ХРОНИЧЕСКИЙ ТОТАЛИТАРИЗМ 4 глава




Кребс В. Уманская резня. Киев, 1879.

Крестовский Вс. Петербургские трущобы. В 2 т. М.-Л., 1935.

Крестовский Вс. Панургово стадо. Лейпциг, 1870.

Крестовский Вс. Собр. соч. В 9 т. СПб., 1899-1905.

Крестовский Вс. Тьма египетская. СПб., 1889.

Крыжанич Ю. Политика. М., 1965.

Кугель A.Р. Листья с дерева. Л., 1926.

Кузьмин An. Татищев. М., 1981.

Кузьмин An. К какому храму ищем мы дорогу? М., 1989.

Кукольник П.В. Анти-Ципринус. Воспоминания о Н.Н. Новосильцеве // Русский архив. 1873. Т. 15.

Кушнер Б. Открытое письмо академику И. Шафаревичу // "22". Иерусалим, 1989. № 64.

Лавринович М. Вильна в 1812 г. // Исторический вестник. 1897. Т. 10-12.

Laqueur W. Russia and Germany: A Century of Confict. Boston, 1965.

Левитина В. Русский театр и евреи. В 2 кн. Иерусалим, 1988.

Лернер О.М. Майор Осман-Бей перед судом здравого смысла. Одесса, 1874.

Левандовский А.Л. Процесс рыцарей храма. Страницы истории государства и права // Человек и закон. 1976. № 1.

Липман З. Из семейных воспоминаний //Еврейская старина. 1907.

Литвин С. Очерки "Колымажного двора" // Исторический вестник. 1897. Т. 69. Сентябрь.

Литвин С. Замужество Ревекки. СПб., 1895.

Литвин С. Жертвоприношение // Исторический вестник. 1897. Октябрь-ноябрь.

Литвин С. Среди евреев // Исторический вестник. 1896. № 10-12.

Литвин С. Среди евреев. М., 1897.

Литвин С. Воспоминания //Исторический вестник. 1906.

Лихачевский, священник. Как мы, русские, притесняем евреев // Русь. 1881. № 40.

Лозинский С.Т. Средневековые ростовщики. Пг., 1923.

Лосев С., Петрусенко В. Месть по-американски // Огонек. 1981. № 15.

Любимов Л. На чужбине. М., 1963.

Магницкий М.Л. Дума при гробе гр. Сперанского //Русская старина. 1883. Ноябрь.

Маор И. Русский философ Владимир Соловьев // Панорама Израиля. 1985, № 175.

Майкова Т. Петр I и православная церковь //Наука и религия. 1979. № 2.

Манн Ю. Факультеты Н.И. Надеждина. – В кн.: Н.И. Надеждин. Литературная критика. М., 1972.

Манфред A.З. Образование русско-французского союза. М., 1975.

Маркевич Б. Бездна. – Поли. собр. соч. В 10 т. СПб., 1885. Т. 8,9, 10.

Маркиш Д. Накануне // Спутник. 1990. № 305.

Масонов И.Ф. Словарь псевдонимов. В 4 т. М., I960. Т. 4.

Масонство в его прошлом и настоящем. М., 1914-1915. Т. 1.

Машовец Н. Тревожность очевидного: идеологические заметки.// Наш современник. 1980. М 6.

(Межецкий) Воспоминания Митрофана Порфирьевича Межецкого // Исторический вестник. 1899. Август.

Мещерский В.П. Мои воспоминания. В 3 ч. СПб., 1912.

Мельников-Печерский А. На горах. В 2 т. Л., 1958.

Mieses M. Polacy-Chrescijanie pochodzenia zydowskiego. Warszawa, 1938. Vol. I-IV.

Милюков П.Н. Предисловие. – В кн.: Правда о "Сионских протоколах". Литературный подлог. Париж, 1922.

Минц И.И. Метаморфозы масонской легенды // История СССР. 1980. М4 4.

Миронова М.В., Менакер А.С. В своем репертуаре. М., 1984.

Михайлов О.М. Державин. М., 1977.

Михайлов О.М. Державин (ЖЗЛ). М., 1977. С. 216-219.

Михайлов О.М. Дмитрий Донской. М., 1975.

Михайлов О.М. Куприн. М., 1978.

Михелева С.Б. Наивные времена масонских лож… //Наука и религия. 1974. № 10.

Мицкевич А. Стихотворения. Поэмы. – В сер.: Библиотека всемирной литературы. М., 1968. Т. 96.

Мордвинов В. Тайны Талмуда и евреи в отношении к христианскому миру. М., 1880.

Мочульский К. Владимир Соловьев. Жизнь и учение. Париж, 1951.

(Муравьев) Записки графа М.Н. Муравьева Виленского //Русская старина. 1884. Т. 1.

Н. К истории масонства в России //Русская старина. 1907. Апрель.

Некрасов С. Обряды и символы вольных каменщиков // Наука и религия. 1974. № 10.

Никитенко А.В. Дневник. В 3 т. М., 1955.

Нилус С А. Великое в малом // Луч света. 1920. Вып. 3.

Окрейц С.С. Воспоминания // Исторический вестник. 1916. Т. 145.

Оксман Ю.Г. Комментарии. – В кн.: А.С. Пушкин. Собр. соч. В 10 т. М., 1961-1963. Т. 6.

О раскольниках при императоре Николае I и Александре II (пополнено запискою Мельникова-Печерского). Берлин-Лейпциг, 1882.

Орлова-Смирнова М. В. Памяти Сергея Александровича и Елены Александровны Нилус. – В кн.: Православный путь. Джорданвиль, Нью-Йорк, 1986.

Оршанский И.Л. Из новейшей истории евреев в России. В 2 т. СПб., 1872.

Осман-Бей В.А. Завоевание мира евреями. Базель, 1873 (на нем. яз.). Осман-Бей. Завоевание мира евреями. Варшава, 1880. Очерки истории СССР. Период феодализма. М.; 1955.

Палеолог М. Императорская Россия в эпоху Великой войны. История и современность. Берлин, 1922. Т. 3.

Палея толковая. По списку, сделанному в г. Коломне в 1406 г. М., 1892.

Пережитое. СПб., 1910.

Перетц В. К вопросу о еврейско-русском литературном общении // Slavia. Praga, 1926-1927, № 5.

Пигалев В.А. Баженов (ЖЗЛ). М., 1980. С. 157-175.

Пигалев В. Темные тропы реакции // Советский воин. 1982. № 3.

(Пикуль В.) Б. Иванов. Негромкий выстрел. М., 1977.

Пикуль B.C. У последней черты. Роман-хроника // Наш современник. 1979. № 4-7.

Письма и донесения иезуитов о России конца XVII – начало XVIII в. СПб., 1904.

Повесть временных лет. В 2 ч. (Литературные памятники). М.-Л., 1950.

Полата кънигописьная. (Helena Watrobska) The Izbomik of the ХIII-th Century (God. Leningrad, GPB, Q.p. 1.18). Switzerland, 1989.

Полонская-Василенко H.Д. Из истории Южной Украины в XVIII в. // Исторические записки. М., 1945. Т. 14.

Польский катехизис. – В кн.: Ю.Ф. Самарин. Иезуиты и их отношение к России. М., 1868.

Poliakov L. L'histoire de 1'antisemitisrne. Vol. 4; La Emansipation u la Reaccion Rasista. Barcelona, 1986.

Poliakov L. Les totalitarismes du XX-e sieele: Un phenomcne historique depasse? Paris, 1987.

Порудоминский В И. Даль (ЖЗЛ). М, 1971. С. 247.

Порфирьев И.Я. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой библиотеки. СПб., 1887.

Поснов М.Э. История христианской церкви. Брюссель, 1964.

Пржецлавский О.А, Игнатий Туркул – министр Царства Польского // Русская старина. 1875. Декабрь.

Пржецлавский О. А. Воспоминания //Русская старина. 1883. Т. 14.

Пржецлавский О.А. Калейдоскоп воспоминаний //Русский архив. 1872. Т. 10.

Пржецлавский ОА. Калейдоскоп воспоминаний//Русский архив. 1872. Т. 12.

Пржецлавский О. А. Князь Ксаверий Друцкий-Любецкий // Русская старина. 1878. Т. 21.

Пржецлавский О. А. Воспоминания // Русский архив. 1872. Т. 10.

Пржецлавский О. А. Воспоминания//Русская старина. 1883. № 14.

PrzecIawski J. Pamietniki rozumovane. Wilno, 1844.

Przeclawski J. Smiere e odrodzenie. Wilno, 1844.

Протопопов В. В поисках земли обетованной. СПб., 1908.

Пушкарев С.Т. Россия в ХIХ в. Нью-Йорк, 1956.

Пушкин А.С. Полн. собр. соч. В 10 т. М.-Л., 1954-1956.Т. 6.

Пыпин A.Н. Библейская секта двадцатых годов //Вестник Европы. 1871. Март.

Пыпин А.Н. Исследования и материалы по эпохе Екатерины II и Александра I. СПб., 1916.

Равребе И. Путешественник конца XVII в. – Авраам Кунки // Еврейская старина. М., 1928. Т. XIII.

Разоблачение великой тайны франкмасонов (Из бумаг покойного О.А. Пржецлавского). М., 1909.

Раух Г.О. Дневник // Красный архив. 1926. Вып. 19.

Ритуальные процессы 1816 года //Еврейская старина. 1912. Вып. 1.

Родионов И. А. Сыны дьявола. Белград, 1932. С. 4-6.

Родионов И.А. Наше преступление (Не бред, а быль). Из современной народной жизни. СПб., 1909.

Розанов В.В. Религия и культура. СПб., 1899.

Розов Н.Н. Книга в Древней Руси. М., 1977.

Розов Н.Н. Синодальный список сочинений Илариона – русского писателя XI в. // Slavia. 1963. Roch. XXXII.

(Романов) Вел. кн. Николай Михайлович. Император Александр I.,Опыт исторического исследования. Пг., 1914.

Романовский A.M. Французы в Чаусах в 1812 г. "Русская старина", (декабрь), 1877.

Rosenblum S.A. Etre juif en U.R.S.S. Paris, 1982.

Роскес Д. Вопреки Апокалипсису. Иерусалим, 1989.

Россов С. Еврейский вопрос. (Без выходных данных.)

Рочестер-Крыжановская В.И. Паутина. Ревель, 1906.

Румянцева B.C. Народное антицерковное движение в России в XVII в. М., 1986.

Русская периодическая печать (1702-1894). М., 1959.

Русская старина. 1876. Т. 16.

Русские писатели XI-XX вв. А.Ф. Вельтман. М., 1989. Т. 1.

Русский биографический словарь. СПб., 1897-1914.

Русские избранники. Берлин, 1907,

Русские люди о евреях. СПб., 1891.

Русско-турецкая война 1877-1878 гг. М., 1977.

Русский еврей. 1882. № 9. (Конспект лекции В. Соловьева).

Рывин М.Д. Навет. СПб., 1912.

Рябинин Я. Польское масонство. – В кн.: Масонство в его прошлом и настоящем. В 2 кн. СПб., 1915. Т. 2.

С.П. Еврей на европейской сцене // Еврейская неделя. 1910. № 9.

Самарин Ю.Ф. Иезуиты и их отношение к России. М., 1868.

Санглен Я.И. Записки // Русская старина. 1883. Март.

Семена А.В. Русское масонство в XVIII в. – В кн.: Масонство в его прошлом и настоящем. М„ 1914-1915. Т. 1.

Семека А.В. Русские розенкрейцеры и сочинения императрицы Екатерины II против масонства // Журнал Министерства Народного просвещения. 1902. Т. II.

Семенников В.П. Книгоиздательская деятельность Н.И. Новикова и Типографической компании. Пг., 1921.

Семевский В. Декабристы-масоны // Минувшие годы. СПб., 1902. № 2.

Семенюк В. Националистическое безумие. Минск, 1981.

Скабичевский A.M. История новейшей русской литературы. 1848-1908. СПб., 1909.

Скальковский К. Современная Россия. Очерки нашей государственной и общественной жизни. СПб., 1889.

Слиозберг Г.Б: Барон Гинзбург. Его жизнь и деятельность. Париж, 1933.

Слиозберг Г.Б. Дела давно минувших дней. Париж, 1934. Т. 3.

Смирнов А. Мессианские ожидания и верования иудеев около времен Иисуса Христа (от маккавейский войн до разрушения Иерусалима римлянами // Ученые записки Казанского университета. 1900. Январь.

Снетковский П. Санкт-Петербургское отделение в 1896-1901 гг. // Былое. 1921. № 16.

Соколовская Т. О масонстве в прежнем русском флоте // Море. 1907. № 8.

Соловьев B.C. Письма. В 2 т. СПб., 1907.Т. 2.

Соловьев B.C. Три разговора. Нью-Йорк, 1954. С. 207.

Соловьев С. М. Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьева. Брюссель, 1977.

Солоухин В. А. Камешки на ладони // Новый мир. 1986. №8.

Союз русского народа. По материалам Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства 1917 г. М.-Л., 1929.

Сочинения императрицы Екатерины II. Произведения литературные. А. Введенский. Вступительная статья. СПб., 1893.

Сперанский В. Владимир Соловьев о еврейском вопросе //Рассвет. Париж, 1929. № 6.

Stanislawski M. Tsar Nicolas I and the Jews: The Transformation of Jewish Society in Russia. 1825-1855. Piladelphia, 1983.

Сташкевич H. Проци плыни гисторыi // Полымя. 1983. № 10.

Стоглав. СПб., 1863.

Страницы прошлого. Мессианские настроения в 1813 г. //Рассвет. Париж, 1930. № 42.

Страхов Н. Жизнь и труды Н.Я. Данилевского. – В кн.:

Строев В. Владимир Соловьев и еврейство //Рассвет. Париж, 1925. № 49.

Сын Отечества. 1816. № 26.

Суворин А.С. Дневник. М.-Пг., 1923.

Schulsinger J. Annates du prince de Ligne; Un precurseur du sionisme au XVIII-e siecle: le prince de Ligne. Paris, 1936.

Тайные акты иудаизма//Двухглавый орел. 1927. № 11.

Тихомиров Л.А. К реформе обновленной России (Статьи 1909-1911 гг.). М., 1912.

Толстой-Знаменский Д.Н. Ответ Ципринусу//Русский архив. 1876.

Туткевич Д.В. Что такое евреи. Киев, 1906.

(Уманец C.И.) C.A. Мозаика (Из старых записных книжек) // Исторический вестник. 1912. № 12.

Флоровский А.В. Отечественная война и Новороссийский край // Записки Императорского Одесского общества истории и древности. Одесса, 1913. Т. 31.

Хрестоматия по истории Украины. Киев, 1959. Т. 1.

Цвибак М. Платонов и его школа. – В кн.: Классовый враг на историческом фронте. М.-Л., 1931.

Ч-въ. Михаил Леонтьевич Магницкий. Новые данные к его характеристике // Русская старина. 1875. Ноябрь.

Чернуха В.Т. Правительственная политика в отношении печати в 60-70-е годы XIX в. Л., 1989.

Frankel J. Prophecy and Politics: Socialism, Nationalism and the Russian Jews. 1862-1917. Cambridge, 1981.

Чечулин Н. Русское провинциальное общество во второй половине XVIII в. СПб., 1889.

Шафаревич И. Русофобия // "22". Иерусалим, 1989. № 63-64.

Шацкин Я. Новые материалы об участии евреев в войне 1812 г. // Еврейская старина. 1914.

Шварцбанд С.М. К вопросу об источниках "Сказания о крещении Руси". – В кн.: Russian Literature and History. Иерусалим, 1989.

Шик А. Денис Давыдов. Париж, 1951.

Шильдер Н.К. Два доноса в 1831 г. // Русская старина. 1898. Декабрь.

Шильдер Н.К. Император Александр Первый. В 4 т. СПб., 1905.

Шильдер Н.К. Император Николай Первый, его жизнь и царствование. СПб., 1903.

Шифрин Н.Ш. К характеристике царских повинностей в Палестине в первой половине I тыс. до н.э. по данным библейской традиции // Вестник древней истории. М., 1967. № 1(99).

Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике. В 2 т. Иерусалим, 1984. Т. 2.

Шугуров М.Ф. История евреев в России // Русский архив. 1895. № 3.

Шабельская Е.А. Сатанисты XX в. Рига, 1934. Ч. 1.

Шабельская Е.А. Пятнадцать лет спустя. Рига, 1934. Ч. 2.

Шабельская Е.А. Тайна Мартиники. Рига, 1936. Ч. 3.

Шайла, дю. Воспоминания о С.А. Нилусе и о Сионских протоколах // Еврейская трибуна. 1922. № 72.

Шмаков А.С. Международное тайное правительство. М., 1912.

Шмаков А.С. Еврейские речи. М., 1897.

Шмаков А.С. Минский процесс. М., 1899.

Шмаков А.С. Гомельское дело. М., 1905.

Шмаков А.С. Свобода и евреи М., 1906.

Шмаков А.С. Дело о погроме евреев в Вязьме 19/20 октября 1905 г.М., 1907.

Шмаков А.С. Погром евреев в Киеве. М., 1906.

 

Шмаков А.С. "Дело «Соединенного банка»". М., 1909.

Шмаков А.С. "Еврейский вопрос на сцене всемирной истории". М., 1912.

Шугуров М.Ф. История евреев в России //Русский архив. 1895. М 1-5.

Энгельгардт Н.А. Екатерининский колосс // Исторический вестник. 1908. Апрель.

Энциклопедический словарь. Брокгауз и Эфрон. (Мациевич.) СПб., 1893.

Эпштейн М.Б. К истории еврейской колонии в Петербурге // Еврейская летопись. Пг.-М., 1923. Вып. 2.

(Эттингер Ж.)

Эфрон С.К. Воспоминания о С.Ф. Шарапове // Исторический вестник. 1916. Т. 143.

Юдицкий А.Д. Евреи в текстильной промышленности XIX в. // Исторический сборник. М.-Л., 1935. Т. 4.

Юль Ю. Записки Юста Юля, датского посланника при Петре Великом. Извлек из Копенгагенского гос. архива и перевел с датского Ю.Н. Щербачев // Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете. М, 1899.

Якимов В. Крестовский в Нахичевани // Исторический вестник, 1902. № 3.

Яковлев Н.Н. 1 Августа 1914. М., 1974.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

ЗЛОЙ СКАЗОЧНИК

 

 

Вспышки антисемитизма в ту или иную эпоху определенным образом всегда были связаны с явлениями исторического порядка, – евреев обвиняли в экономических и политических неудачах страны, в возникновении войн и революций.

Так и в Крымской войне, приведшей к поражению России, были усмотрены признаки жидо-масонского заговора. Речь идет о романе Н.П. Вагнера "Темный путь".

Крымская война евреев как будто не затронула, поскольку военные действия велись в местах, где еврейское население (крымчаки, караимы) было незначительным. В сотрудничестве с оккупационными войсками были на этот раз обвинены татары: во время высадки союзников в Евпатории в 1854 г. восстали несколько татарских деревень. Возмездие последовало незамедлительно: началось массовое выселение татар из Крыма1.

Масонство, запрещенное Александром I в 1822 г., после подавления восстания декабристов окончательно ушло в подполье. И вплоть до революции 1905 года о русском масонстве практически ничего не известно. Но полицейский аппарат государства не забывал о масонах. В "Севастопольских рассказах" Л.Н. Толстой описал судьбу офицера, пожелавшего пойти добровольцем на войну и обязанного отвечать на запрос о принадлежности его к масонской ложе. В тех же "Севастопольских рассказах" упоминаются солдаты "из жидов по наружности". Действительно, при Николае I еврейских солдат в пропорциональном отношении в армии было больше, чем солдат-христиан: при рекрутском наборе евреи поставляли десять солдат на тысячу, а христиане – только семь. М. Алданов пишет, что участие евреев в войнах с Персией (1826-1828), Турцией (1828-1829) и в Восточной (1853-1856) было весьма заметно2. Менее известно, что по другую сторону фронта был создан стараниями Адама Мицкевича, Армана Леви и Садык-паши (Чайковского) израильский полк и предпринята попытка создания еврейского легиона. Это было воплощением мечты Мицкевича – увидеть Израиль, возрожденный и вооруженный. Кадры этому полку поставляли пленные евреи, добровольно служившие в полку оттоманских казаков, таких же изгоев в Турции, как и евреи в России.

 

Поэтому упреки в измене должны быть адресованы и "некрасовцам", и конгломерату, польских, немецких и древнееврейских фамилий3. Великие державы весьма холодно отнеслись к этой идее, не желая брать на себя обязательства перед евреями, равно как и Блистательная Порта, дав согласие на создание легиона, не издала официального фирмана. Видимо, этим делом не заинтересовался и барон Ротшильд, представитель которого вел переговоры с Турцией о предоставлении займа. Как бы то ни было, возможная козырная карта для антисемитских умозаключений не была, насколько мне известно, использована в русской публицистике и литературе того времени (не мог серьезно рассматриваться вопрос "еврей-воин").

Николай Петрович Вагнер принадлежит к прочно забытым писателям, возвращение к которым маловероятно даже в постперестроечную эпоху. Но имя Вагнера-ученого известно, и любая советская энциклопедия упоминает о его научной деятельности. Он родился в 1829 г. в семье профессора-медика Казанского университета. Род Вагнеров – из крещеных евреев. Их предок, Василий Алексеевич был управляющим графа Алексея Кирилловича Разумовского и перешел в христианство в 1744 г., получив при крещении отчество своего восприемника. По именному указу императрицы от 19 марта 1745 г. он получил потомственное дворянство. Впоследствии состоял адъютантом при Разумовском4. Его потомок, Н.П. Вагнер стал профессором зоологии Казанского (с 1860 г.), а затем Петербургского университета (с 1871 г.), организатором и директором Соловецкой биологической станции, крупным исследователем фауны Белого моря. В 1877-1879 гг. он издавал и редактировал научно-популярный журнал "Свет", в 1891-м был избран президентом Русского общества экспериментальной психологии. Вершиной научной деятельности Вагнера признается работа 1862 года, ставшая сенсацией в научном мире: "Самопроизвольное размножение гусениц у насекомых". В этой работе впервые в мире было установлено явление педогенезиса (явление детского размножения). В 1869 году французская Академия наук присудила Вагнеру премию имени Бордена. Это, впрочем, не мешало Вагнеру быть сторонником спиритизма и полемизировать по этому вопросу с Д.И. Менделеевым. Особо следует отметить его связи с Ф.М. Достоевским: сохранилась значительная переписка между ними, по большей части касающаяся спиритических сеансов, а также возможного сотрудничества Достоевского в журнале Вагнера "Свет" (всего сохранилось семь писем Достоевского к Вагнеру, относящихся к 1875-1877 гг., и 11 писем Вагнера за тот же период). Нет никакого сомнения в том, что взгляды Достоевского, отраженные в "Дневнике писателя", оказали влияние на Вагнера. Довольно обстоятельно его научная и писательская биография изложена В.И. Мильдоном в новом биографическом словаре "Русские писатели 1800-1917" (М, 1989. Т. 1). В статью вкралась одна существенная ошибка, а также не упомянуто о трагедии в семье знаменитого профессора. Речь идет о его сыне, литераторе Владимире Николаевиче, который застрелил собственную жену. На суде выяснилось любопытное обстоятельство: родители необъяснимой жестокостью довели сына до состояния деградации. Свидетельница писала: "Владимир – продукт странной, необъяснимой жестокости и недомыслия, заброшенный и нелюбимый ребенок. За шалости или плохие отметки его запирали на целые дни в чулан и, наконец, выгнали из дому. Забитость и озлобленность и, пожалуй, психическая ненормальность довели до преступления. Впоследствии нашло свое объяснение и странное обращение Кота Мурлыки с сыном: старик Вагнер был ненормален и кончил прогрессивным параличом"5. Дело происходило в 90-е годы (интересно, как бы реагировал на это Ф.М. Достоевский…)6.

Что же касается литературного пути нашего героя, то он начался с редактирования в 50-х годах журнала Московского общества сельского хозяйства. Однако литературную известность ему принес сборник философских сказок и притч "Сказки Кота Мурлыки" (первое издание вышло в 1872 г., а последнее, десятое, уже в советское время – в 1923 г.). Большинство критиков-современников сходилось на том, что по своей глубине, яркости красок, оригинальности замысла и художественной простоте изложения эти "Сказки" должны быть причислены к классике детской литературы. В других популярных книгах для юношества он, впрочем, преуспел мало. Так, по поводу вагнеровских очерков "Картины из жизни животных" С. Маршак писал, что они типичны "незаконным соединением научных сведений, анекдотических подробностей и стилистических завитушек"7.

Особняком стоит роман Вагнера "Темный путь". История его такова. Начал он публиковаться в "загадочном", "фантастическом" журнале "Ребус" в 1881 г. Печатался роман долго, вплоть до 1884 г., но опубликованы в журнале были лишь первые три части. Последняя, четвертая, вошла в отдельное издание книги (СПб., 1890). В "Ребусе" роман именовался "Темное дело", впоследствии же получил новое название – "Темный путь", что было связано с изменениями сюжета романа, неожиданно переключавшегося с уголовного (ритуального) преступления на предмет, не имеющий ничего общего с завязкой.

Время действия романа Вагнера захватывает начало 50-х годов и доводится до 1862 г., до знаменитого Духова дня, 26 мая по старому стилю, когда в Петербурге произошли пожары. Если с конечной датой, легко проверяемой, вопрос ясен, то с начальной возникли проблемы; и в первую очередь они связаны с неточностью самого автора, спохватившегося лишь к середине романа и вынужденного дать пояснение: "…в первых и последних главах моего рассказа мне бросились в глаза неточности в цифрах годов. Не знаю, каким образом это произошло, но все происшествие отодвинулось более чем на десять лет назад и многое в рассказе становится полнейшим анахронизмом. Моя мать была убита в 1851 году…" (Ребус. 1882. № 48. С. 499).

Следует отметить, что никакой стройной сюжетной линии в произведении нет – автор с романом не справился. Состоит он из отдельных, слабо связанных друг с другом глав. Некоторые из них, впрочем, их очень мало, имеют кое-какие литературные достоинства и могут рассматриваться как вставные новеллы.

Действие романа начинается с загадочного убийства на заброшенной мельнице. Убита мать героя, а само убийство имеет некоторую ритуальную окраску. Герой попадает на мельницу и узнает, что на ней происходят сектантские радения8. Жертвы для этих русских "афинских ночей" набирались в окрестных деревнях.

Герой, от имени которого ведется рассказ (кстати, о его фамилии -Олинский – мы узнаем лишь из 40-й главы первой части, а имя – Владимир – даже из второй части романа), пытается найти виновников убийства матери, но неожиданно для читателя, считавшего, что детективное начало должно лечь в основу сюжета, начинает заниматься всемирным заговором еврейства. Вполне резонно, что приятель героя негодует: "И ты спокойно сидишь?! Ты не обличаешь убийц и развратников!.." (Ребус. 1881. № 9. С. 80). Да, герой не изобличает злодеев, а влюбляется в красивую еврейку Сарру, цирковую актрису, получившую блестящее образование в женском заведении в Брюсселе, где она брала уроки истории и философии у д-ра Шлепфеля, а политэкономии и юриспруденции – у д-ра Митермера. Ко всему прочему она – агент мирового "кагала". Герой поначалу думает, что его возлюбленная – распущенная авантюристка, но вскоре понимает, "какая ширь строго дисциплинированной свободы скрывалась в этом мнимом авантюризме". Сарра – высокоталантливая, замечательная и даже гениальная актриса, великолепная пианистка, но всю свою красоту, весь талант она поставила на службу еврейству. Для этой цели (достижение евреями мирового господства) Сарра вступает в связь с великим князем (имя его так и не называется, но в этом эпизоде следует, видимо, видеть отголосок любовной аферы великого князя Николая Константиновича и американской авантюристки Фанни Лир).

Впрочем, выдающаяся шпионка кагала, равно как и все действующие лица-евреи, отличается невероятной болтливостью. С подкупающей откровенностью она объясняет герою: "Я ненавижу, презираю весь ваш проклятый род деспотов, гонителей бедного племени великого Иеговы. Если бы можно было обмануть всех вас, презренных, всех разорить, утопить, сжечь на медленном огне… я… я… – и она близко, близко придвинула ко мне свое лицо, искаженное злобой, – я, Сарра, сделала бы это собственными руками" (Ребус. 1882. № 37. С. 306).

Вместе с тем обращает на себя внимание совершенно дикое и нелепое описание Вагнером обстановки провинциального балагана, в котором вместе с Саррой подвизается и ее 12-летняя распутная сестра и где проходит тайный съезд "всемирных заговорщиков". Естественно, герой проникает в тайны кагала простейшим способом: он подслушивает, слу 245 чайно оказавшись за кулисами. Сходство с антисемитскими главами романа Гёдше (Ретклифа) "После Седана" очевидна: там герои подслушивают разговоры на Совете заговорщиков на старом еврейском кладбище, здесь же в провинциальном городке, за кулисами театрально-циркового балагана. Собрание открывается обращением на немецком языке (возможно, имеется в виду идиш, называемый автором "еврейским жаргоном"): "Приветствую собрание главных вождей многострадального народа Иеговы! – так начал раввин. – Приветствую восток и запад, север и юг. Возблагодарим Всесильного, дозволившего нам собраться здесь и обсудить дело Божие" (Ребус. 1881. № 37. С. 307). Далее раввин продолжает: "Братья Божьей семьи! Страдания, гонения, скитания – удел наш, но Всемогущий когда-нибудь выведет народ свой из неволи и приведет в землю обетованную. Враг восстал на нас с мечом, но мы положили золото на чашу гнева Божия, да умилостивится! Враг силен своими полчищами, но у нас есть чем купить их. Он сосет кровь из нас и чад наших. Мы сосем из него золото. Он сделал кантонистами детей наших. Но это маленькие львята, которые вырастут, посеют раздор в полках его и растерзают его внутренности. У него сила, у нас хитрость. Мы лисы Самсона и пожжем хвостами своими пажити Филистимлян. Глада и разорения выпьют они полную чашу. Матери и жены их проклянут свою плодоносную жилу, видя, как чада их у ног их будут умирать с голода. Мы, тощие кравы, пожрем жирных крав, но сперва выдоим все сосцы их. Смерть Филистимлянам! Смерть врагам народа Божьего" (Ребус. 1882. № 37. С. 307).

Безусловно, эта филиппика заслуживает пристального внимания. Некоторые фрагменты ее напоминают "Протоколы Сионских мудрецов": о силе и власти золота, о хитрости и т.п. Особо следует отметить место о кантонистах. Что имел в виду Вагнер, сказать трудно. Отметим одно обстоятельство: за 29 лет общее число кантонистов-евреев по "Краткой еврейской энциклопедии" насчитывает примерно 50 тыс. человек. Большая часть из них крестилась и растворилась в массе русского народа, составив значительный процент городского интеллигентного населения имперских городов, находившихся вне черты еврейской оседлости. Каким образом "молодые львята" могли разорвать "внутренности" врагов, осталось тайной Вагнера9.

Далее тайный совет "всесветных заговорщиков", в соответствии с традицией, восходящей к роману Дюма-отца "Записки врача", приступает к анализу обстановки в странах, представителями которых они являются. Именитый вождь Востока, т.е. представитель России, перечисляет успехи (увеличение числа членов сообщества, правда, непонятно какого, утверждение Кагала в Астрахани; проникновение агентуры в Сарепту; успешная конкуренция в Казани; организация торговли в Оренбурге и т.п.) и жалуется на неосторожность собрата Бен Ицекуэ, усердствовавшего сверх меры в прошлом (т.е. в 1852 г.) при умертвлении в Саратове "двух нечестивых младенцев". Эта история уже обошлась в 50 тыс. В заключение "вождь Востока" оглашает финансовый отчет, вызвавший одобрение присутствующих.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: