Схема структурирования дорожных объектов




Обычно на каждом иерархическом уровне элементы системы, тесно связанные физическими или информационными процессами, объединяют в блоки. Разбиение объекта на каждом иерархическом уровне на такие блоки называют декомпозиция. Декомпозиция сложного объекта используется для последующего раздельного (поблочного) проектирования. Например, такие элементы третьего иерархического уровня, как земляное полотно и дорожная одежда должны быть объединены при проектировании в единый блок, поскольку земляное полотно и дорожную одежду проектируют совместно. Принципы иерархичности и декомпозиции обеспечивают системную, совместную и эффективную работу над одним проектируемым объектом специалистов разного профиля: геодезистов, геологов, дорожников, мостовиков, инженеров по организации дорожного движения.

 

В комплекс средств автоматизации проектирования входит техническое, математическое, программное, методическое, информационное, лингвистическое и организационное обеспечение.

Техническое обеспечение - вычислительная техника и периферийные устройства, оргтехника, средства сбора данных и передачи информации и т.д. Они обеспечивают функционирование САПР.

В техническом обеспечении САПР-АД особую роль играют автоматизированные приборы для сбора и обработки топографо-геодезической, геологической, гидрологической и специальной информации (электронные теодолиты, цифровые нивелиры, системы спутникового позиционирования GPS, георадары, ходовые диагностические лаборатории, измеряющие показатели технического и эксплуатационного уровня проезжей части, земляного полотна)

Математическое обеспечение в САПР объединяет математические модели, описывающие проектируемый объект, методы и алгоритмы выполнения проектных процедур. С появлением вычислительной техники широкое распространение получили методы математического моделирования. Идея метода состоит в использовании уравнений, описывающих объект для исследования его поведения при помощи решения этого уравнения. Математическое моделирование широко используется в САПР-АД. Специфика автомобильных дорог, как протяженных линейных объектов проявляется в том, что при автоматизированном проектировании создаются и используются цифровые модели местности (ЦММ) и цифровые модели дорожных объектов (ЦМД). ЦММ или ЦМР - это сеть, состоящая из треугольников или других фигур, вершинами которых являются съемочные точки с координатами и высотными отметками. Это позволяет строить разрезы поверхности земли по заданной линии, отображать рельеф при помощи горизонталей. ЦММ и ЦМР создаются средствами математического и программного обеспечения САПР-АД.

Программное обеспечение включает в себя программы на машинныхносителях информации (дисках, дискетах) и программную документацию. Программное обеспечение подразделяется на общесистемное (операционные системы, драйверы, трансляторы, программы-антивирусы и т.д.) и прикладное (программы для получения проектных решений). С помощью прикладного программного обеспечения реализуется алгоритмическое описание математических моделей для выполнения проектных процедур при создании модели дороги и её сооружений.

Методическое обеспечение – документы, в которых изложены теория и методы проектирования, алгоритмы решения конкретных задач. Оно определяет правила проектирования в САПР, описанные в технической документации к программным продуктам, методических указаниях, пособиях, учебниках, монографиях, статьях. В состав методического обеспечения САПР-АД входит нормативная и методическая документация (ГОСТы, СНиПы, СН, ВСН, ТКП и т.д.).

Информационное обеспечение – всевозможные данные, необходимые для выполнения автоматизированного проектирования. Они могут быть представлены в виде документов на различных носителях информации и содержат справочные данные, типовые проектные решения, типовые элементы. При автоматизированном проектировании эта информация хранится в цифровом или символьном виде в памяти машины (базы и банки данных), к ней всегда обеспечен оперативный доступ в процессе проектирования. Информационная база и другие обеспечения САПР-АД постоянно обновляются и расширяются.

В системе автоматизированного проектирования CREDO широко используются встроенные библиотеки стандартных базовых элементов, типовых проектов и удачных фрагментов часто используемых проектных решений. Эти библиотеки легко дополняются и редактируются программными средствами. Фрагмент библиотеки конструкторских решений приведен на рис. 2.

Рис. 2. Библиотека конструкторских решений в системе CREDO

 

Лингвистическое обеспечение САПР – совокупность языков, применяемых для описания процедур автоматизированного проектирования, проектных решений и общения пользователя с системой автоматизированного проектирования.

Организационное обеспечение - совокупность документов, устанавливающих состав подразделений проектной организации, связи между ними, их функции и форму представления результатов проектирования, порядок рассмотрения проектных документов. Оно включает положения, инструкции, приказы, квалификационные требования, штатное расписание и другие документы, определяющие организационную структуру проектной организации и взаимодействие её подразделений с комплексом средств САПР.

К организационному обеспечению относятся также различные курсы изучения непрерывно и интенсивно развивающихся программных продуктов, которые проводят разработчики программного обеспечения. Обучение проектированию в CREDO проводится в региональных методических центрах обучения НПО КРЕДО-ДИАЛОГ, на курсах повышения квалификации в вузах и в проектных учреждениях. Организовано обучение пользователей разных категорий – от начинающих до опытных проектировщиков, их постоянные консультации по вопросам решения проектно-изыскательских задач в САПР, научно-практические конференции по актуальным вопросам использования автоматизированных технологий.

 

Моделирование в САПР-АД

Модель – это материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе исследования замещает объект - оригинал.

Необходимость использования метода моделирования определяется тем, что многие объекты из-за их сложности непосредственно экспериментальными методами исследовать невозможно или это исследование требует много времени и средств. Использование моделей при проектировании автомобильных дорог позволяет не только получить оптимальное решение, но и всесторонне оценить еще не существующую дорогу по условиям движения транспортных потоков, безопасности движения, комплексу экологических показателей и т.д. Моделирование позволяет оценить и прочностные показатели отдельных конструктивных элементов дороги и ее сооружений.

Математические модели (ММ) – это системы математических соотношений, формул, функций, уравнений, систем уравнений, описывающих те или иные стороны изучаемого объекта (автомобильной дороги и ее сооружений) в зависимости от параметров.

Функциональное, конструкторское и технологическое проектирование в САПР основано на использовании математических моделей (ММ) объекта, которые входят в ее математическое обеспечение.

Прежде чем дать характеристику математических моделей, применяемых в САПР-АД, рассмотрим объект проектирования (автомобильную дорогу), как сложную инженерную систему, зависящую от множества параметров. Обобщенная схема проектируемой дороги как системного объекта приведена на рис. 3.

Рис. 3. Схема проектируемой дороги как системного объекта

В соответствии со схемой, автомобильная дорога и большинство её сооружений являются системами, состоящими из множества элементов, которые характеризуются набором внутренних параметров. Дорога функционирует в окружающей среде, воздействие которой определяется множеством внешних параметров. Свойства автомобильной дороги как системы описываются определенным набором выходных параметров.

Средством анализа принимаемых проектных решений является обобщенная математическая модель, которая связывает функциональной зависимостью выходные параметры системы (Y) с множествами внутренних (X) и внешних (Q) параметров

. (1.1)

Такие обобщенные зависимости могут быть записаны как для дороги в целом, так и для отдельных её сооружений. Однако, при проектировании вид функциональной зависимости известен только для достаточно простых моделей (например, модель гидравлических характеристик малых искусственных сооружений и сооружений отвода поверхностных вод – труб, мостов, перепадов, быстротоков, водоотводных канав).

Для большинства дорожных сооружений и тем более дороги в целом зависимости вида (1.1) хотя и существуют, но неизвестны и в явном виде не могут быть записаны из-за многофакторности и многообразии параметров, определяющих объект проектирования.

Совокупность основных выходных параметров модели дороги можно представить в виде вектора:

, (1.2)

где y1 - коэффициент обеспеченности расчетной скорости, y2 - коэффициент происшествий, y3 - коэффициент аварийности, y4 - коэффициент безопасности, y5 - уровень загрузки, y6 - показатель прочности дорожной одежды, y7 - показатель ровности дорожных покрытий, y8 - показатель сцепных свойств, y9 - показатель дефектности дорожных покрытий.

Вектор внутренних параметров образует множество

. (1.3)

Внутренние параметры Х дороги включают:

· геометрические параметры плана трассы и продольного профиля (продольные уклоны, радиусы кривых, расстояния видимости и т.д.),

· геометрические параметры земляного полотна и проезжей части (поперечные уклоны, ширина и количество полос движения, ширина и вид укрепления обочин и т.д.),

· габариты мостов и размеры отверстий водопропускных труб,

· параметры прочности дорожной одежды,

· сцепные свойства материала дорожного покрытия и показатели ровности проезжей части,

· параметры, характеризующие элементы обустройства дороги и т.д.

Внешние параметры Q – это интенсивность движения и состав транспортных потоков, комплекс природно-климатических факторов, характеризующих район проектируемой дороги (температура и влажность воздуха, интенсивность и вид осадков, глубина промерзания и влажность грунтов земляного полотна, уровень грунтовых вод, объемы, расходы и скорости воды в водоотводных и искусственных сооружениях и т.д.).

Как было отмечено выше, в инженерной практике, в том числе и в системах автоматизированного проектирования автомобильных дорог, модели сложных систем в обобщенном виде (1.1) заменяются численными алгоритмическими моделями. В них составляющие вектора выходных параметров Y определяются по результатам моделирования работы объекта проектирования при заданных значениях внутренних и внешних параметров.

С помощью математических моделей поведение проектируемого объекта с заданными внутренними параметрами исследуется во времени при изменении внешних воздействий на объект.

Примером такой динамической математической модели является модель функционирования дороги с учетом изменения ее транспортно - эксплуатационных характеристик по периодам года. Выходными параметрами модели являются прогнозируемые скорость и уровень безопасности движения (количество ДТП, коэффициенты аварийности и безопасности), затраты на перевозки (их автомобильная и дорожная составляющая), расход топлива, выбросы и концентрация вредных веществ. Выходные параметры исследуются для конкретных внутренних параметров (технические параметры дороги и эксплуатационное состояние дорожного покрытия) при изменении внешних (различные уровень загрузки дороги движением, характеристики погодно-климатических условий, обеспеченность дорожных организаций ресурсами для ремонта и содержания дорог).

Моделирование процессов функционирования дороги широко используют при сравнении её вариантов в процессе автоматизированного проектирования. В этом случае внутренними параметрами являются параметры каждого варианта дороги в плане и продольном профиле, параметры земляного полотна и дорожной одежды, пересечений и примыканий, искусственных сооружений и т.д. Выходные параметры каждого варианта – строительные и эксплуатационные затраты, уровень безопасности и удобства движения, экологические, энергетические, эстетические характеристики.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: