Положение о коллективной творческой выпускной квалификационной работе по журналистике. 3 глава




Н. В. Пикулева читает стихотворение:

 

Я должна начинаться с заботы,

Со стремления, в день изо дня,

Чтобы в жизни хорошее что-то

Началось непременно с меня!

 

О. Марусеева: Говорят, устами младенца глаголет истина, и устами детского поэта тоже! Ведь так называется одно из Ваших стихотворений.

Н. В. Пикулева читает стихотворение «Устами детского поэта»:

 

Я вам что-то скажу,

Я вам что-то скажу,

На ладонь тишины

Сердца стук положу.

Восемь четверостиший

Ваших глаз доброта,

Ваша вера в меня,

Вот откуда взята

Радость свежего дня!

О. Марусеева: Моему сыну Диме 5 лет, но он уже умеет читать и очень любит Ваши стихи. И он сейчас прочитает стихи для Вас.

Дима: Читает стихотворение Пикулевой, просит ее оставить автограф на сборнике стихов.

Эпизод заканчивается вручением цветов.

Эпизод VI

Л.П. Шестеркина: Дорогие друзья, в университете много лет живет один исторический афоризм: «Студентам помогаю только один раз». Кто знает – кто сказал эти слова?

Л. Рахимова: Я знаю. Декан архитектурно-строительного факультета Владимир Васильевич Спасибожко.

Л.П. Шестеркина: Это наша студентка Лияна Рахимова. А Вас, Владимир Васильевич, прошу подняться на сцену.

Пока В. В. Спасибожко поднимается на сцену, идет текст: В 1971 году получил диплом с отличием. С таким выпускником на инженерно-строительном факультете решили не расставаться и пригласили его работать на кафедру. И не ошиблись: в 26 лет он защищает кандидатскую диссертацию, а в 38 – становится на своем факультете самым молодым деканом в ЧПИ.

С тех тор прошло 22 года, и все это время архитектурно-строительный факультет возглавляет Владимир Васильевич Спасибожко.

Л.П. Шестеркина: Владимир Васильевич, каково это – двадцать с лишним лет быть деканом? Не устали?

В. В. Спасибожко: отвечает.

Л.П. Шестеркина: Ежегодно дипломы инженеров-строителей получают около 500 ваших выпускников. Показатель трудоустройства составляет 100%. Получается, все ваши выпускники востребованы на рынке труда. В чем же секрет успеха?

В. В. Спасибожко: отвечает.

Л. Рахимова: Именно на архитектурно-строительном родилось замечательное движение стройотрядов. Мы знаем, что сегодня в зале – замечательные люди – бойцы студенческих строительных отрядов.

Вы здесь, друзья?

(в зале звучит девиз стройотрядов).

Л.П. Шестеркина: Также весело в 80-е в стройотрядах работал студент – Евгений Рогоза. Теперь он – Почетный строитель России, управляющий фондом развития жилищного строительства и реконструкции предприятий стройиндустрии Челябинска «Монолит-Инвест».

Евгений Владимирович, мы приглашаем Вас на сцену.

Момент теплой встречи Спасибожко с Рогозой: объятия, цветы, поздравления.

Л.П. Шестеркина: Евгений Владимирович, говорят, что у Вас был очень строгий учитель. Что Вам известно о его незыблемом принципе? Вы помните его?

Е. В. Рогоза: Помню из личного опыта: «Студентам помогаю только один раз». А сейчас я хочу поздравить Вас, Владимир Васильевич,...

Л.П. Шестеркина: Владимир Васильевич, Вы обратили внимание на скрипку? Это тоже наш подарок Вам (представление скрипача).

Исполнением музыкального номера эпизод заканчивается.

Эпизод VII

На сцене Л.П. Шестеркина. Свет гаснет. Когда он снова включается, на сцене в «застывшей» позе актеры театра «Манекен».

Аплодисменты.

Актеры «оживают», играют небольшой фрагмент спектакля, кланяются и остаются на сцене. К ним из-за кулис выходит главный режиссер студенческого театра В. Ф. Филонов.

Л.П. Шестеркина: Не хочу никого обидеть, но «Манекен» – это одна из лучших традиций нашего университета.

Как вам удается столько лет оставаться ни на кого не похожими?

В. Ф. Филонов: отвечает.

Л.П. Шестеркина: А сейчас перенесемся на 45 лет назад, в далекие доперестроечные годы. Актовый зал Челябинского политехнического института. Спектакль «Предъявите ваши сердца»… Толпа, страждущая лишних билетиков… Стоящие в проходах и у стен зрители.

Л.П. Шестеркина: Они начинали свой творческий путь в 1964 году.

На сцену приглашаются Диана Абрамян, Геннадий Зайцев, Владлен Феркель, Ольга Разнополова.

Л.П. Шестеркина: Это вы заложили те замечательные традиции, которые выделяют «Манекен» из других студенческих театров. Что же это за традиции?

Кто-то отвечает: «Манекен» шестидесятых – это театр высокого вкуса – …

Кто-то добавляет:

– высокая требовательность режиссера к актерам…

– актеров к самим себе…

– театра к зрителю…

На сцену выбегает Оксана Павлюк с телефонной трубкой:

– Нам звонят…

На экране фотоколлаж Бориса Морозова.

Хрипушка – имитация прямого телефонного звонка.

О. Павлюк: Это Борис Александрович Морозов! Создатель и актер раннего «Манекена», а ныне главный режиссер Центрального Академического Театра Российской Армии!

Добрый день! Борис Афанасьевич! Хорошо, что Вы позвонили в день юбилея. Слушаем Вас в актовом зале ЮУрГУ – у нас сегодня праздник!

Б. А. Морозов: Я от души поздравляю всех сотрудников, всех профессоров, всех преподавателей, всех студентов Южно-Уральского государственного университета с такой замечательной датой! Конечно, годы, проведенные в Челябинском политехническом институте, навсегда останутся в душе, это огромное счастье, когда на начале твоего пути рядом с тобой люди, которые воспитывали в тебе, прежде всего, человека.

О. Павлюк: На наш праздник пришли Ваши друзья, те, с кем Вы создавали СТЭМ, с кем Вы впервые выходили на сцену: Владлен Феркель, Диана Абрамян.

Б. А. Морозов: Что мне сказать моим друзьям! Конечно, мне грустно, что мы редко видимся! Ну и хочу сказать, что как только кто-либо, и не только участник «Манекена», а вообще чэпэишник будет в Москве, я буду рад встрече, и двери театра Армии всегда открыты!

О. Павлюк: Большое спасибо за поздравление!

Были рады Вас услышать!

Всего Вам доброго!

Эпизод VIII

Л.П. Шестеркина: Два года назад в нашем университете произошло знаменательное событие – диплом получила 150-тысячная выпускница ЮУрГУ, отличница, спортсменка и, конечно, красавица – Алина Лямина.

Алина поднимается на сцену.

Л. П. Шестеркина: Сегодня мы закладываем новую и очень, на наш взгляд, важную традицию: каждый 50-тысячный выпускник должен оставить свое напутствие и доброе слово следующему поколению! Такой ритуал будет хоть и не частым, зато очень приятным для университета.

Алина! Вам была предоставлена честь стать зачинателем этой традиции. Вам – слово!

Алина разворачивает свернутый «в трубочку» лист и читает текст послания:

«Дорогой выпускник, обладатель двухсоттысячного диплома ЮУрГУ! Я не знаю точной даты, когда ты будешь держать в руках это послание! Но в одном уверена: ты с благодарностью будешь вспоминать тех, кто научил тебя твоей профессии, секретам мастерства и помог воспитать характер.

Трудно сказать, что будет через несколько лет, когда ты будешь стоять на сцене этого актового зала и читать это письмо, но хочется верить – именно ты, может быть, изобретешь вечный двигатель или откроешь лекарство от рака или полетишь на Марс.

 

Мы искренне верим в тебя!

Удачи тебе и побед во славу ЮУрГУ!!!

Алина Лямина, 150-тысячная выпускница ЮУрГУ».

Лямина закладывает письмо в капсулу.

 

Л.П. Шестеркина: Сейчас мы закладываем это письмо в специальную капсулу и передаем ее на хранение директору музея Южно-Уральского государственного университета.

Эпизод IX

На сцене Л.П. Шестеркина. Она уже готова объявить, что праздник подошел к концу, но вдруг с удивлением обнаруживает, что на экране что-то происходит.

Видео: юноша и девушка с разных сторон подходят к входной двери в университет и открывают ее.

Л.П. Шестеркина спрашивает: Что это?

Открывается дверь из холла в актовый зал, звучит громкое «Это – свадьба».

И через центральный проход к сцене под звуки марша Мендельсона поднимаются на сцену одетые в свадебные наряды жених и невеста с родителями и друзьями.

Л.П. Шестеркина: Впервые за 65-летнюю историю университета на этой сцене студенческая свадьба. Именно здесь наши студенты Ирина Загретдинова и Виктор Мазуренко встретили друг друга, полюбили и приняли ответственное решение создать новую семью.

Итак, университетская регистрация брака Ирины и Виктора. И поэтому, уважаемые жених и невеста, позвольте задать вам главный вопрос.

Является ли ваше решение стать супругами взаимным и добровольным, готовы ли вы хранить любовь и верность долгие годы семейной жизни?

Прошу ответить Вас, невеста!

– Да.

Прошу ответить Вас, жених!

– Да.

Прошу вас скрепить ваши отношения подписью в документе, это первый в истории вуза университетский журнал регистрации студенческих браков. Сегодня (12 декабря 2008 года) брак Ирины и Виктора зарегистрирован. Прошу вас обменяться кольцами в знак верности.

Объявляю вас мужем и женой. Жених, прошу поцеловать невесту!

И первыми молодоженов поздравляют ректор ЮУрГУ Александр Леонидович Шестаков, президент ЮУрГУ Герман Платонович Вяткин, начальник управления по внеучебной работе Андрей Владимирович Шмидт.

Поздравление и вручение подарков.

Л.П. Шестеркина: А сейчас родственники и друзья могут поздравить не просто Ирину и Виктора. Вы поздравляете молодую семью.

Родители и друзья молодоженов на сцене поздравляют ребят.

Включается музыка.

Л.П. Шестеркина (обращаясь к невесте): Ирина, сегодня в этом зале много красивых девушек, каждая из которых мечтает стать любимой женой любимого мужчины. Давай бросим свадебный букет, и поймает его девушка, чья свадьба, по примете, состоится сразу после твоей. На счет три. Раз! … Два!... ТРИ!!!!!

Невеста бросает букет в зал.

 

Выходит музыкальный театр (песня «Мы желаем счастья вам»).

На словах «Горько» сыплется «золотой» дождь.

На последних словах песни вспыхивают фонтаны.

 

Л.П. Шестеркина: Поздравляем всех с юбилеем университета.

 

Да здравствует ЮУрГУ!

 

1.3.Методические рекомендации по созданию
телевизионной праздничной передачи в прямом эфире

 

I. Специфика познавательной деятельности журналиста

Рождение журналистской темы всегда связано с изучением журналистом жизненного материала и мысленным воплощением его в будущее экранное произведение.

«Автору нужны: четкая фабула, свежая тема, замечательная идея, оригинальный замысел, острый сюжет, напряженный конфликт, емкий диалог, яркие характеры, художественный образ, определенный жанр, точная композиция и творческое кредо» [1, с. 27].

Первоначальным импульсом к созданию любой телевизионной передачи является познавательная деятельность журналиста.

Предмет познавательной деятельности – факты, образующие социально значимую ситуацию и стоящую за ней проблему.

Цель познавательной деятельности – анализ и оценка социального масштаба ситуации, определение ее взаимосвязи с окружающей действительностью.

Структура познавательной деятельности:

– от авторской позиции через авторскую версию к формулированию авторской концепции (авторская позиция – отношение автора к поставленной проблеме и способам ее решения, авторская версия – основанная на эрудиции журналиста и предварительной информации модель будущей авторской концепции, авторская концепция – логически выстроенная и аргументированная ведущая мысль будущего произведения, соединяющая в себе знание о происходящем и отношение к нему);

– накопление, систематизация и осмысление предварительной информации;

– накопление, систематизация и осмысление эксклюзивной информации.

Результат познавательной деятельности – авторский замысел – это основная идея будущей передачи и комплексная характеристика таких ее составных элементов, как:

– проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения;

– тема – четко ограниченная логическими и содержательными рамками основная мысль (рождение журналистской темы всегда сопряжено с творческим поиском, с осознанием ее актуальности, с отслеживанием всех изменений в разных сферах жизни, с четким определением проблем и вопросов, требующих раскрытия);

– адреса и места съемок;

– методика исследования проблемы (беседы в кадре, показ событий, эксперимент и т. д.);

– круг участников;

– жанровые рамки;

– хронометраж.

Сведения, составляющие авторский замысел, оформляются в виде сценария или сценарного плана.

Познавательная деятельность журналиста основана на взаимодействии научных, эмпирических и художественных способов освоения мира. Именно во взаимодействии рационально-познавательного и эмоционально-чувственного уровней заключается специфика и особенность журналистского познания.

В этом процессе журналист интегрирует такие виды человеческой деятельности, как:

– познавательная (отражение объективной действительности, определение взаимосвязей между личностью и обществом);

– преобразовательная (изученный материал трансформируется в разных сюжетно-композиционных отношениях, выражающих авторскую концепцию);

– воспитательная (стремление воздействовать на общественное сознание);

– оценочная (отражение явлений действительности в соответствии с идеалами автора);

– коммуникативная (осуществление обратной связи с аудиторией).

И в каждой отдельной позиции журналист использует разные методы толкования увиденных явлений и ситуаций, по-разному комментирует и истолковывает их.

Эмпирические методы

Метод наблюдения носит целенаправленный характер и представляет собой довольно сложный процесс, отражающий особенности наблюдаемого объекта и личные качества наблюдателя.

В ходе наблюдения за событием журналист выявляет его наиболее существенные характеристики, неприметные на первый взгляд детали, наблюдает за поведением людей. Изучая причинно-следственные связи между различными элементами события, корреспондент закладывает предпосылки для более объективного изучения и освещения фактов в своем будущем произведении.

Наблюдения классифицируются по нескольким позициям.

По способу организации:

– открытое (журналист сразу обнаруживает цели своего присутствия на наблюдаемом объекте);

– закрытое (журналист не сообщает о своих целях и тайно ведет наблюдение, обычно при изучении конфликтных ситуаций или в ходе журналистского расследования).

По степени участия в событии:

– включенное (журналист становится активным участником события);

– невключенное (наблюдение со стороны).

По условиям изучения предмета наблюдения:

– прямое (журналист наблюдает сам);

– косвенное (используются косвенные данные).

По временнóму признаку:

– кратковременное;

– длительное.

Впечатления, полученные журналистом в ходе наблюдения, должны быть проверены. Для этого социологи предлагают:

– максимально дробно классифицировать элементы событий, подлежащих наблюдению;

– при осуществлении наблюдения несколькими лицами их оценки необходимо сопоставлять и согласовывать;

– один и тот же объект следует наблюдать в разных ситуациях, чтобы увидеть его с разных сторон;

– четко различать и регистрировать интенсивность, регулярность, периодичность, частоту наблюдаемых событий;

– не смешивать описание событий с их интерпретацией.

Метод проработки документов – один из наиболее распространенных в практике журналистики.

Документы классифицируются:

по типу фиксации – рукописные, печатные, фото-, видео- и кинопленки, аудиозаписи, грампластинки, лазерные диски;

по типу авторства – официальные и личные;

по степени близости к объекту отображения – первоначальные и производные;

по степени предназначенности для обнародования – созданные преднамеренно или непреднамеренно;

по сфере деятельности, породившей документ, – бытовые, производственные, государственно-административные, общественно-политические, научные, справочно-информационные.

Способы анализа документов:

традиционный или качественный преломляется в понимании исследуемого документа, в его интерпретации, в фиксировании полученных с его помощью сведений;

формализованный, основу которого составляет контент-анализ, требующий изучения большого количества однотипных документов по определенным параметрам; это трудоемкий способ, и в журналистике он применяется не часто, так как требует особых навыков.

Работа с документами требует навыков аккуратного ведения записей и следования определенным правилам:

– фиксировать название документа, фамилию, имя, отчество автора, дату и место изготовления, используемые страницы;

– цитаты из документа должны быть взяты в кавычки и сопровождены указанием страниц;

– цитаты, цифры, фамилии, имена обязательно проверяются после работы с документом;

– если документ не опубликован, необходимо записать его полное название, дату составления, указать наличие печатей и подписей, фамилии подписавшихся лиц, место и номер хранения;

– проверка документа на подлинность предусматривает исследовательское внимание не только к содержанию, но и к внешним признакам: форме, бумаге, шрифту; необходимо определить, какими источниками информации пользовался составитель документа.

Эксперимент как метод введения в ситуацию искусственного импульса, позволяющего журналисту получить необходимые знания.

«Под экспериментом понимают метод исследования, базирующийся на управлении поведением объекта с помощью ряда воздействующих на него факторов, контроль за действием которых находится в руках исследователя» [21, с. 26]. Эксперимент всегда связан с созданием искусственного импульса, призванного проявить те или иные стороны изучаемого объекта.

В зависимости от силы импульса выделяются разновидности:

– «чистый» эксперимент как крайний полюс экспериментирования;

– естественный эксперимент;

– псевдоэкспериментирование или экспериментальное наблюдение.

Как правило, эксперимент проводится на основе экспериментальной ситуации, в которой проявляется деятельность изучаемого объекта.

Мотивы, которые вызывают необходимость экспериментальной ситуации:

– недостаточность нужной журналисту информации для проверки или уточнения его гипотезы;

– невозможность получить эту информацию обычными методами;

– необходимость получения психологически достоверных аргументов.

Типы экспериментальных ситуаций:

– в последовательном эксперименте наблюдаемый объект выступает в двух состояниях – обычном и экспериментальном (доказательство строится на сравнении этих состояний);

– параллельный эксперимент проводится для сравнения состояния разных объектов в одно и то же время;

– естественный эксперимент не предусматривает активного вмешательства исследователя, который лишь наблюдает за процессом и ждет его результатов.

Существуют две разновидности ролевого поведения экспериментатора:

– журналист меняет профессию;

– журналист наблюдает за специально организованной ситуацией.

В соответствии с конкретными задачами журналист может усилить искусственный импульс, целенаправленно сконструировать нужную ситуацию, втянув в нее определенный круг интересующих его людей.

Проведение эксперимента требует особой квалификации и владения специальными методиками. Это требование особенно актуально для тележурналистов: в последние годы метод воссоздания искусственной ситуации, в которую попадают ничего не подозревающие люди, становится основой для создания многих телевизионных программ.

Метод интервью как универсальный прием получения информации, средство профессионального поиска, один из самых сложных и важных элементов журналистской работы.

Составляющие метода интервью:

а) общая подготовка:

– высокий уровень интеллекта и эрудиции (психологи установили, что воспринимаемый субъект – в нашем случае журналист – делает заключение о познаваемой личности на основании собственного опыта и имеющихся знаний; поэтому интеллектуальное развитие журналиста, накопление им разносторонних познаний в самых разных областях человеческой деятельности, а иначе говоря, общая эрудиция, отнюдь не благое пожелание, а просто профессиональное требование);

– специальные профессиональные знания и умения (теория журналистики: знание специфики тележанров, основных приемов и методов сбора информации; представление о «своей» аудитории: ее структуре, интересах, потребностях – ведь, в конечном счете, именно для этих людей журналист и работает);

– журналистская специализация (изучать какой-то предмет до уровня специалиста невозможно, да и не нужно, но специализация так или иначе необходима; можно поспорить о категоричности утверждения Феликса Медведева, сказавшего, что «… журналист должен работать в одной теме, а Ломоносовых от журналистики не бывает», но большая доля истины в этом есть);

– этические нормы журналистики;

б) конкретная подготовка – самый важный этап, включающий:

– выбор темы и жанровых рамок;

– вхождение в тему (предварительное изучение материала и знакомство с собеседником);

– определение вербальных средств общения в зависимости от темы и характера разговора (виды вопросов: по форме – открытые и закрытые, прямые и косвенные, личные и безличные; по функциям – основные, зондирующие, контрольные; по воздействию на собеседника – нейтральные, наводящие, подсказывающие; по этапам разговора – контактные, адресные, программные, эфирные);

– требования к вопросам – ясность и краткость, конкретность, корректность, формулировки, не допускающие односложных ответов, умение «беречь паузу»;

– использование невербальных элементов интервью (проксемика – время и место разговора; паралингвистика – громкость, тембр и тональность речи, интонация, смех; кинесика – мимика, жесты, позы, походка; контакт глаз);

в) психологическая подготовка интервьюера:

– умение выстроить четыре фазы общения:

· период адаптации,

· сам разговор,

· разрядка, снятие напряжения,

· обеспечение комфортного состояния после общения;

– создание атмосферы доверия:

· умение слушать,

· умение учитывать психологию собеседника,

· создание образа «положительного» интервьюера (развенчание негативных стереотипов),

· знание приемов установления психологических контактов, способов общения, техник активного слушания и приемов, способствующих взаимопониманию, и умение применять их,

· умение вести разговор в конфликтной ситуации;

– при необходимости использовать игровые варианты интервьюирования, различные роли и маски.

Теоретические методы

а) формально-логические, или методы выводного знания:

– индуктивное умозаключение (переход от знания о единичном к знанию об общем; два вида индукции: полная – умозаключение о всем классе предметов делается на основании изучения каждого из них, неполная – изучения только отдельных);

– дедуктивное умозаключение – развитие мысли от общего к частному;

– традуктивное умозаключение применяется при сравнениях и аналогиях (аналогия проводится по существенным, главным, качественно единым признакам исследуемых явлений; сравнение устанавливает сходство и различие разных предметов);

б) содержательно-логические методы, выявляющие связи предмета – внутренние и внешние:

– анализ и синтез (разделение предмета изучения на его составляющие, их исследование, а затем – соединение);

– гипотетический метод (попытка предсказать развитие изучаемого явления в будущем, проявляется в формах догадки, предположения);

– метод историзма (требует смотреть на каждый предмет с точки зрения того, как он возник, какие главные этапы в своем развитии прошел, что он представляет в настоящий момент);

– абстрагирование – мысленное выделение интересующих журналиста признаков, связей и отношений при отвлечении от несущественных признаков (результаты абстрагирования – абстракции, включающие понятия, модели, теории, классификации);

- моделирование – замена изучаемого предмета или явления на его аналог – упрощенную модель и последующее исследование этого аналога.

II. Особенности жанров тележурналистики

Литературные сценарии сложных телепередач, как правило, состоят из соединения различных жанровых форм. Для того чтобы это соединение получилось логичным, творчески осмысленным, авторам программы необходимо знать и уметь использовать в своих замыслах характерные особенности каждого телевизионного жанра.

На телевидении творческий процесс создания передачи является поиском оптимального сочетания понятийных и образных способов информации, что ведет к особому виду монтажа, который подчиняется логике изложения фактов с присутствием эмоционального и эстетического начал. Эти особенности отражены в определении телевизионного жанра, предложенном В.В. Егоровым:

«Телевизионный жанр есть конкретное единство особенных свойств формы и содержания в их основных чертах – своеобразной композиции, образности, речи, ритме передачи; опредмечивание авторского художественного замысла» [11, с. 305].

В структуру жанра входят такие жанроформирующие элементы, как предмет изображения, целевая авторская установка и методы изображения.

Предметом изображения могут быть актуальные события, процессы, ситуации, человеческие личности как субъекты отношений и сознательной деятельности.

Для исследования события требуется информация о его составных частях и участниках, анализ причинно-следственных связей, действий, мыслей, мотивов. В результате определяется роль, значение события в жизни общества.

Процесс – последовательность взаимосвязанных событий, действий, динамическое следование разных состояний, находящихся в причинно-следственных связях.

Исследуется цепочка фактов. В результате определяются те звенья, которые выражают суть процесса, его характер, тенденции дальнейшего развития.

Ситуация – определенное, повторяющееся на протяжении длительного времени состояние отношений между людьми, коллективами, социальными группами, слоями, странами.

Для исследования ситуации необходимы изучение, дифференциация и сравнение интересов всех участников.

Задача – увидеть противоречия, определить их формы, предложить пути разрешения.

Личность как субъект сознательной деятельности, имеющий:

– необычные способности;

– высокий уровень профессионализма;

– интересные увлечения.

Целевой авторской установкой может быть:

– описание предмета;

– оценка предмета;

– выявление причинно-следственных связей;

– прогноз развития событий и процессов, разрешения ситуаций;

– разработка программы действий.

От целевой авторской установки зависят и методы преобразования реальной действительности в информационный продукт. На рационально-познавательном (логическом) уровне используются эмпирические, теоретические, социологические и нетрадиционные методы, на эмоционально-чувственном уровне основой создания документальной образности являются художественно-изобразительные средства.

Предмет, цель, метод – базовые понятия, на которых держится жанр. Постоянство связей между ними обеспечивает ту самую устойчивость формы, которая делает жанр узнаваемым при сравнении произведений разных авторов.

Выбор жанра возможен только в соединении всех трех жанроформирующих элементов.

Журналистика, в том числе телевизионная, выработала три способа освоения действительности, воплощенные в трех группах жанров. Основа жанрового деления – мера типизации, уровень постижения жизненного материала:

– информация, фиксируя, констатирует;

– исследовательская журналистика осмысливает;

– художественно-публицистическое творчество типизирует.

Учитываются также:

– способ отражения действительности;

– тематическое своеобразие;

– функциональные особенности передач;

– подходы к изображению реальности.

Особенности жанров тележурналистики, обусловленные:

природой телевидения:

· изобразительность, возможность наглядного предъявления материала, отсутствие описательности в текстах передач;

· репортажность и эклектичность как природные свойства телевидения;

· персонификация информации;

· программность телевещания;

возможностями телевизионной техники:

· новое качество документализма – звучащая и видимая реальность;

· широкая доступность информации;

· наличие разного уровня зрительского внимания;

· различная степень участия аудитории в процессе коммуникативного общения;

· возможность участия телезрителей в процессе создания передачи;

· многопрофильное взаимовоздействие и взаимовлияние в системе телевидение – кино, телевидение – театр, телевидение – изобразительное искусство и осознание при этом своих специфических возможностей.

Определяя тележурналистику как синтез общественно-политической деятельности и творчества с необходимым уровнем профессионального мастерства, теоретики указали на зависимость телевизионной практики от степени осмысления общественных функций, выполняемых домашним экраном:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: