Научно-исследовательские задания




1. На основании данных учебной и научной литературы приведите разные точки зрения на возникновение профессиональной этики журналистики. Сформулируйте собственный взгляд на эту проблему, используя необходимые аргументы.

2. Прочитайте «Рассуждение об обязанностях журналиста при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии» М.В. Ломоносова. Установите обстоятельства, при которых были созданы «Рассуждения».Где и с какой целью они были опубликованы? Рассмотрите правила, которые Ломоносов вывел из своих «Рассуждений».Определите степень актуальности каждого положения. Результаты оформите в виде доклада-презентации.

3. Проведите сравнительный анализ деятельности Международной журналистской федерации (МЖФ) и Международной организации журналистов (МОЖ): время и обстоятельства возникновения организаций; принципы и специфика работы; международные проекты; работа в настоящее время; известные деятели и т.д.

4. Сделайте сообщение на тему «Национальный совет по прессе: проблемы и перспективы работы». В качестве материала для исследования выберите работу действующего совета по прессе любого государства.

5. Проведите целостный анализ 3–5 диссертационных исследований, посвященных профессиональной этике журналиста в России. Укажите проблемы, затронутые в диссертациях, и методологические подходы к их изучению.

6. Подготовьте реферат любого учебного пособия, посвященного профессиональной этике журналиста.

7. Напишите научную статью на тему «История профессионально-этического регулирования в рязанской журналистике».

8. Выполните исследование на тему «Профессиональное сознание советского и российского журналиста». В рамках исследования сравните:

а) социально-политические и экономические системы СССР и РФ;

б) системы ценностей журналистов;

в) личностные компоненты профессионального сознания (взгляды, чувства, убеждения);

г) групповые компоненты профессионального сознания (профессиональные традиции, принципы поведения, формы кодификации);

д) профессионально-нравственные позиции журналистов (ответственность, долг).

Результаты работы оформите в виде диаграмм. В выводах укажите категории, являющиеся общими для журналистов Советского Союза
и Российской Федерации.

9. Постройте график динамики возникновения национальных советов по прессе во времени. На какой период приходятся наибольшие показатели? Выскажите предположение, с какими социально-полити-ческими и экономическими событиями это связано.

10. Соберите сведения о количестве научно-исследовательских центров, занимающихся изучением проблем профессионально-этического регулирования журналистики в мире.

Задания для самостоятельного изучения

1. Напишите реферат на тему зависимости профессиональной этики журналиста от процесса урбанизации (на примере России, США или стран Европы). В реферат включите следующие сведения: особенности социально-экономической системы, число крупных городов, развитие их инфраструктуры, система СМИ, количество журналистов, развитие профессионального саморегулирования и т.д.

2. Напишите исследование на тему: «Вклад ЮНЕСКО в развитие профессиональной журналистской этики».

3. Сравните статус профессиональной этики журналиста в 1990-е годы и в настоящее время. Результаты оформите в виде аналитической справки.

4. Изучите историю британской Комиссии по жалобам на прессу.Выявите причины, по которым она несколько раз была реорганизована.Какие функции выполняла на протяжении всех этапов своего существования?В какие «громкие» социально-политические события была вовлечена?Статус комиссии в настоящее время. Приведите разные точки зрения на эффективность работы данной структуры.

5. Сделайте сообщение на тему «Р. Хатчинс и теория «социальной ответственности прессы».

6. Напишите статью на тему «Почему во Франции отсутствует профессионально-этическое регулирование в журналистике».


Глава 3

 

АКСИОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ

Аксиология являетсяучением о системе ценностей, об их статусе и трансформации, а также о роли ценностей в человеческой жизни. Аксиология изучает вопросы, связанные с природой и структурой ценностного мира, с происхождением ценностей и их соотнесениемс социально-политическими, экономическими, культурными и прочими факторами.

Ценность при этом понимается как нечто полезное, обладающее онтологическим (т.е. сущностно-бытийным) статусом. Система ценностей – это совокупность мнений человека или группы людей о значении и роли каких-либо явлений, наблюдаемых в обществе и окружающем мире. Человек в своей деятельности руководствуетсясистемой ценностей, которая нередко служит ориентиром в условиях морального выбора. Ценности выступают не как факты, а как отношения, порождаемые человеческим сознанием, ко всему, что человека окружает. Эти отношения могут выливаться в форму мыслительных представлений (идей-регуляторов, образцов, идеалов и т.д.), которые, как отмечалось выше, социально детерминированы. В истории человеческой цивилизации любая форма общественного создания была представлена системой ценностей – научных (знания, проверенные практикой), религиозных (вера, богопознание, спасение и т.д.), художественных (эстетическое начало).

Ценностный подходк анализу того или иной вида человеческой деятельности и жизни человека в целом представлен в древнегреческой этике учениями Сократа, Платона и других философов. На протяжении более 2000 лет возникали аксиологические теории, авторами которых были философы и ученые (например, Гегель). Расцвет аксиологических учений приходится на ХХ век, когдабыли созданы теории М. Вебера, А. Мейнонга, Г.Риккерта и других. В ХХ веке ценности стали объектом изучения не только философии, этики или эстетики, но и психологии, социологии, истории, политологии и т.д.Ценностные основания имеют разные виды деятельности и профессии, о чем свидетельствует интенсивное развитие таких сфер, как аксиология науки, аксиология образования, аксиология педагогики, аксиология культуры. Аксиология обращается не только к осмыслению сущности ценностей, их роли в жизни и деятельности людей, но и к изменениям в аксиологических системах, к ценностным противоречиям, возникающим в последнее время
в условиях глобализации, при масштабных столкновениях национальных, религиозных и прочихпарадигм.

Научный интерес к аксиологическим основамжурналистской деятельности в теориии практике журналистики возник относительно недавно. Результаты ценностного анализа журналистики представлены, например, в исследовании «Аксиология журналистики: опыт становления новой дисциплины»[9], где предлагается методология научного осмысления системы ценностей, в создании которых участвует журналистика. «Аксиология журналистики – научная дисциплина, изучающая журналистику как источник и ретранслятор ценностей общества во всем их предметно-смысловом многообразии, а также собственно журналистику как социальную ценность, исследующая принципы и способы освоения журналистами социокультурных ценностей, эффективность
и методы их репрезентации аудитории СМИ»[10]. Если учесть, что информационная активность общества в последние четверть века чрезвычайно выросла, то становится очевидной и роль журналистики в ретрансляции и упрочении современных ценностей.

В рамках аксиологии журналистики исследуются функционирование идеалов и ценностей, актуальные представления о ценностном содержании медиасферы, ценностном многообразии духовно-нравственной, культурной, коммуникационной и социально-политической среды обитания индивида, о месте и роли ценностей в журналистском творчестве. Аксиология журналистики анализирует спектронтологических сущностных перцепций, создаваемых СМИ.

Журналистика является создателем и проводником системы политических ценностей и идеалов. Такими ценностямив настоящее время являются права и свободы личности, которые обрели свой сущностный статус во многом благодаряразвитию средств массовой информации. Политический идеал определяют как образ желаемого социально-политического устройства, должной перспективы, к которой существующее устройство должно стремиться. Как правило, политический идеал выражается совокупностью представлений об идеальной форме организации власти. Все политические идеалы находятся в зависимости от общественно-политической обстановки. Журналистика создает новые политические идеалы, в связи с чем последние эволюционируют, каждый раз отражая новый уровень развития политического сознания.

СМИ играют активную роль в политических процессах и участвуют в формировании системы политических ценностей, поскольку способствуют более интенсивному обмену информацией, стимулируют политическую активность электората. В современном обществе они рассматриваются как мощный агентполитической социализации. Достаточно сказать, что информацию о политических субъектах электорат находит в СМИ – просматривая телеканалы, читая прессу и новостную ленту информационных агентств. В процессе политической социализации создаются предпосылки для политического выбора. Современная медиасистема предлагает для этого все возможности, так как политические субъекты представляют информацию о себе в традиционных медиа, создают сайты, ведут блоги.

Журналистика оказывает сильное влияние на формирование таких ценностных категорий, как политические убеждения и взгляды избирателей. Для субъектов политики медиа являются ресурсом для достижения власти. Современная система СМИ репрезентует возможность политического самовыражения, которое также является компонентом ценностной системы. В последнее время с развитием новых медиа, площадки которых (социальные сети, блогосфера, видеохостинги) широко используются электоратом для демонстрации политического плюрализма, это становится особенно актуальным. В настоящее время СМИ являются также эффективнымканалом «обратной связи», который позволяет субъектам политики оперативно доносить до целевой аудитории свои проекты, а при необходимости и менять свои решения и действия.

Журналистика поднимает общественно значимые проблемы и привлекает внимание властных структур к их решению. Оказывая влияние на власть, журналисты выражают свое отношение к тем или иным политическим проектам. СМИ также создают общественно-политические идеалы, которые из неких идей превращаются в социальные факты. Под давлением общественного мнения, которое, как правило, в настоящее время представлено не традиционными, а новыми медиа, те или иные структуры вынужденыреагировать и принимать какие-либо ответные действия.

Социальный статус и специфика информационной деятельности журналистики ведут к созданию блока социальных ценностей. Журналистика необходима для социального развития в целом. Медиа способствуют быстрому и последовательному освоению людьми социальных норм и культурных парадигм, передаче опыта и знаний последующим поколениям. Именно поэтому журналистику принято называть актором, агентом социализации.

Журналистика способствует освоению внешних реалий, но, в отличие, например, от науки, облекает свое восприятие в понятный широким слоям населения месседж.

Социализация осуществляется при помощи создания социальных стереотипов (эмоционально окрашенных представлений групп общественности о чем-то или о ком-то), в результате чего СМИ выступают актором интеграции населения. Одна из ценностных прерогатив журналистики заключается в определении общественной повестки дня –перечня ключевых и значимых в данное время вопросов и проблем. Таким образом, журналистика вовлекает граждан в общественные процессы исама принимает в них активное участие, становясь проводником социальных стандартов. Как уже указывалось,««повестка дня» для журналиста как общественное явление реальна, объективна, во многом формируется пропагандистской составляющей духовной жизни общества, но при этом является ценностью социальной и журналистской»[11]. Повестка дня создается самими СМИ, которые проявляют избирательность в отборе сведений для массовой трансляции. Так, в повестке дня могут быть не представлены сообщения о событиях, содержание которых не отличается сиюминутной «сенсационностью», «интригой», «скандальным» началом, но онтологическое (т.е. сущностно-бытийное) значение которых для человечества неоспоримо.

Технологии создания повестки дня включают механизм воздействия на познавательные особенности людей. Мир медиа, представляя ценностный плюрализм, дает возможность каждому человеку найти информацию, соответствующую его предпочтениям. Журналистика оперативно отвечает на постоянно возникающие информационные потребности разных социальных групп, гибко подстраиваясь под запросы целевых аудиторий. СМИ гораздо быстрее иных структур и организаций реагируют на социальные запросы населения, которое также демонстрирует ценностный выбор в поиске информации.

По работе СМИ можно судить о ценностном кризисе общественного сознания. Журналистика служит индикатором ценностных колебаний, коллизий и социальной неустойчивости.Медиапространство отражает ценностные конфликты и противоречия, происходящие в обществе. Часто в их основе лежат столкновения между политическими, идеологическими, этическими и мировоззренческими парадигмами. Ценностный кризис в СМИ может говорить о проблемах в данной сфере деятельности. Кроме того, вступать в противоречие с существующей системой общественно-политических ценностей может и сам журналист, чьи взгляды, убеждения и чувства не совпадают с общественными.

Каждое общество обладает своей спецификой в информационном и духовном обменах. Духовные ценности являются также своего рода общественными ориентирами и идеалами общественного сознания. Духовными ценностями принято считать процесс и результаты просветительской работы, идейно-воспитательные идеалы, патриотизм, уважение к памяти и истории народа, а также эстетические артефакты. СМИ дают возможность духовным ценностям стать компонентом общественной повестки дня. Общепризнанно, что только массовая коммуникация способна за относительно короткий временной промежуток сделать целевую аудиторию активным потребителем духовной аксиосферы.

СМИ являются ретранслятором ценностей масскульта, его массмедийной системой. Эта особенность проистекает из общей характеристики современного этапа развития общества. Мир рубежа XX–XXI веков является просьюмеристским, т.е. потребляющим. Концепция большинства (делать, как все, и быть, как все) и концепция потребления (получения материального удовольствия) органично сочетаются со стремлением к самопрезентации и самоутверждению, тяготению к успеху, «медийному» характеру жизни. Мода становится основной формой общественного сознания, оттягивая на себя духовный, информационный, мировоззренческий
и прочие потенциалы. Это не могло не отразитьсяна типологии СМИ, на их системе, подходе руководства и рядовых сотрудников к технологиям сегментирования информации и к принципам работы медиа в целом.

Журналистика оказывается органичной частью системы культурных ценностей,в число которых входятобразование и наука,искусство, коммуникации, система преставлений о передаче духовного наследия следующим поколениям. СМИ способны влиять на направление социокультурных процессов, меняя восприятие массовым сознанием таких концептов, как «уровень образования», «профессионализм», «жизненный опыт» и т.д.

Аксиология журналистики предполагает изучение системы профессионально-этических ценностей, которыми руководствуется сотрудник СМИ в своей повседневной практической работе. Специфика журналистской работы характеризуется ценностно-оценочным отношением к явлениям, имеющим личностный характер. Как показывает история развития журналистской этики, представители медиасообщества стремятся придать системе профессиональных ценностей кодификационный статус, то есть закрепить их в кодексах, принципах и нормах профессионального поведения, зафиксировать в международных и национальных документах по журналистской этике.

Профессиональными ценностями являются социальная ответственность, уважение к демократическим ценностям (свободе слова, свободе мнений и т.д.), недопустимость плагиата, адекватное отражение реальности в журналистских материалах, порядочность, объективность, уважение к национальным, этнокультурным и религиозным различиям, бережное отношение к родному языку и грамотное использование его ресурсов. Однако следование профессиональным ценностям в своей работе у журналистов, как показывает практика, не является повсеместным. Журналисты часто ищут консенсус между ними и другими ценностными парадигмами. В связи с этим считается, что журналисты вообще не имеют системы устоявшихся ценностей. Следование профессиональным ценностям в своем поведении является результатом и обучения,
и осмысленной практической работы в СМИ.

Контрольные вопросы

1. Понятие аксиологии. Аксиология как учение о ценностях. Онтологический статус ценности.

2. Ценность: специфика понимания. Понятие ценности в разных формах общественного сознания.

3. Аксиология журналистики: цель, задачи, объект изучения.

4. Политические идеалы и ценности в современных СМИ.

5. Понятие политического идеала.

6. Социальные ценности. Проблема ценностной неустойчивости
в обществе и деятельность СМИ.

7. Культурные и духовные ценности и роль массмедиа в их создании.

8. Влияние ценностей масскульта на журналистику.

9. Профессионально-этические ценности журналистики: становление и эволюция.

10. Роль гражданской журналистики в смене современной ценностной парадигмы массмедиа.

 

Вопросы для обсуждения на практических занятиях

1. Приведите примеры авторов-разработчиков аксиологических учений.

2. Определите идеалы и ценности в структуре общественного сознания и политической практике.

3. Перечислите политические ценности, которые создаются при участии СМИ. Укажите препятствия, которые мешают формированию системы политических ценностей у молодежи.

4. Могут ли противоречить друг другу этические ценности и профессиональные ценности журналистики?

5. Перечислите ценности масскульта и приведите примеры тех медиа, которые являются их ретрансляторами.

6. Перечислите профессиональные ценности журналистики. Меняются ли они с течением времени?

7. Как меняется система ценностей в зависимости от информационной активности социума?

8. В чем проявляется столкновение личных взглядов и убеждения журналиста с существующими социальными стереотипами?

9. Для чего нужен ценностный подход в журналистской работе? Что значит ценностное понимание жизни в деятельности журналиста?

10. Назовите ценностные конфликты, с которыми вам приходилось сталкиваться в рамках учебно-производственных практик. Приведите примеры социальных противоречий, столкновений идеологий, моральных норм, парадигм в искусстве, науке.

Творческие задания

1. Напишите имиджевую статью на тему «РГУ имени С.А. Есенина как носитель ценностей в образовании и науке».

2. Снимите телевизионный ролик для социальной рекламы, в котором были бы представлены значимые ценности современного общества: здоровье населения, свобода политического выбора, уважение к национальному духовному наследию и т.д.

3. Напишите эссе на тему «Являются ли такие профессионально-этические ценности журналиста, как добросовестность, объективность, социальная ответственность, уважение к демократическим ценностям, порядочность, актуальными и значимыми для современного журналиста?Или они (некоторые из них) утратили актуальность и незначимы для современной журналистики, выглядят слишком идеалистично?»

4. Прочитайте высказывание.Установите, кто его автор, когда и при каких обстоятельствах оно появилось: « Главным образом пусть журналист усвоит, что для него нет ничего более позорного, чем красть у кого-либо из собратьев высказанные последним мысли и суждения и присваивать их себе, как будто он высказывает их от себя, тогда как ему едва известны заглавия тех книг, которые он терзает. Это часто бывает
с дерзким писателем, вздумавшим делать извлечения из сочинений по естественным наукам и медицине».

Руководствуясь этим высказыванием, создайте проблемную статью, в которой приведите примеры неадекватного обращения журналистов с научной информацией. В подтверждение приведите конкретные предложения и словосочетания, искажающие картину мира.

5. Сверстайте полосу для рубрики «Ценности учащихся». В качестве материала создайте серию фоторепортажей и проведите опрос представителей учащихся средних школ, колледжей и вузов. Устно поясните, в чем причина сходства и различий в системе ценностей.

6. Создайте Декларацию ценностей студента отделения журналистики.

7. Приведите примеры того, как освещается в СМИ столкновение ценностных парадигм (например, восприятие разными группами общественности представления оперы Р. Вагнера «Тангейзер» в Новосибирском театре оперы и балета; высказывания бывшего крымского прокурора, депутата Госдумы Н. Поклонской о фильме «Матильда» и т.д.). Результаты работы оформите в виде презентации.

8. Напишите эссе на тему «Политические ценности молодежи».

9. Сравните ценностное отношение к русскому языку в материалах российской публицистики XVIII и ХХ веков.

10. На основании изученного материала дисциплин «Основы рекламы и PR в средствах массовой информации», «Организация и работа пресс-службы», «Корпоративная культура журналиста», а также исходя из наблюдений, сделанных во время учебных и производственных практик, охарактеризуйте специфику ценностного выбора в поиске, обработке и подаче информации:

а) журналиста государственного СМИ;

б) журналиста коммерческого СМИ;

в) рекламиста;

г) пиармена;

д) сотрудника пресс-службы.

Результаты оформите в виде таблицы, используя следующие параметры для сравнения: цель и задачи сообщения, специфика сбора информации, технологии сегментирования информации, смысловые акценты, особенности сочетания текста и иллюстративного материала, стилистическая обработка текста, художественные средства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: