на особых совещаниях у царя и в особых комитетах. Этот механизм был введен по инициативе самого министра иностранных дел.

 

 

Таким образом,было поконченос системой, при которой все решения принимались во время личных докладов министров царю. Александр II, хотя и обладал здравым умом и гибкостью, был подвержен чужому влиянию и часто колебался. Как отмечал сам Горчаков, система особых совещаний отличалась действенностью и сохранялась довольно долго параллельно с системой личных докладов. Решения важных совещаний вносились в Государственный совет или Комитет министров и утверждались царем.

 

 

 

Реформы Горчакова.

 

Это было не единственное нововведение, воплощенное в реальность благодаря Горчакову. По его инициативе с 1858 г. бюджет МИД был сокращен, всем учреждениям МИД строго предписывалось не выходить за пределы финансовой сметы.

 

Пока Горчаков находился на посту министра иностранных дел бюджет, выделенный министерству иностранных дел, расходовался крайне экономно, сам Горчаков был бережливым человеком и это свое качество распространил на подведомственное ему учреждение.С 1862 по 1878 г. бюджет увеличился с 2,1 млн. руб. до 3,1 млн. руб., при этом в остатке всегда были суммы от 50 до 100 и даже 200 тыс. руб. Остаточные деньги использовались на строительство и реставрацию посольских зданий, церквей, перестройку дома Московского Главного архива, на издания справочников, награды чиновникам.

 

Помимо бюджетных поступлений из казны, МИД получал кредиты на непредусмотренные расходы, к примеру, на строительство купола Храма Гроба Господня в Иерусалиме. В 1868 г. было выделено послу в Константинополе Н.П. Игнатьеву 9 тыс. руб. на покупку оригинала древней Библии у Синайского монастыря. Игнатьев добился ежегодного выделения ему 20 тыс. руб. сверх сметы для "противодействия крайне вредному для нас направлению западной журналистики, которая стремится подорвать в общественном мнении Европы всякое доверие к нашему образу действий на Востоке". А для этого надо было оплачивать печатание в европейской прессе статей, показывающих "положение дел в нашем смысле и опровергающих практически возводимые на нас клеветы".

 

В 1860 г. в МИД приступили к реформе центрального аппарата, главной целью которой являлось сокращение личного состава, к тому же произошло увеличение окладов деятельных министров. При проведении данной реформы преследовалась следующие цели:

 

-улучшение профессионального и делового качества министерского аппарата;

- повышения ответственности чиновников, которые должны были служить не с целью "получать чины, ордена и прочие привилегии чиновничества", а в интересах дела.

Горчаков стремился дать возможность действительно талантливым и образованным министрам проявить себя на службе своему Отечеству.

Преследуя цель пополнить состав дипломатической службы высокообразованными людьми, министр иностранных дел,

в 1859 г. вводит экзамены для желающих поступить на службу в МИД. Для поступающих на дипломатическую службу экзамены проводились по повышенной программе. От испытуемого требовалось хорошее знание русского и французского языков (владение латинским, немецким, английским и другими языками давало преимущество), знакомство с дипломатическими науками, международным и морским правом, историей мирных и других договоров, с началами политической экономии, всеобщей статистики. Экзамены проводил Совет министерства.

 

Для Горчакова, который придавал огромное значение европейскому направлению во внешней политике России, назначение послов играло важную роль. Большинство послов и посланников ко времени его прихода в МИД являлись дипломатами школы Нессельроде. Они были осторожными и безынициативными. Такая ситуация никак не могла удовлетворить такого министра, как Горчаков. Но подыскать на посольские должности людей, сочетавших богатый дипломатический опыт и новое мышление, было трудно. Возможно, поэтому первые назначенные императором по представлению министра послы долго не задерживались на своих постах, ведь немногие могли устроить министра иностранных дел. От послов и посланников Горчаков требовал большей активности. Проявление инициативы поощрялось. Активная внешнеполитическая роль России, по его мнению, имела большое значение для сохранения и укрепления международной стабильности. Российские послы и посланники в первую очередь должны были руководствоваться национальными интересами России, способствовать повышению ее престижа, международного авторитета.

 

22 мая 1868 г. новое "Учреждение МИД" было введено Государственным советом и утверждено императором. В нем определялись функции и структура министерства, штаты и оклады чиновников.

 

Помимо ранее определенных функций министерства - политических сношений с иностранными правительствами, защиты интересов российских подданных за границей и содействия иностранным подданным в России в удовлетворении их законных требований - вводился новый пункт - "покровительство в чужих краях русской торговле и вообще русским интересам". Это отвечало поставленной Горчаковым во главу угла задаче охраны национальных интересов России и расширения экономических и торговых связей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: