Утверждаю
Директор МАОУ «Начальная школа-детский сад №152
Для слабовидящих обучающихся
____________________Шатунова Е.В
«___»____________________2017 г.
План коррекционно – методической работы учителя – дефектолога
Младшей группы
МС(к)ОУ 152 Дерябина Г.А. (2017 – 2018 учебный год)
№ п/п | Вид работы | Направления деятельности и формы работы | Условия проведения | цель | Сроки проведения | Отчетная документация |
Организационно диагностическая работа | Сбор информации о состоянии здоровья детей | Анализ мед. Карт. Беседа с врачом офтальмологом, медсестрой | Осуществление взаимосвязи в работе с медиками. Учет состояния здоровья при организации работы с ребенком. | Сентябрь 2016 | Индивидуальная карта тифлопедагогического обследования | |
Обследование зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально – бытовой ориентировки, осязание и мелкой моторики | Индивидуальная диагностика | Выявление уровня развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки, осязании и мелкой моторики | Сентябрь 2017 Декабрь 2017 Май 2018 | Индивидуальная карта тифлопедагогического обследования | ||
Комплектование подгрупп, составление расписания коррекционных занятий | Тематическое планирование | До 2 октября | Расписание занятий. Тематический план работы на учебный год | |||
Коррекционно- развивающая работа с детьми | Развитие зрительного восприятия | Подгрупповые занятия 2 раза в неделю; Индивидуальные занятия с детьми, имеющими низкий уровень зрительного восприятия | Развитие зрительного восприятия согласно коррекционной программе 1 года обучения | Сентябрь 2017 – май 2018 | Перспективный планы на месяц (год) по разделам коррекционной программы. | |
Ориентировка в пространстве | Подгрупповые занятия 2 раза в неделю; индивидуальные занятия с детьми Ориентировки в пространстве | Развитие навыков ориентировки в пространстве согласно коррекционной программе 1 года обучения | ||||
Социально – бытовая ориентировка | Подгрупповые занятия 1 раза в неделю; индивидуальные занятия с детьми социально - бытовая Ориентировки | Развитие навыков социально - бытовой ориентировки в пространстве согласно коррекционной программе 1 года обучения | ||||
Развитие осязания и мелкой моторики» развитие сохранных анализаторов | Как часть занятия на всех коррекционных занятиях | Развитие осязание и мелкой моторики «развитие сохранных анализаторов» согласно коррекционной программе 1 года обучения | ||||
Пропаганда тифлопедагоги- ческих знаний среди родителей | Участие в родительских собраниях | Доклад на тему: Задачи, содержание, методы работы тифлопедагога. Особенности развития детей с нарушениями зрения (косоглазие, амблиопия) в возрасте 3-4 лет. Знакомство с коррекционной работой. Развитие и коррекция зрительного восприятии: цели, задачи, виды заданий. Социально бытовая ориентировка: формирование навыков самообслуживания. «Делаем всё вместе» Что должны уметь дети в возрасте 3-4 лет по самообслуживанию. Беседа о необходимости учить детей самостоятельности в самообслуживании: учить одеваться, складывать свои вещи, убирать игрушки и т.д. Знакомство с результатами работы за год. | 2 неделя Сентября Ноябрь 2017 Февраль 2018г. 1 неделя Июнь 2018г. | |||
Открытые занятие для родителей | «Как видит ваш ребенок» Офтальмологические диагнозы детей и особенности восприятия окружающего мира при данных диагнозах. Родителям предлагается одеть окклюдеры и посмотреть на мир «глазами своих детей». Родителям предлагается выполнить, какие либо задания: обведение, штриховка и т.д. | II полугодие Учебного года | Регистрация в журнале консультационной работы. | |||
Мастер-классы | «Волшебны пальчики» познакомить родителей с разными играми, игрушками, направленными на развитие мелкой моторики и речевых навыков. | II полугодие Учебного года | Регистрация в журнале консультационной работы. | |||
Оформление наглядной агитации | Рекомендации по ношению очков (памятки для родителей). Рекомендации родителям по обучению ориентировки в пространстве ребенка с нарушением зрения | Сентябрь 2017 Декабрь 2017 | Статья в родительском уголке | |||
Проведение индивидуальных консультаций по запросам | 1 раз в неделю (четверг) | В течение года | Регистрация в журнале консультационной работы. | |||
Домашние задание | Рекомендации на зимние каникулы, на лето, согласно тематическому плану коррекционной работы. | Январь 2018. Июль – Август 2018 | Регистрация в журнале консультационной работы. | |||
Пропаганда тифлопедагоги ческих Знаний среди воспитателей младшей группы | Групповые медико –психолого-педагогические совещания | Осуществление взаимосвязи в работе с медиками, воспитателями и узкими специалистами | 1 раз в квартал | Протоколы медико- психологическо- педагогических совещаний | ||
Совместное перспективное планирование с воспитателями на месяц. | Осуществление взаимосвязи в работе с воспитателями. | Начало каждого месяца учебного года | Регистрация в журнале консультационной работы. | |||
Совместные интегративные занятия с воспитателями на месяц | Осуществление в системе комплексной помощи детям младшего дошкольного возраста с нарушением зрения, взаимосвязи в работе с воспитателями. | Начало каждого месяца учебного года | Регистрация в журнале консультационной работы. | |||
Консультации для воспитателей | Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми младшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Взаимосвязь корекционно-развивающей и учебно-воспитательной работы с детьми. Индивидуальные консультации по запросам | Сентябрь 2017 В течение года | Материалы консультации. Тематический план на учебный год. Перечень зрительных нагрузок, рекомендуемых для детей 3-4 года. | |||
Посещение занятий воспитателей | Изучение того, как дети усваивают программный материал, какие трудности испытывают, как овладевают приемами предметно-практической деятельности, что наиболее интересно и доступно каждому ребенку, насколько эффективны применяемые воспитателем, методы коррекционного воздействия. | 1 раз в неделю в течении года | Тетрадь посещение занятий | |||
Организация выставок специальной литературы с аннотациями по использованию, демонстрация дидактических материалов | Распространение тифлопедагогических знаний: развитие зрительного восприятия, развитие навыков ориентировки, социально-бытовая ориентировка, развитие зрительно-двигательной координации. | 1 раз в 2 месяца | Регистрация в журнале консультационной работы. | |||
Организационно- методическая работа | Повышение квалификации | Участие в методической работе ДОУ | 1 раз в неделю в течение года | |||
Оснащение тифлопедагогического кабинета | Пополнение пакета диагностических методик для детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения по всем разделам коррекционной программы. Составление перспективного плана на год по развитию навыков ориентировки и по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения (I год обучения) Приобретение, изготовление дидактических игр и пособий для коррекционных занятий по ОРН, РЗВ у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения | В течение года | Пакет диагностических методик (II года обучения) Перспективный план на год по РНО, РЗВ (I год обучения) Дидактические игры | |||
Составление отчета о проделанной работе | Анализ результатов коррекционно-развивающей работы с детьми | Май 2018 | Отчет |