Футбол, как средство развития координационных способностей.




 

 

Игра в футбол требует умения владеть комплексом специальных приемов: передвижения, ударов по мячу, остановок, ведения мяча, обманных движений, выбрасывания и отбора мяча, а также техникой игры вратаря[7].

Техника, в сущности, сводится к умению распорядиться мячом в сложной ситуации и не потерять его при проходе к воротам противника. Нет ни одного другого вида спорта, где техника была бы столь разнообразной, как в футболе. Техническое мастерство футболиста определяется арсеналом технических приемов, которые он умеет хорошо выполнять и использовать для решения игровой задачи[7].

Для овладения, а в последствии и применения все технических приемов в игре необходимо развивать координационные способности, которые могут проявляться в технике перемещения (бег, прыжки, остановки), технике владения мячом (финты, удары, передачи).

К технике перемещения можно отнести следующие приемы:

· Бег – основное средство передвижения в игре.

В футболе используются следующие приемы бега: обычный бег, бег спиной вперед, скрестным шагом, приставным шагом.

Обычный бег применяется игроками, продвигающимися в основном по прямой для выхода на свободное место, преследования противника и т.д.

Бег спиной вперед используется главным образом занимающимися игроками, которые участвуют в отборе мяча и закрывании. Этот вид бега также характеризуется цикличностью (двойной шаг). Ему свойственны короткие, но частые шаги и незначительная фаза полета.

Бег скрестным шагом применяется для изменения направления движения, при рывках с места вправо или влево, после поворотов. Он является специфическим средством передвижения и используется главным образом в сочетании с другими приемами бега.

Бег приставным шагом используется, чтобы принять тактически целесообразное положение (например, при закрывание). Его принимают как предварительную фазу передвижения, после которой в зависимости от игровой ситуации выполняют различные приемы техники передвижения[4].

· Прыжки. Используя прыжки, выполняют некоторые приемы остановок и поворотов. Прыжки входят составной частью в технику отдельных способов ударов, остановок мяча ногой, грудью, головой и некоторых финтов.

Всем прыжкам свойственны фазы отталкивания, полета и приземления.

Различают два приема прыжков: толчком одной и двумя ногами.

Прыжки толчком одной ногой характеризуются активным отталкиванием, которое сопровождается маховым движением ноги и переносом ОЦТ тела в сторону прыжка.

При прыжке толчком двумя ногами с места перед отталкиванием игрок быстро приседает. Активное выпрямление ног сопровождается переносом ОЦТ в сторону прыжка и маховым движением руками[4].

· Остановки. Остановки являются эффективным средством изменения направления движений. Применяются два приема: прыжком и выпадом.

При остановки прыжком выполняют невысокий, короткий прыжок с приземлением на маховую ногу, которая для устойчивости несколько сгибается.

Остановку выпадом осуществляют за счет последнего бегового шага. Маховая нога выносится вперед с опорой на пятку с последующим перекатом на ступню. Остановка выпадом характеризуется двухопорным положением со значительным сгибанием ног[4].

· Повороты. При помощи поворотов футболисты с минимальной потерей скорости изменяют направление бега. После поворотов на месте обычно следуют стартовые действия[4].

Удары по мячу. Способы выполнения ударов по мячу подразделяются на удары внутренней и внешней стороной стопы, серединой, внутренней и внешней частью подъема, носком и пяткой.

· Удар внутренней стороной стопы – один из наиболее часто применяемых в игре приемов. Благодаря большой площади соприкосновения ноги с мячом и небольшому замаху этот удар отличается повышенной точностью. Он используется для передач мяча на короткое и среднее расстояние, а также при ударах в ворота с близкого расстояния. Удар производится как с места, так и с разбега и наносится по средней части мяча. Разбег обычно не превышает трех-четырех шагов. Опорная нога, согнутая в колене, ставится несколько сбоку и в стороне от мяча. Ее носок должен точно «указывать» направление предстоящего удара. Бьющая нога отводится назад, а ее стопа разворачивается наружу. Выпрямление бьющей ноги должно быть энергичным. В момент касания стопой мяча носок напряжен, голеностопный сустав закреплен, верхняя часть туловища наклонена вперед.

· Удар серединой подъема применяется при передачах мяча на среднее или длинное расстояние, при обстреле ворот с игры, при выполнении штрафных ударов. Удар наносится в среднюю часть мяча. Разбег выполняют по направлению к цели. Опорную ногу, слегка согнутую в коленном суставе, ставят на осевой линии, на 5 – 10 см сбоку от мяча, центр тяжести переносят на опорную ногу.

Бьющая нога делает интенсивный замах назад; в момент удара она представляет собой единый рычаг с жестко закрепленным коленным и голеностопным суставами. Туловище наклонено вперед.

· Удар внутренней частью подъема пригоден для передачи мяча на сравнительно большие расстояния. Благодаря большой площади соприкосновения этот прием довольно точен. Разбег для удара по неподвижному мячу делается как бы по дуге с равномерным ускорением. Шаг при подходе к мячу немного удлиняется. Опорная нога сгибается в колене и ставится несколько позади и сбоку от мяча. Туловище отклоняется в сторону от мяча, его вес приходится на опорную ногу. Одновременно с последним шагом разбега бьющая нога, согнутая в колене, отводится назад при замахе несколько снаружи. Затем она энергично распрямляется и в момент касания мяча напрягается в голеностопном суставе.

Внутренней частью подъема выполняют удары при передачах мяча с фланга, при свободных, штрафных и угловых ударах. В зависимости от игровой обстановки мяч можно посылать верхом или низом.

· Удар носком – применяется на размокших полях и в тех случаях, когда футболисты в борьбе с соперником едва успевают дотянуться до мяча. В отдельных случаях эффективно можно использовать этот удар и при обстреле ворот с игры, ведь он наносится с небольшого замаха, а, следовательно, внезапно. Удар наскоком осуществляется с места или разбега. Разбежавшись по прямой линии к предполагаемому направлению полета мяча, игрок ставит опорную ногу сбоку и несколько сзади мяча. Бьющая нога, согнутая в колене, проходит мимо опорной ноги и резко выпрямляется. При этом ее носок приподнимется вверх, а опущенная пятка почти касается поверхности поля. Удар наносится в середину мяча, а туловище немного отклоняется назад. На обучение юных футболистов этому удару не рекомендуется затрачивать много времени. Это связано с относительно нечастым использованием его в игре.

· Удар пяткой – применяется при выполнении передачи мяча назад под удар партнеру или для продолжения развития атаки. Разбег выполняют по направлению от цели. Опорную ногу ставят впереди осевой линии, сбоку мяча на 5-10 см; на нее переносят центр тяжести. Бьющая нога делает мах вперед. Удар наносят по нижней части мяча[4].

Ведение мяча. Ведение мяча используется для выхода на выгодную позицию и когда партнеры закрыты и некому сделать нацеленную передачу. Данный прием имеет свои особенности: удар-толчок наносят в нижнюю часть мяча, чтобы придать ему некоторое обратное вращение и лучше контролировать мяч. При сближении с соперником мяч закрывается туловищем и ведется дальней от соперника ногой. Чаще всего ведение осуществляется внутренней стороной стопы, внешней и внутренней частью подъема и реже носком. Последовательность в изучении приемов такова: сначала юных футболистов обучают наиболее естественному приему, имеющему наибольшее применение в игре, - ведению внешней частью подъема, затем внутренней частью подъема и, наконец, сочетанию этих приемов.

Ведение мяча осуществляет приближенно к условиям состязаний, для чего в большом объеме даются всевозможные игры и игровые упражнения[4].

Обманные движения (финты). Когда соперник препятствует продвижению вперед, применяют финты (обманные движения), помогающие в зависимости от обстановки или сохранить мяч, или обыграть соперника. Финты выполняются различными частям тела, изменением направления и скорости ведения мяча, внезапными остановками. Финты требуется выполнять настолько правдоподобно, чтобы соперник этому верил. Нужно в совершенстве владеть движениями тела и уметь скрывать свои истинные намерения.

По своей структуре финты складываются из двух неразрывно связанных элементов: ложного движения, рассчитанного на введение соперника в заблуждение, и истинного движения. Последнее осуществляется после того, как соперник среагирует на обманное движение. Ложное движение выполняется четко, но несколько в замедленном темпе, чтобы его хорошо видел соперник. Истинное – быстро и неожиданно для соперника[9].

Удары по мячу. При совершенствовании в ударах по мячу надо достигнуть возможно большей точности и скорости полета мяча, умения произвольно изменять его направление и скорость.[3]

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что все вышеперечисленные технические действия и приемы являются неотъемлемыми средствами развития координационных способностей.

 


ВЫВОДЫ

 

Футбол – одна из самых массовых коллективных спортивных игр. Современный футбол являет собой яркое зрелище, в котором органично соединяются высокое исполнительное мастерство футболистов, борьба за мяч на каждом участке поля, физическое совершенство игроков и радость, горечь, боль у многих миллионов болельщиков.

Основными составляющими подготовки футболистов являются: техническая подготовка, тактическая подготовка, физическая подготовка, психическая подготовка. Техническая подготовка– это педагогический процесс, направлений на совершенное овладение техникой игры: удара по мячу, остановок, ведение мяча, обманные движения, вбрасывание и отбор.

Координационные способности тесно связаны с техникой игры.

Футбол – один из тех видов спорта, которые требуют координированного проявления всех двигательных способностей в постоянно меняющихся ситуациях. Ловкость футболистов проявляется: 1) в быстрой перестройке своих действий при изменении ситуации на поле; 2) в умении точно выполнять сложные движения.

Таким образом, первое проявление ловкости футболистов - быстрота и точность сложных реакций. Второе - не что иное, как техническая подготовка.

Ловкость - сложное качество, проявления которого относительно независимы. Это означает, например, что повышение одних показателей ловкости может не привести к улучшению других. Тем не менее, для многих футболистов весьма полезны неспецифические упражнения, с помощью которых совершенствуется способность управлять сложными движениями. К таким средствам тренировки относят различные акробатические и гимнастические упражнения (перевороты вперед и назад, кувырки, сальто и т.п.) и упражнения на батуте. Используются они преимущественно в подготовительном периоде и включаются, как правило, в первую половину тренировочных занятий.

При совершенствовании координационных способностей юных футболистов, а также техники владения мячом и обводки необходимо использовать упражнения, сочетающие бег с изменением направления, «слаломный» бег, старты из различных положений, ведение мяча различными способами со сменой ритма и направления движения, скоростную обводку искусственных препятствий и соперников, упражнения с элементами длительного контроля над мячом при скоростных передвижениях (А. П. Золотарев, А. И. Шамардин, 1991).

Целенаправленно и систематически формировать координационные способности необходимо в тесной связи с физическим, технико-тактическим и интеллектуальным совершенствованием, развитием психических и психофизиологических процессов (Л.П.Матвеев, 1977; В.И.Лях и др., 2002).

Комплексы упражнений, способствующие их совершенствованию, должны ежедневно и органически включаться в программы тренировочных занятий.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Андреев, С.Н. Футбол – твоя игра / С. Андреев – М.: Просвещение, 1989.- 426 с.

2. Бернштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии / Н.А.Бернштейн. – М.: Фис, 1991.- 288 с.

3. Варюшин В.В. Тренировка юных футболистов / В. Варюшин. – М.: Физкультура, образование и наука, 1997.-254с.

4. Железняк Ю.Д. Спортивные игры: Техника, тактика обучения: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин, А.В. Лексаков; Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.-520c.

5. Журнал «Спорт в школе» № 3 (382), февраль 2006. Статья: Г.А. Баланин и др. «Футбол. Техника и методика обучения». С.41-47.

6. Лях, В.И. Координационные способности школьников / В.И.Лях. – Минск: «Полыма», 1989.- С. 3-46.

7. Платонов, В.Н. Закономерности и принципы спортивной подготовки / В.Н.Платонов. – М.: СААМ, 1995. – С. 20-29.

8. Спортивные игры: Техника, тактика обучения: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Ю.Д.Железняка, Ю.М.Портнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 520 с.

9. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студентов фак. Физической культуры пед. ин-тов по спец. 03.03 «Физ. культура»/ Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина и др.; Под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990.-287с.

10. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физич. культуры пед. ин-тов по спец. 03.03 «Физ. Культура» / Под ред. Б.А.Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990. – 287 с.Футбол. Учебник для физ. Ин-тов. Под редакцией Казакова П.Н. М., «Физкультура и спорт», 1978.-255 c.

11. Хеддерготт К.-Х. Новая футбольная-школа. Пер. с нем. В.П. Милютина. Предисл. Л. Прибыловского. М., «Физкультура и спорт», 1976. -237 с.

12. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебн. пособие для студентов высш. учебн. Заведений / Ж.К.Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С. 36-67.

13. Чанади А. Футбол: Техника: пер. с венгерского/ А. Чанади. – М.:ФиС, 1989.-163с.

14. Швыков И.А. Футбол в школе / И.А. Швыков. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2002.-253с.

15. Цирик Б.Я., Лукашин Ю.С. Футбол. – 3-е изд., испр., доп. – М.: Физкультура-207с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: