Научно-исследовательские задания




1. Напишите научную статью на тему «Система профессиональных ценностей общественно-политических газет в рязанском регионе».

2. Составьте планы аксиологического и деонтологичесого анализа журналистских материалов. Апробируйте его на 5–7 материалах региональных медиа.

3. Подготовьте научный доклад на тему «Редакционная политика региональных изданий».

4. Используя наблюдения и сравнительный анализ, изучите способы подачи новостейна рязанских телеканалах. Укажите сходства и различия в новостном контенте.

5. Проанализируйте повестку дня региональных СМИ. Выявите темы, которые ретранслировались федеральными изданиями.

6. Подготовьте реферат диссертационного исследования Н.А. Гуторовой «Печать Рязанской губернии (1838–1917 гг.)» [37].

Задания для самостоятельного изучения

1. Сделайте доклад на тему «Работа регионального отделения Союза журналистов России».

2. Используя материалы одного из СМИ, проведите исследование источников информации,используемых в издании, и укажите закономерности.

3. Создайте доклад-презентацию на тему «Медиавыражение корпоративных ценностей) (в качестве материалов для анализа используйте выпуски газеты «Рязанский университет»).

4. Сравнив новостные материалы региональных информационных агентств и порталов, выявите систему деонтологических принципов изданий. Результаты оформите в виде аналитической справки.

5. Напишите реферат на тему «Символы региональной журналистики».

6. Составьте «карту производственных практик» отделения журналистики РГУ имени С.А. Есенина.

 
 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Профессиональная этика представляет собой систему этического (нравственного) регулирования и включает конкретные профессионально-этические принципы и нормы, которые вырабатываются представителями данного профессионального сообщества. Профессиональная этика охватывает те виды профессиональной деятельности, которые тесно связаны с человеком в условиях его трудовой деятельности.

Профессиональная этика журналиста с середины XIX века прошла несколько этапов в развитии, в рамках которых были образованы национальные журналистские сообщества и выработаны профессиональные журналистские стандарты, принципы и нормы.

Ключевыми принципами журналистской этики считаются уважение права человека на получение правдивой информации, участие общественности в работе средств массовой информации, социальная ответственность и профессиональная честность журналиста, уважение журналиста к всеобщим ценностям и многообразию культур, к частной жизни и человеческому достоинству, а также стремление устранить войны и другие негативные явления, которые могут грозить человечеству.

 

Аксиология журналистики предлагает методологию научного осмыслениясистемы ценностей, в создании которых она участвует: политических ценностей и общественно-политических идеалов, общественной повестки дня, отражения социальных запросов населения. Мир медиа, будучи актором, агентом социализации, служит индикатором ценностных колебаний, коллизий и неустойчивости в обществе. Деонтология журналистской деятельности выражается в систематической профессиональной авторефлексии, которая неотделима от формирования гражданской позиции, предполагает выработку гражданской
и профессиональной ответственности, соблюдение профессионального долга, готовность журналиста к профессиональным трудностям, признание и исправление ошибок.

В своей деятельности журналист вступает в разнообразные профессиональные отношения, которые представляют собойсистему взаимодействия между представителями профессии и другими людьми (сообществами), между представителями профессии и предметно-веществен-ной средой, а также взаимодействие представителей профессии друг
с другом. В этой системе журналист общается с целевыми аудиториями (как правило, с аудиторией своего СМИ), с источниками информации,
с представителями органов государственной власти и управления, с лидерами общественного мнения, с фигурантами/героями своих материалов, а также с представителями профессионального и корпоративного сообществ – коллегами, с главным редактором, учредителями и владельцами СМИ, в котором он работает, сотрудниками других изданий.

Крупными международными ассоциациями журналистов являются Международная федерация журналистов (IFJ), Международный фонд женщин, работающих в СМИ (IWMF), Общество профессиональных журналистов (SPJ), Всемирный комитет свободы прессы (WPFC), Комитет по защите журналистов (CPJ). Во многих странах функционируют и национальные журналистские объединения. В России работает Союз журналистов России. Кроме того, с 2005 годапрофессионально-этическую оценку материалам российских медиа дает Общественная коллегия по жалобам на прессу.

В настоящее время можно наблюдать процессы выработки сетевой этики, а также интеграции традиционной журналистской и сетевой этики. Новостной контент, генерируемый рядовыми пользователями, используется журналистами, как правило, с учетом профессиональных этических норм. Большой сегмент пользователей можно назвать активными участниками процессов этического регулирования.

Этические стандарты, нормы и правила вырабатываются самим ресурсом и при помощи корпоративныхрычагов. Система профессиональных отношений журналиста во всех ее компонентах стала претерпевать воздействие корпоративных регуляторов, в связи с чем актуальной сегодня является проблема органичного сосуществования профессиональной журналистской этики и корпоративной этики.

 


 

ГЛОССАРИЙ

Аксиология журналистики – методологический подход к рассмотрению профессиональной этики журналиста, основывающийся на изучении системы ценностей журналистского сообщества

Аудитория СМИ – объединенные сходными информационными интересами потребители, адресаты медиапродуктов (журналистских материалов) конкретных медиаизданий.

Деонтология журналистики – методологический подход к рассмотрению профессиональной этики журналиста, основывающийся на изучении понятия долга и системы должного в журналистской деятельности.

Гражданская журналистика – деятельность непрофессиональных медиаавторов (обычных граждан), реализующаяся, как правило,
в интернет-проектах, имеющих массовое распространение: в блогах, социальных сетях, через так называемый микроблогинг, а также посредством сервисов традиционных СМИ.

Гражданская позиция –система социально-политических ориентиров, совокупность взглядов на актуальные социально-политические проблемы и готовность принять участие в их разрешении.

Гражданская ответственность – стремление личности стоять на страже общечеловеческих и национальных интересов, решать проблемы, возникающие у разных социальных групп.

Гражданский долг – добровольное обязательство личности перед ругими членами социума.

Гражданское сознание – индивидуальное, групповое или массовое сознание, воснове которого лежит ценностное убеждение в неразрывной связи личности и Родины.

Журналистское сообщество – добровольное объединение журналистов,являющееся одной из форм профессионально-этической саморегуляции.

Кодекс профессионального поведения журналиста – способ этического саморегулировании в профессиональном журналистском сообществе, представляющий собой сводписьменных или устных правил и норм.

Корпоративная этика – вид прикладной этики, которая изучает формы нравственного регулирования работников (служащих, сотрудников и т.д.) как членов организации, имеющей юридический статус.

Медийная этика –система нравственного осмысления человеком и обществом деятельности всех каналов информации (СМИ, новых медиа, кино, театра и т.д.).

Международная федерация журналистов (IFJ/МФЖ) – одна из самых многочисленных журналистских ассоциаций.Образована в 1926 году(официальный сайт:https://www.ifj.org/).

Миссия – основная цель, социальное исущностное назначение деятельности.

Ньюсмейкер – человек, который вызывает интерес медиа либо
в силу значимости свой деятельности, своей известности, либо в связи
с осведомленностью о такого рода деятельности и способностью снабдить журналистов информацией о ней.

Ньюз-омбудсмен – сотрудник СМИ, который принимает и обрабатывает жалобы от читателей/зрителей/слушателей и разрешает конфликты между ними и СМИ.

Прикладная (практическая) этика – раздел этики, изучающий реализацию моральных идей и принципов, сформулированных в нормативной этике, в условиях морального выбора.

Профессиональная ценность –нравственные ориентирыв профессиональной деятельности, важные для всего общества

Профессиональная этика – разновидность прикладной этики, система нравственного регулирования (профессионально-этических стандартов, принципов и норм) в профессиональной среде, выработанная представителями данного профессиональногосообщества.

Профессионально-этическая норма – это руководящее начало, правило, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этико-гуманистических идеалов.

Профессионально-этический конфликт – противоречия, возникающие в рамках профессиональной деятельности.

Профессиональный долг – ответственный подход к выполнению своих профессиональных функций.

Профессиональные отношения – система взаимодействий между представителями профессии, а также между представителями профессии и другими людьми (сообществами) или же некими реалиями.

Профессионально-этическая ценность – нравственный ориентирв профессиональной деятельности, важный для всего общества

Принцип профессиональной этики – общая установка, обобщение, которое основывается на общечеловеческих нормах и признается людьми, занятыми в профессиональной деятельности, в качестве необходимого.

Профессиональное сознание – совокупность представлений и ценностных установок профессионала (трудовой группы) о себе, о своей профессиональной деятельности и о мире; «возникающая в структуре общественного сознания, проекция трудового опыта конкретных профессиональных групп».

Профессионально-этическая саморегуляция – способ осмысления актуальных нравственных вопросов внутри профессионального сообщества, имеющий, как правило, кодификационной (кодекс, декларация, хартия, свод принципов) или институализационный (профессиональное объединение, ассоциация, сообщество) характер.

Профессия – определенный вид трудовой деятельности, требующий необходимых знаний и навыков, приобретаемых в результате обучения и практики.

Общественная коллегия по жалобам на прессу – российская независимая общественная организация,цель работы которой заключается
в разрешении информационных споров, а основными задачами – формирование культуры профессиональной и честной журналистики, восстановление и укрепление доверия к СМИ, укрепление свободы прессы в России.

Сетевая этика – совокупность нравственных норм и правил общения в Интернете, основанных на общечеловеческих нормах морали
и демократических ценностях.

Совет по прессе – механизм саморегулирования журналистского сообщества, представляющий собой организацию, объединение журналистов, владельцев СМИ и представителей общественности, который рассматривает общественные жалобы на СМИ.

Социальные медиа – онлайн-сервисы, предоставляющие возможность для многогранных взаимосвязей, взаимоотношений и коммуникаций людей в Интернете.

Союз журналистов России –общероссийская общественная организация, самая многочисленнаяассоциация журналистов России.

Этика – дисциплина философского цикла, область знаний, изучающая специфику, происхождение и социальную роль морали и нравственности. Под этикой понимается также система нравственных регуляторов какой-либо социальной группы.

Этика СМИ – разновидность описательной этики, изучающая поведениеи потенциал ответственностичеловека в медийных условиях.

 


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Абилькенова, В.А. Новые медиафеномены в курсе профессиональной этики журналиста [Текст]// Ведомости прикладной этики. –
Вып.41. Прикладная этика: экспертный потенциал /под ред. В.И. Бакштановского, В.В. Новоселова. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2012. – С. 240–248.

2. Абилькенова, В.А. Риски для профессиональной этики в современной журналистике [Текст] // Журналист. Социальные коммуникации. – 2014.– № 4 (16). – С. 28–42.

3. Авраамов, Д.С. Профессиональная этика журналиста [Текст]: учеб. пособие для вузов. – М.: МГУ, 1999. – 221 с.

4. Авраамов, Д.С. Профессиональная этика журналиста (Сущность, основные понятия, становление в России) [Электронный ресурс]:дис. в форме науч. докл. … д-ра филос. наук. – М., 2000. – Режим доступа: https://cheloveknauka.com/professionalnaya-etika-zhurnalista (дата обращения: 26.11.2016).

5. Амиров, В.А. Журналистика экстремальных ситуаций [Электронный ресурс]: конспект лекций. – Режим доступа: https://jourf.narod.ru/
extrimsit.doc(дата обращения: 19.11.2016).

6. Ангеловский, А.А. Анализ понятий «профессия», «профессиональное сознание», «профессиональная деятельность», «профессионализм» [Текст] // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. –2010. – Т. 12, №5(2). – С.306–314. – С. 308.

7. Анненков, А.И. Представления о реально должном в профессиональной журналистской морали (на основе анализа публикаций современных общероссийских изданий) [Электронный ресурс]:автореф.дис.… канд. филол. наук. – Режим доступа: www.mediascope.ru(дата обращения: 26.11.2016).

8. Бабаева, Е.В. Дискурсивное измерение ценностей [Текст]. – Волжский, 2003.

9. Бакштановский, В.И. Моральный выбор журналиста [Текст] / В.И. Бакштановский, Ю.В. Согомонов. – Тюмень: Центр прикладной этики, 2002. – 448 с.

10. Бакштановский, В.И. «Этос» среднего класса: нормативная модель и отечественные реалии [Текст] / В.И. Бакштановский, Ю.В. Согомонов. – Тюмень, 2000.

11. Балла, О. Смысл и назначение масскульта [Текст] // Знание – сила. –2004. –№ 1. –С. 11–17.

12. Барышков, В.П. Аксиология личностного бытия [Текст] / под ред. В. Б. Устьянцева. – М., 2005.

13. Березина, И.А. Новые формы журналистики во взаимодействии с гражданским обществом [Текст] / И.А. Березина, А.В. Пустовалов // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. – 2013. – №1. – С. 40–51.

14. Бобрышова, А.С. Гражданская журналистика в Интернете: теоретические подходы и эффективные практики [Текст] // Медиа и межкультурная коммуникация в европейском контексте:материалы Междунар. науч.-практ. конф. Северо-Кавказский федеральный университет, Институт социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН, 2014. – С. 79–81.

15. Бойцова, С.А. Акмеологическая модель поиска истины в процессе профессионального становления будущего журналиста [Текст]: дис.... канд. психол. наук – Тамбов, 2006 – 186 с.

16. Венедиктов, С.В. Медиакоммуникация в гражданском обществе [Текст] // Вестник Пермского университета. – Серия: Политология. – 2013. – № 3. – С. 80–92.

17. Вигерлинг, К. Этика СМИ [Электронный ресурс] / пер. С.М. Курбатова. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 361 с. – Режим доступа:https://
biblioclub.ru/index.php?page=book&id=221774 (дата обращения: 26.11.2016).

18. Внебрачных, Р. А. Троллинг как форма социальной агрессии
в виртуальных сообществах [Текст] // Вестник Удмуртского университета. – Серия: Философия. Социология. Психология. Педагогика. – 2012.– Вып. 1. – С. 48–51.

19. Ворожейкина, Т.Е. Гражданское общество: что дальше? [Текст]// Отечественные записки. – 2014. – № 3 (60). – С. 8–24.

20. Государство и гражданское общество в России: новые практики взаимодействия [Текст]:коллективная моногр. – Волгоград, 2013. – 780 с.

21. Гуторова Н.А. ПечатьРязанской губернии (1838-1917 гг.): дис.… канд. филол. наук.–СПб., 2009 – 385 с.

22. Дзялошинский, И.М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям [Текст]. – М., 2006.

23. Дзялошинский, И.М. Концептуальные модели гражданских коммуникаций [Текст] // Гражданские коммуникации и гражданское общество / науч. ред. и сост. И.М. Дзялошинский. – М., 2009.

24. Дзялошинская, М.И. Социально ответственное поведение в Интернете: поиски модели [Текст] // Вопросы теории и практики журналистики. – 2014. – № 5. – С. 32–41.

25. Долгова Н.В. Проблемы формирования профессиональных ценностей в преподавании дисциплины «Профессиональная этика журналиста (включая аксиологию журналистики)» // Журналистский ежегодник: науч. журн. Том. гос. ун-т, 2016. – № 5. – С. 33–35.

26. Жолудь, Р.В. Профессиональная этика журналиста в социальных медиа: новые вызовы [Текст] // Вестник ВГУ. – Серия: Филология. Журналистика. – 2012. – №1. – С. 167–171.

27. Журналистика. Общество. Ценности [Текст]: коллективная моногр. / под ред. В.А. Сидорова. – СПб., 2012.

28. Зритнев, В.В. К вопросу о становлении гражданского общества в современной России [Текст] // Вестник Северо-кавказского федерального университета. –2013. – № 1(34). – С. 151–154.

29. Ильченко, С.С. Ценностно-политическое содержание «массовой культуры» в телевизионном вещании [Текст]:автореф. дис. … канд. полит. наук. – СПб., 2009.

30. Инглхарт, Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества [Текст] // Политология: хрестоматия / сост. Б.А. Исаев, А.С. Тургаев, А.Е. Хренов. – СПб., 2006.

31. Каминченко, Д.И. «Новые» СМИ как агент распространения определенных политических ценностей [Электронный ресурс]. – Н. Новгород: Нижегород.гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского. – Режим доступа:https://sociosphera.com/publication/journal/2013/3085/novye_smi_kak_agent_rasprostraneniya_opredelnnyh_politicheskih_cennostej/ (дата обращения: 26.11.2016).

32. Киричек, П.Н. Этика журналиста [Текст]: учеб. /П.Н. Киричек, О.В. Федотова. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2004. – 140 с.

33. Корженева, О.В. Персонификация государства в современной российской журналистике: ценностно-политический анализ [Текст]:автореф. дис. … канд. полит. наук. – СПб., 2013.

34. Корконосенко, С.Г. Основы журналистики [Текст]: учеб. для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 287 с.

35. Кошевая, И.П. Профессиональная этика и психология делового общения [Текст]: учеб. пособие / И.П. Кошевая, А.А. Канке. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2010. – 304 с.

36. Красноярова, О.В. Гражданская журналистика как стимул развития профессиональной журналистики [Текст] // Вопросы теории и практики журналистики. – 2013. – № 1. – С. 121–125.

37. Кумылганова И.А. Этические основы информационных коммуникаций: зарубежные подходы и традиции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2013.

38. Кучер, Е.Д. Статус журналиста в Интернете: правовой и этический аспекты [Электронный ресурс]: канд. филол. наук. – М. – 181 с. // Научная библиотека диссертаций и авторефератов. – Режим доступа:https://www.dissercat.com/content/status-zhurnalista-v-internete-pravovoi-i-eticheskii-aspekty (дата обращения: 26.11.2016).

39. Медведева, Г.П. Деонтология социальной работы [Текст]: учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования. – М.: Академия, 2011. – 224 с.

40. Мещеряков, В.А. Информационный выбор как фактор ценностного самоопределения будущего журналиста [Текст]: автореф.дис.... канд. пед. наук. – Оренбург, 2014. – 23 с.

41. Морозова, А.А. Основные виды нарушения морально-этических норм в инфор мационно-коммуникативном контенте социальных сетей [Электронный ресурс] /опубл. при содействии Фонда поддержки молодых ученых ФГБОУ ВПО «Челяб. гос. ун-т». – Режим доступа: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/31102/1/journ-2015-prep-07.pdf (дата обращения: 26.11.2016).

42. Лазутина, Г.В. Профессиональная этика журналиста [Текст]: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 224 с.

43. Макейчик, А.А. Аксиология [Текст]. – СПб.: Изд-во РГПУ
им. А.И. Герцена, 2004. – 130 с.

44. Медиа накануне постсекулярного мира [Текст]: коллективная моногр. / под ред. В.А. Сидорова. – СПб., 2014. – 176 с.

45. Международные стандарты профессиональной этики журналистов [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие / сост. А.В. Байчик, Ю.В. Курышева, С.Б. Никонов. – СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т; Высш. шк. журналистики и массовых коммуникаций, 2012. – 102 с. – Режим доступа: https://jf.spbu.ru/upload/files/file_1412239663_9146.pdf (дата обращения: 26.11.2016).

46. Микешина, Л.А. Эпистемология ценностей [Текст]. – М., 2007.

47. Назаретян, К.А. Журналистская этика: тенденции развития [Текст] // Этическая мысль. – М., 2010. – Вып. 10. – С. 213–233.

48. Назарчук, А.В. Идея коммуникации и новые философские понятия ХХ века [Текст] // Вопросы философии. – 2011. – № 5.

49. Нигматуллина, К.Р. Политические идеалы на российском телевидении: факторы и механизмы трансформации [Текст]:автореф. дис. … канд. полит. наук. – СПб., 2011.

50. Овчинникова, И.Г. Коммуникация и идентификация в социальных сетях: факторы, типажи, национально-культурная специфика (на материале социальной сети Твиттер) [Текст] // Вестник Пермского университета. – Серия: Политология. – 2013. – № 2. – С. 143–156.

51. Одинцова, О.В. Профессиональная этика [Текст]: учеб. – М.: Академия, 2012. – 144 с.

52. Панкеев И.А. Учебный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pankeev.wordpress.com/lectures/deontology/ (дата обращения: 26.11.2016).

53. Пасти, С. Российский журналист в контексте перемен. Медиа Санкт-Петербурга / под ред. Д.П. Гавры. Тампере, Финляндия, 2004. – 170 с. – Режим доступа: https://www.uta.fi/cmt/yhteystiedot/henkilokunta/
svetlanapasti/publications/pastinkirja.pdf (дата обращения: 26.11.2016).

54. Письменная, Е.В. Профессиональная этика в деловой прессе [Текст]. – М.: Хроникер, 2004. – 176 с.

55. Пузенцова, Ю.А. К вопросу о прогнозах развития гражданского общества в современной России [Текст] // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. – Серия: Общественные науки. – Пенза: Пензенский государственный университет, 2013. – № 25. – С. 40–49.

56. Правовые и этические нормы в журналистике [Текст] / сост.
Е.П. Прохоров. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект-Пресс, 2009. – 232 с.

57. Профессиональная этика и служебный этикет [Текст]: учеб. для студентов вузов / под ред. В. Я. Кикотя. – М.: Юнити-Дана: Закон
и право, 2015. – 559 с.

58. Профессиональная этика [Электронный ресурс]: учеб. для высш. учеб. заведений / сост. М.Н. Росенко, А.В. Бабаева, М.В. Чигирь [и др.]; отв. ред. М.Н. Росенко. – СПб.: Петрополис, 2006. – 200 с. – Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253940 (дата обращения: 26.11.2016).

59. Прохоров, Е.П. Журналистика и демократия [Текст]. – М.: РИП-холдинг, 2001. – 296 с.

60. Прохоров, Е.П. Исследуя журналистику [Текст]. – М.: РИП-холдинг, 2005. – 202 с.

61. Прохоров, Е.П. Журналистская деонтология: итоги, проблемы, перспективы [Текст] // Вестник Московского университета. – Серия 10: Журналистика, 1997. – № 1.

62. Путеводитель по саморегулированию СМИ [Текст] / Бюро представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Миклош Харасти. – Вена, 2008. – 116 с.

63. Результаты исследования MediaFactor «Чего хочет пресса?» [Электронный ресурс] // Message. Технологии результативных коммуникаций. – Спецвып. – Режим доступа: https://www.media-factor.ru/img/
spec_vipusk/index.html (дата обращения: 24.11.2016).

64. Решетников, Д. Гражданская журналистика и интернет-СМИ: подходы к постановке проблемы [Электронный ресурс]. – 2005. – №7 (295),
10 июня. – Режим доступа:https://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=4274&level1=main&level2=articles/ (дата обращения: 26.11.2016).

65. Рыскельдиева, Л.Т. Деонтология в истории философии [Текст]. – Симферополь: Таврия, 2004. – 384 с.

66. Саморегулирование журналистского сообщества. Опыт, проблемы. Перспективы становления в России [Текст]. – 2-е изд., испр.
и доп. – М.: Стратегия, 2004. – 400 с.

67. Сидоров, В.А. Ценностный анализ в журналистике: время и метод [Электронный ресурс] // Глобальный медиажурнал. Рос. изд. –Режим доступа: https://www.gmj.sfedu.ru/v2i1/v2i1_sidorov.htm (дата обращения: 26.11.2016).

68. Сидоров, В.А. Ценностный конфликт в медиареальности и формы его проявления [Текст] // Вестник Воронежского государственного университета. – Серия: Филология. Журналистика, 2012. – № 2. – С. 207–212.

69. Сидоров, В.А. Аксиология журналистики: Опыт становления новой дисциплины [Текст]: коллектив. моногр. / В.А. Сидоров, С.С. Ильченко, К.Р. Нигматуллина; под общ. ред. В.А. Сидорова. – СПб., 2009. – 176 с.

70. Скворцов, А.А. Этика [Текст]: учеб. / под ред. А.А. Гусейнова. – М.: Юрайт, 2011. – 306 с.

71. Смирнова,Е.А. Профессионально-этические нормы в современной российской журналистике [Электронный ресурс]:автореф. дис. … канд.филол.наук. – М., 2015. – 22 с. – Режим доступа: https://
cheloveknauka.com/professionalno-eticheskie-normy-v-sovremennoy-rossiyskoy-zhurnalistike#ixzz4Qa8j7OGF (дата обращения: 20.11.2016).

72. Уваров, А. Средства массовой информации как институт гражданского общества [Текст] // Человек и закон. – 2014. – № 10. – С. 9–16.

73. Хоменко, И.Г. Телевизионное информационное поле рязанского региона [Электронный ресурс] //Медиаскоп: электрон.науч. журн.– 2009. – Вып. 2. – Режим доступа: https://www.mediascope.ru/node/370 (дата обращения: 26.11.2016).

74. Цвык, В.А. Профессиональная этика: проблемы теории и методологии [Электронный ресурс] // Вестник Российского университета дружбы народов. –Серия: Философия. – Вып. 3.– С. 148–161 // КиберЛенинка: науч. библиотека. –Режим доступа: https://cyberleninka.ru/
article/n/professionalnaya-etika-problemy-teorii-i-metodologii#ixzz4Qam2HJAa/ (дата обращения: 26.11.2016).

75. Щербакова, Г.И. «Делай, что должно…»: практикум по дисциплине «Профессиональная этика журналиста» [Текст]. – Тольятти: Волж. ун-т им. В.Н. Татищева, 2004. – 87 с.

76. Шеламова, Г.М. Этикет делового общения [Текст]: учеб. пособие.– 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 192 с.

77. Шилов, В.Н. Политическая аксиология [Текст]: моногр. – Белгород: Белгород. гос. ун-т, 2005. – 116 с.

78. Шиллингер, Э. Проблемы и перспективы развития журналистской этики в России [Электронный ресурс] //Ин-т проблем информ. права. – Серия: Журналистика и право. – 2016. – Вып. 54. – Режим доступа: www.medialaw.ru/publications/book_series.htm (дата обращения: 26.11.2016).

79. Шишкин, Н.Э. Дисциплина «Основы журналистики» – через теорию к практике [Электронный ресурс] // Информационное пространство Тюменской обл. –2016. –Вып. 2. – Режим доступа: www.media.
utmn.ru/library_view_book.php (дата обращения: 26.11.2016).

80. Шостак, М.И. Репортер: профессионализм и этика [Текст]. – М.: РИП-холдинг, 2001. – 165 с.

81. Юрков, А.А. Этика журналистского творчества [Текст]. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. – 200 с.

 

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

1. Всемирный комитет свободы прессы. – Режим доступа https://
www.wpfc.org

2. Информационный портал для молодых журналистов. – Режим доступа: https://yojo.ru/

3. Как новые медиа изменили журналистику: 2012–2016. – Режим доступа: https://newmedia2016.digital-books.ru/

4. Кодекс блогерской этики. – Режим доступа: https://www.
wikigrain.org/?req=Блогерская+этика.

5. Комитет по защите журналистов (CPJ/КЗЖ). – Режим доступа: https://www.cpj.org/

6. Медиаскоп: электронный научный журнал. – Режим доступа: https://www.mediascope.ru/

7. Международная федерация журналистов (IFJ/МФЖ). – Режим доступа: https://www.ifj.org/

8. Международный фонд женщин, работающих в СМИ (InternationalWomen‘sMediaFoundation (IWMF). – Режим доступа: https://
www.iwmf.org

9. Общественная коллегия по жалобам на прессу. – Режим доступа: https://www.presscouncil.ru

10. Общество профессиональных журналистов (SPJ/ОПЖ). – Режим доступа: https://www.spj.org

11. Панкеев И.А. Учебный сайт. – Режим доступа: https://pankeev.
wordpress.com/lectures/deontology/ (дата обращения: 26.11.2016).

12. Радиопортал. – Режим доступа: https://www.radioportal.ru/

13. Союз журналистов России. – Режим доступа: https://www.ruj.ru/

14. Этичное поведение. Правила и руководства русской Википедии. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Этичное_поведение

15. Organisation of News Ombudsmen. – Access: https://www.
newsombudsmen.org

16. Social Newsgathering Ethics Code. – Access: https://toolkit.
journalists.org/social-newsgathering/


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

 

Глава 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА:
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.. 6

Глава 2. ЭТИКА ЖУРНАЛИСТА:
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 14

Глава 3. АКСИОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ.. 23

Глава 4. ДЕОНТОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ.. 32

Глава 5. ПРОФЕССОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
И НОРМЫВ ЖУРНАЛИСТИКЕ.
ФОРМЫЭТИЧЕСКОГО САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ.. 46

Глава 6. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ
ОТНОШЕНИЯ И КОНФЛИКТЫВ ЖУРНАЛИСТИКЕ. 56

Глава 7. НОВЫЕ МЕДИА
И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛИСТА.. 66

Глава 8. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛИСТА:
РЕГИОНАЛЬНОЙ АСПЕКТ. 75

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 83

 

ГЛОССАРИЙ.. 85

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 88

 


 

Долгова Наталья Владимировна

 

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛИСТА

Учебно-методическое пособие

 

 

Редактор Карпова И.Б.

Технический редактор КулешоваН.Н.

 

Подписано в печать 24.03.2017. Поз. № 06. Бумага офсетная.
Формат 60х841/16Гарнитура TimesNewRoman. Печать трафаретная.

Усл. печ. л. 5,58. Уч.-изд. л. 5,3. Тираж 100 экз. Заказ № 410

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»

390000, г. Рязань, ул. Свободы, 46

 

 

Редакционно-издательский центр РГУ имени С.А. Есенина

390000, г. Рязань, ул. Ленина, 20а


[1] Профессиональная этика: учеб. для высш. учеб. заведений / сост. М.Н. Росенко, А.В. Бабаева, М.В. Чигирь [и др.]; отв. ред. М.Н. Росенко. СПб.: Петрополис, 2006. С. 6. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253940 (дата обращения: 20.10.2016).

[2] Ангеловский А.А. Профессиональное сознание личности: понятие и структура // Сибир. пед. журн. 2010. Вып. № 5ю. С. 122.

[3] Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста: учеб. 3-е изд., перераб.
и доп. М.: 2000: Аспект Пресс. С. 79.

[4] См.: Кумылганова И.А. Этические основы информационных коммуникаций: зарубежные подходы и традиции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2013; Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста …; Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. М.: 2000.

[5] Назаретян К.А. Журналистская этика: тенденции развития // Этическая мысль. 2010. Вып. 10. М. С. 213–233.

[6] Международные стандарты профессиональной этики журналистов: учеб.-метод. пособие / сост. А.В. Байчик, Ю.В. Курышева, С.Б. Никонов. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т; Высш. шк. журналистики и массовых коммуникаций, 2012. 102 с. С. 15.

[7] Назаретян К.А. Журналистская этика … С. 215.

[8] Вигерлинг К. Этика СМИ / пер. С.М. Курбатова. М.: Директ-Медиа, 2014. С. 5. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=221774 (дата обращения: 20.10.2016).

[9] Сидоров В.А., Ильченко С.С., Нигматуллина К.Р. Аксиология журналистики: Опыт становления новой дисциплины / под общ. ред. В.А. Сидорова. СПб., 2009.

[10] Сидоров В.А., Ильченко С.С., Нигматуллина К.Р. Аксиология журналистики … С. 10.

[11] Сидоров В.А., Ильченко С.С., Нигматуллина К.Р. Аксиология журналистики … С. 87.

[12] Сидоров Т.А. Аксиология журналистики: Опыт становления новой дисциплины: коллектив. моногр. / В.А. Сидоров, С.С. Ильченко, К.Р. Нигматуллина; под. общ. ред. В.А. Сидорова. СПб., 2009. 176 с.

[13] См.: Петров Н. Вопросы хирургической деонтологии. Л, 1948. 84 с.

[14] Медведева Г.П. Деонтология социальной работы: учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования. М.: Академия, 2011. С. 8.

[15] Прохоров Е.П. Журналистская деонтология: итоги, проблемы, перспективы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика, 1997. № 1. С. 28.

[16] См.: Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Ю. Моральный выбор журналиста. Тюмень: Центр прикладной этики, 2002. 448 с.; Бакштановский В.И., Согомонова Ю.В. «Этос» среднего класса: нормативная модель и отечественные реалии. Тюмень, 2000.

[17] Панкеева И.А. Учебный сайт. URL: https://pankeev.wordpress.com/lectures/deontology/ (дата обращения: 26.11.2016).

[18] Амиров В.А. Журналистика экстремальных ситуаций: конспект лекций. URL: https://jourf.narod.ru/extrimsit.doc (дата обращения: 19.11.2016).

[19] Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста (сущность, основные понятия, становление в России): дис. в форме науч. докл. … д-ра филос. Наук. М., 2000. URL: https://cheloveknauka.com/professionalnaya-etika-zhurnalista (дата обращения: 26.11.2016).

[20] Международные стандарты профессиональной этики журналистов … С. 8.

[21] Союз журналистов России. URL: https://www.ruj.ru/about_organization/ (дата обращения: 26.11.2016).

[22] Общественная коллегия по жалобам на прессу. URL: https://presscouncil.ru/
index.php/kollegiya/istoriya» (дата обращения: 26.11.2016).

[23] Там же.

[24] Абилькенова В.А. Риски для профессиональной этики в современной журналистике // Журналист. Социальные коммуникации. 2014. № 4 (16). С. 41.

[25] Смирнова Е.А. «Профессионально-этические нормы в современной российской журналистике» автореф…дис. канд. филол. наук. М., 2015. 22 с. URL: https://cheloveknauka.com/
professionalno-eticheskie-normy-v-sovremennoy-rossiyskoy-zhurnalistike#ixzz4Qa8j7OGF (дата обращения: 20.11.2016).

[26] Результаты исследования MediaFactor «Чего хочет пресса?» // Message. Технологии результативных коммуникаций. Спецвыпуск. URL: https://www.media-factor.ru/img/
spec_vipusk/index.html (дата обращения: 24.11.2016).

[27] Там же.

[28] Комиссаров Е.В. Принципы построения взаимоотношений судебной власти со средствами массовой информации. URL: https://voen-sud.ru/about/vestnik/3_2007/prinzip_smi.php (дата обращения: 22.11.2016).

[29] Пасти С. Российский журналист в контексте перемен. Медиа Санкт-Петербурга / под ред. Д.П. Гавры. Тампере, Финляндия, 2004. 170 с. URL: https://www.uta.fi/cmt/yhteystiedot/
henkilokunta/svetlanapasti/publications/pastinkirja.pdf (дата обращения: 26.11.2016).

[30] Дзялошинский И.М. Концептуальные модели гражданских коммуникаций // Гражданские коммуникации и гражданское общество / науч. ред. и сост. И.М. Дзялошинский. М., 2009.

[31] См.: Морозова А.А. Основные виды нарушения морально-этических норм в информационно-коммуникативном контенте социальных сетей. URL: https://elar.urfu.ru/
bitstream/10995/31102/1/journ-2015-prep-07.pdf (lата обращения: 26.11.2016).

[32] Внебрачных Р.А. Троллинг как форма социальной агрессии в виртуальных сообществах // Вестн. Удмурт. Ун-та. Серия: Философия. Социология. Психология. Педагогика. 2012. Вып. 1. С. 51.

[33] См. рус. пер. (https://www.radioportal.ru/news/novyy-kodeks-etiki-dlya-zhurnalistov-rabotayushchih-s-polzovatelskim-kontentom?language=en.

[34] Кодекс блогерской этики. URL: https://www.wikigrain.org/?req=Блогерская+этика.

[35] Как новые медиа изменили журналистику: 2012–2016. URL: https://newmedia2016.
digital-books.ru/

[36] Долгова Н.В. Проблемы формирования профессиональных ценностей в преподавании дисциплины «Профессиональная этика журналиста (включая аксиологию журналистики)» // Журналистский ежегодник: науч. журн. Том. гос. ун-т, 2016. № 5. С. 35.

[37] Гуторова Н.А. Печать … Спб., 2009. 385 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: