Спорт и процессы глобализации




(...) Социологи спорта, наряду с исследованием национальных особенностей, должны рассматривать связь современного спорта с процессом глобализации. Исследования процессов глобализации становятся доминирующей темой в западной социологии. Исследуя процесс глобализации спорта, социологи изучают предпосылки глобализации человеческого общества. (...)

На карте глобальной спортивной системы есть три основных координаты, которые помогут нам исследовать этот процесс. Во-первых, необходимо понять, что изучение спорта - это не только изучение социальных условий, в которых существует спорт. Следует сделать акцент на взаимосвязях с политическими, экономическими, культурными и социальными образцами, которые очерчивают границы и формы современного спорта, а также то, как эти образцы определяют рамки поведения людей. (...) Современные процессы глобализации вызвали новые взаимозависимости, которые связали людей из отдаленных частей земного шара. В этом контексте, также как и в контексте внутренних и международных отношений, необходимо вести изучение спорта. (...)

Во-вторых, для того, чтобы проследить, описать и проанализировать глобальные спортивные системы, социологам необходимо следовать социологической перспективе. Социологи не должны рассматривать то, что происходит здесь и сейчас без ссылки на изменения во времени или пространстве. Они должны использовать исторический и сравнительный подход, при этом стремиться объяснить то, как современный образ глобального спорта появился из прошлого и соединился с цивилизационными изменениями. (...)

В-третьих, необходимо разобраться с самим понятием глобализации. (...) Достаточно указать, что это понятие ссылается на растущую сеть взаимозависимости в политической, экономической, культурной и социальной сферах, и все это связывает людей вместе - к лучшему или к худшему. Процесс глобализации возник давно, и проходит он по-разному в различных частях земного шара. (...) Распространение форм досуга, спортивных традиций и практик, таких как Олимпийские игры, от одной части света к другой, - пример этих процессов в действии.

Глобальные экономические и технологические изменения, условия жизни людей, их вера, знания и поведение взаимосвязаны с ростом процессов глобализации. Эти процессы способствуют расширению миграционных процессов, появлению глобальной экономики, межнациональной космополитической культуры, международных социальных движений. Ускоряется время и сокращается пространство. Современные технологии предоставляют возможность людям, информации, идеям и финансовым потокам пересекать Землю с невиданной скоростью. Люди начинают иначе ощущать пространственные и временные измерения. Они понимают, что их жизнь, их место жительства есть часть глобального социального пространства. Это ведет, как я уже отмечал, к росту взаимозависимости, и к осознанию мира как единого целого. Итак, мы имеем три ключевых координаты для изучения современного спорта.

Представление о том, что современный спорт связан с глобальной сетью взаимозависимости (...) может быть проиллюстрировано потреблением спортивных событий и инвентаря. Рассмотрим, к примеру, хоккей. Граждане разных стран, из разных частей света, наблюдают по спутниковому телевидению хоккейные матчи НХЛ. В этих матчах выступают лучшие игроки, приехавшие из Северной Америки, Европы и Азии. Эти игроки используют оборудование - форму, клюшки, коньки и т.п. - разработанные в Швеции, оплаченные Канадой, изготовленные в США и Дании. Все это поставляется на рынок Северной Америки и Европы. Коньки для игры в хоккей сделаны из сплавов, молекулярная структура которых была разработана и запатентована в США, и произведена в Японии. Несколько межнациональных корпораций вовлечены во все фазы производства и потребления этого глобального культурного продукта. Этот продукт преподносится потребителю через телевидение, которое есть непосредственная часть глобальной сети передач данных.

Индустрия спортивной одежды служит иллюстрацией того, как международное потребление культурных товаров связано с процессами глобализации. В качестве элемента моды спортивная обувь стала всеобщей особенностью потребительской культуры. Возьмем марку №ike. Производство и сбыт этой обуви является результатом совместных усилий дизайнеров, производителей, поставщиков, дистрибьюторов и брокеров этой компании. Ее штаб-квартира расположена в Орегоне, а подрядчики разбросаны по всему миру. Производители и поставщики Nike расположены в различных юго-восточных и азиатских странах: Таиланде, Сингапуре, Корее и Китае. Ее дизайнеры пытаются обеспечить людей обувью по всему миру, меняя их традиционные вкусы. Региональные дистрибьюторы гарантируют сбыт товара в соответствии с глобальными стратегиями маркетинга. И снова Nike использует СМИ, которые организуют различные спортивные мероприятия или привлекают звезд спорта, делающих рекламу их товару по телевидению. Смысл понятен: культуры связываются, конкурируют, контрастируют и конфликтуют друг с другом во все более взаимозависимой форме, чем было ранее. Это смешивание и соревнование статусов между различными культурами в глобальном масштабе происходит в пяти измерениях.

Первое, человеческое, измерение связано с вовлечением в международное движение туристов, мигрантов, и приезжих работников. Второе, технологическое, измерение образовано циркуляцией техники и инвентаря, производимого корпорациями (межнациональными и национальными). Экономическое измерение сконцентрировано на финансовых потоках и их эквивалентах по всему миру. Медиа-измерение влечет за собой поток изображений и информации между странами, которые производятся и распространяются газетами, журналами, радио, телевидением и Интернетом. Наконец, идеологическое измерение, связанное с потоком идей, государственными или межгосударственными идеологиями и социальными движениями.

Глобальный поток спортивной одежды, оборудования и сооружений вырос за последние годы в многомиллиардный бизнес. Вместе с тем, это способствует и непосредственному развитию конкретных видов спорта. Поток финансов на глобальной спортивной арене сосредоточен не только на международной торговле контрактами спортсменов и их гонорарах, но и на маркетинге спорта в конкретных направлениях. Преобразование таких популярных в Америке видов спорта, как баскетбол, бейсбол и американский футбол в глобальный спорт - часть этого процесса.

Тесно связано с этими измерениями и развитие на уровне СМИ. Масс-медиа создает имидж спортсменов, рекламирует формы проведения досуга и формирует определенную потребительскую культуру у глобальной аудитории. (...) Спорт, проникший в СМИ, создал в разных частях света широкий ассортимент форм досуга, соответствующих единой глобальной модели. (...) Говоря об идеологии, следует упомянуть о глобальных спортивных праздниках, таких как чемпионаты мира по футболу и Олимпийские игры. Они стали средством выражения межнациональной идеологии, находящейся вне контекста конкретного государства. (...)

Maguire, J. Global Sport: Identities, Societies, and Civilizations /
J. Maguire / пер. М.А. Захарова // International Olympic Academy, Report 39 Session, - Ancient Olympia, 1999.

Вопросы

1. Что такое глобализация?

2. Какова специфика изучения процессов глобализации?

3. Какие изменения произошли в мире под воздействием процесса глобализации и как это отразилось на развитии спорта?

4. Проиллюстрируйте взаимовлияние процесса глобализации и национальных культур на примере спорта. Как связаны между собой глобальность и этническая самобытность?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: