Научно-исследовательские задания




1. Разработайте один из компонентов медиакарты – управленческо-профессионального досье руководителей региональных изданий (не менее 5 позиций для каждого вида СМИ).

2. На основании изучения медиаконтента региональных интернет-изданийвыявите сообщения, в которых информация предоставляется сотрудниками пресс-служб рязанских отделений федеральных служб. Укажите информационные поводы, послужившие появлению в медиапространстве данных сотрудников.

3. Напишите научно-практическую статью на тему «Профессионально-этические конфликты в районной журналистике».

4. Проанализируйте медиадеятельность одного из известных российских тележурналистов.Выявите особенности конфликтов и коллизий, которыевозникали в результате этой деятельности, и дайте им профессионально-этическую оценку.

5. Напишите реферат на тему «Сравнительная характеристика информационной политики газет(«Коммерсантъ», «Аргументы и факты», «Новая газета», «Московский комсомолец» и «Комсомольская правда»).

6. Прореферируйтелюбое учебное пособие по конфликтологии.

7. Напишите научный доклад на тему «Профессионально-эти-ческие нормы журналистики при сборе и обработке информации в чрезвычайных ситуациях».

8. На основании целостного анализа любого регионального СМИ создайте портрет егоцелевой аудитории. Сравните данные, полученные по итогам изучения:

а) общественно-политических СМИ;

б) детских и молодежных СМИ;

в) рекреационно-развлекательных СМИ.

 

Задания для самостоятельного изучения

1. Приведите 5–7 медиасообщений, которые получили широкий общественный резонанс в России. Установите его причины и назовите общественные группы, которые были вовлечены в обсуждениеи затронутые в материалах.

2. Охарактеризуйте информационную политику телеканала «Дождь».

3. Выявите источники информации, которыми пользовались популярные российские издания XIX века. Охарактеризуйте специфику взаимодействия с ними ведущих журналистов и публицистов данных издания.

4. Представьте доклад-презентацию о работе французского сатирического еженедельника «Charlie Hebdo» и его редакционной политике. Выявите конфликты, которые вызваны его инфографикой, и охарактеризуйте их. Выскажите свои взгляды на медиадеятельность этого издания.

5. Приведите примеры 5–7 конфликтных ситуаций, возникших после публикации статей в российской периодической печати конкретного периода (например, в серединеXVIII века, в 60-х годахXIX века,
в началеXX века, в 90-х годах ХХ века и т.д.). Используя знания, полученные при изучении дисциплин «История отечественной журналистики», «История отечественной публицистики», «Литературный процесс
и журналистика», «Литературная критика» и др., а также терминологический аппарат профессиональной этики журналиста, выявите:

а) проблемы, затронутые в данных статьях, а также социально-политические обстоятельства, обусловившие их актуальность;

б) профессионально-этические отношения, затронутые в данных публикациях;

в) степень вовлеченности общественности в данную коллизию;

г) уровень развития профессиональной журналистской этики
в России в указанный период.


Глава 7

НОВЫЕ МЕДИА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА
ЖУРНАЛИСТА

Новые медиа –это система электронных интерактивных изданий и видов сетевой коммуникации между целевыми аудиториями и производителями контента. Новые медиа нельзя противопоставлять традиционным (газетам, телевидению, радио) в связи с их видовым многообразием (это сайты, видеохостинги, социальные сети, блоги и т.д.) и иной коммуникативной природой. Масштаб новых медиа так велик, что процесс их изучения всегда отстает от их динамичного развития.

Собственно журналистские ресурсы в новых медиа занимают свою нишу. В ней можно выделить новостные агрегаторы (сервисы, автоматическисобирающие новости с разных интернет-ресурсов.), информационные агентства (службы, снабжающие информацией своих подписчиков, в т.ч. которых СМИ, организации, частных лиц), онлайн-версии периодических печатных изданий, телеканалов и радиостанций. И информационные агентства, и онлайн-версии СМИ при существенных отличиях от их традиционных аналогов сохраняют профессионально-организационную модель обеспечения информацией целевой аудитории. Деятельность такого рода изданий подпадает под действиеЗакона РФ «Осредствах массовой информации», принципы.Формы и направления работы в них, а также их организационно-правовой статус аналогичны традиционным СМИ. Этические нарушения медийной деятельности журналистов таких изданий могут рассматриваться Общественной коллегией по жалобам на прессу.

ВXXI веке возникает и новый феномен – феномен пользовательскогоконтента, в т.ч., новостного, в разных интернет-ресурсах. Авторами таких материалов (видео, фото, графических объектов, текстов и т.д.) становятся не профессиональныежурналисты, а рядовые граждане, использующие технические средства, в настоящее время доступные большинству населения – мобильные телефоны, видеокамеры, фотоаппараты, компьютеры с выходом в Интернет. Такие сервисы и сайты, генерирующие новостной пользовательский контент, не подпадают под профессионально-этическую и корпоративную регуляцию. К ним относятся:

1) видеохостинг – веб-сервис, предназначенный для загрузки и просмотра в браузере видеоматериалов, созданных, как правило, самими пользователями;

2) мобильное приложение – программное обеспечение мобильных устройств, предназначенное для выхода в Интернет, в том числе для общения, игр, просмотра видео и т.д.;

3) блог –веб-сайт, представляющий собой онлайн-дневник, контент которого составляет регулярно добавляемая текстовая, графическая
и мультимедийная информация;

4) социальные сети – онлайн-сервисы, обеспечивющие многогранные взаимосвязи и взаимоотношения, в числе и коммуникациивИнтернете. Социальные сети являются интернет-проекцией социальныхвзаимоотношений и обширным полем формирования новостного пользовательского контента.

Новостной информационный контент на этих ресурсах могут создавать все пользователи, что дало возможность упрочиться феномену гражданской журналистики. Она представляет собой деятельность непрофессиональных медиаавторов (обычных граждан) и реализуется, как правило, в интернет-проектах, имеющих массовое распространение, а также посредством сервисов традиционных СМИ. Гражданская журналистика, не являющаяся в чистом виде профессиональной журналистской деятельностью, тем не менее, в свои функции включает сбор, обработку и распространение информации на численно большие аудитории.

Феномен гражданской журналистики, получившей в России распространение в начале XXI века, вызывает разные толкования и формирует разные взгляды на ее специфику и функции. В гражданской журналистике внимание целевой аудитории также ориентировано на актуальную, социальнозначимую, независимую и полную информацию. Она, таким образом, предстает разновидностью СМИ, которую создала сама целевая аудитория. Субъект гражданской журналистики (создатель контента) может быть личностью с ярко выраженной гражданской позицией, со стремлением в полном объеме удовлетворить право граждан на правдивую и точную информацию. Гражданская журналистикатакже может выполнять миссию традиционной журналистики, выработав собственный инструментарий, в связи с чем ее часто рассматривают как выражение «гражданских коммуникаций»[30].

Взаимодействие профессиональных и «гражданских» журналистов приняло в последнее время систематический характер. Одна из моделей таких отношений – это спорадическая покупка изданием новостного контента журналистов-непрофессионалов. В рамках второй модели пользователи создают материалы на равне с профессиональными журналистами. Третья модель целиком ориентируется целиком на пользовательский контент, получая его через мобильные приложения, электронную почту, а также предоставляя блогохостинг.

Интернет является важной платформой для деятельности гражданских журналистов. Являясь личностью с активной жизненной позицией, такой «нежурналист» проявляет социальную активность, направленную на привлечение внимания к социальнозначимым проблемам. Социальные сетистановятся средой, в которой широкая аудитория может реализовать свои гражданские инициативы, однако формы такой реализации зачастую приводят к проблемам соблюдения этических норм. «Необходимость изучения данного феномена обусловлена, прежде всего, тем, что социальные медиа, в отличие от традиционных и интернет-СМИ, являются особой медиасферой, контент которой оказывается практически бесконтрольным со стороны как нормативно-правовой, так и морально-этической» [31].

Причина распространения пользовательского контента заключается во включенности в его создание большого количества людей разных возрастов, профессий, родов занятий и увлечений. Эти пользователи могут увидеть и зафиксировать то, что пройдет незамеченным для СМИ, и выложить месседж в Интернет (в социальные сети или блоги), потенциальная целевая аудитория которого, как правило, больше, чем у традиционных медиа. Таким образом, численно большие группы общественности получили возможность создавать информационные материалы. Сегодня создателем пользовательского контента может быть каждый человек, даже школьник младших классов, зарегистрированный
в социальных сетях.

В этих случаях не работают профессионально-этические стандарты, принципы, нормы, принятые в журналистском сообществе и являющиеся этическим полем для ограниченной группы людей. Интернет – это собственность всего человечества. Резолюция ООН, принятая 3 июня 2011 года, признала доступ в Интернет базовым правом человека. Выработанные ранее традиционные механизмы этического саморегулирования (кодексы, принципы поведения, хартии и декларации) не учитывают специфики интернет-среды с ее высокой интерактивностью и включением пользовательского контента и едва ли будут восприняты повсеместно.

Трудности в этическом регулировании пользовательского контента заключаются не только в технических параметрах, но и в гетерогенности аудитории, у которой свободное выражение своей позиции в Интернете часто приводит не только к отсутствию гражданской позиции, но и к безнаказанности, безответственности, демонстрации низкого уровня культуры. Если поступки в реальной жизнь человека подлежат правовой, этической, служебной и прочим оценкам, то медиаобраз таких регуляторов лишен. Эта «двойная репрезентация» личности (реальная и медийная) приводити различиям в повседневном и «медийном» поведении.

В последнее время пользовательский контент стал предметом этической оценки со стороны не только журналистов, но и рядовых граждан. Это происходит из-за частых и грубых нарушений элементарных этических норм. Потребляя новостной контент, пользователи могут столкнуться с недостоверной и провокационной информацией, способной создать неадекватную картину мира. Человек не защищен от клеветы, дезинформации и плагиата. К числу таких нарушений относятся разжигание расовой, национальной и религиозной розни, нетерпимость, порнография. Негативное воздействие искаженного этического пространства испытывают несовершеннолетние пользователи. Они получают доступ
к неблагоприятной информации, которая приводит к разрушению морально-этических норм индивида и к деградации общества в целом.

Существуют пользователи, этические стандарты которых находятся вовсе за рамками этической ценностной парадигмы, которые ставят целью создание нездоровой, скандальной, агрессивной атмосферы в социальных сетях. К числу таких феноменов относится троллинг: «явление троллинга можно рассматривать в большинстве случаев именно как агрессивную форму социального коммуникативного взаимодействия. Цель троллинга – дать определенные стимулы для того, чтобы вызвать негативные реакции участников форумов либо иных виртуальных сообществ»[32]. Троллинг реализуется в беседе и направлен на заведомое нарушение этических норм.

Общение с пользовательским контентом может иметь негативные последствия всвязи с насмешками и провокационными издевательствами, касающимися конкретного человека. Формы нарушения этических норм общения могут включать предвзятость в суждениях, подмену критики личными выпадами и откровенной грубостью в адрес другого участника разговора, нападки на его личность, намеренное искажение или прямую издевку по поводу имени участника, неприличные или скабрезные предложения и намеки. Речевые провокации и агрессивное поведение на страницах контента, как правило, представлено нарушением норм литературного языка, включая использование ненормативной лексики.

Поскольку Интернет является саморегулируемой системой, пользовательское сообщество пришло к необходимости выработать алгоритмы для решения обозначенных проблем. Привлекать как можно больше пользователей к выработке этических правил возможно, даже при том что пользовательский сегмент огромен и неоднороден.Однако создание единого представления об этике пользовательского поведения выглядит слишком утопично. Тем не менее вместе с распространением Интернета возникли разговоры о сетевом этикете и сетевой этике, т.е. о совокупности нравственных норм и правил общения в Интернете, основанных на общечеловеческих нормах морали и демократических ценностях.

В последнее время наметились следующие тенденции. Во-первых, наблюдается разрушение или редукция двойной репрезентации не только журналистов, но и политических деятелей, сотрудников органов государственной власти и управления, коммерческих структур и других деятелей в социальных сетях. Данная редукция является требованием корпоративной политики, направленной на соотнесение частного и публичного контентов сотрудников в социальных сетях, блогах и видеохостингах. Предприятия и корпорации выдвигают к своим сотрудникам требования по ограничению резких высказываний, откровенной демонстрации личных политических и прочих убеждений, а также по распространению конфиденциальной информации.

Журналистское сообщество в новых медиа демонстрирует сочетание медийных и сетевых инструментов саморегулирования. В рамках этой тенденции журналисты, если используют информацию из социальных сетей, берут на себя обязательства по проверке ее достоверности, фильтрации, редактированию и т.д. Так, например, Ассоциация онлайн-новостей (ONA) создала кодекс этики для журналистов, работающих с контентом социальных медиа, – Social Newsgathering Ethics Code.Создатели документа указывают: « Сбор новостей в социальных медиа часто связан с этическими проблемами: от проверки информации до компенсации создателям контента»[33]. В России Общественная коллегия по жалобам на прессу рассматривает жалобы на действия журналистов в Интернете.

Вторая тенденция касается этического регулирования информационного поведения рядовых пользователей. Здесь применяются механизмы корпоративной политики конкретного ресурса: способы регистрации участников, «заморозка» страниц из-за жалоб пользователей, удаление страниц или сообществ по жалобам пользователей, блокировка ресурса за распространение неэтичного контента, удаление контента или его части, например, в связи с требованием правообладателя, установка почтовых фильтров. Так, например, рядом социальными сетями, например, «ВКонтакте» (https://vk.com/terms)предусмотрено пользовательское соглашение.

Выработка этического кодекса интернет-пользователей, разработка принципов «чистого» Интернета расценивается в настоящее время как новый этап в развитии этики, в том числе и профессиональной журналистской. Это происходит и в русле законодательного ограничения интернет-сферы, которое интенсифицировалось в последнее время,
в частности, с внесением поправок в Закон РФ «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Предпринимаются спорадические попытки этического регламентирования блогов[34].

Таким образом, проблемы этического регулирования интернет-пространства являются актуальными. В настоящее время можно наблюдать процессы выработки сетевой этики, а также интеграции традиционной журналистской и сетевой этики. Новостной контент, генерируемый рядовым пользователями, используется журналистами с учетом профессиональных этических норм. Самих пользователей также можно назватьактивными участниками процессов этического регулирования. Этические стандарты, нормы и правила вырабатываются самим ресурсом и при помощикорпоративныхрычагов.

 

Контрольные вопросы

1. Новые медиа: особенности и разновидности.

2. Виды и жанры интернет-журналистики. Профессионально-этическое регулирование интернет-журналистики.

3. Специфика и процесс создания пользовательского контента
в новых медиа. Формы организации контента.

4. Понятие и функции гражданской журналистики. Гражданское сознание и гражданская журналистика.

5. Этические нарушения и пользовательский контент.

6. Проблемы этического регулирования интернет-пространства. Сетевая и медийная этика.

7. Работа журналиста с новостным пользовательским контентом: основные принципы.

8. Этическая саморегуляция блогосферы. Кодекс блогерской этики.

 

Вопросы для обсуждения на практических занятиях

1. Чем подача информации в новых медиа отличается от ее подачи в традиционных СМИ?

2. Назовите крупнейшие новостные агрегаторы и информационные агентства.

3. Охарактеризуйте явление гражданской журналистики в интернет-пространстве. Приведите примеры такого рода месседжей и людей, которые их создают.

4. Назовите материалы гражданских журналистов и блогеров, участвовавших в формировании повестки дня СМИ.

5. Назовите сервисы и сайты, генерирующие новостной пользовательский контент,.

6. Охарактеризуйте объем пользовательского контента в онлайн-версияхпериодических изданий.

7. Укажите сообщения в новых медиа (не менее 10), повлиявшие на политические решения и на формирование общественного мнения.

 

Творческие задания

1. Проанализируйте 10 случаев внутрикорпоративных противоречий (редакционных скандалов, конфликтов в отношениях «журналист–коллеги», «журналист–редактор», «журналист–учредитель»), получивших широкую известность благодаря интернет-ресурсам. Составьте дайджест интернет-скандалов. Результаты представьте в виде презентации.

2. Разработайте вопросы для полуструктурированного интервью
с медиапедагогом на тему «Негативные и позитивные стороны общения школьника в социальных сетях»

3. Подготовьте аналитический или обзорный материал под рабочим названием «Социальные сеть как источник информации: документ, вещественная среда или человек?».

4. Сверстайте материал, посвященный троллингу, включающий текст проблемной статьи и необходимый иллюстративный материал (карикатуры, фото, другие формы инфографики). В статье опишите понятие троллинга и происхождение этого феномена, приведите примеры форм социальной провокации и видов информационных вбросов, проанализируйте особенности дискурса «троллей» и дайте этическую оценку их действиям.

5. Создайте проект Кодекса сетевой этики или Кодекса поведения гражданского журналиста.

6. Создайте проект рубрики для онлайн-издания под рабочим названием «Копилка некорпоративных высказываний». Сверстайте демоверсию материла, в которую включите некорректные или неэтичные высказывания должностных лиц, получившие широкий общественный резонанс.

7. Составьте интервью с блогером – лидером общественного мнения (журналистом, политиком, актером, деятелем науки и т.д.). В вопросах затроньте проблемы создания Кодекса блогерской этики.

8. Напишите проблемную статью о пользовательском контенте, отчетливо нарушающем этические нормы (содержащем сцены насилия, порнографии, месседжи, клеветнического характера, оскорбляющие чувства верующих и т.д.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: