Анализ влияния факторов на доходы организации




В предыдущем подпункте мы рассматривали основные показатели деятельности организации. Одним из основных показателей, отражающий эффективность деятельности предприятия является выручка организации. На основании данных, указанных в Приложении Д, проведем факторный анализ выручки организации, для определения факторов, влияющих на ее изменение. Исходные данные представлены в таблице 1.5

 

Таблица 1.4 – Исходные данные

 

 

  Наименование показателя       Отклонение(+/-) Темп роста, %
Объем произведенной продукции, шт., из них -низковольтная аппаратура; -товары народного потребления.         156,1 113,7
Объем фактически реализованной продукции, шт., из них -низковольтная аппаратура; -товары народного потребления             -5777 111,5     156,1 98,2
Себестоимость 1 изделия (средняя), млн. рублей 0,23 0,19 -0,04 82,6
Рентабельность, % 4,65 1,35 -3,3  
Выручка без косвенных налогов, млн. рублей     -9982 89,8

 

Источник: отчетность предприятия

Проведем факторный анализ. Факторная модель выручки от реализации без косвенных налогов:

 

Выручка = V×S×R, (1)

 

Где V – объем продукции в натуральном выражении;

S – себестоимость 1 изделия;

R – рентабельность.

Выручка базисного года будет равна:

 

Выручка (б) = 430166×0,23×1,0465 = 98427 млн. рублей

 

Влияние изменения объема продукции на выручку:

 

Выручка (V) = (456060-408931) ×0,23×1,0465= 11343,7 млн. рублей

 

Влияние изменения себестоимости 1 изделия на выручку:

 

Выручка (S) = 456060×(0,19-0,23) ×1,0465= -19090,7 млн. рублей

 

Влияние изменения рентабельности на выручку:

 

Выручка (R) = 456060×0,19×(1,0465-1,0135)= -2859,5 млн. рублей

 

Выручка отчетного года:

 

Выручка (о) = 456060×0,19×1,0135 = 88445 млн. рублей

 

Изменение выручки (∆Выручка):

 

∆ Выручка = 11343,7-19090,7-2859,5 = -10606,5 млн. рублей

Отклонение составило 623,5 млн. рублей и связано с округлениями в расчетах до 1 десятой.

Исходя из результатов факторного анализа можно отметить, что изменений объема реализованной продукции на 98877 шт. повлияло на увеличение выручки на 11343,7 млн. рублей, что является положительным моментом. Однако, из-за снижения себестоимости продукции на 0,04 млн. рублей выручка снизилась на 19090,7 млн. рублей, а снижение рентабельности на 3,3% уменьшило выручку на 2859,5 млн. рублей, что является безусловно негативным моментом. Подведя итог, можно отметить в целом негативную тенденцию. Наибольшее влияние на выручку произвело снижение себестоимости 1 изделия, а также снижение рентабельности. Причиной снижения выручки является непропорциональное изменение данных факторов, так как при повышении объема продукции на 23% себестоимость снизилась на 17,4%, а рентабельность на 71%. Организации необходимо рационализировать изменение себестоимости и рентабельности.

Исходя из данных, указанных в таблице 1.5 можно отметить, что снижение объема реализованных товаров народного потребления на 5777 шт. уменьшило выручку на 1115 млн. рублей, однако увеличение объема реализованной низковольтной аппаратуры на 52906 шт. позволило увеличить выручку на 10210,9 млн. рублей, что является безусловно положительным моментом. Исходя из этого, можно предположить, что данная продукция пользуется спросом и ее объем нужно увеличивать.

Негативным моментом, влияющим на снижение выручки, является увеличения объема продукции на складе. При полной реализации продукции, выручка без косвенных налогов, несмотря на снижение уровня рентабельности и себестоимости могла составить 102105,3 млн. рублей и увеличиться на 3678,3 млн. рублей по сравнению с предыдущим годом.

Далее, для анализа эффективности деятельности предприятия проведем анализ структуры прибыли организации. Данные по структуре прибыли предприятия указаны в приложениях Д-Е и указаны в таблице 1.5

 

Таблица 1.5 – Анализ структуры прибыли предприятия за 2011-2013 гг.

 

Показатели Годы Отклонение(+/-)
      2012 к 2011 2013 к 2012
Прибыль от реализации продукции, млн.руб. 119,14 21,13 -227,77 -8432 -3092
Прибыль (убыток) по инвестиционной деятельности, млн.руб. 14,61 60,96 137,29   -3829
Прибыль (убыток) по финансовой деятельности, млн.руб. -33,75 17,91 190,48 -4235  
Чистая прибыль, млн.руб.       -816 -6172

 

Источник: отчетность предприятия

По структуре прибыли мы видим, что на основную долю прибыли за отчётный период приходиться на прибыль от реализации. Однако в 2012г. прибыль по финансовой деятельности заняла наибольшую долю 60,96%. Несмотря на увеличение в 2012г. прибыли по инвестиционной и финансовой деятельности, уровнять прибыль за отчетный период не удалось. Данные таблицы показывают, что сумма нераспределенной чистой прибыли в 2012 году ниже, чем в 2012 году на 816 млн. руб., или на 11,35%. В 2013г. чистая прибыль снизилась по сравнению 2012г. на 6172млн.руб. Это можно объяснить резким снижением прибыли от реализации.

Далее рассмотрим движение денежных средств организации. Данные указаны в таблице 1.6 и указаны в приложении Ж1,Ж2 и Ж3.

 

Таблица 1.6 – Анализ результатов движения денежных средств организации

за 2012-2014 гг., млн. рублей

 

  Показатели Годы Отклонение(+/-)
      2012 к 2013 2014 к 2013
Результат движения денежных средств по текущей деятельности -9596 -182      
Результат движения денежных средств по инвестиционной деятельности     -2819 -366 -2300
Результат движения денежных средств по финансовой деятельности   -9542 -3904 -16151 -5638

 

Источник: отчетность предприятия

Исходя из данных, указанных в таблице 1.6 можно сделать вывод, что результат движения денежных средств по текущей деятельности наконец стал положительным, что свидетельствует о повышении уровня доходов над расходами по текущей деятельности, однако очень снизился результат движения средств по инвестиционной деятельности, что говорит о неэффективности вложений, а также о чрезмерно дорогих приобретенных долгосрочных активах. Снижение результата движения денежных средств по финансовой деятельности свидетельствует о повышении выплат, в частности увеличении выплат по кредитам, что является негативным моментом

Подведя итог можно сделать вывод, что основное влияние на выручку от реализации оказало снижение себестоимости 1 единицы продукции, а также снижение уровня рентабельности. Снижение прибыли в разрезе ее видов вызвано низкой эффективностью инвестиционной вложений, а также превышением выплат процентов и сумм по кредиту. Улучшению финансовой ситуации организации поспособствует выявление проблем и мероприятий, по их устранению.

 

2.3 Основные проблемы планирования доходов и прибыли организации

Проведя в предыдущих подпунктах анализ деятельности организации ОАО «Электроаппаратура» можно выявить следующие проблемы:

1. Снижение объема экспорта продукции. Внешнеэкономическая деятельность является главным поступлением валютной выручки организации, а ввиду постоянного повышения уровня девальвации это является дополнительным доходом по финансовой деятельности от курсовых разниц. Снижение данного показателя автоматически лишает предприятие дополнительного дохода, что при падении уровня выручки и общего ухудшения финансовых показателей является негативным моментом.

2. Снижение уровня рентабельности. При снижении объема выпуска, для того, чтобы у предприятия не снижался уровень прибыли ему необходимо хотя бы удерживать уровень цен на реализацию продукции. По данным предприятия низковольтная аппаратура пользуется устойчивым спросом, поэтому необходимо удерживать уровень цен на нее или, постепенно увеличивать. Это позволит сохранить уровень прибыли предприятия.

3. Увеличение количества остатков готовой продукции на складе. Наличие остатков готовой продукции на складе свидетельствует о снижении спроса на производимую продукцию. Исходя из отчетности предприятия, на складе находятся только некоторые из товаров народного потребления, такие как электрические утюги, электрические плитки и т.д. С учетом того, что объем продукции по данным видам увеличивается, увеличивается и количество готовой продукции на складе. Нерациональный подход к увеличению объема некоторой продукции увеличивает затраты на производство в целом, но при этом не увеличивает уровень выручки.

4. Увеличение уровня заработной платы и снижение уровня выработки. Несоответствие уровней данных показателей образуют лишние затраты организации, которые формируют уровень себестоимости и, непосредственно, влияют в дальнейшем на уровень прибыли. Увеличение заработной платы работников должно формироваться равномерно с уровнем выработки, чтобы не было формирования излишних затрат.

5. Ухудшение финансовых результатов по текущей и инвестиционной деятельности. При снижении уровня прибыли важна эффективность инвестиционных и финансовых вложений. Приобретение в большом объеме долгосрочных активов при низком уровне инвестиционных поступлений, а также увеличение расходов по кредитам при недостаточном уровне финансовых поступлений привело к ухудшению в целом финансовых результатов и, соответственно, прибыли по инвестиционной и финансовой деятельности. Оптимизация данных вложений позволит предприятию нормализовать уровень прибыли в разрезе данных видов деятельности, что положительно повлияет на уровень общей прибыли, даже при снижении уровня прибыли по текущей деятельности предприятия.

Подведя итог можно отметить, что в целом за последние несколько лет финансовое состояние предприятия ухудшилось. Снизились показатели рентабельности, прибыли, увеличился объем обязательств и выплат, однако анализ вышеизложенных проблем и разработка мероприятий по их устранению позволит улучшить финансовое состояние ОАО «Электроаппаратура» и вывести предприятие на приемлемый уровень финансовой активности.

3 Пути и мероприятия повышения эффективности финансового планирования доходов и расходов

3.1. Анализ спроса на продукцию, как способ повышения эффективности планирования объема продукции

От эффективности финансового планирования организации непосредственно зависит уровень финансового состояния предприятия. Основным фактором, определяющим объем выручки и прибыли предприятия является производство продукции, а также эффективность ее продаж.

Главным фактором, определяющим уровень продаж является спрос на ту или иную продукцию, уровень насыщения рынка данной продукцией, ее технические характеристики, уровень конкурентоспособности и так далее. В данном подпункте мы предлагаем рассмотреть анализ спроса, как основу планирования объема продукции.

Исходя из данных, которые были указаны по объему продукции в предыдущей главе, можно утверждать, что предприятие ОАО «Электроаппаратура» производит 2 основных вида продукции – низковольтную аппаратуру и товары народного потребления.

3.3 Зарубежный опыт финансового планирования и прогнозирования

За рубежом в практике финансового планирования хорошо зарекомендовали себя методы управления финансами, основанные на системе бюджетирования. Бюджет в этом случае представляет собой выраженную в стоимостных показателях программу действий (план) в области производства, закупок сырья или товаров, реализации производственной продукции и т.д. В программе действий должна быть обеспечена временная и функциональная координация отдельных мероприятий.

«В зарубежной литературе, посвященной вопросам финансового планирования, обычно различают две схемы работ по составлению бюджетов: по методу «break-down» (сверху вниз) и по методу «build-up» (снизу вверх)»[10]. По методу «break-down» работа по составлению бюджета начинается «сверху», т.е. руководство фирмы определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем, по мере продвижения на более низкие уровни структуры эти показатели все более детализируются и включаются в планы подразделений. При применении метода «build-up» порядок действий иной. Расчет показателей производится сначала на уровне подразделений, и затем только руководители сводят эти показатели в единый бюджет.

Методы «break-down» и «build-up» представляют собой две противоположные тенденции, поэтому ряд специалистов рекомендует использовать только один из этих методов. Однако некоторые специалисты считают, что наиболее эффективно планирование по принципу «сразу всеми»[10], сущность которого состоит в одновременном использовании обоих методов.

Зарубежные методики финансового планирования предполагают, что в основе бюджетирования лежит подготовка главного бюджета, состоящего из интегрированных друг с другом и отражающих различные стороны деятельности: операционного, финансового, бюджета денежных средств, капиталовложений, дополнительного.

Операционный бюджет («operatingbudget») используется для расчета затрат на производимую продукцию или оказываемые услуги, позволяя проанализировать производственные и операционные аспекты деятельности организации.

Финансовый бюджет (financialbudget) используется для анализа финансовых условий подразделения с помощью анализа соотношения активов и обязательств, денежного потока, оборотного капитала, прибыльности.

Бюджет денежных средств (cashbudget) используется для планирования и управления денежным потоком, содержит ожидаемые поступления и платежи денежных средств за установленный период, помогая поддерживать баланс денежных средств, не допуская как скопления неработающих денег, так и их дефицита.

Бюджет капиталовложений (capitalexpenditurebudget) описывает ключевые долгосрочные планы и приобретаемые основные средства. Бюджет классифицирует проекты по целям.

Дополнительный бюджет (supplementalbudget) предусматривает финансирование расходов, не включенных в основной бюджет.

Некоторые специалисты выделяют ряд других бюджетов: приростной (incrementalbudget), добавочный (add-onbudget), скобочный (bracketbudget), модифицированный (stretchbudget), пооперационное бюджетирование (activitybasedbudget), стратегический бюджет (strategicbudget), целевой (targetbudget). Однако перечисленные виды бюджетов представляют собой скорее методы бюджетирования.

За рубежом для разработки основного бюджета необходимо составить множество так называемых поддерживающих бюджетов.

Новое качество планирования, обусловленное развитием рыночных отношений, сложность и разнообразие применяемых методов, многовариантных и оптимизационных расчётов,ускорение процесса составления плановых документов, наличие итерационных расчётов снизу и сверху требуют более эффективного использования информационных технологий.

Информационные технологии – это совокупность программного обеспечения (информационная составляющая), технических средств и телекоммуникаций (инструментальная составляющая), кадров и их организация (социальная составляющая) [11, с. 253].

Внедрение информационной технологии любого уровня представляет собой процесс её итерации в финансово-хозяйственную деятельность коммерческой организации. Процесс внедрения сопряжён с капитальными затратами, включающими приобретение техники, внедрение и опытную эксплуатацию, создание регламентов управления бизнес-процессами, подготовку кадров.

Планирование развития предприятия требует применения современных методик и инструментов, снижающих временные затраты. Эффективным, адекватным решаемым задачам методом является метод имитационного моделирования, основу которого составляет сценарный подход. Имитационное моделирование —разновидность аналогового моделирования,

реализуемого с помощью набора математических инструментальных средств, специальных имитирующих компьютерных программ и технологий программирования, позволяющих посредством процессов-аналогов провести целенаправленное исследование структуры и функций реального сложного процесса в памяти компьютера в режиме «имитации», выполнить оптимизацию некоторых его параметров [12, с. 314]. Большинство финансовых моделей,применяемых финансистами западных корпораций, представляют собой имитационные модели. Они предназначены для прогнозирования последствий будущих альтернативных финансовых и инвестиционных стратегий при различных исходных ограничениях и допущениях предстоящих событий [13, с. 536].

Модели финансового планирования предназначены для уточняющего прогнозирования путем определения взаимосвязи решений о дивидендах, инвестициях, источников и методов финансирования корпорации.

Западные корпорации используют три основные модели финансового анализа, планирования и прогнозирования [13, с. 520]:

1) систему алгебраических уравнений;

2) модель линейного программирования;

3) экономическую модель (с использованием уравнений множественной регрессии).

Финансовое моделирование — возможность эффективного анализа сложных и неопределенных ситуаций, связанных с принятием стратегических решений, инструмент финансистов, который позволяет рассмотреть большое число вариантов в предположении «Что будет, если…»

и прожить их без потери вложенных средств.

Финансовое моделирование особенно актуально сегодня, когда сокращается доступность и возрастает стоимость внешнего финансирования, увеличиваются риски потери ликвидности и устойчивости бизнеса и важнейшим условием для его развития становится рост операционной эффективности.

Финансовое моделирование обеспечивает два существенных результата:

1. Компьютерную финансовую модель, соответствующую особенностям бизнеса, специфике отрасли и решаемым задачам. Подобная модель – эффективная основа для разработки бизнес-плана компании, подготовки и оценки инвестиционного проекта, проведения многовариантных финансовых расчетов.

Модель в обязательном порядке включает:

- динамические связи ключевых показателей, исходных данных и результатов проекта;

- результаты расчетов – финансовый планм– основные формы финансовой отчетности (как правило, прогнозные баланс, отчет о прибылях

и убытках и отчет о движении денежных средств);

- рассчитанные на их основе прогнозные финансовые показатели (включая ROE, ROI) и интегральные показатели эффективности инвестиций – для различных групп участников проекта;

- методики оценки устойчивости проекта, его прогнозных результатов к изменениям различных параметров (чувствительность, безубыточность);

- встроенные в модель готовые формы отчетов.

Дополнительно выполняется:

- количественная оценка проектных рисков;

- создание и сопоставление различных альтернативных сценариев проекта.

2. Методическую и аналитическую документацию:

- аналитический отчет, содержащий расчеты финансового плана, результаты проведенного анализа проекта, оценку рисков, обоснование для инвесторов. Формат представления может быть различным – в зависимости от назначения модели. Отчет может быть предоставленикак в печатном, так в электронном виде (MSWord);

- методику работы с финансовой моделью: подробное описание финансовой модели, ее основных факторов / драйверов, финансовых отчетов и показателей, комментарии и рекомендации по ее использованию.

Особенно эффективно финансовое моделирование для решения следующих задач:

- оценка инвестиционных проектов, формирование и пересмотр инвестиционной программы;

- оценка и управление рисками;

- прогнозирование денежных потоков и динамики финансового состояния компании;

- проведение финансовых расчетов бизнес-плана;

- определение оптимальных вариантов финансирования, его объемов и структуры;

- постановка регулярного бизнес-планирования и процесса принятия инвестиционных решений;

- моделирование и оценка различных сценариев дальнейшего развития бизнеса [14].

Таким образом, в современных условиях успешная организация финансового планирования невозможна без применения информационных

технологий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: